microbik.ru
1 2 ... 6 7


На правах рукописи

ОВЧИННИКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ УЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД РОССИИ

13.00.04 − теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Волгоград – 2012

Работа выполнена на кафедре физической подготовки ФГКОУ ВПО «Волгоградская академия МВД России»




Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Торопов Виктор Алексеевич  профессор кафедры физической подготовки и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России;




доктор педагогических наук, профессор

Еганов Александр Васильевич  профессор кафедры теории и методики борьбы Уральского государственного университета физической культуры;




доктор педагогических наук, доцент

Анцыперов Владимир Викторович  заведующий кафедрой теории и методики гимнастики Волгоградской государственной академии физической культуры


Ведущая организация 

ФГКОУ ВПО «Московский университет МВД России»






Защита диссертации состоится 27 ноября 2012 года в 1030 часов на заседании диссертационного совета Д 311.011.01 при Волгоградской государственной академии физической культуры по адресу: 400005, г. Волгоград, проспект В.И. Ленина, 78, ауд. 52.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградской государственной академии физической культуры

Автореферат разослан «____» октября 2012 года

Ученый секретарь

диссертационного совета профессор







Москвичев Ю.Н.


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В настоящее время в большинстве вузов МВД России физическая культура рассматривается специалистами в основном как физическая подготовка, или профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) к выполнению служебно-боевой деятельности сотрудников полиции (Ю.Ф. Подлипняк, 1986; Приказ от 29 июля 1996 г. № 412; Распоряжение Министра внутренних дел РФ от 27 августа 2001 г. № 1/15420; В.С. Кшевин, 2003; А.Н. Волков, 2006; А.В. Еганов и др., 2006; Примерная программа учебной дисциплины «Физическая подготовка» для образовательных учреждений МВД России, 2007; В.А. Торопов, 2008).

Согласно перечисленным документам основным ориентиром и критерием физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел (ОВД) выступают установленные единые контрольные упражнения и нормативы по физической подготовке сотрудников МВД России (Приказ МВД России от 15 мая 2001 г. № 510; Примерная программа учебной дисциплины «Физическая подготовка» для образовательных учреждений МВД России, 2005; Примерная программа учебной дисциплины «Физическая подготовка» для образовательных учреждений МВД России, 2007).

Многие специалисты (С.В. Непомнящий, 1987; Е.Н. Захаров и др., 1994; С.В. Кузнецов, 1996; И.М. Медведев, 1999; В.Н. Лавров, 1999-2002; В.И. Косяченко, 2000; С.В. Кузнецов, 2002; В.Н. Лавров, 2002-2008; В.С. Кшевин и др., 2003; И.М. Медведев и др., 2004; С.Н. Баркалов, 2006; А.Н. Волков, 2006; А.В. Еганов и др., 2006; В.П. Полянский, Е.В. Флусов, 2006; А.В. Афанасьев, 2009) неоднократно осуществляли попытки свести решение проблем физической подготовки и профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел к созданию различных педагогических систем и технологий, однако практического эффекта оказалось не много, так как уровень физической подготовленности среди представителей правоохранительных органов остается до сих пор низким, на что указывает ряд инструктивных документов (Приказ МВД России от 11 января 1995 г. № 11; Распоряжение Министра внутренних дел РФ от 27 августа 2001 г. № 1/15420; Приказ МВД России от 22 октября 2003 г. № 5 км/2; Приказ МВД России от 15 марта 2002 г. № 240; Приказ МВД России от 6 ноября 2003 г. № 829; Приказ МВД РФ от 15 января 2008 г. № 38).

На наш взгляд, основная причина, порождающая данную ситуацию, заключается в самом подходе, который физическую и профессионально-прикладную физическую подготовку курсантов и слушателей вузов МВД России сводит в основном к формированию у них необходимых двигательных навыков и развитию важных психофизических способностей. Разработанные на основе такого подхода методики и технологии обучения, а также учебные программы по дисциплине «Физическая подготовка» не формируют у курсантов и слушателей необходимого уровня теоретических знаний основ физической культуры и спорта, ценностных ориентиров и положительной мотивации к учебным и самостоятельным занятиям физическими упражнениями, не ориентируют выпускников вузов на соблюдение здорового образа жизни и постоянное профессиональное совершенствование своей физической подготовленности, не позволяют им эффективно решать задачи, связанные с профессиональной деятельностью, часто подвергая их риску получения тяжелых ранений и гибели в ходе борьбы с преступностью.

