microbik.ru
1 2 3 4
Блочно – модульная система в аспекте преподавания литературы.

Модульная программа « Мир вокруг – большой и разный… » 5 – 11 классы

Авторы программы: Табункина Р.Н. и Логинова М.С.

Пояснительная записка

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности

с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература, особенно литература русская с её гуманистической направленностью. Общее направление гуманизации образования и современные условия преподавания литературы в школе заставляют во многом пересматривать содержание и структуру курса литературы. Приходится пересматривать программу литературного образования, отказываться от привычных тем, произведений и вводить что-то новое. Анализируя систему преподавания литературы, мы сошлись во мнении, что нашим целям и задачам соответствует именно технологии блочно-модульного обучения.

Напомним, что блок – это большой тематический раздел, включающий в себя дидактический комплекс с различными заданиями. Блоки включают в себя различные модули. Модуль – это целевой многофункциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.

Основными компонентами модуля являются:

  • точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

  • банк информации;

  • методическое руководство по достижению целей (конспекты, тематическое планирование, содержание программы);

  • практические занятия по формированию необходимых умений;

  • контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

На наш взгляд, из курса литературы, изучаемой в 5-11 классах, можно выделить несколько блоков, который условно предлагаем назвать:

1. «Уважение к минувшему – вот черта, отделяющая образованность от дикости» (А. Пушкин)

2. «…Гражданином быть обязан» (Н.Некрасов)

3. «Мир вокруг большой и разный…»

Сегодня вашему вниманию мы предлагаем данный блок, объединяющий в себе модули «Человек – это истинная ценность», «Братья наши меньшие», «Учись постигать красоту природы», который считаем одним из самых важных.

В современном обществе утратили свою значимость и ценность такие понятия, как добро, милосердие, сострадание, чуткость, человечность. Курс литературы содержит благодатный материал для воспитания у учащихся гуманного отношения к окружающему миру: людям, животным, природе, для формирования у учащихся таких ценностных категорий, как доброта, милосердие, внимание к окружающему миру.

Данная программа рассчитана для работы на уроках литературы в 5-11 классах и представляет собой блочно-модульную систему изучения произведений, включённых в программу по литературе на базовом уровне.

Произведения, объединенные в блок «Мир вокруг большой и разный…», призваны помочь раскрыть подросткам истинный смысл нравственных ценностей, со страшной быстротой исчезающих из нашей жизни, и показать им, на чем держится мир.

Практическая направленность программы в том, что она поможет учителю-словеснику воспитывать толерантную личность, способную сопереживать чужому горю, видеть, «открывать» для себя многоцветие мира, многообразие форм и настроений «природы», эмоционально отзываться на её красоту.

Программа каждого класса включает в себя произведения литературы, поднимающие вечные проблемы: добро и зло, жестокость и сострадание, прекрасное и безобразное в природе и человеческой жизни. При составлении программы использовался национально-региональный компонент в 10-11 классах, изучающих параллельно с русской и чувашскую литературу.

В каждом классе программа рассчитана на 16 часов. Содержание и количество часов данной программы можно варьировать: увеличить количество произведений в классах с углубленным изучением гуманитарных дисциплин при сохранении или небольшом сокращении учебного времени на изучение других произведений.

Работа по этой технологии на первое место ставит воспитательные цели, поэтому на  уроках дети учатся быть добрыми, внимательными, сострадательными, учатся находить в жизни позитивные моменты.       

Цель программы: используя произведения литературы, воспитать высоконравственную личность, главной чертой которой будет сострадание ко всему живому, формировать активную жизненную позицию.

Задачи:

  1. Формировать у школьников способности воспринимать красоту человека, природы и окружающего мира;

  2. Развивать потребность в нравственно - эстетической отзывчивости ко всему живому;

  3. Учить размышлять над причинами, вызвавшими различные эмоциональные состояния;

  4. Формировать умения различать эмоциональное состояние человека и животного в разных ситуациях;

  5. Формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к творчеству писателей- создателей произведений словесного искусства;

  6. Расширять кругозор обучающихся через чтение произведений.

Преимущества технологии блочно-модульного обучения:

  1. Повышение мотивации в изучении литературы.

