microbik.ru
1 2 ... 5 6
Проект
Российская академия наук
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
Институт проблем комплексного освоения недр Российской академии наук

Методическое руководство по определению,
оценке, нормированию и учету показателей
полноты и качества разработки месторождений
твердых полезных ископаемых

(2 редакция)


Москва - 2012

Аннотация
В отчете изложены основные концептуальные положения проекта «Методическое руководство по определению, оценке, нормированию и учету показателей полноты и качества разработки месторождений твердых полезных ископаемых», направленного на обеспечение правового регулирования горных отношений между государством и бизнесом по проблеме рационального, комплексного освоения минерально-сырьевых ресурсов недр.

Содержание





Стр.

Введение ………………………………………………………………………

5

1. Общие положения ………………………………………………………….

8

2. Показатели полноты и качества разработки месторождений твердых полезных ископаемых ………………………………………………………


11

3. Классификация количественных потерь твердых полезных ископаемых при их добыче ……………………………………………………………….


12

4. Качественные потери полезного ископаемого ……………………………

13

5. Изменение качества добываемого полезного ископаемого ……………..

14

6. Классификация источников изменения качества твердых полезных ископаемых при их добыче …………………………………………………..


16

7. Оценка природоресурсного потенциала участка недр, содержащего месторождение твердых полезных ископаемых …………………………….


19

8. Нормирование показателей количественных потерь и качества извлекаемых запасов при разработке выемочных единиц ……………………..


22

9. Планирование показателей полноты и качества разработки месторождений твердых полезных ископаемых …………………………………….


25

10. Учет и отчетность …………………………………………………………

26

11. Особенности налогообложения при разработке выемочных участков ..

27

Заключение …………………………………………………………………….

28

Литература …………………………………………………………………….

31

Приложения:




1. Книга учета движения временно неактивных запасов твердых полезных ископаемых ………………………………………………………….


33

2. Книга учета полноты и качества разработки выемочных единиц месторождений твердых полезных ископаемых ………………………………..


34

3. Книга учета полноты и качества разработки месторождений твердых полезных ископаемых ……………………………………………………..


35


Введение

Наша страна обладает значительным количеством минерально-сырьевых ресурсов (МСР), продукция которых обеспечивает более 50% бюджетных поступлений. Общеизвестный факт о том, что МСР в подавляющем большинстве случаев исчерпаемы и невозобновляемы, обуславливает необходимость бережного, рачительного их освоения и использования.

Однако, анализ фактических материалов свидетельствует о том, что степень извлечения разведанных запасов полезных ископаемых (ПИ) из недр недопустимо низкая. Так, на Верхнекамских месторождениях – одних из лучших в мире – в недрах теряется 60-70% и более балансовых запасов. Кроме того, наблюдается прогрессирующая тенденция роста потерь ПИ при их добыче и первичной переработке. Например, на открытых разработках за последние 10-15 лет потери угля при добыче возросли с 3,0-4,0% до 10-12%; потери золота на драгах достигают – 40%.

Основные причины столь нерациональной выемки запасов, помимо ухудшения горно-геологических условий освоения месторождений ПИ, неразвитой инфраструктуры и других объективных факторов заключаются в несовершенстве законодательной и нормативно-правовой базы и действующей системы государственного управления и контроля за полнотой и качеством освоения месторождений полезных ископаемых.

С позиции законодательного и нормативно-правового обеспечения рационального освоения МСР приходится констатировать, что действующий в качестве базового, не кодифицированного, Федерального закона (ФЗ) «О недрах» содержит лишь декларативные требования по проблеме рационального освоения и охраны недр. Так, в статье 23, регламентирующей утверждение технических проектов на разработку месторождений ПИ, отсутствуют нормы, обязывающие федеральные органы проводить экспертизу проектов и ввести оплату за их проведение. Постоянно вносимые поправки (на 01.07.2012г. их уже 33) не только не улучшают качество закона, но даже осложняют правовую оценку горных отношений, возникающих в связи с этой проблемой.

В условиях отсутствия законодательных норм, упорядочивающих состояние дел в области рационального освоения и сохранения недр, Правительство РФ своими Постановлениями (№118 от 3 марта 2010г., №82 от 3 февраля 2012г.) приняло ряд мер по разработке необходимых требований к созданию благоприятных условий рассмотрения и согласования проектной документации, однако принимаемые решения страдают серьезными ошибками. В частности, в Постановление Правительства РФ №82 введено понятие «проектные нормативы потерь», утверждаемые на сроки 10-15 лет, а то и более длительный период. Любому специалисту понятна непродуманность такого решения. Кроме того, в Постановлении отмечается, что в случае превышения установленного уровня «проектных нормативов потерь» недропользователь обязан согласовать допущенное превышение не с ЦКР, первоначальной согласовавшей эти нормативы, а с контрольно-надзорным органом – Росприроднадзором, не имеющим права выполнять функции исполнительного органа власти, в данном случае Роснедр.

