microbik.ru
1

Электронное научное издание «Труды МЭЛИ: электронный журнал»

Сабиров Р.М. - канд. экон. наук, доц.,МЭЛИ;

Московский Д.В., асп. МЭЛИ

Механизм государственного регулирования оплаты труда

в современных условиях развития


В статье анализируется механизм регулирования заработной платы в условиях развитой рыночной экономики, представляющий собой сочетание и определенное взаимодействие трех звеньев: государственного вмешательства, колдоговорного регулирования, осуществляемого предпринимательскими и профсоюзными организациями, и рынка труда

Важным моментом в выполнении заработной платой стимулирующей функции является обеспечение оптимальной доли тарифной части оплаты труда в ее структуре. Следует отметить, что в ходе формирования рыночной экономики она постоянно снижалась и соответственно, возрастала для поощрительных, стимулирующих и компенсационных выплат. Причем, зачастую поощрительные и стимулирующие выплаты производились чисто механически с целью увеличения заработной платы и не были связаны с повышением производительности и качества труда, т.е. с ростом эффективности производства. В отраслях бюджетной сферы, где оплата труда производится по Единой тарифной сетке (ЕТС), исходя из минимального размера тарифной ставки первого разряда, установленного Правительством России и Единой тарифной сетки, наблюдается практически одинаковый по размеру удельный вес тарифной части и выплат стимулирующего характера.

Особое значение в падении стимулирующей функции заработной платы имеет ошибочное представление о роли и месте тарифного и организационно- технического нормирования в период перехода к рыночным отношениям.

У работодателей сложилось представление о том, что эффективность производства при переходе к рыночным отношениям можно достичь без нормирования как трудовых, так и материальных затрат на производстве. Или не учитывался тот факт, что реализация стимулирующей функции заработной платы происходит путем объединения норм труда, тарифной и премиальной систем в конкретные системы заработной платы, которые обеспечивают изменение уровня оплаты труда в зависимости от индивидуальных и коллективных результатов труда работников.

Установление через систему заработной платы соответствия между элементами заработной платы (нормы труда, тарифные ставки и т.д.) представляют собой цену единицы труда (цену труда). Цена труда, являясь производной от рабочей силы, обеспечивает единство между воспроизводственной и стимулирующей функциями заработной платы.

Анализ заработной платы в отраслях экономики свидетельствует о том, что на первом этапе начавшейся реформы оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономике, в стране была создана нормативно-правовая и организационно-методическая база организации заработной платы на основе сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений. В экономике России основными элементами государственного регулирования заработной платы являются установление уровня минимальной заработной платы и тарифной сетки первого разряда; условия оплаты труда работников бюджетной сферы; механизм индексации; условия оплаты труда руководителей государственных предприятий, с которыми заключены контракты; порядок повышения тарифной ставки первого разряда в зависимости от эффективности хозяйствования предприятий отраслей материального производства; оптимизация структуры заработной платы и т.д. В системе коллективно-договорного регулирования заработной платы стороны социального партнерства договариваются: о минимальных гарантиях оплаты труда; об установлении нижней границы доли заработной платы в валовом внутреннем продукте; о регулировании тарифной части заработной платы на основе ЕТС; о порядке приближения минимального размера заработной платы к минимальному потребительскому бюджету; о соотношении темпов роста цен на потребительские товары и услуги темпов роста заработной платы по стране в целом; о соотношении заработной платы работников материального производства и бюджетной сферы.

Вместе с тем, принимаемые меры по созданию рыночного механизма регулирования заработной платы не смогли преодолеть серьезных негативных явлений, которые возникли за годы реформирования экономики и не позволили по ряду показателей, характеризующих уровень и соотношение оплаты труда по сферам деятельности и отраслям экономики, достичь в комплексе желаемых результатов.

Дальнейшее развитие механизма организации заработной платы должно включать комплекс мер, охватывающий как экономические, организационно- управленческие, так и социальные аспекты решения возникших проблем в социально-трудовой сфере.