  2. Накопление систематизированного материала к написанию части С в ЕГЭ.

  3. Развитие общеучебных умений и навыков:

а) навыков внимательного вдумчивого чтения;

б) умения сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное;

в) умение планировать текущую и перспективную учебную работу;

г) умение составлять свой жизненный проект

Данная программа была нами опробована в 5А и 11А классах в 2007-08 учебном году. В конце года в четвёртой четверти мы давали блоки «Братья наши меньшие» и «Учись постигать красоту природы» - 5 класс (8 часов) и «Человек – это величайшая ценность» - в 11 классе (8 часов)

Наша работа нашла поддержку на кафедре русского языка и литературы ЧРИО. Материал также принят к публикации на Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Вашему вниманию мы предлагаем содержание программы и учебно-тематический план по блоку «Мир вокруг большой и разный...»
В качестве предисловия к модульной программе « Мир вокруг – большой и разный… »
« Доброта... бескорыстная, действенная доброта, не ожи­дающая ни наград, ни признания, вдохновляющая на дела, твори­мые из одного сознания своего человеческого долга: надо помочь, надо ободрить, надо посочувствовать... Но как нечасто приходится наблюдать ее проявления в быстром чередовании дней, словно под­гоняемых современными темпами жизни с их потоком событий и перемен! И некогда, выключившись из него, приостановиться и по­думать: в чем дело? Почему мы, становясь просвещеннее, опытнее и благополучнее, более защищенными достижениями цивилизации и науки от всяких напастей, забываем в упоении своими победами над стихийными силами природы, могуществом подчиненных нам технических средств о тех, кто остался слабым и беспомощным, ко­му не выжить без нашего покровительства, ободрения и помощи? О тех, кто нуждается в идущем от чистого сердца сочувствии?.. Ведь не перестали мы верить в великое значение тепла и любви в человеческих отношениях, способных исцелить и утешить, внести радость, свет в потемки и холод несложившейся судьбы?

Эта книга как раз о добре — о бескорыстной любви и сочув­ствии к домашним и диким животным, ко всему копошащемуся, таящемуся вокруг нас миру живых тварей, пока еще выживающих на планете, все круче и беспощаднее приспосабливаемой челове­ком к своим нуждам. Включенные в сборник рассказы очень раз­личны по манере и сюжету, по художественному уровню, но их всех роднит поставленная себе авторами единая цель: внушить читателю симпатию к младшим братьям и отвращение к жестокости, к недостойному человека бездушному отношению к живым существам.

Сложна задача в XXI веке писать о бережном отношении и любви к живой природе, потому что весь поступательный ход развития современ­ного общества зиждется на всемерном развертывании наступления цивилизации. Речь может идти лишь о том, чтобы не губить боль­ше естественной жизни вокруг нас, чем этого требует претворяе­мый в жизнь план очередного строительства города, плотины, авто­страды или завода, стараться где можно, хоть на клочках, сохра­нять естественные условия, при которых могли бы еще какое-то вре­мя жить те или иные дикие животные и растения. И проникнуться симпатией и сочувствием к тем, кто уже не может существовать самостоятельно, если человек не поможет и не защитит.

Дикие звери и птицы на протяжении тысячелетий помогали че­ловеку выжить и украшали его жизнь; не должен и он быть не­благодарным и не платить признательностью тем, кого он обрек на вымирание. Сведения Красной книги говорят о все увеличи­вающейся с годами быстроте, с какой исчезают с лица Земли ви­ды и отряды животных и растений, причем процесс этот обозна­чается все резче, распространяется все шире, захватывая ареалы океана и суши, почитавшиеся девственными еще на памяти нынеш­них поколений... И раз это так, каждый человек призван всеми си­лами помогать замедлению этих печальных последствий роста на­селения и потребностей человека.

Итак, с одной стороны, все более изощренные и добычливые способы лова и промыслов, механизмы, способные за считанные минуты перегородить реку, свести вековые леса, изъять у природы накопленные в болотах тысячелетиями запасы органических ве­ществ; с другой — горькое чувство невосполнимой утраты, когда читаешь о последних уцелевших экземплярах тех или иных живот­ных, об ученых, основывающих на чрезвычайных экспериментах зыбкую надежду на сохранение вида... В этом неравном состяза­нии не может быть недооценена роль людей доброй воли, призы­вающих щадить где можно, любить все живое, искупая тем самым в какой-то мере вину человечества перед младшими и слабейшими собратьями...

