microbik.ru
1
МИНИСТЕРСТВОЛ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Петрозаводский государственный университет

Юридический факультет

Кафедра международного и конституционного права
УТВЕРЖДАЮ

Декан юридического факультета

профессор Чернов С.Н.

« » ____________2012 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины


Современные проблемы юридической науки

Направление подготовки

030900 Юриспруденция

Профиль подготовки

Юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника

Магистратура

форма обучения: очная

виды промежуточной аттестации: текущая аттестация:

зачет


Трудоемкость учебной дисциплины:

3 зачетные единицы

Петрозаводск

2012

  1. Цель и задачи дисциплины



Целями изучения дисциплины «Современные проблемы юридической науки» является формирование у студентов в процессе ее изучения целостной системы знаний об организации и деятельности органов исполнительной власти и формирование системы знаний, способствующих подготовке высококвалифицированных специалистов, способных к активному участию в государственно-правовой жизни, с высоким уровнем политической и правовой культурой; доведение до студентов результатов исследований по проблемным вопросам, связанным с осуществлением государственного управления; формирование у студентов навыков по применению полученных теоретических знаний в их будущей практической деятельности.


  1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Профессиональный цикл, базовая часть (Б.3, баз. 05)

Дисциплина «Современные проблемы юридической науки» изучается после прохождения таких дисциплин как «Теория государства и права», «История государства и права России», «История государства и права зарубежных стран» «История политических и правовых учений» и фактически всех основных курсов по юридическим дисциплинам: административного, уголовного, гражданского. международного права и процесса.

Студенты должны: иметь глубокие и прочные знания по основным понятиям и категориям права и государства, иметь навыки самостоятельной проработки нормативно-правовых материалов и научной юридической литературы, в том числе ее поиск (библиотека, информационные ресурсы, информационно-правовые базы данных); уметь готовить доклады и рефераты по отдельным вопросам в соответствии с планами и рекомендациями преподавателя.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.


а) выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

(ОК-1) осознает социальную значимость своей будущей профессии,

обладает достаточным уровнем профессионального правосознания

(ОК-3) владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

(ОК-6) имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

(ОК-7) стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

(ОК-12) способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях .

б) профессиональные (ПК):

в нормотворческой деятельности:

(ПК-1)способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности;

в правоприменительной деятельности:

(ПК-3)способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права.

ПК-6; способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства

способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

(ПК-14) готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

(ПК-15)способен толковать различные правовые акты ;

(ПК-16); способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности

в педагогической деятельности:

(ПК-17)способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне ;

(ПК-18)способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-19)

способен эффективно осуществлять правовое воспитание .

В результате освоения дисциплины обучающийся должен.

Знать: особенности структуры исполнительной власти Российской Федерации, организации и функционирования системы органов исполнительной власти







п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1


Формирование российской правовой науки. Этапы её развития. Место и роль юридической науки в системе современного социально-гуманитарного знания.

Методология современной юридической науки. Развитие общих и частных методов исследования.

2 Становление Российского государства и проблемы его укрепления.Совершенствование формы российского государства. Исторические и юридические предпосылки и принципы правового федерализма в России. Конституционный и договорный принципы государственного устройства и стабильность отечественной государственности.


3. Право как мера свободы. Право и равенство. Право и справедливость. Соотношение права и закона; права и справедливости с законностью
4. Субстанциональные основания властных отношений и их существенные признаки, выражающиеся в любом типе, виде или форме власти и придающие ей объективно-закономерный характер.
5. Проблематика и методология юридической антропологии, её связь с другими науками. Предмет и методологические основы антропологии права. Традиции и современное состояние антропологии права.
6. Международное гуманитарное право. Международная система защиты прав человека. Современные проблемы конституционной регламентации прав граждан

7. Проблемы применения права. Правоприменение и государственное принуждение.

Юридическая практика и её значение в правовой системе.

Проблемы законности в Российской Федерации.

Совершенствование правотворческой деятельности.

Понятие правовой системы. Общечеловеческий и культурно-исторический аспекты изучения российской правовой системы. Российская правовая система как целостный культурно-исторический феномен. Разные подходы к классификации правовых систем. Виды и специфика правовых систем.