Для разрешения существующей проблемы и устранения вытекающих из нее противоречий, необходим другой, альтернативный подход, который позволит значительно расширить рамки сложившихся представлений. В этом случае следует говорить не о физической и профессионально-прикладной физической подготовке курсантов и слушателей вузов МВД России, а о формировании их профессионально-прикладной физической культуры (ППФК), которая органично включает в себя не только узко направленные задачи физической подготовки, но и содействует развитию и оптимизации условий для реализации психофизиологических свойств и психофизиологических процессов в организме человека в процессе профессиональной деятельности, формирует устойчивую потребность к физическому совершенствованию, развивает личностные качества и способности полицейских, способствует повышению эффективности их профессиональной деятельности.

С точки зрения современной науки профессионально-прикладную физическую культуру курсантов и слушателей вузов МВД России целесообразно рассматривать как педагогическую систему формирования заданных характеристик, определяемых, прежде всего, целью и задачами профессиональной подготовки полицейских. Естественно, что при таком подходе компонентов системы, то есть ее содержание, будет больше, как и решаемых при этом задач, сложнее станут и их взаимосвязи, что предполагает качественно более высокий уровень создаваемого научно-педагогического продукта.

Таким образом, можно заключить, что изучаемая в данной диссертационной работе научная проблема актуальна и своевременна, а предлагаемые изыскания в этом направлении являются исследованиями первостепенной важности и значимости.

Объект исследования: процесс формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России.

Предмет исследованиям: средства, методы и организационные формы формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России.

Цель исследования: разработать и обосновать систему продуктивного формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России.

Гипотеза исследования: система формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России будет эффективной и педагогически целесообразной, если основу ее разработки составят:

– комплекс задач: образовательные – направленные на формирование знаний основ физической культуры и спорта; воспитательные – направленные на формирование мотивации и потребностей к регулярным занятиям физической культурой и спортом; обучающие – направленные на формирование профессионально необходимых двигательных умений и навыков; развивающие – направленные на развитие профессионально важных психофизических свойств и качеств личности;

– оптимальная структура содержания процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры, включающая теоретический, физический, технический, практический и психологический компоненты, а также наиболее эффективные средства и методы решения комплекса педагогических задач;

– модельно-целевой подход, характеризующийся системным единством операций теоретического, проектировочного и практического моделирования педагогического процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры;

– педагогический контроль на всех этапах обучения курсантов и слушателей вузов МВД России, включающий комплекс педагогических тестов и тестовых испытаний для мужчин и женщин, характеризующих все стороны их подготовленности: теоретическую, физическую, техническую и практическую.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Сформулировать и обосновать основную цель формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России.

2. Разработать и обосновать концепцию и концептуальную модель системы формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России, ее структуру и содержание.

3. Выявить наиболее эффективные средства, методы и организационные формы ключевых компонентов подготовки (теоретического, физического, технического, практического и психологического) в системе формирования профессионально-прикладной физической культуры в вузах МВД России в рамках учебной дисциплины «Физическая подготовка».

4. Разработать и обосновать критерии и нормативы проведения комплексного контроля за уровнем основных видов подготовленности (теоретической, физической, технической и практической) курсантов и слушателей вузов МВД России на весь период их обучения.

5. Разработать систему формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей Волгоградской академии МВД России в учебном процессе по дисциплине «Физическая подготовка».

6. Апробировать авторскую систему формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей Волгоградской академии МВД России в ходе изучения дисциплины «Физическая подготовка».