Рассказ Глеба Горышина «Лебединая жизнь» заставляет с горечью вспомнить, сколько доводилось встречать на охоте и в тайге людей, подобных его герою, способных не только расстрелять в упор лебедя, но еще цинически хвастать выстрелом. Уж не пра­вы ли те, кто огулом клеймит охотников, потому что чересчур много среди них хапуг, прикрывающих почетным званием охотника-любителя свою бессовестную сущность хищника?

Заслуживает внимания небольшая повесть Михаила Юхмы «Шурсямга — молодой волк». Повесть Юхмы ценна тем, что он пишет о нашем времени, когда вокруг волка все неумолимее сжи­мается кольцо угроз и опасностей и ему все труднее уцелеть.

Значительна часть рассказов о домашних животных: собаках, кошках, лошадях.

В рассказах властно звучат голоса природы.

Нет нужды подробно останавливаться на рассказах сборника и перечислить их все - перед читателем книга, содержание кото­рой говорит само за себя. Тот, кто ее прочтет, несомненно, глубже постигнет те вечные нравственные, не подвластные никаким временным влияниям законы, какие диктуют человеку бережное и доброе отношение к вершащейся вокруг жизни - хрупкой и во всем от него зависимой: только любовь к ней, сочувствие ко всякой живой твари - к животным и растениям - способны уравновесить урон, наносимый природе наступлением цивилизации.»
Из предисловия О. Волкова к сборнику рассказов «О братьях наших меньших»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
И был бы он (человек) счастлив тем,

Что есть мир прекрасный вокруг него

И что назначение его на земле – Творить добро.

( В. Астафьев)

Модуль «Человек – это величайшая ценность»(8 часов)
Быть счастливым – творить добро…
1. Русские народные сказки.(1час) Виды сказок Отражение народной морали в сказках. Торжество добра, справедливости в сказках.

2. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (1час). Народная мораль в характере и поступках героев. Полное любви, добра сердце. Готовность жертвовать собой в сказке. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается.

3. Литературная сказка. «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»(1час). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом.

4. Андрей Платонов «Неизвестный цветок»(1час). Внимание к окружающему миру, умение видеть в нем хорошее. Деятельное сострадание к окружающему.

5. В.Г.Короленко «Дети подземелья»(2часа). Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

6. Куприн «Чудесный доктор»(1час). Чудо деятельного сострадания.

7. Урок развития речи

Модуль «Братья наши меньшие»(4часа).
Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря!
1. А. Платонов «Волшебное кольцо».(1час) Герои сказки Платонова – Семен и его друзья: кошка, собака и змея. Победа добра и справедливости в сказке.

2. Н.Рубцов. Цикл стихов «Диво дивное», стихотворения «Ворона», «Воробей», «Ласточка», «Медведь», «Про зайца», «Коза», «Жеребенок».(1час) Меньшие наши братья. Внимание к окружающему миру .Меткое слово поэта. Стихи Рубцова – моментальный снимок.

3. К. Паустовский «Теплый хлеб»(1час). Смысл названия сказки. «Трудность добра».

4. Е. Носов «Трудный хлеб»(1час). Добро, умение оказывать помощь, «смысл названия рассказа».
Модуль «Учись постигать красоту природы»( 4часа)
Не то, что мните вы, - природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык
1. Поэты XIX века о Родине и родной природе. Фет «Весенний дождь», Плещеев «Весна», Тютчев «Весенние воды».(1час)

2. И. Бунин «Косцы»(1час). Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказах.

3. Поэты XX века о России и родной природе.(1час) И. Северянин «Цветы и ядоцветы»

4.Урок развития речи(1час)
6 класс
Модуль «Человек – это величайшая ценность» (8 часов)
Быть счастливым – творить добро…
1.А.Платонов «В прекрасном и яростном мире» (1 час). Душевная красота и щедрость; ответственность за тех, кто рядом. Важность человеческого участия. Смысл названия рассказа. Идея доброты, взаимопонимания.