2

1

Лекции

2

2


Пр. зан.18


2

4


4


2

2

2

2

ИНД РАБОТА 88

22

10

12

12

12

10

10




к/р

к/р, опрос,тест

к/р, опрос, задачи

к/р, опрос,тест

к/р, опрос, задачи

ЗАЧЕТ

к/р, опрос,тест

к/р

к/р

к/р, опрос,тест

к/р, опрос,тест

ЭКЗАМЕН, Курсовая работа





3

ИТОГО







2

18

72

108

3 у.е








5.Образовательные технологии.

Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы. Во-первых, классические лекционные методы; объем учебной работы за курс (освоение модулей С3 и С4) дисциплины. Во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде практических занятий; объем учебной работы за курс (освоение модулей С3 и С4) дисциплины. В-третьих, – активная форма самостоятельной учебной работы студентов, под руководством преподавателя, включая использование методов учебно-методического комплекса по Административному праву, возможна также курсовая работа по дисциплине; объем учебной работы за курс (освоение модулей С3 и С4) дисциплины:

- изучение теоретического и практического (нормативного и научного) материала по лекциям, учебным пособиям с использованием рекомендованной литературы;

- подготовка к семинарским занятиям в соответствии с планами и рекомендациями преподавателя; подготовка к деловым и ролевым играм по заданным темам, разбор конкретных ситуаций, задач, контрольных работ, составление юридических документов по соответствующей форме, подготовка презентаций, тестов по отдельным темам.

- самостоятельная проработка нормативно-правовых материалов, анализ, толкование норм, выявление пробелов, противоречий, поиск возможных путей их разрешения.

Аудиторные занятия представлены лекциями (40% от аудиторной нагрузки) и семинарами (60% от аудиторной нагрузки).

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине "Современные проблемы юридической науки"

1. Формирование российской правовой науки. Этапы её развития.

2. Место и роль юридической науки в системе современного социально-гуманитарного знания.

3. Методология современной юридической науки. Развитие общих и частных методов исследования.

4. Опыт мировой юриспруденции для развития отечественной юридической науки.

5. Развитие правовой науки и задачи формирования правового государства в России.

6. Современные подходы к изучению государства.

7. Проблема суверенитета в истории политико-правовой мысли. Суверенитет и сущность государства.

8. Государственная власть. Легальность и легитимность государственной власти.

9. Типология государства. Традиционные и нетрадиционные подходы к типологии государства.

10. Государство в современном мире. Закономерности возникновения и развития государства.

11. Историческая перспектива развития государств.

12. Понятие гражданского общества. Различные подходы к понятию гражданского общества.

13. Структура гражданского общества.

14. Гражданское общество и государство. Проблема формирования гражданского общества в России.

15. Особенности развития и исторические традиции российской государственности.

16. Теории российской государственности.

17. Советское государство, его исторический путь и распад.

18. Становление Российского государства и проблемы его укрепления.

19. Совершенствование формы российского государства.

20. Исторические и юридические предпосылки и принципы правового федерализма в России.

21. конституционный и договорный принципы государственного устройства и стабильность отечественной государственности.

22. Принцип согласованности формы правления и федеративного устройства России.

23. Принцип многообразия и гибкости форм национального самоуправления.

24. Перспективы развития Российского государства. Проблемы посттоталитарного государства.

25. Современные проблемы понимания конституции. Теория правового государства и проблемы его конституционных гарантий.

26. Проблемы строения государственного аппарата в федеративном государстве.

27. Правопознание как одна из основных проблем юридической науки. Типы правопознания.

28. Право как мера свободы. Право и равенство. Право и справедливость.

29. Соотношение права и закона; права и справедливости с законностью.

30. Объяснение сущности права с точки зрения различных подходов.

31. Нормативная концепция понимания права.

32. Общие концепции понятия права.

33. Проблематика и методология юридической антропологии, её связь с другими науками.

34. Предмет и методологические основы антропологии права. Традиции и современное состояние антропологии права.

35. Юридическая антропология в России. Юридическая психология и антропология права. Правовая традиция в России.

36. Личность в праве. Преодоление «классового» права.

37. Международно-правовое измерение правового статуса. Международные стандарты прав человека и проблема международной правосубъектности индивида.

38. Международное гуманитарное право.