Теоретико-методологической основой исследования являются:

    • основополагающие идеи и концепции отечественной теории и методики физической культуры (Б.Н. Ашмарин, С.С. Коровин, Ю.Ф. Курамшин, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, В.П. Полянский и др.);

    • системный подход к формированию личности в учебно-воспитательном процессе (Ю.К. Бабанский, В.Л. Васильев, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин; Л. фон Берталанфи, Н. Винер);

    • деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.П. Ильин);

    • теоретические основы модельно-целевого подхода в спортивной тренировке (Ю.В. Верхошанский, Л.П. Матвеев);

    • теоретические основы оптимизации обучения и адекватности педагогических воздействий (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, В.А. Сластенин);

    • идеи построения педагогической технологии на основе личностно ориентированного подхода (В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, В.С. Поллат, В.М. Полонский, Г. К. Селевко);

    • концептуальные основы педагогики и психологии (Ю.К. Бабанский, Б.Г. Бовин, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, И.П. Подласый, Н.Ф. Талызина);

    • теоретические основы педагогического контроля в целом и физического воспитания в частности (В.С. Аванесов, Ю.В. Верхошанский, М.А. Годик, И.Н. Гулидов, А.В. Еганов, А.И. Завьялов, В.А. Запорожанов, Л.П. Матвеев, Ю.И. Смирнов);

    • теоретические основы координационной подготовки (В.И. Лях, А.М. Пидоря, Е. Садовски, И.И. Сулейманов, А.С. Тодоров);

    • базовые положения профессионально-прикладной физической подготовки (В.П. Жидких, Б.И. Загорский, В.И. Ильинич, В.А. Кабачков, С.С. Коровин, Р.Т. Раевский, Ю.А. Суворов);

    • теоретико-методические основы физической подготовки сотрудников правоохранительных органов (И.С. Барчуков, В.Я. Кикоть, В.Г. Колюхов, А.А. Кочкаров, В.Н. Лавров, С.В. Непомнящий, Ю.Ф. Подлипняк, В.В. Яншин).

Достоверность и обоснованность полученных результатов определяются: научно-теоретическим обоснованием избранного исследовательского направления, опирающегося на современную научно-методологическую базу знаний педагогического, психологического, дидактического и методического уровней, позволивших сформулировать непротиворечивость установок, основополагающих идей исследования; и научные положения, представленные в диссертации, осуществить правильный выбор критериев оценки деятельности; логичностью мышления, включающего последовательность, определенность, недекларированность и обоснованность выводов и положений диссертации, адекватность поставленной цели и решаемых задач, репрезентативностью выборки исследования; многолетними динамическими наблюдениями, проверкой основной гипотезы исследования в условиях реального учебного процесса с участием курсантов Волгоградской академии МВД России; продолжительностью (пять лет) и большим количеством участников (100 человек) опытно-экспериментальной части исследования; корректностью обработки математическими и статистическими методами, включающими использование современных информационных технологий (факторный анализ, компьютерные программы); корректной педагогической интерпретацией полученных экспериментальных данных; всесторонним анализом полученных результатов и их широким обсуждением.

Научная новизна результатов проведенного исследования заключается в том, что впервые:

    • разработана и обоснована концепция системы формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России, включающая системное единство педагогических процессов – теоретического, проектировочного и практического моделирования;

    • разработана и обоснована концептуальная модель системы формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России, включающая пять основных видов подготовки: теоретическую, физическую, техническую, практическую и психологическую;

    • установлена структура и содержание профессиограмм базовых специальностей системы МВД России (следователь, оперуполномоченный, эксперт-криминалист), определяющих иерархию профессионально значимых прикладных двигательных умений и навыков, физических способностей и личностных качеств сотрудников правоохранительных органов;

    • разработан комплекс педагогических тестов и тестовых заданий, включающий испытания для мужчин и женщин, характеризующих основные стороны подготовленности курсантов: теоретическую, физическую, техническую и практическую;

    • созданы модели, содержащие стандартизированные нормы уровня физической подготовленности курсантов и слушателей вузов МВД России по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Судебная экспертиза»;

    • разработана и апробирована технология комплексного педагогического контроля, обеспечивающая ряд последовательных процедур: формулировку цели процесса физической подготовки курсантов и слушателей; постановку задач для достижения цели; процедуру тестирования курсантов и слушателей в соответствии с видами педагогического контроля (входной, оперативный, текущий, тематический, рубежный, этапный, итоговый, междисциплинарный), а также оценку их уровня физической, теоретической, технической и практической подготовленности;

    • определен интегральный показатель готовности сотрудников ОВД к выполнению своих служебных обязанностей, к успешному решению оперативно-служебных и служебно-боевых задач в рамках освоения дисциплины «Физическая подготовка», который определяется посредством прохождения специализированного учебного полигона с выполнением ряда задач;

    • разработана и апробирована в педагогическом эксперименте учебная программа по дисциплине «Физическая подготовка» для курсантов и слушателей, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» и «Судебная экспертиза», для формирования у них личностной профессионально-прикладной физической культуры;

    • разработана и обоснована система формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России в рамках учебной дисциплины «Физическая подготовка».

