microbik.ru
1
Филиал «Назарбаев интеллектуальная школа

физико-математического направления г.Кокшетау»

АОО «Назарбаев интеллектуальные школы»


Кошкин С.П. учитель физики высшей категории

Физика-9 класс

Повторительно-обобщающий урок

Тема: «Основы кинематики»

Продолжительность: 80мин

Используемые технологии: ИКТ с использованием компьютерной программ «Netclass»

Сабақтың тақырыбы / Вид урока: совершенствование ЗУН

Методы и приемы работы:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • репродуктивный;

  • частично-поисковый (эвристический);

  • самостоятельная работа.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Сабақ мақсаты / Цели урока: Обобщить знания учащихся по кинематике; продолжить формирование умения применять теоретические знания для решения практических задач; прививать ученикам интерес к науке.


  1. Образовательная: повторение пройденного материала; проверка усвоения основных идей кинематики и полученных ребятами умений и навыков в решении задач;

  2. Развивающая: развитие умений применять имеющиеся знания; развитие способностей анализировать, делать выводы; логически рассуждать, а в конечном итоге – развитие интеллекта и творческих способностей; развитие внимания, памяти.

  3. Воспитательная: формирования познавательного интереса к физике; убеждение учащихся в существовании закономерностей в природных явлениях; формирование уважения к научному познанию и убеждения в ценности научных знаний для разных областей человеческой деятельности, для повседневной жизни человека; приучение к самостоятельной работе; умение слушать своих товарищей.

Тип урока: повторительно-обобщающее учебное занятие.

Технология: проблемно-развивающее обучение

Көрнекі құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар /

Наглядные пособия, оборудования, раздаточный материал:

  1. Интерактивная доска;

  2. Notebook (11шт);

  3. Компьютерная презентация;

  4. Штатив, муфта с лапкой, наклонная река, каретка, секундомер, датчики;

  5. Линейки;


САБАҚ БАРЫСЫ/ХОД УРОКА

I.Ұйымдастыру кезеңі / Организационная часть:

(Психологический настрой на урок)

Приветствие учителя, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие учителем общих целей учебного занятия.

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.

Аристотель


Как известно, знание – сила; вряд ли человек, не имеющий никакого багажа знаний, сможет открыть что-то новое для человечества, да и не только для человечества, а просто для себя. А каков багаж знаний у вас по разделу «кинематика», который сегодня завершаем, проверим. В этом и будет главная цель нашего урока.

I . Интеллектуальная разминка

1. Что оплачиваем в такси, в самолете, на теплоходе: путь или перемещение?

2. Движущийся по дороге велосипедист крутит педали. Каково при этом движение педалей: поступательное или вращательное?

3. В каком случае футболист является материальной точкой: А) делает гимнастические упражнения. Б) бежит от середины поля к воротам противника.

4. Буксир толкает по реке баржу. Относительно каких тел отсчёта баржа движется? Относительно какого тела она покоится?

5. Чему равно численно перемещение за время t при прямолинейном равноускоренном движении?

6.Величина характеризующая отношение угла поворота к промежутку времени.

  II. Быстро и в точку. Сформулируй правильно ( Блок-схема)

Фронтальный опрос по блок- схеме: (определения, понятия, анализ формул)

III. СООБРАЖАЙ - СОЕДИНЯЙ!!!!
Необходимо найти соответствие физических величин с формулами (карточка для каждого ученика)

ФИ _____________________________

1

Координата


1



2

Перемещение


2



3

Скорость


3



4

Координата


4



5

Перемещение


5



6

Скорость


6



7

Ускорение


7



8

Координата


8



9

Перемещение


9



10

Линейная скорость


10



11

Угловая скорость


11




12

Угловое ускорение


12



13

Центростремительное ускорение


13



14

Полное ускорение


14
















IV.«Люблю задачи я»

  • Работа у доски( 3 учащихся второго ряда)

  • 1 ряд за рабочим местом самостоятельно решают задачи.

Задачи у доски (три вида движения)

1.Скорость поезда между двумя пунктами 80 км/ч, средняя скорость движения поезда на всем пути 60 км/ч, остановки занимают время 1 ч. Найдите расстояние между пунктами.

  1. Тело, двигаясь с места равноускоренно, проходит за четвертую секунду от начала движения 7 м. какой путь пройдет тело за первые 10с? Какой скорости оно достигнет в конце десятой секунды?

  2. Радиус ручки ворота колодца в три раза больше радиуса бревенчатой ее оси, на которой закреплена цепь с ведром. Для того чтобы из колодца глубиной 10 м поднять ведро за 20 с, с какой линейной скоростью следует вращать ручку ворота?


Задачи для самостоятельного решения


  1. Из старинной пушки, ствол которой установлен под углом 45 0 к горизонту, выпущено ядро со скоростью 120 м/с. Вычислите, через сколько времени тело упадет на землю, а также дальность полета и какой наибольшей высоты достигнет ядро?