2. В. Железников «Чучело» (2 часа). Милосердие, доброе отношение к миру, умение всех прощать.

3. В. Распутин «Уроки французского» (2 часа). Нравственная стойкость героя, чувство собственного достоинства.

4. Урок развития речи (1 час)

5. Рей Брэдбери «Зеленое утро» (1час). Стремление уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

5 Урок развития речи (1час).
Модуль «Братья наши меньшие» (4часа).
Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря
1. Платонов «Корова» (1час). Любовь к человеку, сострадание ко всему живому. Выражение писателем собственного отношения к миру посредством персонажей.

2. Э. Сетон-Томпсон «Рассказы о животных» (1час). Поэтическое жизнеописание животных в рассказах.

3. В. Астафьев «Зачем я убил коростеля».(1час)

4.Урок развития речи (1час)
Модуль «Учись постигать красоту природы»( 4часа)
Не то, что мните вы, - природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

( Ф. Тютчев)
1. Пришвин «Кладовая солнца» (2часа). Вера писателя в человека и мудрого хозяина природы. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл названия произведения.

2. К.Паустовский «Повесть о лесах», «Снег»(1час). Красота природы. Призыв к умению всматриваться, вслушиваться в природу.

3 Н. Рубцов « Звезда полей» (1час) Человек и природа в тихой лирике Рубцова.
7 класс
Модуль «Человек – это величайшая ценность» (8 часов)
Быть счастливым – творить добро…

.1. «Поучение» Владимира Мономаха»(1 час). Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

2. И. Бунин «Лапти»(1час). Душевное богатство простого крестьянина.

3. А. Платонов «Юшка»(2часа). Любовь к жизни. Победа разума и добра. Проблема душевной черствости, равнодушия. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.

Юшка – незаметный герой с большим сердцем.

4. Б.Екимов «Ночь исцеления»(1час). Взаимоотношение двух поколений. Гуманное отношение к страдающему человеку. Выбор поведения человека в разных ситуациях. Тема «Как важно вовремя успеть».

5. Е. Носов «Кукла» (1час). Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, к природе.

6. Рей Брэдбери «Каникулы» (1 час). Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на земле.

7 Урок развития речи
Модуль «Братья наши меньшие»(4часа).
Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря
1. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

2. А.Н. Андреев «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

3. Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади». Отношение людей к животным. Красота природы. Единство судьбы человека и окружающей его природы.

4. Урок развития речи.

Модуль «Учись постигать красоту природы» ( 4часа)
Не то, что мните вы, - природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода

В ней есть любовь, в ней есть язык
1. Стихотворения поэтов XIX века о родной природе (1час). Жуковский, И.Бунин. Поэтическое изображение природы, выражение авторского настроения миросозерцания.

2. Стихотворения поэтов XX века о природе (2 часа). (В.Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов) человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.

3. Урок развития речи

8класс
Модуль «Человек – это величайшая ценность» (8 часов)
Быть счастливым – творить добро…

1. Лирические песни. (1 час) Отражение в песни душевной красоты, идеалов крестьянства, нравственных устоев крестьянской жизни.

2.. Из древнерусской литературы. Житие Бориса и Глеба (1час). Душевная чистота святых князей, их неукоснительное следование евангельским заповедям.

3. Карамзин «Наталья, боярская дочь» (1 час). Богатый внутренний мир героев. Образ «благовоспитанной девушки». «Жизнь сердца».

4. Куприн «Куст сирени» (1 час). Духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

5. А.Платонов «Третий сын» (1 час). Свет в ночном окне. Отцы и дети, материальная любовь, жизнь и смерть, смена поколений.

6. Паустовский «Телеграмма» (2 часа). Тема экологии души. Проблема человечности в рассказе.

7. Урок развития речи (1 час)
Модуль «Братья наши меньшие» (4 часа).