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в дополнении теории и методики профессионально-прикладной физической культуры положениями и выводами, в которых:

    • на основе модельно-целевого подхода дается более полное описание содержания процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России в рамках учебной дисциплины «Физическая подготовка» для базовых специальностей (оперуполномоченный, следователь, эксперт-криминалист);

    • подробно объясняются причинно-следственные отношения в улучшении качества педагогического процесса за счет использования объективных критериев оценки уровня теоретической, физической, технической и практической подготовленности сотрудников МВД;

    • дается понимание смысла и целесообразности использования интегральной оценки уровня сформированности профессионально-прикладной физической культуры личности сотрудника ОВД и отношения к ней со стороны субъектов образовательного процесса;

    • обеспечивается более высокая точность прогнозированных изменений надлежащих нормативов физической подготовленности курсантов и слушателей, обусловленные низким уровнем общей подготовленности абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения МВД России.

Практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в том, что разработанная авторская система формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России существенно повышает уровень их физической, технической и практической подготовленности в системе служебно-боевой подготовки как неотъемлемой части профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. И в конечном итоге способствует росту профессионализма сотрудников органов внутренних дел и снижению уровня преступности в стране.

Полученные результаты дают возможность существенно расширить и дополнить содержание профессионально-прикладной физической подготовки курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России, а также оказать методическую помощь в составлении учебно-методической документации (примерных программ, учебных программ, тематических планов).

Разработанная и научно обоснованная учебная программа по дисциплине «Физическая подготовка», ориентированная на формирование профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей, может использоваться в учебном процессе различных вузов МВД России. Результаты исследования положены в основу создания учебных и учебно-методических пособий и разработок для подготовки сотрудников ОВД.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Основу продуктивности разработанной системы формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России составляют: комплекс образовательных, воспитательных, обучающих и развивающих задач; модельно-целевой подход, включающий последовательное теоретическое, проектировочное и практическое моделирование педагогического процесса в рамках учебной дисциплины «Физическая подготовка»; оптимальная структура содержания процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры, объединяющая теоретический, физический, технический, практический и психологический компоненты, а также наиболее эффективные средства и методы решения комплекса педагогических задач; педагогический контроль на всех этапах обучения курсантов и слушателей вузов МВД России, включающий комплекс педагогических тестов и тестовых испытаний для мужчин и женщин, характеризующих все стороны их подготовленности.

2. Ключевым положением концептуальной модели системы формирования ППФК курсантов и слушателей вузов МВД России выступает утверждение, что учебная дисциплина «Физическая подготовка» выступает в роли интегрирующего предмета, являясь ведущей и определяющей в системе служебно-боевой подготовки как неотъемлемой части профессиональной подготовки курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России.

3. Процесс формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей высших учебных заведений МВД России направлен на ее персонифицирование, объединяющее в себе контексты культуры личности в целом, а также знание и владение системой организационно-методических приемов и способов, способствующих формированию профессионально значимых прикладных двигательных умений и навыков, развитию и реализации важных физических способностей, психофизических свойств и личностных качеств сотрудников ОВД в служебно-боевой деятельности, устойчивой потребности к физическому совершенствованию, повышению эффективности их профессиональной деятельности.

4. Интегральной оценкой уровня ППФК курсантов и слушателей вузов МВД России является результат выполнения комплексного упражнения в условиях специализированного учебного полигона, где моделируются все основные действия сотрудника правоохранительных органов при задержании преступника по схеме «преследование – ведение единоборства – силовое задержание – огневое поражение».

5. Разработанная и научно обоснованная педагогическая система формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России является эффективной и педагогически целесообразной, так как способствует существенному улучшению всех видов их подготовленности (теоретической, физической, технической и практической), качественному росту уровня сформированности личностной профессионально-прикладной физической культуры.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования на различных этапах представлены в научных докладах и получили положительную оценку на международных, всероссийских, региональных, межвузовских и вузовских научно-методических и научно-практических конференциях, проводившихся в Праге, Перемышле, Софии, Волгограде, Воронеже, Иркутске, Красноярске, Орле, Уфе, Челябинске, Хабаровске.

