microbik.ru
1

СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

(Электронное тестирование)




Необходимость внедрения системы компьютерного тестирования диктуется введением с 2004г. обязательной процедуры тестирования оценки качества подготовки студентов по дисциплинам федерального компонента при Аттестационной экспертизе вузов Министерством науки и образования РФ.

Тестирование –– инструмент вузовского мониторинга и прогнозирования. Мониторинг как контролирующая и диагностическая система обеспечивает преподавателя объективной и оперативной информацией об уровне усвоения студентами обязательного учебного материала, а администрацию об эффективности управления.

Система компьютерного тестирования –– это универсальный инструмент для определения обученности студентов на всех уровнях образовательного процесса. Учебный процесс включает тестирование с дробными функциональными задачами как внутривузовский компонент системы. Можно выделить три уровня: тестирование для проведения оперативного и текущего контроля (темы семинаров, разделы и собственно тестирование по дисциплине); тестирование для проведения рубежного контроля (по дисциплинам любого содержательного или временного модуля, по блокам дисциплин ГСЭ, ЕН, ОПД, СД, по дисциплинам специализации или совокупности дисциплин, выделенных по любому другому основанию); тестирование для проведения итогового контроля (междисциплинарный экзамен, предварительный этап госэкзаменов) результирующее тестирование в конце обучения - проверка уровня готовности специалиста, его соответствие требованиям ГОС. Единая система тестирования позволяет комбинировать тестовые задания разных дисциплин в рамках одного блока или дисциплин одной тематической направленности.

Результаты текущего и рубежного тестирования –– это не только объективный показатель освоения студентами темы, раздела или дисциплины, но и, прежде всего, показатель качества работы преподавателя. Вузовская база тестов может включать контрольный тест по дисциплине, предлагаемый студентам каждого следующего набора для сравнения ежегодных результатов обучения (в том числе разными преподавателями).

Создание тестов на высоком методологическом уровне требует от преподавателя разработки четкой понятийно-терминологической структуры курса, т.е. таблицы проверяемых в тестах понятий и тезисов, структурированных по темам и разделам программы учебной дисциплины.

Такая разработка, наряду с программой, является самостоятельным методическим материалом обеспечения качества преподавания. Кроме того, дает возможность на макроуровне устранять дублирование тем в дисциплинах в образовательных профессиональных программах.

Понятийно-терминологические структуры курсов – тезаурусы – основа для сопоставимости образовательных программ, образовательных уровней при разработке совместных образовательных программ с зарубежными вузами.

Для студентов работа с компьютерными тестами способствует освоению компьютера как инструмента учебной деятельности, приучает к самоконтролю. Тестирование в самостоятельной работе студентов имеет не столько контролирующие, сколько обучающие функции (для отработки отдельных тем, типов задач, подготовки к зачетам и т. д.). Для самостоятельной работы студентов система тестирования представляет возможность использования электронных СD библиотек, а также интернет-тестирования (домашняя и самостоятельная работа). Электронные библиотеки CD методического обеспечения дисциплин могут содержать наряду с тестами тренинга, самоконтроля, различные учебные материалы. Выдача CD –компакт-дисков может производиться в компьютерном классе или в читальном зале учебной библиотеки. CD – компакт-диски с тестами по дисциплине могут выдаваться с учебными пособиями в начале учебного года, семестра или модуля.

Система компьютерного тестирования является неотъемлемой составляющей для перспективного развития дистанционных форм обучения.

Большое значение имеет система тестирования для определения качества образовательного процесса в филиалах вуза. Применение её дает возможность с наименьшими затратами отслеживать соответствие содержания образования головного вуза и филиалов. Проверка филиалов с помощью тестирования –– эффективный метод для последующей корреляции и унификации учебных программ, педагогических методик.

В системе дополнительного образования и второго высшего образования тесты могут быть использованы не только как методическое обеспечение дисциплин, но в основном, для оценки и перезачета дисциплин по образовательным программам других вузов при поступлении на дополнительные ОПП.

Тестирование может проводиться в разных формах (письменной и компьютерной), не исключая и не заменяя другие формы контроля качества знаний студентов.

Тестирование – инструмент внутривузовского мониторинга контроля качества подготовки студентов.

Педагогический мониторинг – форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывную оценку состояния и прогнозирование её развития. Мониторинг как контролирующая и диагностическая система обеспечивает регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, предоставляет преподавателю объективную и оперативную информацию об уровне усвоения студентами обязательного учебного материала.

Методы тестирования, наряду с другими формами контроля, также могут использоваться:

  1. При проведении вступительных испытаний в вузе.