Социальная ориентация экономики России предполагает активное включение государства в регулировании заработной платы, обеспечение предпосылок к стимулированию трудовой активности субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, пристальное внимание к социальным проблемам и отслеживание динамики социальных нормативов.

Реализация социальных целей государства в области регулирования заработной платы может быть достигнута на основе установления оптимальной заработной платы, индексации доходов населения по мере роста инфляции, применения эффективной общегосударственной тарифной системы, использования нормативно-налогового регулирования фонда заработной платы.

В тарифных системах стран с развитой рыночной экономикой такие элементы, как единые разряды или тарифные сетки отсутствуют. Эту роль независимо от типа организации зарплаты выполняют списки разрядов или категорий (классов) рабочих, ИТР и служащих с указанием соответствующих ставок. Число разрядов зависит от методов оценки качества труда, таких факторов, как квалификация работника, а также от отрасли производства и существующих корпоративных традиций.

В тарифных системах этих стран отсутствуют также единые тарифно-квалификационные справочники. Вместо них применяются списки профессий или ключевых работ с характеристикой функций и обязанностей, которые работники данной профессии должны выполнять, с указанием ставки (или «вилки» ставок), что лежит в основе оплаты труда рабочих этих профессий.

Наличие различных форм собственности делает невозможной централизацию указанных элементов тарифной системы. Разнообразие тарифных систем в развитых странах Запада достигается путем использования различных методов оценки качества труда и дифференциации тарифных ставок. В то же время в последние годы наблюдается тенденция к унификации тарифных условий зарплаты работников в отраслевом разрезе. Это обусловлено главным образом растущей монополизацией производства со стороны крупнейших фирм США, Германии, Великобритании и Японии. Эти фирмы фактически выступают от лица определенной отрасли и становятся «законодателями», в частности, в области разработки тарифных условий заработной платы.

Обзор тарифных систем стран с развитой рыночной экономикой позволяет сделать выводы о достаточном разнообразии и специфике их отдельных типов, наличии большого числа разрядов в тарифных сетках «американского» типа и сравнительного малого - в «японском» и «западноевропейском» типах. Однако разница в диапазонах тарифных ставок во всех типах невелика.

Достаточно ощутимо различие в насыщенности тарифных систем тарифными ставками. Например: в «японском» типе используется до 250 тарифов на 5,6 тыс. человек работающих, а в «западноевропейской» системе - при этой же численности работающих - 1,2 тыс. тарифов. Основные различия по принципам разработки тарифных условий представлены в табл.1.

Таблица 1.

Факторы формирования тарифной системы в некоторых странах с развитой рыночной экономикой

Типы тарифных систем

Факторы, формирующие систему

Американский

Сложность работы;

уровень образования;

условия труда

Японский

Анкетные данные (возраст, пол, образование, стаж, формы по найму: постоянные, временные, поденные, «командировочные»)

Западноевропейский

Квалификационные группы в зависимости от::

 времени обучения;

 производственного опыта

Одним из облегчающих условий разработки единой по всей фирме тарифной системы является широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой практика увязки размеров тарифных ставок рабочих с окладами мастеров. Зарплата мастера превышает зарплату высокооплачиваемых рабочих, находящихся у него в подчинении, на 20 - 25% .1

Применяются также схемы должностных окладов, охватывающие все категории служащих, ИТР и руководящих работников фирмы. Эти схемы конструируются по «двухколейному пути»: ставки высококвалифицированных ученых и инженеров по своему уровню приравниваются к окладам соответствующих категорий руководящих работников, чтобы закрепить специалистов на научной, творческой работе и предотвратить их переход на административные должности для получения большего оклада. Таким образом, стимулируется и поддерживается высокий научно-производственный потенциал фирмы.