По теме диссертации опубликовано более 110 научных, учебных и учебно-методических работ (общим объемом более 1 800 печатных листов). Материалы исследования обобщены в монографии «Управление профессионально-прикладной физической подготовкой курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России», 16 статьях в журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Внедрение результатов в практику. Результаты исследования опубликованы в 1 монографии, 2 учебных и 6 учебно-методических пособиях. Подготовлены и изданы методические и практические рекомендации, компьютерные тесты, тесты, определяющие уровень физической и технической подготовленности курсантов и слушателей, которые широко используются во Всероссийском институте повышения квалификации МВД России и других учебных заведениях: Волгограда, Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Челябинска, Красноярска, Иркутска, Омска, Киева (Украина), Луганска (Украина), а также практическими органами: Волгограда, Кизляра (Дагестан), Назрани (Ингушетия), станицы Шелковской (Чечня), Кабардино-Балкарии, о чем свидетельствуют акты внедрения результатов исследования.

Во исполнение положений Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 2009 г. «О государственной поддержке проектов инновационных образовательных программ творческих коллективов образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», в соответствии с Приказом МВД России от 28 августа 2009 г. № 668 «О порядке присуждения грантов для государственной поддержки проектов инновационных образовательных программ творческих коллективов образовательных учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и на основании протокола заседания Совета по грантам для государственной поддержки проектов инновационных образовательных программ от 23 ноября 2009 г. № 2 проекту «Педагогические технологии моделирования технико-тактических действий по задержанию правонарушителей» под руководством В.А. Овчинникова присужден грант МВД России в 2009 г. Согласно письму Департамента государственной службы и кадров (ДГСК) МВД России от 27 декабря 2011 г. № 21/22/12253 программа проекта размещена на центральном портале системы дистанционных образовательных технологий МВД России и рекомендована к использованию в учебном процессе образовательных учреждений МВД России.

Объем и структура диссертационной работы. Диссертация изложена на 398 страницах, состоит из введения, пяти глав, выводов, списка литературы и приложений. Текст работы иллюстрирован 50 таблицами и 20 рисунками. Список литературы включает 479 источника, в том числе 16 на иностранных языках.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе «Теоретико-методологические аспекты профессионально-прикладной физической культуры сотрудников МВД России» представлены противоречия препятствующие подготовке высококвалифицированных специалистов.

Первое противоречие связано с интеграцией в международное образовательное пространство, изменением подходов к определению отечественного образования и необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров.

Второе противоречие заключается в том, что реформы образовательных систем коснулись практически всех сторон образовательного пространства – приоритетов, содержания и структуры образования, оценки качества результатов обучения и т. д. В связи с этим от вузов потребовалось в довольно сжатые сроки разработать и принять практические стратегии, инновационные модели их устройства и совершенствования систем управления; внедрить в учебный процесс современные образовательные технологии и системы управления качеством образования; перейти на кредитно-модульную организацию учебных программ и т. д.

Третье противоречие прослеживается в том, что в системе подготовки кадров для органов внутренних дел России отсутствует общая стратегия и целенаправленность действий не позволяющая достичь желаемого результата.

Четвертое связано с текучестью кадров (ежегодное увольнение из ОВД порядка 100 тысяч человек, в том числе и выпускников ведомственных учреждений); гибелью сотрудников, с тенденцией к росту (в год более 400 человек); полной или временной потерей трудоспособности (в 2010 году более 5000 сотрудников получили ранения).

Пятое противоречие указывает на высокий уровень преступности, рост количества актов терроризма в нашей стране и вместе с тем низкую физическую подготовленность сотрудников ОВД, не отвечающую предъявляемым современным требованиям.

Шестое противоречие связано с полным отсутствием в органах внутренних дел России и в вузах в частности целостной научно обоснованной и методически проработанной системы профессионально-прикладной физической культуры, позволяющей формировать физическую и психологическую готовность сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач. Даже в теории управления системой физической подготовкой и профессионально-прикладной физической подготовкой сотрудников ОВД многие аспекты практически не разработаны или используется нерезультативно.