С целью упорядочения вопросов, связанных с нормированием эксплуатационных потерь при добыче, Роснедр озвучило и решило активно претворять в жизнь весьма полезную и ценную идею подготовки «Временных методических рекомендаций по нормированию эксплуатационных потерь твердых полезных ископаемых при их добыче и переработке» для каждого горного предприятия. Подобные примеры уже существуют в практической деятельности горнодобывающих предприятий (АК «АЛРОСА», Михайловский ГОК, НП Прииск «Уралалмаз»). Выдвинутая идея полностью отвечает объективно существующей парадигме о необходимости максимально возможной индивидуализации принимаемых любых решений, планов и программ, однако положительный результат, с государственной точки зрения, от разработки и принятия таких «Временных методических рекомендаций …» может быть получен только в том случае, если законодательно утверждены единые методические положения по установлению нормативов эксплуатационных потерь при добыче и переработке твердых полезных ископаемых. Необходимость незамедлительного их принятия диктуется и тем важным обстоятельством, что контрольно-надзорные функции необоснованно и неоправданно переданы в различные ведомства (Ростехнадзор и Росприроднадзор), имеющих свое, зачастую не совпадающее мнение на решение этой важной проблемы.

Важно отметить, что переход государства на кардинально новую систему экономического развития, ознаменованной передачей в руки частного капитала в пользование нашими минеральными сырьевыми ресурсами, требует переосмысления, а зачастую пересмотра и внесения изменений в законодательные и нормативно-инструктивные документы, действовавшие в бывшем СССР, поскольку интересы частного капитала часто не совпадают с интересами государства, а иногда и превалируют над последними, особенно в отношении рационального, комплексного и безопасного освоения МСР, в частности при определении, оценке, нормировании и учете показателей извлечения ТПИ при их добыче и обогащении.

В свое время, в бывш. СССР в 1964-1968 гг. в соответствии с поручением Сов. Мина СССР и ЦК КПСС были проведены многочисленные НИР по снижению потерь при разработке месторождений ТПИ с привлечением широкого круга ученых и специалистов академических, вузовских и отраслевых институтов, а также работников министерств, ведомств и горнодобывающих предприятий при координирующей роли АН СССР. За этот период впервые в стране были созданы научные основы определения, нормирования, экономической оценки и учета потерь ТПИ при их добыче. Результатом выполненных НИР явились «Типовые методические указания по определению, нормированию, учету и экономической оценке потерь твердых полезных ископаемых при их добыче» (сокращенно ТМУ), утвержденные Госгнортехнадзором СССР в марте 1972 и ставшие обязательными для применения. В соответствии с ТМУ были разработаны и введены в действие отраслевые, а в дальнейшем и внутриотраслевые инструкции и методики в угольной промышленности, в черной и цветной металлургии, по нерудным полезным ископаемым.

Прошедший со времени принятия ТМУ (почти 40 лет) период, в том числе и после произошедшей «перестройки», показал их жизнеспособность, действенность и результативность. Поскольку правительственного акта, отменяющего ТМУ, не существует, их применение вполне правомерно и в настоящее время, естественно с корректировками и дополнениями, обусловленными новой системой хозяйствования в стране.

В месте с тем, за это же время, особенно после перехода страны на новые экономические условия, появилось большое количество публикаций по совершенствованию или пересмотру ТМУ, причем ряд выполненных работ по своему содержанию и направлению не соответствуют основополагающим принципам не только ТМУ, по рациональному освоению МСР, либо не вносят ничего нового в ранее принятые нормативно-правовые акты. Так, например, в работе, выполненной на договорной основе с «Роснедрами» малоизвестной горнотехнической общественности компанией «Квалион», достаточно полно и обстоятельно обобщены существующие инструктивные и методические материалы (работа изложена в 4-х томах), но конкретные, практически значимые предложения отсутствуют. Кроме того, подобные НИР могут носить лишь рекомендательный характер, т.к. ТМУ не отменены.

