microbik.ru
1
СОВРЕМЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА


Ковязина Е.М.,

Согласовано: зав. кафедрой общегуманитарных и

кандидат физико-математических

естественно-научных дисциплин:

наук, доцент

кандидат физ.-мат. наук, доцент Подлевских М.Н.


Чтобы получить зачет, студенту необходимо отчитаться по одной из перечисленных ниже тем. Отчет должен быть представлен в форме реферата на проверку преподавателю. Тему студент выбирает по своему усмотрению. Поиск материала должен производиться в сети Интернет. Обязательное условие – ссылок на сайты должно быть не меньше 3-х.
Тема 1. Информационная культура как цивилизационное явление
Агроремесленная революция, индустриальная и информационная революции. Информационная культура как информационная система определенного этапа общественного развития. Информационная культура как этап постиндустриального общества.

Волны, последовательно сменяющие одна другую в экономике компьютерной техники и телекоммуникаций. Продолжительность их смены – 15-20 лет.

1-ая волна – эра производства данных (1975 –80 гг).

2-ая волна – микроэра. Происходит не замена персонала машинами, а повышение уровня работы профессионалов, внедрение микрокомпьютеров в различные виды техники (1980 – до 1990гг.).

3-я волна – эра сетей. Начинается с середины 90 годов и завершится к 2010 году).
Тема 2. Информационная культура и информационная грамотность
Информационная культура как определенное социально-историческое явление. Информационная культура – определенный этап общественного развития. Информация – один аспектов информационной культуры. Не тождественность уровня информационный культуры и количества информации. Связь информационной культуры с процессом развития компьютерной техники и телекоммуникаций.

Информационная грамотность – часть общего понятия «информационная культура». Информационная грамотность – отдельные знания и умения работы с информацией с применением новых информационных технологий.
Тема 3. Характеристика информационного поля
Сущность понятия «информатизация». Информационное поле как пространство, в котором действуют носители информации, способные вызвать восприятие информации. Новизна и занимательность - специфическая черта информационного поля.

Специфика механизмов воздействия информационного поля. Не совпадение информации с естественнонаучной истиной и истиной вообще Самодостаточность информации как феномена влияния. Критерий эффективности информации – степень ее влияния.

Информационная революция и информационное поле. Знания – важнейший продукт социальной деятельности в информационном обществе.

Информатизация в сфере производства, в сфере политики, в сфере быта. Влияние информационного поля на традиционную культуру.
Тема 4. Особенности информационного сообщества
Информационное сообщество – общество носителей информационной культуры.

Специфическое внутреннее тождество субъектов информационной культуры при всех их внешних естественных и специальных различиях. (Индивиды образуют специфическое сообщество, не зная друг друга и не вступая в непосредственный контакт). Общие правила для всех членов сообщества, независимо от их социального положения, национального, расового, возрастного, полового и других различий.

Превращение информационным сообществом основных регионов мира, представителей различных этносов, наций и государств в единый мир.

Тема 5. Информационная политика
Информационная политика как способность погружать субъекта в специфическое бытие – бытие в виртуальной реальности. Формирование единого информационного пространства. Обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием. Сохранение российских культурно-исторических традиций. Уровни информационной политики. Региональная информационная политика России.
Тема 6. Информационная культура личности
Информационная культура личности в контексте информационного развития общества. Технология личностного информационного поведения. Связь понятия «информационная культура личности» с качественной характеристикой гражданина информационного общества, с пониманием всеобщих законов информационного развития с целью построения взаимоотношений с окружающей информационной средой. Не тождественность информационной культуры личности и компьютерной грамотности.

Информационное поведение как целостная система взаимосвязанных реакций человека на контакт с информационной средой. Отличительная характеристика информационного поведения от информационной деятельности.

Тема 7. Проблемы информационной культуры
Судьба демократии в информационной культуре. Возникновение аспекта международного неравенства. Полярность социокультурных установок центризма и децентрализации индивида и коллектива. Разрушение традиционных критериев. Особенности массовой культуры. Проблема управления информационными потоками в интересах сохранения духовности конкретного человека.