1. Человек и природа в лирике поэтов 20 века (1 час)

2. Н.Рубцов «Жеребенок» (1 час)

3. Н.Заболоцкий «Журавли» (1 час). Одухотворенность природы, единство с ней человека. Человек и природа в лирике Заболоцкого»

4 . Урок развития речи (1 час)

Модуль «Учись постигать красоту природы» ( 4часа)
Не то, что мните вы, - природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода

В ней есть любовь, в ней есть язык
1. Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой». Призыв поэта внимательно всматриваться в природу, вслушиваться в нее. Мысль о единстве всего мироздания.

2. Н.Рубцов «Зимняя песня», «Журавли». Красота, величие природы (1 час).

3. В. Астафьев «Хвостик» (1час). Отношение людей к природе, жестокость и бездуховность людей. Быть сопричастным ко всему живому.

4. А. Экзюпери « Маленький принц» (1 час).
9 класс

Модуль «Человек – это величайшая ценность» (8 часов)

Чуткое и понятливое отношение одного человека к

другому – это и в жизни и в искусстве всегда гуманизм

С. Залыгин
1. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Утверждение общечеловеческих ценностей в повести.

2. Н.В. Гоголь «Шинель». «Маленький человек» и его место в обществе. Горькое чувство от униженности и бесправия «маленького человека». Гуманистическая направленность повести. Акакий Башмачкин и Самсон Вырин.

3. М.А. Шолохов «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Война и дети. Гуманизм рассказа. Противостояние двух сил: жизни, природы, нравственности, любви – и разрушение всех основ цивилизации, гуманизма.

4. В. Быков «Сотников». Наедине со своей совестью. Выявление духовной сущности человека в бесчеловечных обстоятельствах.

5. А. Приставкин «Ночевала тучка золотая…» Трагические страницы в истории России. Любовь и красота, спасающие мир. Духовное братство. Гуманистическая мысль повести: «Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди».

6. В. Кондратьев «Сашка». Гуманизм Сашки- солдата Великой Отечественной войны.Долг каждого человека – замечать страдания других и стремиться помочь им.

7. В. Распутин «Живи и помни». Любовь, терпение, самоотверженность и верность русской женщины Настёны. Андрей, потерявший нравственные нормы, принятые в человеческом общении.

8. Б. Васильев «А зори здесь тихие…» Женщины и война – несовместимые понятия. Протест против войны и насилия.

Модуль «Братья наши меньшие» (4часа).
И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове… С. Есенин

1.Ф. Абрамов «Жила-была семужка», Гл. Горышкин «Лебединая жизнь». Варварское отношение к животному миру. Очеловечивание страдающих животных и потеря человеческого в людях.

2. А. Ким «Глаза бездомной собаки», Ю. Казаков «Арктур – гончий пёс», Мих. Миляков «Горний ветер», Ив Оганов «Собака нашей осени», Г. Семёнов «След собаки», Ион Друце «Баллада о пяти котятах». Ответственность человека за тех, «кого приручил». Человек – мера всего сущего на Земле.

3. С. Залыгин «Коровий век», В. Конецкий «Последняя ночь Бандита», Тимур Пулатов «Владения». Человек-хищник. Благородство животных. Обречённость природы.
Модуль «Учись постигать красоту окружающего мира»( 4часа)
Земля – наш крошечный дом, летящий

в безмерно большом пространстве.

Д.С. Лихачёв

Сотри случайные черты,

И ты увидишь: мир прекрасен… А. Блок
1. Образы природы в лирике А.С. Пушкина. Принципы изображения природы. Гармоничный мир природы и его влияние на человека, его душевное равновесие. Философский и социальный пейзаж.

2. Природа в произведениях М.Ю. Лермонтова. Космическое видение природы героем Лермонтова. Патриотизм стихотворения

3. И.А. Бунин. Стихотворения о родине, о природе. Загадки окружающего мира. «Радость бытия», переживаемая лирическим героем.

4. А.Т. Твардовский. Стихотворения о родине, о природе. Ощущение счастья.
10 класс

Модуль «Человек – это величайшая ценность» (8 часов)

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная,

целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в

человеке, самое к нему располагающее и самое в

конечном счёте верное по пути к личному счастью.

Д.С. Лихачёв

1. А.Н. Островский «Снегурочка». Поэтический мир берендеев, добрые и справедливые законы этого мира. Любовь – высшая ценность человеческой жизни.