  2. В филиалах вуза для определения качества образовательного процесса. Применение тестирования дает возможность с наименьшими затратами отслеживать соответствие содержания образования Университета и филиалов. Проверка филиалов с помощью тестирования – эффективный метод для последующей унификации учебных программ, педагогических методик.

  3. В системе дополнительного образования и второго высшего образования1 – как методическое обеспечение дисциплин и для оценки и перезачета дисциплин по образовательным программам других вузов при поступлении на дополнительные образовательные профессиональные программы (ОПП).

Виды тестового контроля

Вид тестового контроля определяется целями тестирования – получение информации об уровне знаний студентов на определенном этапе обучения. В соответствие с целями определяются единые хронотопные (содержательно-временные) точки тестирования в учебном процессе.
Виды тестирования:

  • текущий и оперативный тест-контроль знаний студентов;

  • рубежный тест-контроль знаний студентов;

  • итоговый тест-контроль знаний студентов;

  • тренинговое тестирование.

Текущее и оперативное тестирование (диагностическое) проводится преподавателем на семинарах для выявления исходного уровня готовности студента к дальнейшему обучению, проверки качества усвоения знаний по определенным темам семинаров, разделов программы дисциплины.

Рубежное тестирование проводится по окончании модуля, семестра, учебного года, для рубежного контроля: по дисциплине, по блокам дисциплин: гуманитарных социально-экономических дисциплин (ГСЭ), естественнонаучных дисциплин (ЕН), общепрофессиональных дисциплин (ОПД), специальных дисциплин (СД), по дисциплинам специализации или совокупности дисциплин, выделенных по любому другому основанию. Результаты тестирования используются преподавателем для формирования куммулятивной оценки по дисциплине. Целью рубежного тестирования является определение степени освоения студентами области знаний и умений (уровня компетентности) по части профессиональной образовательной программы.

Итоговое тестирование проводится с целью контроля остаточных знаний студентов; проверки уровня готовности студента к аттестационным испытаниям. Тестирование проводится в соответствии с утвержденным графиком, но не позднее 6 месяцев с момента сдачи зачета/экзамена по тестируемой дисциплине. Результаты итогового тестирования документируются и являются необходимым условием допуска к государственным аттестационным испытаниям.

Тренинговое тестирование является разновидностью самостоятельной работы студентов, используется преподавателем как обучающая технология для самостоятельной отработки студентами темы, типа задач и т.д. Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов предполагает три блока материалов:

  • собственно методические материалы;

  • рекомендации, руководство, указания, инструкции к методическим материалам;

  • оценочные средства контроля обученности (контроля остаточных знаний).

К методическим материалам (объектам, с которыми работает студент) относятся: учебник, сборник задач или ситуаций, дополнительные главы учебника, ридер, хрестоматия, пособие, обучающая программа, тесты).

Методические рекомендации включают инструкции для студента по работе с методическими материалами (как студент должен работать и какой результат должен быть получен в итоге).

Тесты по всему материалу курса используются в качестве контрольно-методического обеспечения и являются оценочными средствами, с помощью которых на этапе рубежного или итогового испытания оценивается усвоение студентом материала, его степень обученности определенным учебным действиям (например, решению задач, составлению анкеты, работе с компьютерными программами и т.д.).

Результаты текущего и рубежного тестирования являются не только объективным показателем освоения студентами темы, раздела или дисциплины, но и показателем качества работы преподавателя.

Базы тестов Университета

Внедрение системы тестирования подразумевает создание, пополнение и совершенствование общей Базы тестов вуза. Единая система тестирования позволит комбинировать тестовые задания разных дисциплин в рамках одного блока или дисциплин одной тематической направленности для проведения различных видов тест-контроля. База тестовых заданий должна включать тесты открытого доступа для тренингового и текущего тестирования и комплекс закрытых тестов для проведения контрольных мероприятий.

База тестов Университета складывается из баз тестов по образовательным программам, реализуемых факультетами. Каждая кафедра разрабатывает комплекс тестовых заданий по каждой из учебных дисциплин, закрепленных за кафедрой на текущий учебный год.

Технология составления теста

Тест по учебной дисциплине представляет собой сформированный в определенной последовательности перечень тестовых заданий, количество и состав, которых зависит от целей тестирования. Дидактическое содержание теста определяется целью тестирования и предметной областью дисциплины.

Создание тестов на высоком методологическом уровне требует от преподавателя разработки четкой понятийно-терминологической структуры курса, проверяемых в тестах понятий и тезисов, структурированных по темам и разделам программы учебной дисциплины. Такая разработка, наряду с программой, является самостоятельным методическим материалом обеспечения качества преподавания и дает возможность на макроуровне устранять дублирование тем в дисциплинах.

