microbik.ru
1
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА»
В рамках семинарских занятий каждый студент должен выполнить 4 типа заданий: в каждой теме необходимо выбрать любое, но обязательным являются выполнения трех типов заданий (1-3), и любое одно – из 4-6. Выполненные домашние задания в электронном виде необходимо сдавать не позднее даты соответствующего семинарского занятия. Студент, выполнивший домашние задания в срок и не имеющий пропусков, получает зачет после последнего семинара.
1 семинар (2.12.2010) – 2 часа

ТЕМА: РЫНОК И ГОСУДАРСТВО: МЕСТО ЭКОНОМИКИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА

Задание:

1. Подготовить доклады-сообщения

1.1 Суть национальных преобразований и создание государственного сектора

1.2 Необходимость участия государства в экономической жизни

1.3 Задачи экономики общественного сектора на современном этапе

1.4 Роль цен в общественном секторе

1.5 Масштабы и динамика общественного сектора в России

1.6 Основные типы провалов рынка и государства: сходства и различия

2. Подготовить рефераты

2.1 Виды национальных счетов внутри государственного сектора

2.2 Причины существования общественного сектора с позиции макро- и микроэкономического подходов

2.3 Виды взаимодействия между общественным и рыночным секторами

2.4 Применение в хозяйственной практике многих стран государственного регулирования цен с помощью субсидий

2.5 Принцип Парето-эффективности в системе функционирования общественного сектора

2.6 Принципы социальной справедливости в концепциях Тобина

2.7 Частичное и общее равновесие в общественном секторе

2.8 Равновесие в сфере производства общественных благ

2.9 Несовершенство информации и ее влияние на рыночный механизм

2.10 Общественный сектор и теория прав собственности

3. Сделать критический анализ одной из перечисленных статей

3.1 Губанов С. Императив общегосударственных интересов//Экономист. – 2009. – № 4. – С.3-8

3.2 Кривошей В. Неравенство населения по доходам: количественные оценки//Проблемы теории и практики управления. – 2009. – № 9. – С.22-27

3.3 Михалев И. К вопросу о формировании концепции социального государства//Человек и труд. – 2009. – № 6. – С.9-11

3.4 Осадчая И.М. Постиндустриальная экономика: меняется ли роль государства?//Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – № 5. – С.31-42

3.5 Плутник Д.А. Правила в общественном секторе в свете нобелевской премии: вклад Элинор Остром в исследования коллективных действий//Вопросы государственного и муниципального управления. – 2010. – № 1. – С.53-68

3.6 Роик В. Социальное государство: задачи по реализации прав российских граждан на достойную жизнь//Человек и труд. – 2009. – № 1. – С.9-15

4. Составить тесты типа «1:5» в количестве 10 заданий.
5. Подготовить глоссарий – определение 10 понятий по теме семинара.

6. Подобрать литературу по теме – 10 источников, включая учебные пособия, монографии, статьи из периодических изданий (полные выходные данные).
2 семинар (9.12.2010) – 2 часа

ТЕМА: ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЫБОРА
Задание:

1. Подготовить доклады-сообщения

1.1 Основные отличия механизма общественного выбора от потребительского выбора на рынке

1.2 Коллективные действия и коллективный выбор

1.3 Группы специальных интересов и политическое равновесие

1.4 Теории бюрократии и социальных интересов

1.5 Формы несостоятельности государства в России

1.6 Бегство капитала из России как форма несостоятельности государства

2. Подготовить рефераты

2.1 Общественный выбор на основе соревнования партийных программ

2.2 Формы проявления несостоятельности государственного сектора и методы их преодоления

2.3 Основные субъекты политического рынка и механизм лоббирования

2.4 Специфика принятия решения исполнительной властью в системе государственной службы

2.5 Изъяны механизма государственного управления и методы их преодоления

2.6 Коррупция и борьба за ренту в России и за рубежом

2.7 Мафия и правительство: законодательство и экономический процесс
3. Сделать критический анализ одной из перечисленных статей

3.1 Швецов Ю. Г., Булаш О. А. Государство как частная собственность бюрократии//ЭКО. – 2009. № 11.

3.2 Остром Э. Теория рационального выбора коллективного действия. Бихевиористский подход//Вопросы местного и муниципального управления. – 2010. – № 1.

4. Составить тесты типа «1:5» в количестве 10 заданий.
5. Подготовить глоссарий – определение 10 понятий по теме семинара.
6. Подобрать литературу по теме – 10 источников, включая учебные пособия, монографии, статьи из периодических изданий (полные выходные данные).

7. Деловые игры
3 семинар (16.12.2010) – 2 часа

ТЕМА: НАЛОГИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
Задание:

1. Подготовить доклады-сообщения

1.1 Цели и ограничения налоговой политики

1.2 Налогово-бюджетная политика России на современном этапе.

1.3 Влияние налога на аллокацию ресурса за пределами общественно сектора.

1.4 Налоги с физических лиц в современной экономике России

1.5 Налогообложение предприятий РФ: федеральный и региональный уровень

1.6 Причины уклонения от налогов в России.

1.7 Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса.

1.8 Налоги и инвестиционный климат в России (Новгородской области).
2. Подготовить рефераты

2.1 История налогообложения в России

2.2 Состав и структура доходов федерального бюджета в 2005-2010 гг.

