microbik.ru
1 2 3

Руководство по аудиовизуальным и мультимедийным документам для библиотек и других организаций

Bruce Royan, Monika Cremer

Перевод на русский язык Кирилла Колосова

Гаага, Штаб-квартира ИФЛА, 2005.

IFLA Professional Reports: No. 88.

© IFLA 2005
1. Введение

2. Общие положения

3. Назначение данного руководства

4. Вопросы организации и управления:

• подбор кадров

• образование и обучение

• бюджет

5. Комплектование и обязательный экземпляр

6. Авторское право и авторский договор

7. Каталогизация и доступ к библиографическим материалам

8. Архивация и хранение

9. Оцифровка и сохранность

10. Интернет

11. Обслуживание пользователей

12. Сотрудничество

13. Ссылки

14. Перечень видов аудиовизуальных носителей

1. Введение

Данное справочное руководство по аудиовизуальным и мультимедийным материалам для библиотек и других учреждений аналогичного профиля было создано в результате нескольких лет совместных усилий и консультаций.

В начале 1972 г. был опубликован манифест ЮНЕСКО, касающийся роли публичных библиотек, в котором отмечалась потребность публичных библиотек в аудиовизуальных материалах, как для взрослых, так и для детей. В последующие годы IFLA создала специальный "круглый стол" по аудиовизуальным материалам для обсуждения всех видов документов, отличных от традиционных печатных изданий или же, следуя другому определению, для обсуждения документов, требующих для их воспроизведения и просмотра специального оборудования.

В 1982 году этот "круглый стол" попросили подготовить стандарты использования аудиовизуальных материалов и оборудования для их воспроизведения в библиотеках, в результате чего было подготовлено первое издание справочного руководства IFLA по этим вопросам. Второе, переработанное издание планировалось выпустить в 1987 г., но оно не было опубликовано.

Появление в библиотеках новых услуг, таких, как обслуживание мультимедийными документами (CD-I и CD-ROM), а также онлайновое мультимедийное обслуживание, было обусловлено развитием аудиовизуальных документов, которые стали доступными на различных типах аудиовизуальных носителей, подготовленных электронным способом. Это обусловило переименование в 1996 г. ранее созданного "круглого стола" в "круглый стол" по аудиовизуальным и мультимедийным материалам, который в 1999 г. был преобразован в отдельную Секцию по аудиовизуальным и мультимедийным материалам.

В современных условиях техническая революция, влияющая на библиотеки, требует не только переименования структур, но также и пересмотра соответствующего руководства IFLA. В 1997 г. на заседании "круглого стола" Секции аудиовизуальных и мультимедийных материалов (AVM) был предложен небольшой проект по редактированию устаревших текстов и приложений с целью создания набора руководств по аудиовизуальным и мультимедийным услугам в публичных библиотеках. Этот проект, рассчитанный на один год, был слишком сложным для одного исполнителя, но явился хорошей основой для последующей работы. В 1999 г. координационный комитет секции VI IFLA утвердил начало следующего проекта, поручив членам секции AVM подготовить набор руководств по аудиовизуальным и мультимедийным материалам для всех типов библиотек, а также для других учреждений аналогичного профиля.

Этот проект был расширен за пределы применения только в публичных библиотеках по той причине, что информационные и коммуникационные 1 Bibbi Andersson (Швеция) 2 Monika Cremer (Германия), Pierre-Yves Duchemin (Франция), Joelle Garcia (Франция), Marty Kesselmann (США) 6 технологии разрушают традиционное деление библиотек на публичные, научные, национальные и специальные. На разработку проекта повлияло обсуждение на конференции IFLA-2000 проекта новой редакции Руководства IFLA для публичных библиотек. Его отдельные части касаются аудиовизуальных и мультимедийных материалов: "для ликвидации разрыва между информационным богатством и информационной бедностью необходимо обеспечение доступа к средствам воспроизведения информации, таким как информационные технологии, аппаратура для просмотра микроформ, магнитофоны, слайд проекторы, а также оборудование для использования слепыми или слабовидящими".