2. Ф.М. Достоевский «Бедные люди». Судьба обездоленных людей в мире зла. Христианское смирение и всепрощение. Осознание необходимости сострадания и сопереживания.

3. Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы». Осуждение войны, её антигуманности.

4. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Любовь, рвущаяся к свободе, становится хищно-разрушительным началом. Сильные страсти, приводящие к преступлению. Праведники Н.С. Лескова («Очарованный странник», «Левша»). Способность «прожить изо дня в день праведно долгую жизнь, не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего»

5. А.И. Солженицын «Матрёнин двор». Нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Продолжение гуманистических традиций русской литературы.

6. Б. Екимов «Возвращение». Смысл названия рассказа. Доброта, гуманность, чувство благодарности маленькому человеку за его дела.

7. А.П. Чехов. Рассказы («О любви», «Ионыч», «Человек в футляре»…) Гибель человеческой души под влиянием пошлого мира. Защита прав человека на духовно богатую, яркую жизнь.

8. Ю. Бондарев «Горячий снег». Власть и нравственность, долг и необходимость, человечность и «злая правота». Трагизм одного из эпизодов войны. Смысл названия.
Модуль «Братья наши меньшие» (4часа).
И зверьё, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове… С. Есенин
1. А.П. Чехов. Рассказы. Новаторство А. Чехова в изображении природы и её связей с человеком (внимание к деталям, философская глубина, отношение к животным как к равноправным участникам жизни)

2. Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей». Трагические отношения человека и природы. Невосполнимость духовных потерь вследствие разрыва вековых связей природы и человека.

3. В. Распутин «Продаётся медвежья шкура», А. Скалон «Живые деньги», С. Воронин «Убийство», Мих. Юхма «Шурсямга, молодой волк». Проблемы взаимоотношения человека с животными. Насилие над природой – это озверение одних и прозрение других.
Модуль «Учись постигать красоту окружающего мира»( 4часа)


Земля – наш крошечный дом, летящий

в безмерно большом пространстве.

Д.С. Лихачёв

Сотри случайные черты,

И ты увидишь: мир прекрасен…А Блок


  1. Ф.И. Тютчев. Стихотворения. Ф. И. Тютчев как певец русской природы. Представление

о единстве мира природы и внутреннего мира человека.

2. И.С. Тургенев «Записки охотника». Мастерство в создании пейзажа. Живое ощущение России, русской природы. Детали лирических описаний.

3. Ч. Айтматов «И дольше века длится день…» Судьба народа и судьба природы. Поиски гармонии и равновесия.

11 класс
Модуль «Человек – это величайшая ценность» (8 часов)
1. Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном». Размышления о прошлом, настоящем и будущем Родины, чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей. И. Я. Яковлев «Духовное завещание чувашскому народу». Соприкосновение культур.

2. В. Набоков «Приглашение на казнь». Е. Замятин «Мы». Защита прав человека на индивидуальность.

3. М.А. Шолохов «Донские рассказы». «Чудовищная нелепица войны» в изображении М. Шолохова.

4. В. Быков «Карьер». Развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния её на человека.

5. В.Г. Распутин «Последний срок». Высокая нравственность труженицы-матери и утеря нравственных ориентиров детьми, пьянство и корысть молодых, невнимание к человеку, давшему им жизнь. Проблески лучших человеческих черт в каждом.

6. В. Астафьев «Людочка». Судьба девушки, обречённой на одиночество. Мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.

7. Дуэль в русской литературе (по произведениям А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и «Выстрел», М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», А.П. Чехова «Дуэль», А.И. Куприна «Поединок») Дуэль как средство, пробуждающее человека от забытья жизни; дуэль как защита своей чести; дуэль как предрассудок; дуэль как социальная необходимость. Ценность человеческой жизни.
Модуль «Братья наши меньшие» (4часа).
1. С. А. Есенин. Стихотворения. Любовь и сострадание «ко всему живому»

2. В. П. Астафьев «Царь-рыба» Природа и человек, два типа охотников, их отношение к природе, отношение природы к ним (мифологические мотивы одушевления природы, её возмездие за безнравственность).

3. Ч. Айтматов «Плаха». Судьба народа и судьба природы. Философское осмысление необратимого вмешательства в жизнь природы. Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые автором.