39. Международная система защиты прав человека.

40. Современные проблемы конституционной регламентации прав граждан.

41. Понятие и закономерности социального регулирования. Формирование права как этап в развитии системы социального регулирования. Роль права в развитии цивилизации.

42. Закономерности права и их виды.

43. Сравнительное право (компаративистика) в юридической науке.

44. Проблемы международного права. Изменения системы международно-правовых отношений на современном этапе.

45. Международно-правовое регулирование хозяйственных отношений и проблемы внутригосударственной юриспруденции.

46. Международно-правовое регулирование социально-культурных связей и образования и проблемы внутригосударственной юриспруденции.

47. Преемственность в праве. Аксиомы права. Причины, основания и формы проявления.

48. Правовое регулирование и правовое воздействие как способы социального управления. Нормативное и индивидуальное регулирование.

49. Специальные закономерности права: тенденции роста нормативных обобщений в праве, повышение роли обеспечительных механизмов в праве.

50. Развитие системности права. Новые отрасли права. Комплексные отрасли.

51. Дерегулирование. Централизация и децентрализация в праве.

52. Эффективность правового регулирования, её критерии и факторы обеспечения.

53. Проблемы применения права. Правоприменение и государственное принуждение.

54. Юридическая практика и её значение в правовой системе.

55. Проблемы законности в Российской Федерации.

56. Совершенствование правотворческой деятельности.

57. Понятие правовой системы. Общечеловеческий и культурно-исторический аспекты изучения российской правовой системы.

58. Российская правовая система как целостный культурно-исторический феномен.

59. Разные подходы к классификации правовых систем. Виды и специфика правовых систем.

60. Основные черты современной российской правовой системы и проблемы её модернизации.

61. Развитие правовой идеологии.

62. Деформации правосознания. Правовой нигилизм и правовой идеализм.

63. Развитие правовой идеологии как составная часть правовой модернизации в России.

64. Правовая культура. Понятие и пути развития региональной правовой культуры, её соотношение с общенациональной правовой культурой. Деформации региональной правовой культуры.

ОБЩАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Философские основания научного знания. Проблема оснований юридических наук.

2. Методы научного познания и возможность их применения в юридической деятельности.

3. Системный подход в современной методологии науки. Специфика его использования в познании правовых явлений и процессов.

4. Проблемы становления отечественной компаративистики (сравнительного правоведения).

5. Диалектический метод познания: история и современность.

6. Наблюдение и эксперимент, их роль в судебно-следственной практике.

Аналогия, ее роль в социально-гуманитарном познании. Аналогия права.

7. Формализация как метод теоретического познания: возможности и границы применения в правоведении.

8. Гипотеза как форма научного познания. Версии в юридической практике.

9. Доказательство в науке и философии. Доказательство в юридической практике.

11.Современные методологические проблемы отечественной юриспруденции.

12. Теории естественного права в истории юридической мысли.

13. Позитивистские теории права в истории юридической мысли.

14. Теория разделения властей в истории правовой мысли.

15. Теория общественного договора в истории политико-правовой мысли.

16. Либерализм в истории политико-правовой мысли.

17. Теория государственного суверенитета в эпоху Нового времени.

18. Проблемы предмета правового регулирования.

19. Преемственность в праве.

20. Коллизионность права.

21. Право как культурологическая ценность.

22. Юриспруденция и философия права.

23. Социология права.

24. Правосознание как форма общественного сознания.

25. Источники и формы права: проблемы соотношения.

26. Идеи гражданского общества и правового государства в истории

юридической мысли.

27. Теория социального государства в истории политико-правовой мысли.

28. Конвенции как познавательные процедуры, их виды и возможности реализации в законотворческой деятельности.

29. Ценностные и мировоззренческие аспекты интерпретации.

30. Репрезентация как познавательная процедура. Репрезентация в правоведении и юридической практике.

32. Поиски критериев истины в философии. "Истина факта" в судебном исследовании.

33. Нравственно-философский анализ категории справедливости.

34. Нравственность и право: проблема соотношения.

35.Проблема конвергенции естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в юридических науках.

36. Объяснение, понимание и интерпретация в гуманитарном знании.

37.Вера и достоверность в социально-гуманитарном познании и юридической науке.

38. Политика и право: научный и нравственно-философский аспекты.