Первый проект настоящего справочного руководства был представлен на рабочей встрече во время конференции IFLA-2001 в Бостоне. Группа составителей получила предложения по его доработке. Следующая плановая рабочая встреча должна была состояться на конференции IFLA-2002 в Глазго, но ее пришлось отменить из-за перегруженности программы конференции.

Подготовленные рабочие материалы были опубликованы на IFLANET, а также широко обсуждались на IFLA и других профессиональных встречах.

В июле 2003 г. вторая редакция рабочей версии руководства, в которой учитывались замечания, полученные к тому времени, была опубликована в издании AVMS Newsletter. Эта редакция легла в основу текущей версии руководства, которая была подготовлена участниками рабочей встречи, состоявшейся в Берлине 7 августа 2003 г. в рамках проведения очередной конференции IFLA.

2. Общие положения

Значительное увеличение объема информационных ресурсов, предназначенных для обучения, досуга, а также для информационных нужд сопровождается обилием аудиовизуальных и электронных форматов. Доступ к этим материалам должен быть не только открытым, но и столь же простым, как к печатным материалам.

Аудиовизуальные материалы - это часть нашего культурного наследия, включающая большой объем информации, которую необходимо сохранить для использования в будущем. Разнообразие форм и потоков информации в обществе должно иметь адекватное отражение в наличии услуг, предоставляемых пользователям в библиотеках.

Библиотекари, будучи своего рода информационными провайдерами, должны предусматривать выдачу информации пользователям в форматах, удовлетворяющих разнообразные потребности разных категорий пользователей. Библиотеки существуют для того, чтобы обеспечивать запросы разнообразных групп пользователей и, следовательно, должны удовлетворять 3 Bruce Royan (Великобритания), Monika Cremer (Германия), Livia Borghetti (Италия), Kirsten Rydland (Норвегия), James Turner (Канада), Gregory Miura (Франция) 7 потребности всех лиц, образующих эти группы: молодых и старых, трудоспособных и нетрудоспособных, одаренных и отсталых.

Аудиовизуальные материалы могут быть особенно полезными тем пользователям, для которых традиционные печатные издания представляют малый интерес, иначе говоря, тем, кто не любит читать печатные тексты, а также слепым, слабовидящим и лицам, обладающим другими физическими недостатками.

В развивающихся странах распространение аудиовизуальных материалов и средств их воспроизведения может быть важнее продвижения печатной продукции ввиду низкого уровня грамотности населения, предпочитающего обмен информацией посредством звука или изображения.

В то же время, потребность в использовании изображений, фильмов и звуковых материалов в традиционном (отличном от электронного) формате сохраняется, соседствуя со все возрастающими возможностями Интернет. Передача информации с помощью компьютера и мультимедиа приводит к накоплению в библиотеках огромного количества аудиовизуальных материалов. Почти каждый читатель или посетитель библиотеки может пользоваться аудиовизуальными и мультимедийными материалами наравне с традиционными печатными.

Доступ к сети Интернет должен предоставляться посетителям библиотек бесплатно в предусмотренных точках доступа. Библиотеки, осуществляя процесс информационной навигации для населения, рассматривают доступ к новым формам предоставления информации, как к полноценным ресурсам.

Аудиовизуальные материалы не должны рассматриваться как экзотические дополнения к традиционным изданиям, но напротив, они должны стать полноценными компонентами, включенными в практику библиотечного обслуживания.

Библиотеки оказались в ситуации, когда они имеют дело со всевозможными видами материалов, включая печатные издания, аудиовизуальную продукцию, электронные публикации (в том числе Интернет) и носители мультимедиа.