2.3 Фискальный федерализм

2.4 Оптимизация налогообложения: правило Рамсея, правило Корлетта-Хейга и принцип «второго лучшего».

2.5 Налогообложение и отношение к риску

2.6 Налоги на капитал и сбережения.

2.7 Модель межвременных решений.

2.8 Налогообложение и экономический рост

3. Сделать критический анализ одной из перечисленных статей

3.1 Беспалов М. Роль налоговой политики в развитии предпринимательства//Человек и труд. – 2009. – № 11. – С.38-41

3.2 Журов А.В. Налоговые льготы как стимул развития бизнес-ангельского инвестирования: опыт России, США и стран Европы//Вопросы государственного и муниципального управления. – 2010. – № 1. – С.89-97

3.3 Кузнецова З. Налогообложение доходов физических лиц в экономически развитых европейских странах: социальный аспект//Человек и труд. – 2009. – № 5. – С.29-32

3.4 Кузнецова З. Плоская шкала налога на доходы физических лиц: плюсы и минусы//Человек и труд. – 2009. – № 8. – С.55-61

3.5 Налоговая система России: от анализа проблем к их решению//Проблемы теории и практики управления. – 2009. – № 2. – С.8-15

3.6 Пансков В.Г. О налоговом стимулировании инвестиционной деятельности//Финансы. – 2009. – № 2. – С.37-42

3.7 Петров Ю. Налог на добавленную стоимость: снижение ставки или отмена? //РЭЖ. – 2009. – № 1-2. – С.17-25

3.8 Ротбард М. Миф о нейтральном налогообложении//Экономическая политика. – 2009. – № 5. – С.165-192
4. Составить тесты типа «1:5» в количестве 10 заданий.
5. Подготовить глоссарий – определение 10 понятий по теме семинара.
6. Подобрать литературу по теме – 10 источников, включая учебные пособия, монографии, статьи из периодических изданий (полные выходные данные).
4 семинар (23.12.2010) – 2 часа

ТЕМА: БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ
Задание:

1. Подготовить доклады-сообщения

1.1 Спрос на общественные блага и бюджетная децентрализация

1.2 Теорема о децентрализации и гипотеза Тибу

1.3 Численность населения и масштабы производства локальных общественных благ

1.4 Распределение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ

1.5 Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований (на примере Новгородской области)

1.6 Состав и законодательная основа территориальных финансовых ресурсов

1.7 Межбюджетные отношения в РФ

1.8 Региональная политика России: концепции, проблемы, решения

1.9 Стимулирование деловой активности региона: макро-, мезо, микроуровень
2. Подготовить рефераты

2.1 Модель бюджетного федерализма США

2.2 Модель бюджетного федерализма России

2.3 Модель бюджетного федерализма Германии

2.4 Понятие, основные формы и виды некоммерческих организаций в России

2.5 Экономические основы функционирования государственных и негосударственных некоммерческих организаций

2.6 Формы государственной поддержки некоммерческих организаций

2.7 Благотворительные фонды: характеристика, основные области деятельности, перспективы развития в России

2.8 Благотворительность, меценатство и спонсорство в условиях смешанной экономики

2.9 Бюджетное планирование и сбалансированность бюджетной системы

3. Сделать критический анализ одной из перечисленных статей

3.1 Мерсиянова И.В. Государственная поддержка благотворительной деятельности: эмпирическая верификация намеченных действий//Вопросы государственного и муниципального управления. – 2009. – № 4. – С.94-110

3.2 Мерсиянова И.В., Солодова И.И. Фонды местных сообществ как технология решения социальных проблем на местном уровне//Вопросы государственного и муниципального управления. – 2010. – № 1. – С.160-179

3.3 Урман Н. А. Межбюджетные трансферты муниципальным образованиям//ЭКО. – 2010. – № 4. – С.137-145

3.4 Селезнев А. Проблемы бюджетной трехлетки//Экономист. – 2009. – № 2. – С.15-27

3.5 Суглобов А. Е., Черкасова Ю. И. Методика распределения средств финансовой поддержки муниципальных образований в целях совершенствования межбюджетного регулирования//Экономический анализ. Теория и практика. – 2009. – № 6. – С.2-11

4. Составить тесты типа «1:5» в количестве 10 заданий.
5. Подготовить глоссарий – определение 10 понятий по теме семинара.

6. Подобрать литературу по теме – 10 источников, включая учебные пособия, монографии, статьи из периодических изданий (полные выходные данные).

Требования:

К ДОКЛАДУ: объем не более 5страниц, шрифт 14, интервал 1,0. Обязательно – публичная презентация своей темы (возможно использование PPP-презентаций)

К РЕФЕРАТУ: объем – не менее 12 листов, шрифт 14, интервал 1,0. Структура – титульный лист, содержание, введение, основной раздел (возможно 1-2 главы), заключение, список литературы (не менее 6 реальных источников, включая ресурсы интернет). Статистические данные – не старше 5 лет, обязательны ссылки на источники информации.

К КРИТИКЕ: объем не более 5страниц, шрифт 14, интервал 1,0. Обязательно – публичная презентация своей темы (возможно использование PPP-презентаций). По согласованию с преподавателем можно сделать анализ статьи не из предложенного списка, но она должна быть в рамках темы семинара.