microbik.ru
1 2 ... 27 28
Секция «Журналистика»
Ломоносов-2009
СЕКЦИЯ «ЖУРНАЛИСТИКА»
ПОДСЕКЦИЯ «СТИЛИСТИКА ЯЗЫКА СМИ»
Образ современной России в отечественных и зарубежных СМИ
Алексеева Алина Алексеевна
аспирантка
Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия
Актуальность  темы  нашего  исследования  определяется  современной  языковой
ситуацией, с  одной  стороны, и  социально-политическими  факторами – с  другой.
Проблема образа (или имиджа) страны тесно связана с феноменом информационных войн.
Две  последние  информационные  войны  против  России  были  начаты  западными
государствами в связи с грузино-осетинским вооруженным конфликтом в августе 2008 г.,
а также газовым вопросом, возникшем в начале 2009 г.
Информационная  война  предполагает «нападение», преследующее  цель  создания
негативного  образа  России  в  зарубежных  СМИ,  и  «защиту»  с  противоположной
целеустановкой – создание  положительного  образа  нашей  страны  в  отечественных
средствах массовой коммуникации.
Проблема информационных войн против России относится к сферам политологии,
социологии, журналистики  и  истории. Но  факт  наличия  информационной  войны
репрезентируют  прежде  всего  средства  языка. Именно  поэтому  задача  лингвистики
состоит в том, чтобы собрать, проанализировать и обобщить соответствующий языковой
материал с целью продемонстрировать, какие языковые стратегии и тактики используются
зарубежными  СМИ  для  создания  негативного  образа  нашей  страны  и  отечественными
СМИ для организации достойной информационной «обороны», насколько образ России в
отечественных  СМИ  способен  переломить  негативное  общественное  мнение  о  нашей
стране.
Таким образом, объект нашего исследования – образ (имидж) России, а предмет –
это те разнообразные языковые средства, с помощью которых он создается в современных
отечественных и западных СМИ. В задачи работы входит:
· Анализ  текстов  российских, американских, британских  и  французских  газет  на
предмет языковых средств, с помощью которых создается определенный образ России.
· Классификация  найденных  языковых  средств  и  сравнение  их  репертуара  в  текстах
газет перечисленных стран.
· Выявление наиболее частотных языковых средств создания имиджа России.
· Проведение  лингвистического  ассоциативного  эксперимента  для  того, чтобы
определить, насколько  имидж  России, который  создается  в  СМИ, соотносится  с
концептом ‘Россия’ в  картине  мира  россиян  и  зарубежных  граждан, т.е. в  какой
степени  масс-медиа  способна  влиять  на  восприятие  нашей  страны  со  стороны  ее
жителей и представителей других стран.
На основании проведенного исследования можно сделать некоторые предварительные
выводы, которые могут уточниться в ходе дальнейшего исследования.
1. В  западных  англо- и  франкоязычных  СМИ  создается  скорее  отрицательный  образ
России, а  основными  языковыми  средствами  формирования  этого  имиджа  служат
оценочная лексика, метафоры и языковая игра.
2. В  зарубежных  СМИ  не  только  подвергаются  отрицательной  оценке  конкретные
действия  российских  политиков,  но  и  формируется  образ  негативный  образ  страны  в
целом – как  агрессивного  государства  с  имперскими  замашками. Мы  видим  в  этом
процессе своеобразную метонимию – перенос свойств политиков на характеристику всей
России.
3.  Однако  этот  отрицательный  образ  создается  вокруг  России  политической  и,  может
быть, в  какой-то  степени  исторической, но  он  не  затрагивает  такие  сферы  российской
1

Секция «Журналистика»
Ломоносов-2009
действительности, как культура, обычаи, наследие, спорт, особенности русского народа и
т.п.
4. В  отечественных  СМИ  не  создается  образ  России  как  таковой: все  негативные  или
позитивные оценки относятся в большинстве своем к действиям политиков, и эти оценки,
выраженные тем или иным языковым средством, не экстраполируются на страну в целом.
5. В сознании носителей русского, английского и французского языков концепт ‘Россия’
мало подвержен влиянию со стороны СМИ и практически не несет на себе отпечатка того
негативного имиджа, который создается в масс-медиа.
Эти  предварительные  выводы  помогают  наметить  возможную  стратегию
формирования  позитивного  имиджа  России  у  себя  и  за  рубежом:  необходимо
отталкиваться не от  политической сферы, а задействовать  такие области, как культура  и
традиции, спорт, особенности  русского  народа  и  выстраивать  имидж  России  на  более
прочном фундаменте, чем политика.
Проблемы изучения языковой личности журналиста
Батракова А.Н.
аспирантка
Московский государственный областной университет, Москва, Россия
Е-mail: alinych07@mail.ru
Языковая  личность  сегодня  становится  объектом  изучения  комплекса  интенсивно
развивающихся направлений науки о языке. Наиболее точное название для исследования
языковой  личности  находим  у  В. П. Нерознака – лингвистическая  персонология.
Категория «языковая  личность» пронизывает и одновременно разрушает  границы между
этнокультурной, психолингвистической, социо- , прагмалингвистической  и  другими
дисциплинами. Однако, несмотря  на  постоянно возрастающий  интерес  к  этой  проблеме,
многие вопросы ещё не решены с достаточной степенью полноты и конкретности.
В одном  исследовании, как правило, невозможно  описать  полное  проявление чьей-
либо  языковой  личности. За  рамками  исследования, как  правило, остаются  речевые
предпочтения  этого  человека  в  быту: в  семье, в  общении  с  друзьями, знакомыми,
коллегами. Во многих случаях это невозможно описать, даже если обратиться к архивным
материалам. В исследовании обычно представлен один из фрагментов языковой личности
– как  журналиста, либо  писателя, или  учёного. Как  считает  И. В. Вольфсон,
неубедительно анализировать только письменную речь, так как убираются идеостилевые
маркеры, по  которым мы  узнаём  идиостиль  публичных людей (например, «так  сказать»,
«как  бы», «однозначно», «как  сказано  выше»). В  качестве  маркеров  может  выступать
также определённая рода паузация и другие эффекты звучащей речи.
О некоторых фокусировках при анализе языковой личности также можно говорить в
случае  с  авторами  общественно-политических  изданий: стилевая  концепция  того  или
иного  СМИ  накладывает  ограничения  на  авторскую  интенцию. Таким  образом,
публикации  подлежит  только  тот  материал, что  не  противоречит  идеологической
платформе  издания. Нередко  индивидуальное  начало  подвергается  корректировке  с
учётом общей интонации общения с аудиторией, сложившейся в данном СМИ.
Ю.Н.Караулов  является  одним  из  наиболее  авторитетных  учёных  в  области  теории
языковой  личности.  В  своих  трудах  он  предложил  рассматривать  структуру  языковой
личности как складывающуюся из трёх уровней. Уровни эти таковы:
  –  вербально-семантический,  или лексикон  личности. Лексикон, понимаемый  в
широком смысле, включает и фонд грамматических знаний личности;
 – лингво-когнитивный, представленный тезаурусом личности, в котором запечатлён
«образ мира», или система знаний о мире;
2


следующая страница >>