microbik.ru
1 2 3 4




Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Магнитогорский государственный университет»

Факультет педагогического образования и сервисных технологий

Кафедра русского языка, литературы и методик их преподавания

Программа дисциплины

Русский язык с основами языкознания
Специальность 050715 «Логопедия»

Кафедра русского языка, литературы и методик

их преподавания

Магнитогорск, 2012


  1. Организационно-методический раздел




    1. Цель курса:

Изучение основных фактов и закономерностей всех уровней системы современного русского литературного языка и формирование навыков самостоятельного лингвистического анализа с учетом тенденций в развитии языка, в связи с тем, что в своей практической деятельности логопед со всем многообразием языковых явлений, которые он должен уметь правильно истолковать.


    1. Задачи курса:

  • изучение основных языковых фактов и закономерностей с учетом профессиональной направленности обучения логопедов;

  • формирование навыков работы с лингвистической и методической литературой;

  • развитие умения наблюдать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты языка, иллюстрировать конкретными примерами теоретические положения;

  • повышать уровень культуры устной и письменной речи студентов;

  • совершенствовать их орфографические и пунктуационные навыки.




    1. Место курса:

Русский язык с основами языкознания является теоретической базой речевой и учебной деятельности учащихся. Задачи корректировки речевых нарушений учащихся могут быть успешно решены лишь в том случае, если логопед имеет глубокие знания грамматического строя языка, свободно владеет нормами литературного языка, культурой устной и письменной речи. Поэтому русский язык как учебная дисциплина занимает в подготовке логопедов важное место. Русский язык с основами языкознания – лингвистический теоретический курс на факультете подготовки логопедов. Он является интегративным курсом, включающим в себя элементы общего и сравнительного языкознания, теории речевой деятельности, стилистики, истории языка. Курс русского языка с основами языкознания читается с первого по третий курс со второго по шестой семестры включительно.


    1. Требования к уровню освоения содержания курса:

Студент должен знать обязательный минимум содержания курса русского языка с основами языкознания в объеме государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (специальность 050715 «Логопедия»». Квалификация – Учитель-логопед. – М., 2000, с. 22) и необходимом для решения научно-методических задач.


  1. Содержание курса:




2.1 Разделы

курса:

2.2 Темы, краткое содержание:

Введение в науку о языке.

(1 курс, 2 семестр)

Язык как система.

Уровневая структура языка.

Связь между единицами разных уровней.

Основные принципы изучения языка.

Язык и речь

Понятие о литературном языке.

Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография (1 курс, 2 семестр)

Фонетика как раздел языкознания.

Артикуляционная классификация звуков русского языка.

Сегментные и суперсегментные единицы.

Слог. Ударение. Интонация. Основные типы интонационных конструкций.

Фонология. Звуки речи. Фонемы.

Орфоэпия. Норма и кодификация. Нормы и варианты. Тенденции развития современных произносительных норм.

Графика. Алфавит. Основные характеристики и принципы русской графики.

Орфография. Принципы русской орфографии. Основные правила русской орфографии.

Лексикология.

(2 курс, 3 семестр)

Слово как многоаспектная единица. Лексика как система. Лексическое значение и смысловая структура слова. Компонентный анализ слова. Многозначность и омонимия.

Синонимия. Антонимия. Паронимия.

Лексика русского языка с точки зрения её происхождения и сферы употребления.

Фразеология как раздел языкознания.

лексикография. Виды словарей.

Морфемика и словообразование.

(2 курс, 4семестр)

Словообразование как раздел языкознания. Морфема. Классификация морфем. Виды аффиксов.

Исторические изменения в составе слова.

Морфемный анализ слова.

Типы основных словообразовательных значений и способы их выражения.

Способы русского словообразования. Словообразование основных частей речи.

Словообразовательный анализ слова.

Активные процессы в современном русском словообразовании.

Морфология Имена

(3 курс, 5 семестр)

Учение о грамматическом строе языка.

Принципы классификации частей речи.

Знаменательные и служебные части речи.

Имя существительное как часть речи.

Имя прилагательное как часть речи.

Имя числительное как часть речи.

Местоимение как часть речи.

Типы склонения и парадигма имен.

Морфологический разбор имен.

Морфология.

Глагол.

(3 курс, 5 семестр)

Глагол как часть речи.

Инфинитив, причастие, деепричастие.

Спряжение в широком и узком понимании.

Парадигма глагола, причастия, деепричастия.

Морфологический разбор глагола, причастия, деепричастия.

Морфология

Наречие, категория состояния, служебные части речи.

(2 курс, 5 семестр)

Наречие как часть речи.

Категория состояния как часть речи.

Предлог, союз, частица как служебные части речи.

Междометия. Звукоподражания.

Модальные слова.

Морфологический разбор всех частей речи.

Омонимия (переход) частей речи.

Синтаксис словосочетания

(3 курс, 6 семестр)

Основные синтаксические единицы (словосочетание, предложение).

Смысловые отношения в синтаксисе.

Способы выражения синтаксических значений.

Понятие о словосочетании, классификации словосочетаний.

Синтаксический анализ словосочетания.

Синтаксис простого предложения

(3 курс, 6 семестр)

Предложение как коммуникативная единица.

Предикативность.

Формальный, семантический и коммуникативный аспекты предложения.

Классификации простых предложений.

Синтаксический анализ простого предложения.

Синтаксис сложного предложения

(3 курс, 6 семестр)

Понятие о сложном предложении.

Классификация сложных предложений.

Принципы русской пунктуации.

Синтаксический анализ сложного предложения.

Синтаксис текста. Коммуникативная структура и единицы текста.


2.3.2 Перечень примерных контрольных вопросов и зданий для самостоятельной работы:
2-й семестр раздел «Введение в науку о языке»
Перечень примерных контрольных вопросов:

  1. Что такое языкознание? Когда и где оно зародилось?

  2. Место языкознания в системе гуманитарных и естественных наук. Что изучает общее и частное языкознание?

  3. Что такое языковой уровень? Какие языковые уровни вы знаете?

  4. Как развивалось общее языкознание?

  5. Что такое сравнительно-историческое языкознание? Каковы его основные принципы?

  6. Современные лингвистические направления.

  7. Какие существуют точки зрения на язык и его сущность?

  8. Какие важнейшие функции языка вы знаете?

  9. В чем проявляется влияние общества на язык и языка на общество?

  10. Что такое языковая политика?

  11. Что такое социальная дифференциация языка?

  12. Как соотносятся понятия язык и речь?

  13. Почему вопрос о происхождении языка до сих пор до конца не решен в языкознании?

  14. Какие теории происхождения языка вы знаете?

  15. В чем проявляется социальная обусловленность языка?

  16. Что такое внутренние законы языка?

  17. Каковы основные процессы развития и взаимодействия языков?

  18. Что такое интеграция и дифференциация языков?

  19. Что такое родство языков?

  20. Что такое языковая семья и языковой союз?

  21. Что такое язык народности и национальный язык?

  22. Какие есть типы национальных языков с точки зрения их происхождения?

  23. Каковы основные пути формирования национальных языков?

  24. Как соотносятся понятия язык и культура?

  25. Что такое литературный язык?

  26. Назовите основные признаки национального языка.

  27. Как соотносятся понятия литературный язык и язык художественной литературы?

  28. Каковы перспективы развития языков в будущем?

  29. Что такое языковая политика и в чем она выражается?

  30. Что такое искусственный язык?


Задания для самостоятельной работы:


следующая страница >>