Понятийно-терминологические структуры курсов – тезаурусы2 являются основой для сопоставимости образовательных программ и образовательных уровней при разработке совместных образовательных программ с зарубежными вузами.

Технология создания теста по учебной дисциплине предполагает несколько последовательных этапов:

  1. Постановка целей и задач предмета и форм педагогического контроля. Объем часов учебной дисциплины определяет целесообразность тестирования и количество тестовых заданий. Минимальное число тестовых заданий для вариативности теста 120. По дисциплинам объемом менее 54 академических часов трудоемкости возможно проектирование междисциплинарных, комплексных тестов по блокам сопредельных пограничных дисциплин (преподаватель).

  2. Определение целей тестирования:

    • обучение студентов (самостоятельный тренинг);

    • текущий контроль знаний студентов (диагностика усвоения, отдельных тем и разделов);

    • рубежный контроль знаний студентов;

    • итоговый контроль знаний студентов (по всей программе учебной дисциплины);

    • контроль остаточных знаний (по одной дисциплине, циклу дисциплин).

  1. Анализ содержания учебной дисциплины, систематизация материала, выделение функциональной и логической структур (структурно-логическая схема дисциплины), информационное насыщение каждого из разделов учебной дисциплины (преподаватель).

  2. Разработка таблиц спецификации теста по дисциплине (таблица уровня сложности тестовых заданий, таблица проверяемых в тесте понятий) в соответствии с техническим заданием (преподаватель).

  3. Разработка тестовых заданий (преподаватель).

  4. Экспертиза содержания и формы заданий (рецензирование) и корректировка. В качестве эксперта может выступать преподаватель той же или тематически близкой дисциплины направления, при наличии ученой степени не меньшей, чем у разработчика тестов.

  5. Формирование тестов в соответствии с поставленными учебными задачами. Определение объема (количества тестовых заданий) в тесте и времени его выполнения.

  6. Разработка методики тестирования, определение и расчет показателей оценки. Составляется элементарная шкала: количество тестовых заданий предъявленных к выполнению соотнесено с количеством правильных ответов. Определяется диапазон положительной оценки. Количество правильных ответов для получения зачета, оценки хорошо, отлично и т.д.

  7. Апробация теста.

  8. Корректировка и добавление новых заданий для улучшения системообразующих параметров теста на основании результатов апробации.

  9. Формирование окончательного варианта теста.

  10. Разработка инструкций для пользователей (преподавателей и студентов).


Организация системы компьютерного тестирования

Система компьютерного тестирования – универсальный инструмент для определения обученности студентов на всех уровнях образовательного процесса. Компьютерное тестирование как инструмент контроля используется наряду с другими методами оценки знаний студентов.

Работа студентов с компьютерными тестами способствует лучшему освоению компьютера как инструмента учебной деятельности, приучает к самостоятельной работе и самоконтролю. Тестирование в ходе самостоятельной работы студентов имеет как контролирующие, так и обучающие функции (для отработки отдельных тем, типов задач, подготовки к зачетам). Самостоятельная работа студентов возможна с использованием ресурсов электронных библиотек (CD – библиотек), а также интернет-тестирования (домашняя и самостоятельная работа). Электронные библиотеки методического обеспечения дисциплин могут содержать наряду с тестами тренинга, самоконтроля, различные учебные материалы. Выдача компакт-дисков (CD) производится в компьютерном классе или в читальном зале учебной библиотеки. Компакт-диски с тестами по дисциплине могут выдаваться вместе с учебными пособиями в начале учебного года, семестра или модуля.

Создание системы компьютерного тестирования включает организацию и решение следующих задач:

  1. Разработка процедуры тестирования как вида учебной деятельности.

  2. Подготовка тестологов и администраторов системы тестирования.

  3. Наличие единого программного обеспечения (программы конструктора тестовых заданий базы тестов и программы процедуры тестовой проверки и анализа результатов):

  • конструктор тестовых заданий (программы ввода нового задания в базу тестов);

  • программу формирования теста (программу отбора тестовых заданий из базы тестов по дисциплине, например, по уровню сложности);

  • программы тестирования (локальная и сетевая; программа, обеспечивающая предъявление определенного количества тестовых заданий студенту на мониторе за определенный период времени или распечатку теста на бланке);

  • протокол тестирования для студента (документ-распечатка оценки, с возможным предъявлением заданий с неправильными ответами);

  • анализ и статистику результатов тестирования для преподавателя;

  • анализ и статистику результатов тестирования для администратора системы (мониторинг).

4. Создание, пополнение и совершенствование базы тестов Университета.

1 Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуемые в сокращенные сроки.

2 Тезаурус – список понятий и утверждений по учебному курсу, проверяемых в тестах. Иерархически сформированная понятийная структура курса.