Исходя из современных реалий, невозможно продуктивно осуществлять процесс физического совершенствования сотрудников органов внутренних дел, учитывая базовые концепции только физической и профессионально-прикладной физической подготовки. Требуется новый взгляд и решение проблемы на более высоком уровне. Таким уровнем выступает профессионально-прикладная физическая культура (ППФК), являющаяся составной частью физической культуры.

Под ППФК понимается специфическая отрасль физической культуры, изучающей биологические, социальные и дидактические аспекты совокупного влияния прикладных видов физкультурной деятельности и обеспечивающей на всех этапах образования формирование личности профессионала, создающего, преобразующего и потребляющего материальные и духовные ценности общества, обладающего высокой профессионально-прикладной подготовленностью (С.С. Коровин, 1997; В.П. Жидких, 2000).

При этом необходимо рассматривать ППФК как составную и неотъемлемую часть учебной дисциплины «Физическая подготовка», как подсистему, для которой характерны специфические взаимосвязи с другими подсистемами и компонентами образовательного процесса.

Учитывая что, к выпускникам образовательных учреждений МВД России в настоящее время предъявляются повышенные требования, целесообразно вести речь о комплексном содержании ППФК, опирающейся на научно обоснованную факторную структуру и «батарею» (группу) соответствующих тестов для оценки состояния различных готовностей. Вместе с тем формирование ППФК курсантов и слушателей вузов МВД России должно базироваться на основополагающих идеях модельно-целевого подхода. Он давно получил признание специалистов в теории спортивной тренировки (В.И. Баландин и др., 1986; Ю.В. Верхошанский, 1988; Ф.П. Суслов и др., 1995; А.Г. Баталов, 2000–2001; Л.П. Матвеев, 2000) и доказал свою эффективность в различных видах спорта: легкой атлетике (В.Б. Попов, 1988), в лыжных гонках (А.Г. Баталов, 2000; Н.А. Храмов, 2005), в плавании (Х.А. Саносян и др., 2004), в регби (М.В. Сахарова, 2000–2004), в теннисе (С.Г. Малахова, Ю.Т. Ревякин, 2004), в гандболе (М.В. Сахарова, 2008).

В основе модельно-целевого подхода лежит «практико-технологическое моделирование (как способ системного упорядочения созидательной деятельности в ее практическом воплощении)» (Л.П. Матвеев, 2000, с. 28). Этот подход характеризуется системным единством операций теоретического (логического, концептуального), проектировочного (расчетно-конструктивного) и практического (практико-технологического) моделирования процессов, реализуемых в рамках больших циклов (макроциклов) подготовительной и соревновательной деятельности. Вместе с тем он сопряжен с возможно строгим целеполаганием и последовательной реализацией цели, преследуемой в таких циклах (Л.П. Матвеев, 2000).

Интегрируя идеи модельно-целевого подхода в систему формирования ППФК курсантов и слушателей вузов МВД России, в первую очередь, необходимо обосновать модель физической подготовленности современного сотрудника ОВД, позволяющей ему эффективно выполнять оперативно-служебные и служебно-боевые задачи. Это означает, что в основу проектирования педагогического процесса в рамках учебной дисциплины «Физическая подготовка» должны быть положены именно междисциплинарные связи с дисциплинами специализации и многогранность самой физической подготовки как учебной дисциплины и как педагогического процесса. Квинтэссенцией физической подготовленности курсантов и слушателей вузов МВД России в данном случае должен быть результат интегрального упражнения, моделирующего основные оперативно-служебные и служебно-боевые действия сотрудника ОВД. При этом физическая подготовленность в широком понимании этого слова должна включать не только определенный уровень развития физических способностей, но и высокую теоретическую, техническую, практическую и психологическую подготовленность как основные компоненты системы формирования ППФК курсантов и слушателей вузов МВД России.

Наличие проблемной ситуации и вытекающих из нее противоречий обусловили необходимость создания и научного обоснования системы формирования ППФК курсантов и слушателей, в первую очередь в высших образовательных учреждениях МВД России, так как они является основным звеном профессиональной подготовки кадров всей системы МВД России

Выявленные проблемные вопросы и перспективы их решения в процессе профессиональной подготовки курсантов и слушателей вузов МВД России позволили сформулировать гипотезу работы, ее цель и задачи, определить методы и организацию исследования, описанию которых посвящена вторая

следующая страница >>