Библиотеки должны быть знакомы с существующими аудиовизуальными и мультимедийными форматами как средствами представления информационных ресурсов, а также пополнять свои фонды этими материалами. Количество аудиовизуальных и мультимедийных материалов, поступающие в библиотечные фонды, должно определяться, так же как и в случае с печатными изданиями, потребностями пользователей в этих материалах, кругом их использования, а также спецификой библиотеки, например, школьной, обслуживающей потребности учебного процесса. (8)

3. Назначение данного руководства.

В данном документе понятие "аудиовизуальные материалы и мультимедиа" будет относиться ко всем типам звуковых, графических и мультимедиа материалов из фондов библиотек и информационных служб любых направлений. (4) Будут рассмотрены вопросы, касающиеся звуковых файлов, статических и динамических изображений, мультимедийных документов, а также специализированного обслуживания (например, в детских библиотеках и языковых центрах). Также будут рассмотрены вопросы пополнения фондов, каталогизации, сохранности и доступа к материалам, в том числе, через Интернет.

Определения

Аудиовизуальный

Относится к изображению и/или звуку

Аудиовизуальные материалы

Материалы, содержащие записанные звуки и/или записанные неподвижные и/или движущиеся изображения.

Мультимедиа

Материалы, представленные в двух или более аудиовизуальных форматах, например, звук и изображение или текст и анимация.

Интерактивные мультимедиа материалы

Мультимедийные материалы, порядок просмотра которых и/или характер представления управляются пользователем.

Носители

Звукозаписи, неподвижные или движущиеся изображения и мультимедийные материалы могут существовать в аналоговом и цифровом виде и быть записанными на разных видах носителей. Настоящее руководство содержит справочный лист носителей, приведенный в разделе 14.

4. Организация и администрирование

Персонал

Сопровождение аудиовизуальных и мультимедиа ресурсов требует наличия не только соответствующего оборудования, но и знающих специалистов. Все библиотекари должны быть осведомлены о возможностях аудиовизуальных и мультимедийных материалов и должны рассматривать выдачу этих типов материалов и оборудования для их воспроизведения как обычную форму библиотечного обслуживания. Обязанности сотрудников, касающиеся работы с аудиовизуальными и мультимедиа ресурсами, должны быть четко определены на организационном уровне.

4 микроформы в данном руководстве не рассматриваются. (9)

В крупных библиотеках, очевидно, необходимо иметь в штате библиотекарей, специально обученных обслуживанию пользователей, обращающихся в отдел аудиовизуальных документов или мультимедиа. Но даже в небольших библиотеках должен быть один или несколько сотрудников, занятых координацией и планированием обслуживания с использованием аудиовизуальных и мультимедийных материалов. При возможности,

библиотекарям должны помогать технические специалисты, состоящие в штате, либо приглашаемые из внешних организаций. Библиотекарям может потребоваться помощь технических экспертов при разработке концепции обслуживания с использованием новых технологий. Необходимо, также, обладать знаниями о ситуации на рынке аудиовизуальной продукции. Особое значение имеет сетевое взаимодействие с другими библиотеками.

Желательно, чтобы в каждой стране была ведущая организация, имеющая опыт подбора аудиовизуальных и мультимедийных материалов и оказания услуг по их использованию.
Образование и обучение

Учебные заведения, готовящие библиотекарей и информационных специалистов должны давать своим студентам достаточно полное представление о возможностях использования аудиовизуальных и мультимедийных материалов в библиотеках. Для студентов, желающих специализироваться в данной области, должны быть предусмотрены дополнительные курсы.

В учебные планы следует включать программу обучения и тех библиотекарей и специалистов, которые уже работают с такими материалами. Подготовка специалистов в этой области требует охвата знаний в трех взаимодополняющих и различающихся направлениях: интеллектуальная деятельность, вопросы права и специальные знания.