39. Проблема преемственности и новаций в юридической науке.

40. Юридическая наука и современные проблемы глобализации.

49. Наука в современном обществе: потребность и границы государственно-правового регулирования.

50. Гуманитарная и экологическая экспертиза научных и политико-правовых проектов в условиях современной цивилизации.

51. Этические проблемы науки: история и современность. Юридическая деонтология.

52. Свобода и ответственность: идеалы и реальность.

53. Возрастание роли знания в обществе. Участие юридических наук в экспертизах социальных проектов и программ.

54. Научные коммуникации, их виды и роль в функционировании и развитии науки. Межотраслевые коммуникации в юридических науках

55. Вера и достоверность в познании. Проблема их соотношения в определениях суда.

56. Вера и верования как компоненты личностного знания и «жизненные феномены». Их проявления в противоправном поведении.

57. Интерпретация в исторических науках. Проблема интерпретации в анализе свидетельских показаний.

58. Ценностные и мировоззренческие аспекты интерпретации. Презумпция доверия субъекту и его оценочным суждениям в деятельности обвинения и защиты

59. Проблема релятивизма в историко-философском контексте. Релятивизм в исследовании социальных и юридических фактов.

60. Объяснение и интерпретация в гуманитарном и естественнонаучном знании. Формы и способы объяснения и интерпретации в судебной практике

61. Основные концепции истины в эпистемологии. Истина в гуманитарном познании и судебно-следственной практике.

62. Теоретическое и эмпирическое в социальном и гуманитарном познании, их специфика в правоведении.

63. Современные представления о чувственном познании и проблема надежности свидетельских показаний.

64. Эволюционная эпистемология и проблема наследственных факторов противоправного поведения.

65. Субъект научного познания, его социальная природа. Роль субъективного фактора в судебно-следственной практике.

66. Проблема соотношения эмпирического и теоретического уровней знания. Теоретическое познание в правоведении, его методы и формы.

67. Обыденное познание. Философско-методологический анализ повседневности, его роль в правотворческой и правоприменительной практике

68. Эксперимент, его виды и функции в научном познании. Следственный эксперимент, его специфика и роль в обосновании гипотезы.

69. Научное доказательство и его виды. Доказательство в суде, его виды. 70.Проблема выбора научной гипотезы, основания ее выбора. Выбор и его

основание в версии следователя.

71.Рациональное, объективное и истинное в социально-гуманитарных науках. Понятие рациональности в оценочных суждениях обвинения и защиты.

72. Наука и политика. Политика и право: научная и нравственная экспертиза, варианты их взаимосвязи.

73. Человек как предмет комплексного философско-научного исследования. Современная генетика о роли наследственных факторов в отдельных видах противоправного поведения.

74. Ценностные и мировоззренческие аспекты интерпретации, их проявление в судебной практике.

75. Проблема соотношения научного и ненаучного мышления в структуре познавательной деятельности. Возможности использования ненаучного познания в правоведении

76. Специфика философско-методологического анализа текста как основы гуманитарного знания. Особенности логической структуры и семантики юридического текста.

77. Особенности объекта, предмета и методологии в социально – гуманитарном познании ( на примере юридических наук).

78. Соотношение эмпирического и теоретического уровней научного познания в юриспруденции.

79. Принцип единства исторического и логического в теоретическом исследовании правовых явлений.

80. Справедливость и истина. Философско–методологический и правовой аспекты.

Обязательная литература

  1. Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия. М., 200.

  2. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

  3. Варламова Н.В. Понимание свободы, равенства и справедливости в контексте либертарной концепции права // Российский ежегодник теории права. 2008, № 1. СПб., 2009.

  4. Гревцов Ю.И., Козлихин И.Ю. Энциклопедия права. Часть II. Социология права. Часть III. Философия права. СПб., 2008.

  5. Дискуссия Г. Кельзена и О. Эрлиха // Российский ежегодник теории права. 2008, № 1. СПб., 2009.

  6. Козлихин И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000, № 3.

  7. Лазарев В.В. Современные подходы к пониманию права и их значение для юридической практики // Общая теория права и государства. М., 1999.

  8. Нерсесянц В.С. Советская теория права (Основные концепции) // История политических и правовых учений. XXвек. М., 1995..