На наш взгляд, в условиях экономической трансформации при сочетании плановых и рыночных отношений предлагается существование объективного регулятора стоимости рабочей силы на рынке труда, позволяющего возмещать трудовые затраты на производство продукции (услуг). Таким регулятором может выступить тарифная система, выполняющая следующие функции: обеспечение воспроизводства рабочей силы конкретного уровня квалификации; установление обоснованных различий в заработной плате в зависимости от уровня квалификации работников, сложности и ответственности выполняемых ими работ (функций); создание базы для выделения по оплате труда работников, труд которых в наибольшей степени определяет ускорение научно-технического прогресса и общие коллективные достижения; формирование во всех отраслях и сферах экономики объективной основы для реализации принципа равной оплаты за равный труд независимо от форм собственности и методов хозяйствования. В этом плане весьма полезен и поучителен опыт развитых стран Запада.

Механизм регулирования заработной платы в условиях развитой рыночной экономики представляет собой сочетание и определенное взаимодействие трех звеньев: государственного вмешательства, колдоговорного регулирования, осуществляемого предпринимательскими и профсоюзными организациями, и рынка труда. Оценивая роль государства в процессе установления и регулирования заработной платы, можно сказать, что она скорее социальная, чем экономическая, а характер государственного воздействия - скорее косвенный, чем прямой. Главная функция государства - обеспечение гарантированного минимума доходов населения. Для этого оно с помощью соответствующих актов может устанавливать минимальную заработную плату, обязывать предпринимателей корректировать оплату труда в связи с ростом цен, проводить определенную налоговую политику.

В последние годы двадцатого столетия вопрос о размерах минимальной заработной платы занимал важное место в деятельности органов ЕС, поскольку глубокие различия в размерах заработной платы (а, в конечном счете, в издержках предпринимателей) между отдельными странами Сообщества ставили под вопрос эффективность создания «единого социального пространства» и могли серьезно повлиять на свободу передвижения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы.

Так в «богатых» северных странах месячная минимальная заработная плата в конце 80-х годов двадцатого столетия колебалась в пределах от 440 до 550 ф. ст., а в «бедных» южных от 113-118 до 230 ф. ст.. Минимальный размер заработной платы в Европейских странах (по данным за 1997 г.) также как и в конце 80-х годов весьма дифференцирован. В частности, в Испании он составляет 2,94 долл. в час, в Великобритании - 5,44 долл., во Франции - 5,56 долл., в Нидерландах - 6 долл., В Бельгии - 6,4 долл.1

Следует отметить что, наиболее общие моменты, касающиеся сущности минимальной заработной платы отражены в конвенциях и рекомендациях Международной организации труда. В соответствии с рекомендацией МОТ №135 «основной целью установления минимальной заработной платы должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты в отношении минимально допустимых уровней заработной платы».2 Здесь же подчеркивается, что минимальная заработная плата должна пересматриваться с учетом стоимости жизни и других экономических условий. Порядок установления и пересмотра минимальной заработной платы в некоторых странах с развитой рыночной экономикой представлен в табл.2.

Таблица 2.

Порядок установления и пересмотра минимальной заработной платы по некоторым странам

Страна

Форма установления

Порядок пересмотра

Франция

На национальном уровне (почасовая)

Ежегодно (по состоянию на 1 июля) после соответствующего соглашения с Национальной комиссией по коллективным переговорам; в соответствии с динамикой общенационального индекса цен на потребительские товары и услуги

Япония

На уровне пре- фектур(почасовая и дневная)

Региональный минимум заработной платы пересматривается один раз в год

США

На федеральном уровне и на уровне штатов (почасовая)

Государство не несет никаких обязательств по регулярному пересмотру минимума заработной платы

Учитывая особенности развития отечественной экономики в последние десятилетия, определенный интерес представляет опыт регулирования минимальной заработной платы в странах с переходной экономикой. Например, в Чехии установлена как месячная, так и почасовая минимальная заработная плата. В январе 2000 года правительство Словакии пересмотрело закон о минимальной заработной плате с тем, чтобы ее размер постоянно опережал величину прожиточного минимума. «Изменился и механизм расчета минимальной заработной платы. Теперь она зависит от роста среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума, связанного с «расходами на жизнь» низкодоходных домохозяйств». По мнению специалистов Министерства труда Словакии, минимальная заработная плата должна не только обеспечивать затраты на воспроизводство рабочей силы, но и служить мотивом к трудоустройству для безработных.