  2. Равномерно движущаяся по окружности точка делает полный оборот за 6 с. Чему равна угловая скорость этой точки?. Чему равен угол поворота точки за 4 с?

  3. Скорость поезда между двумя пунктами 100 км/ч, средняя скорость движения поезда на всем пути 60 км/ч, остановки занимают время 0,5 ч. Найдите расстояние между пунктами.

  4. Камень падает в ущелье. Через 8 с слышен звук удара камня о землю. Определите глубину ущелья, если скорость звука в воздухе 330 м/с.

  5. Радиус ручки ворота колодца в три раза больше радиуса бревенчатой ее оси, на которой закреплена цепь с ведром. Для того чтобы из колодца глубиной 10 м поднять ведро за 20 с, с какой линейной скоростью следует вращать ручку ворота?

  6. Мимо станции проехал товарный состав со скоростью 54км/ч. через 45 мин в том же направлении проследовал пассажирский поезд со скоростью 108 км/ч. Через какое время и на каком расстоянии пассажирский поезд догонит товарный?

  7. Тело свободно падает с высоты 120 м. Чему равно его перемещение за последние три секунды?

  8. Найдите угловое ускорение колеса, если известно, что через 3 с после начала движения вектор полного ускорения точки, лежащей на ободе, составляет угол 300 с вектором ее линейной скорости.

  9. Тело, брошенное под углом 600 к горизонту, через 5 с после начала движения имело вертикальную составляющую проекции скорости 15 м/с. Определите расстояние между местом бросания и местом падения.

  10. Двигаясь прямолинейно и равноускоренно, тело проходит за первые 5 с путь 3 м, следующий промежуток длиной 4 м за 6 с. Определите ускорение тела.

  11. Колесо радиусом 3 м вращается так что зависимость угла поворота радиуса колеса от времени задается уравнением ψ=3t+2t2. Определите линейную скорость точек обода колеса для момента времени 5 с.

  12. Стрела выпущенная из лука вертикально вверх упала на землю через 10 с. Какова высота подъема и начальная скорость стрелы?

  13. 2/3 пути человек ехал на велосипеде со скорость 15 км/ч, а остаток пути шел со скоростью 4 км/ч. Какова его средняя скорость на протяжении всего пути?

  14. Тело двигаясь с места равноускоренно, проходит за пятую секунду от начала движения 8 м. Какой путь пройдет тело за первые 15с?. Какой скорости оно достигнет в конце десятой секунды?



  • Пока учащиеся 1 и 2 ряда решают задачи, учащиеся 3 ряда анализируют график зависимости проекции скорости от времени




1.Охарактеризуем тип движения на каждом участке: первые 2 с движение происходило с постоянной скоростью v1(t) = 2, затем в течение 3 с тело двигалось равнозамедленно с ускорением а2(t) = -2. На участке от 6 с до 10 с движение тела было равноускоренным, а3(t) = 3.

2.Укажем, когда тело останавливалось, а когда имело максимальную по модулю скорость: 3 с и 8 с – моменты остановки ( пересечение графика с осью времени Оt). Два раза в момент времени 6 с и 10 с тело имело максимальную скорость 6 метров в секунду.

3.Проанализируем, на каких участках вектор ускорения сонаправлен с вектором скорости, и выясним, на каких временных интервалах вектор ускорения был сонаправлен с вектором скорости. Выберем временные интервалы, на которых знаки проекций скорости и ускорения совпадают. Это интервалы (3с-6с) и (8с-10с).

4.Найдем среднюю путевую скорость за первые 6 секунд. Напомним, что для этого нужно весь путь(за первые 6 с) разделить на время его прохождения(6 с). Численно путь равен площади фигуры, ограниченной графиком зависимости v(t) и осью абсцисс. Таким образом, средняя скорость равна 2,33 метров в секунду.

V. «Экспериментальная задача»

  • Определить ускорение тела при равноускоренном движении по наклонной плоскости

  • Определить погрешность косвенного измерения



VI. Сабақтың қорытындысы/ Итоги урока: Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  1. Үй тапсырмасы/ Домашнее задание: Повторить раздел « Кинематика»



Рефлексия.
А сейчас давайте вспомним три главных заповеди юного физика

  • Приступая к делу, соберись с духом!

  • Смотри в корень!

  • Глядя на мир, нельзя не удивляться!

Урок я хочу закончить словами:

«Если я видел дальше других,

потому что стоял на плечах гигантов»

Ньютон.

Вторая часть механики –

Любимая динамика.

В ее основе – три закона,

Три закона от Ньютона
Урок окончен. Спасибо за работу!

Выходя из класса, выразите свое отношение к уроку, нарисуйте ротики к смайлику, который отражает ваше мнение о проведенном уроке (при выходе на дверях висит такой плакат).

остался равнодушным урок очень понравился урок очень не

понравился