  9. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998.

  10. Поляков А.В. Теория права в эпоху глобализации // Российский ежегодник теории права. 2008, № 1. СПб., 2009.

  11. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Руководитель авторского коллектива Е.А. Лукашева. М., 2002.

  12. Фуллер Л.Л. Позитивизм и верность праву. Ответ профессору Харту // Правоведение. 2005, № 6.

  13. Харт Г.Л.А. Позитивизм и разграничение права и морали // Правоведение. 2005, № 5.

  14. Честнов И.Л. Правопонимание эпохи постмодерна. СПб., 2002.

  15. Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М., 1982



3.2.1. Дополнительная литература

  1. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989, № 2.

  2. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.

  3. Актуальные проблемы теории права. Вып. 3-4. Вып. 3. Место философии права в системе юриспруденции и ее проблематика. Вып.4. Критерии научности юриспруденции. СПб., 2004.

  4. Атарщикова Е.Н. Герменевтика в праве: история и современность. СПб., 1998.

  5. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

  6. Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М., 2000.

  7. Варьяс М.Ю. Правопонимание: опыт интегративного подхода. М., 1999.

  8. Графский В.Г. История права и правоведения: актуальные проблемы и темы // Сборник научных статей. Москва-Екатеринбург, 2003.

  9. Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996.

  10. Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.

  11. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества. В 2-х Т. Ярославль, 2005. 2006

  12. Малинова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике). Екатеринбург, 1995.

  13. Неволин К.А. Энциклопедия законоведения. СПб., 1997.

  14. Нерсесянц В.С. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире // Государство и право. 2005, № 5.

  15. О понимании советского права // Советское государство и право. 1979, № 7, 8.

  16. Основные концепции права и государства в современной России // Государство и право. 2003, № 5.

  17. Поляков А.В. Антрополого-коммуникативное обоснование прав человека // Права человека. Вопросы истории и теории. Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. 24 апреля 2004 года. СПб., 2004.

  18. Радбрух Г. Философия права. М., 2004.

  19. Ромашов Р.А. Теоретико-правовая наука и юридическая практика: проблемы соотношения и взаимодействия. СПб., 2004.

  20. Рулан Н. Юридическая антропология. Учебник для вузов / Отв. ред. В.С.Нерсесянц. М., 1999.

  21. Синха Сурия Пракаш. Юриспруденция. Философия права. М., 1996.

  22. Синюков В.Н. Россия в XXI веке: пути правового развития // Журнал российского права. 2000, № 11.

  23. Сметанников Д.С. Критические правовые исследования в США // Правоведение. 1999, № 3.

  24. Тарасов Н.Н. Истина в юридическом исследовании // Академический юридический журнал. 2000, № 1.

  25. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? М., 2003.

  26. Хеффе О. Справедливость. М., 2007.

  27. Холл Дж. Интегративная юриспруденция /// Антология мировой правовой мысли. В 5-ти т. Т. 3. М., 1999.

  28. Честнов И.Л. Общество и юриспруденция на исходе второго тысячелетия. СПб., 1999.

  29. Четвернин В.А. К вопросу о типологии правопонимания // История государства и права. 2003, № 6.

  30. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. М., 1987.



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «"Современные проблемы юридической науки»
а) основная литература:

-нормативно-правовые акты по курсу, учебники по «Современные проблемы юридической науки»

б) дополнительная литература:

комментарии к законодательству и статьи в юридических научных журналах по темам

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

- система «Консультант-плюс», «Кодекс»

- Официальные сайты органов государственной власти субъекты Российской Федерации. www.gov.ru/main/regions/regioni-44.html

- Официальный сайт Правительства Российской Федерации. http://www.government.gov.ru/

- Официальный сайт Президента Российской Федерации. http://president.kremlin.ru

- Официальный сайт Федерального Собрания Российской Федерации. www.council.gov.ru/ , www.duma.gov.ru/

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Компьютеры с выходом в Интернет и в систему «Консультант-плюс», «Кодекс», проектор, интерактивная доска, зал судебных заседаний.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки «бакалавр юриспруденции»
Автор (ы) Чернов С.Н.

Рецензент (ы) Мальцева И.В.

Программа одобрена на заседании кафедры международного и конституционного права

От . .2012 года, протокол № .