Модуль «Учись постигать красоту окружающего мира»( 4часа)
1. Н.М. Рубцов. Стихотворения. Основные темы и мотивы лирики Н. Рубцова – Родина – Русь, её природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания

2.Н.А. Заболоцкий. Стихотворения. Человек и природа в поэзии Н. Заболоцкого.

3. Б.Л. Пастернак Стихотворения. Философская насыщенность лирики. Стремление постичь мир, удивление перед чудом бытия. Взаимоотношения человека и природы.

4. Рассказы В.М. Шукшина. Мастера и геростраты (рассказы «Крепкий мужик», «Мастер»). Гуманистическая направленность. Влияние тради
5 класс
Учебный материал

1.Коровина В. Я. , Литература: 5 класс: учебник- хрестоматия. В 2-х частях- М. : Просвещение.

2.Программа общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией В. Я. Коровиной. 5-11 классы. М.: Просвещение

3 Коровина В. Я. , Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим… : 5 класс- М. : Просвещение

4 Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М : Просвещение.

Дидактический материал

1 Турьянская Б. И.

Литература в 5 классе. Урок за уроком.- М.: «ТИД « Русское слово»- РС»

2.Егорова Н.В.

Литература. 5 класс. Поурочные разработки- М. Вако

3 Читаем, думаем, спорим…. : Дидактич. материалы по литературе. 5 класс/ Авт.- сост. Т.Ф. Курдюмова . М. : Просвещение.

Учебно-тематический план



Наименование блока

Лекция

Практика

Форма контроля


Модуль «Человек- это величайшая ценность»


Урок1
Начало изучения темы.

1. Русские народные сказки. Отражение народной морали в сказках. Торжество добра, справедливости.

Урок 2

Сказка «Царевна - лягушка». Полное любви, добра сердце. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается.

Урок 3

3. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Победа добра над злом.

Урок 4

А. Платонов «Неизвестный цветок». Деятельное сострадание к окружающему

Урок 5

5. В.Короленко «Дети подземелья». В дурном обществе. Жизнь детей в мире капитализма.

Урок 6

6. В.Короленко «Дети подземелья». Доброта и сострадание героев повести. Взаимопонимание – основа отношение.

Урок 7

7. И. Куприн «Чудесный доктор». Чудо деятельного сострадания.

Урок 8

Урок развития речи





1 час


1 час



-

Ролевое чтение, аналитическая беседа


Выразительное чтение, аналитическая беседа

Ролевое чтение, аналитическая беседа


Аналитическая беседа


Ролевое чтение, аналитическая беседа

письменная работа



-


Тестирование


Письменный ответ на вопрос

« Чем отличается красота царицы от красоты царевны?»

Сочинение-

рассказ о любимом герое

Модуль « Братья наши меньшие»

Урок 1
1. Братья наши меньшие. Внимание к окружающему миру.
Урок 2

2. А. Платонов «Волшебное кольцо». Герои сказки - Семен и его друзья: кошка, собака, змея.

Урок 3

3. К. Паустовский «Теплый хлеб». Добро, любовь, труд. «Трудность добра».

Урок 4

4. Е. Носов «Трудный хлеб». Добро, умение оказывать помощь.

1 час

Рассказ о домашнем животном, обращение к жизненному и читательному опыту детей
Выразительное чтение, пересказ эпизодов, словесное рисование
Аналитическая беседа


Аналитическая беседа, ролевое чтение



Викторина

Сочинение «Имя моего любимца»

Модуль « Учись постигать красоту природы»

Урок 1

1. Родная природа в художественной литературе и на полотнах художников.

Урок 2

2. Поэты XIX века о Родине родной природе. А. Фет, Плещеев, Тютчев. Восприятие прекрасного.

Урок 3

3. Поэты XX века о Родине и родной природе.

Урок 4. Итоговая работа.

Формулирование выводов по проблематике модулей

1 час


Выразительное чтение

Выразительное чтение

Письменная работа

Мини-сочинение «Любимый уголок природы»

Сочинение «Как вы, ваши друзья и взрослые относитесь ко всему, что нас окружает»


следующая страница >>