В Венгрии на установление заработной платы значительное влияние оказывают профсоюзы. Минимальная заработная плата составляет здесь одну треть средней зарплаты. При определении минимальной заработной платы принимаются во внимание: потребности работников, национальный уровень заработной платы, стоимость жизни, выплаты по социальному обеспечению, относительные жизненные стандарты отдельных социальных групп и экономические условия, в том числе требования экономического роста, уровень производства и поддержание высокого уровня занятости. Интересна одна особенность: после согласования с социальными партнерами Министр труда может освободить предпринимателей от соблюдения требования выплаты государственного минимума заработной платы, если это необходимо для обеспечения занятости, особенно подростков, инвалидов, не полностью занятых. 1 В данной ситуации важно учитывать тот факт, что в Венгрии минимальная заработная плата повышается теми же темпами, что и средняя.

Мнения западных экономистов по поводу минимума заработной платы разделяются. Одни из них выдвигают следующие аргументы против минимума заработной платы. Установление эффективной (выше равновесной) минимальной заработной платы приводит к тому, что предпринимателям становится выгоднее нанимать меньше рабочих. Повышение издержек на заработную плату может выбить некоторые фирмы из состояния деловой активности. В результате некоторые низкооплачиваемые рабочие, помочь которым и был призван минимум заработной платы, окажутся без работы.

Другим основанием для критики является то, что минимум заработной платы имеет недостаточную нацеленность на снижение уровня бедности, поскольку оказывает воздействие на работающих подростков, многие из которых принадлежат относительно обеспеченным семьям.

Аргументы в пользу минимума заработной платы заключаются в следующем. Установление эффективного его размера может повлечь за собой повышение производительности труда. Во-первых, минимум заработной платы может произвести эффект шока на нанимателей, т.е. у фирм, использующих низкооплачиваемых рабочих, может быть неэффективное применение труда. Повышение ставок заработной платы, в связи с установлением минимума заработной платы, по всей видимости, побудит их использовать труд более эффективно, в результате чего соответственно повысится производительность труда. Во-вторых, утверждается, что более высокая заработная плата приводит к увеличению реальных доходов, а, следовательно, к улучшению здоровья, повышению энергичности, мотивации рабочих, что делает их труд более продуктивным.

Какая точка зрения является верной? Общее мнение, сложившееся на основе большого количества научных исследований минимума заработной платы, сводится к тому, что он порождает определенную безработицу, особенно среди молодежи (16-19 лет). В частности, установлено, что повышение минимума заработной платы на 10% приводит к снижению занятости подростков на 1-3%. Неблагоприятное воздействие оказывается и на молодежь в возрасте от 20 до 24 лет; 10%-ное повышение минимума заработной платы понижает занятость данной группы рабочих на один или менее процент.1

Наиболее распространенным методом сохранения покупательной способности заработной платы является ее индексация. Индексация, то есть повышение заработной платы в соответствии с ростом общенационального индекса розничных потребительских цен, получила особо широкое распространение во Франции, Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Дании, Греции, Португалии, США и Канаде. Здесь действует порядок, установленный либо правительством, либо согласованный при заключении коллективных договоров. В Германии, Австрии, Швеции и Японии профсоюзы предпочитают прямое коллективно-договорное регулирование заработной платы с учетом роста цен.