Учитывая важное значение для государства рассматриваемой проблемы, ее реализацию в виде технического регламента (лучший вариант), либо национального стандарта(ов), или единой типовой методики правомерно считать одним из элементов модернизации горного производства в части рационального использования ресурсов недр и относить к мероприятиям трудно осуществляемой и весьма затянувшейся (с 2003 г.) административной реформы

На решение этой важной и сложной задачи направлен подготовленный нами проект «Методического руководства по определению, оценке, нормированию и учету показателей полноты и качества разработки месторождений твердых полезных ископаемых» (МР ТПИ). Главная цель работы заключается в том, чтобы гармонизировать интересы бизнеса и государства в части обеспечения наиболее полной и качественной разработки месторождений ТПИ, исходя из постулата о том, что государство, как собственник недр, предоставляет недропользователю право временного пользования ресурсами недр при обязательном выполнении требований, предъявляемых предпринимателям, по рачительному пользованию недрами, т.е. считая приоритетными государственные интересы. При подготовке МР ТПИ за основу приняты принципиальные положения действующих ТМУ с дополнениями и изменениями, обусловленными новыми экономическими, правовыми и организационными условиями развития страны и принятой структурой государственного управления в сфере горного производства.

В МР ТПИ отсутствует важный раздел по методике определения рационального извлечения полезных компонентов при первичной переработке минерального сырья (обогащении полезных ископаемых). Эта проблема требует специального рассмотрения. Отдельные вопросы, связанные с процессом переработки, подлежат обязательному учету, особенно в тех случаях, когда речь идет о получении стандартизованной товарной продукции, например, при комбинированных геотехнологиях.

1. Общие положения
1). МР ТПИ представляет собой нормативный акт, содержащий свод взаимоувязанных требований, правил и положений, создающих правовое регулирование рациональной, комплексной и безопасной разработки месторождений ТПИ на лицензируемом участке недр.

2). Первичным исходным Объектом МР ТПИ принимается координатно ориентированная и пространственно геометризованная часть литосферы планеты Земля, условно трактуемая применительно к разработке месторождений полезных ископаемых как участок недр1), содержащий совокупность невозобновимых и воспроизводимых природных ресурсов.

К воспроизводимым природным ресурсам относим: лес, нечерноземные почвы (земли), флору, фауну, поверхностные воды, а также подземные воды, имеющие связь с поверхностными водоемами и водопотоками.

Невозобновимые природные ресурсы: вещество недр – георесурсы (твердое, жидкое, газообразное, их смеси), подземные пространства (природные и техногенные), геоэнергия, геоинформация. К этой группе с долей условности целесообразно отнести высококачественные черноземы, ибо после их изъятия и перемещения гумусовая составляющая теряет свои свойства. Такое допущение диктуется значимостью высококачественных черноземов в экономике страны.

Невозобновимые природные ресурсы подразделяются на первичные (природные) и вторичные (производные, техногенные). Например, руда, отделенная от массива – первичный невозобновимый георесурс, а рудная масса, прошедшая сортировку – вторичный георесурс. Скопление вторичных георесурсов, например, отвалы забалансовых руд правомерно считать техногенными месторождениями твердых полезных ископаемых (ТПИ), если известны их количественные и качественные характеристики.

Горнорудная масса, поступающая на первичную переработку (обогащение) рассматривается как «минеральное сырье».

В «Методическом руководстве …» рассматриваются участки недр, содержащие минеральные образования – георесурс; и представляется свод требований, правил и методических положений, связанных с разработкой ТПИ на лицензионном участке недр.

Невозобновимые и возобновимые природные ресурсы участка недр, имеющие потребительскую стоимость, но не включенные в разрешительно-договорные документы, подлежат обязательной технико-экономической оценке, обоснованию возможного и целесообразного использования этих ресурсов и/или сохранения, а также учету в отдельно заведенном и постоянно пополняемом кадастре природно-ресурсного потенциала участка недр.

Этап технико-экономического обоснования и оценки возможного и целесообразного использования природных ресурсов участка недр предшествует этапу его выставления на торги (конкурсы с аукционным завершением) или заключению контрактно-договорных соглашений на право пользования данным участком недр. Вместе с тем в стране нет общепринятой единой методики комплексной оценки природно-ресурсного потенциала отдельно взятого участка недр, поэтому своевременное и качественное выполнение предлагаемого этапа крайне затруднительно, чаще невозможно. В создавшихся условиях наиболее рациональным представляется вариант экспертного определения мультикативных последствий (экологических, социальных, экономических и др.), которые могут возникать в результате освоения минеральных и иных ресурсов рассматриваемого участка недр.