В отдельных странах имеются программы подготовки библиотекарей, желающих специализироваться по применению аудиовизуальных и мультимедийных материалов в библиотеках. К примеру, в университете Нового южного Уэльса в Австралии на отделении информационных систем, технологии и менеджмента предлагается обучение по специальности «аудиовизуальный менеджмент». В США Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе готовит специалистов по архивам кинодокументов. В некоторых странах готовят библиотекарей в области музыки и обучают библиотечному делу в области искусства. Разумеется, широко распространено обучение библиотекарей информационным технологиям, но оно, как правило, направлено больше на изучение работы с компьютером, нежели на работу с традиционными аудиовизуальными материалами.

Библиотекарям, работающим с аудиовизуальными материалами необходимы знания в области кино, искусства, музыки, так же как библиотекарям, работающим с традиционными книгами необходимы литературные познания.

Для специалистов в области аудиовизуальных материалов особенно важным является непрерывное образование и повышение квалификации, так как 10 технология и продукты в этой сфере изменяются очень быстро. Это должно учитываться в учебных планах и программах профессиональных ассоциаций, школ по библиотечному делу и информационным наукам и других такого рода организациях. Подобного рода программы могут создаваться как международные, национальные, региональные или локальные.

Финансирование

Необходимо предусматривать финансовое обеспечение для формирования фондов, закупки оборудования, текущего обслуживания, хранения, ремонта и замены аппаратуры. Все эти расходы должны определяться в процентах u1086 от бюджета библиотеки в целом и расходов на комплектование фондов и оборудование, а также в соответствии с объемом библиотечных фондов.

Пересмотр бюджета необходимо производить ежегодно, что связано с быстротой перемен в новых технологиях (в этой области срок амортизации в 5 лет является очень большим).

5. Комплектование и обязательный экземпляр

Все библиотекари, независимо от сферы их обязанностей, должны быть информированы о возможностях аудиовизуальных и мультимедийных форматов как носителей информации и использовать основанные на них документы для комплектования.

Формирование фондов библиотек должно непременно включать ресурсы на нетрадиционных носителях. Необходимо выработать отдельные приоритеты и критерии отбора для этих ресурсов, и эти критерии могут быть различными в зависимости от конкретного формата. Эти критерии могут послужить основой для формирования фондов.

Типичные источники комплектования фондов печатных материалов могут не всегда совпадать с источниками комплектования фондов документами на нетрадиционных носителях. Для этой деятельности необходимо привлекать специалистов в области права и рынка, с учетом отличий данного рынка от рынка книжной продукции. Аналогично требуется привлечение специалистов при подборе и закупке оборудования для воспроизведения аудиовизуальных и электронных ресурсов.

Сети распространения такого рода ресурсов – региональные, национальные и международные, - разнообразны и подчас плохо организованы. Библиотекари, работающие в этой области, должны сотрудничать для выбора наиболее приемлемых дистрибьюторов по каждому типу материалов.

Во многих организациях существует хорошая практика создания коллекций на основе местных материалов (включающих фильмы, видеокассеты, речевые звукозаписи и музыку). Это наилучший способ обеспечения сохранности таких материалов и расширения их доступности, насколько позволяют действующие нормы авторского права. (11)

Одним из способов создания коллекций из аудиовизуальных и мультимедийных документов, в том числе редких и старинных, является получение их в дар.

Однако следует иметь в виду, что нестабильность норм права интеллектуальной собственности и другие моменты делают этот вариант менее приемлемым по сравнению с получением в дар печатных материалов.

Разнообразие законов об обязательном экземпляре и применение этих законов на практике сильно различаются в разных странах, от полного отсутствия до полного охвата всех материалов, даже иногда и онлайновых. Аналогично различаются и организации, осуществляющие функции по сбору и хранению обязательного экземпляра, в состав которых могут входить национальные и региональные библиотеки, специализированные агентства, аудиовизуальные и мультимедийные архивы, университетские и специальные библиотеки. Всюду, где существует положение об обязательном экземпляре, необходимо пропагандировать и использовать преимущества, которые оно создает.

Право доступа к документам, хранимым в качестве обязательного экземпляра, может ограничиваться только в случаях, оговоренных законодательством.


следующая страница >>