Механизм индексации всегда подвергался серьезной критике. Ввиду больших колебаний цен на различные товары и услуги, особенно в периоды сильной инфляции, для подсчета индекса потребительских цен очень важен правильный набор товаров и услуг, чтобы он мог отражать реальные изменения в структуре расходов и потребительских стандартов, выявленных на основе анкетных опросов «средних семей». Наиболее часто споры между правительственными органами и профсоюзами идут по поводу доли включенных в индекс статей расходов на квартплату, продовольствие, одежду, обувь, белье, гигиену и здоровье, транспорт и отдых. При этом считается, что индекс потребительских цен обычно в меньшей мере отражает рост стоимости жизни, запаздывает с его фиксацией или же устанавливает заниженные доли расходов на те или иные статьи бюджета. Пересмотр индекса розничных цен в каждой стране имеет свою специфику.

В Бельгии и Люксембурге ставка повышается при росте индекса цен на 2%, в Греции пересматривается каждые 4 месяца, в Испании и Португалии - ежегодно с учетом предполагаемой инфляции в будущем году. Во Франции индексация минимальной межпрофессиональной гарантированной ставки роста (СМИК) пересматривается раз в год, обычно в июле, если индекс цен превысил 2%, но правительство имеет право в случае необходимости повысить СМИК в любое время.1

В США в настоящее время во многих коллективных договорах пункт о ежегодной индексации либо аннулирован, либо заменен системой выплаты компенсации в виде определенной суммы, исчисленной по различным формулам - как процент от предыдущей заработной платы или от прибыли предприятия.

В западной экономической мысли изучается феномен «индексируемой экономики». Автоматическая индексация означает систематическое завышение издержек по оплате труда относительно текущего равновесного уровня, что затрудняет становление механизмов рыночной саморегуляции экономики и является самостоятельным фактором углубления кризисных процессов в экономике. Первая реакция правительств на эти процессы заключается в попытках расширения прямого контроля за ценами, в частности посредством установления ценовых потолков, что, в свою очередь, вызывает негативные последствия для экономической политики (ограничение среднего уровня нормы прибыли) и отрицательно сказывается на динамике инвестиций, ведет к декапитализации доходов.

Аргументом против индексации является также и то, что она подрывает стимулирующую функцию оплаты труда, снижая долгосрочные параметры эффективности распределения и использования трудовых ресурсов. Подразумеваемый при этом перенос центра тяжести в политике заработной платы на поддержание определенных социальных гарантий, как правило, не достигает цели.

Индексация существенно увеличивает инерционность инфляционного процесса и усложняет как текущие задачи сдерживания роста цен, так и проведение масштабной антиинфляционной политики. Индексация это тонкий, опасный инструмент, и применять его следует умело.

В странах с развитой рыночной экономикой, где работает коллективно-договорной механизм регулирования оплаты труда, существует и действует антимонопольное законодательство, конкуренция между производителями и т.д., нет необходимости в специальных методиках формирования фонда заработной платы, способах ограничения его размеров.

Налоговое регулирование в области оплаты труда в странах с развитой рыночной экономикой ограничивается подоходным налогообложением и налоговыми льготами. При этом учитывается не только уровень доходов, но и состав семьи, ее социальные расходы, количество иждивенцев.

В то же время спектр выполняемых подоходным налогом задач достаточно широк. Основными функциональными задачами этого вида налогообложения являются:

  • фискальная, решение которой в значительной мере зависит от жизненного уровня основной массы населения;

  • соблюдение социальной справедливости, что в первую очередь предполагает уменьшение степени неравенства в распределении доходов после уплаты налога, либо соблюдение горизонтальной справедливости, когда налогоплательщики с равным доходом платят равные налоги, или вертикальной справедливости, когда налоговая система обеспечивает дифференцированное налогообложение неравных доходов;

  • обеспечение эффективности функционирования налога, определяемое степенью стимулирования производства и соответственно динамикой благосостояния налогоплательщиков;

  • организационная, включающая меры, обеспечивающие нормальное осуществление процесса налогообложения, определение приемлемой системы сбора налога, устранение уклонений от налогообложения.

Естественно, что система подоходного налогообложения оказывает непосредственное влияние на располагаемые денежные доходы населения, а, соответственно, и на зарплату-нетто.