В основу оценки по имеющимся фактическим данным о содержащихся на участке недр природных ресурсах могут быть положены действующие правовые и другие официальные документы, позволяющие определить вероятный ущерб, наносимый, в нашем случае, освоением месторождения полезных ископаемых окружающей среде и человеку, а следовательно, и необходимую компенсацию за этот ущерб. Безусловно, подобная экспертная оценка потребует приложения значительных затрат труда, опыта и знаний специалистов и ученых в создании единого методического подхода к решению этой очень важной и крупной задачи в проблеме рационального и комплексного природопользования. Ее решение возможно начать на примере 2-3 типичных объектов месторождений ТПИ (действующих, например, КМА, Норильский никель, проектируемых и намечаемых к освоению, например, воронежские медно-никелевые месторождения). Вполне очевидно, что в густонаселенных регионах с развитой инфраструктурой, и, особенно в районах с развитым сельским хозяйством вопрос сведется в основном к оценке целесообразности строительства объектов горного производства.

3). МР ТПИ распространяется на все возможные способы разработки месторождений, в т.ч. скважинную геотехнологию, бактериальные методы извлечения полезных ископаемых и/или полезных компонентов, разработку техногенных минеральных образований и др.

4). МР ТПИ применяется на всех горных предприятиях, занятых добычей и первичной переработкой извлеченных из недр любых видов твердых полезных ископаемых независимо от административного деления и форм собственности.

5). Основные положения МР ТПИ входят составной частью в технические проекты разработки месторождений, программы развития горных предприятий, в годовые планы ведения горных работ и иную проектную документацию, обусловленную горно-геологическими, технологическими и другими условиями разработки конкретного месторождения (его части).

6). МР ТПИ является основой для подготовки недропользователями своих методических рекомендаций по определению, оценке, нормированию и учету показателей полноты и качества разработки по видам полезных ископаемых и по отдельным конкретным минеральным образованиям.

Примечание. Допускается разработка «Методических рекомендаций …» применительно к группе месторождений, имеющих одинаковые (с разницей не более 15%) горно-геологические и технико-технологические параметры разработки по одним и тем же видам МСР согласно действующей их дифференциации.

7). Действие МР ТПИ распространяется на разведенные запасы ТПИ, включенные в лицензию.

Примечание. При наличии в лицензионном участке недр двух и более видов МСР, подлежащих освоению, по каждому из них составляются либо свои «Методические рекомендации …», либо выделяются в самостоятельные разделы общих «Методических рекомендаций …» по лицензионному участку недр.

В случае обнаружения в процессе эксплуатации месторождения нового минерального образования того же вида МСР, в действующие «Методические рекомендации …» вносятся соответствующие коррективы в форме дополнительного раздела.

При изменениях границ лицензионного участка недр, обусловленных выявленным распространением эксплуатируемого месторождения за границы выданной лицензии, недропользователь вносит дополнение в действующие «Методические рекомендации …», которые либо подтверждает правомочность их использования для нового участка (если горно-геологические и иные условия и параметры его разработки не претерпели существенных (не более 15%) изменений, либо подготавливает «Методические рекомендации …» для нового участка.

8). В действующую категорию «Промышленных запасов» включается самостоятельный вид «Временно-неактивные запасы (ВНЗ)». К ним относятся балансовые запасы, находящиеся в целиках общешахтного, общерудничного назначения, в охранных целиках около капитальных горных выработок, скважины, под зданиями, техническими и хозяйственными сооружениями, водоемами, водоносными горизонтами, коммуникациями, заповедными зонами; в барьерных целиках между залежами, шахтными полями.

В технических проектах на разработку месторождения в программах и планах ведения горных разработок выделяется раздел по ВНЗ. В нем дается полная характеристика оставляемых запасов, схем, технологий, порядка, сроков, полноты и качества их извлечения.

Примечание. Если в планах ведения горных работ согласно утвержденного по периодам графика предусматривается разработка ВНЗ, то одновременно с уточнением нормативов потерь при добыче на согласование представляются обоснованные нормативы потерь ВНЗ, по своей величине не превышающие более, чем на 15% проектные. В противном случае недропользователь несет экономическую ответственность за допущенные сверхнормативные потери.

9). Любое месторождение при любой форме собственности может осваиваться только при наличии лицензии и технического проекта (ТЭО), согласованного с Роснедрами.

Разработка месторождения (его части) без наличия лицензионной и проектной документации влечет за собой наложение санкций (лишение лицензии, привлечение недропользователя к административной, экономической или уголовной ответственности).


следующая страница >>