В количественном отношении в общем объеме личного дохода заработная плата составляет 60-70%, а в общем объеме подоходного налога в развитых странах на заработную плату приходится 75-90%.

Во всех странах с развитым рынком налогоплательщики имеют право на ряд скидок и вычетов из общего дохода перед начислением налога. Налоговые льготы позволяют ослабить налоговый пресс на личные доходы для основной массы населения, т.е. способствуют решению социальных задач, а иногда и экономических проблем.

Что касается постатейных налоговых льгот, то к ним могут относиться возмещенные работодателем деловые расходы работникам, благотворительные взносы, расходы на образование, пенсионные и страховые взносы, взносы на страхование жизни, процентные платежи по ипотеке и личным ссудам, медицинские расходы; налоговые выплаты другим государствам, налоговые выплаты по социальному страхованию, потери от аварий и краж.1 Основные причины предоставления льгот налогоплательщикам по отдельным статьям изъятий представлены в табл.3.

Таблица 3

Обоснование использования налоговых льгот (изъятий) в странах с развитой рыночной экономикой


Статьи налоговых льгот

Обоснование исключения статей из налогооблагаемого дохода

Возмещение деловых расходов

Являются расходами, необходимыми для получения налогооблагаемого дохода

Благотворительные, пенсионные, страховые взносы, расходы на образование

Способствуют расширению общественно полезных видов деятельности, совершенствованию человеческого потенциала страны

Процентные платежи по ипотеке

Снижают нагрузку на госбюджет, стимулируют развитие частной жилищной собственности

Медицинские расходы, налоговые выплаты другим государствам, взносы на социальное страхование

Являются общественно полезными, недобровольными, обеспечивают поддержание здоровья и благополучия нации, влияют на уменьшение налоговой платежеспособности физических лиц

Потери от аварий и краж

Возмещают в определенной мере моральный ущерб, влияют на уменьшение налоговой платежеспособности физических лиц
Например, в США наиболее распространенными целевыми скидками из валового дохода налогоплательщиков являются: часть доходов на лечение и медобслуживание, но не более 7,5 процента дохода; выплата процентов за долгосрочный кредит на приобретение собственного жилого дома; часть выплат процентов по потребительскому кредиту (до 4% дохода); средства, выплачиваемые в виде налогов штатным и местным органам власти; пожертвования бесприбыльным организациям.1

Отметим, что за двадцатилетний период максимальные ставки индивидуального подоходного налога имеют тенденцию к снижению во всех странах, что, по нашему мнению, объясняется стремлением к стимулированию производственной активности и результативности деятельности наиболее активных в трудовом отношении высококвалифицированных специалистов и управленцев.

Опыт стран с развитыми рыночными отношениями в области налогового регулирования доходов, несомненно, будет полезен для разработки механизма регулирования оплаты труда в России.



1 Рынок труда в странах с развитой рыночной экономикой: Обзор зарубеж. опыта. М., 1991. 42 с.


1 Федченко А. Минимальная зарплата как социальная гарантия и элемент системы оплаты труда // Человек и труд. 2001. № 9. С. 59--61.

2 Рекомендация МОТ №  135 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран //Человек и труд. 2001. №10. С.63—64.

1 Хрусталев А. Минимальная заработная плата в странах с переходной экономикой //Человек и труд. 2001. № 11. С. 69—70.


1 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т.: М.: Республика, 1992.

1 Любимова В. Современные формы доходов работников наемного труда на Западе // Мировая экономика и междунар. отношения. 1992. № 2. С. 86.

1 Никитин С. , Степанова А., Никитин А. Налог на личные доходы: опыт развитых стран. М., 2007.

1 Медведева Е.К. Заработная плата: механизм регулирования, минимальный уровень, налогообложение, индексация // Общество и экономика. 1992. № 1-2, с. 236.




Сабиров Р.М., Московский Д.В. Механизм государственного регулирования оплаты труда в современных условиях развития