microbik.ru
1 2 ... 7 8
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный педагогический

университет им. И. Я. Яковлева»

Современный русский литературный язык


Учебно-методический комплекс

дисциплины

Специальность 050301

«Русский язык и литература

с дополнительной специальностью»

Чебоксары 2009

УДК 811.161.1’06 (075.8)

ББК 81.432.1-923

С 563
Современный русский литературный язык : учеб.-метод. компл. дисц. : спец. 050301 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью» / сост. Г. А. Анисимов и др. ; под ред. проф. Г. А. Анисимова. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. – 112 с.
Печатается по решению ученого совета ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева»
Научный редактор – Г. А. Анисимов, доктор педагогических наук, профессор

Рецензенты:

З. Ф. Мышкин, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой русского языка ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»;

М. В. Субботина, д-р филол. наук, доцент кафедры теории языка и культуры речи ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева».
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины «Современный русский литературный язык» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050301 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью» (2005 г.).
© Анисимов Г. А., Белкова Т. М., Бирюкова Л. П., Оркина Л. Н.,

Пастухова Л. Б., Труфанова С. Л.,

составление, 2009

© ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», 2009

Оглавление

Предисловие……………………………………………………

5

Требования ГОС ВПО по дисциплине «Современный

русский литературный язык»…………………………………


8

Организация самостоятельной работы студентов………......

9

Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика.

Орфография…………………………………………………..


13

Цели и задачи дисциплины…………………………………...

13

Требования к уровню освоения содержания дисциплины…

13

Объем дисциплины и виды учебной работы………………...

14

Содержание дисциплины……………………………………..

14

Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………

17

Материально-техническое обеспечение дисциплины………

22

Содержание итогового и промежуточного контроля……….

22

Методические рекомендации по организации

изучения дисциплины…………………………………………


23

Тематика курсовых работ…………………………………….

25

Тематика выпускных квалификационных (дипломных)

работ и методические рекомендации к ним…………………


26

Лексика и фразеология……………………………………...

27

Цели и задачи дисциплины…………………………………...

27

Требования к уровню освоения содержания дисциплины…

27

Объем дисциплины и виды учебной работы………………..

28

Содержание дисциплины……………………………………..

29

Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………

34

Материально-техническое обеспечение дисциплины………

43

Содержание итогового и промежуточного контроля……….

43

Методические рекомендации по организации

изучения дисциплины…………………………………………


46

Тематика курсовых работ……………………………………..

47

Тематика выпускных квалификационных (дипломных)

работ……………………………………………………………


47

Морфемика. Словообразование. Морфология…………...

49

Цели и задачи дисциплины…………………………………...

49

Требования к уровню освоения содержания дисциплины….

51

Объем дисциплины и виды учебной работы………………...

53

Содержание дисциплины……………………………………..

56

Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………

62

Материально-техническое обеспечение дисциплины………

65

Содержание итогового и промежуточного контроля……….

66

Методические рекомендации по организации

изучения дисциплины…………………………………………


72

Тематика курсовых работ……………………………………..

73

Синтаксис простого предложения…………………………

75

Цели и задачи дисциплины…………………………………...

75

Требования к уровню освоения содержания дисциплины….

75

Объем дисциплины и виды учебной работы………………...

77

Содержание дисциплины……………………………………...

77

Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………

83

Материально-техническое обеспечение дисциплины………

86

Содержание итогового и промежуточного контроля……….

87

Методические рекомендации по организации

изучения дисциплины…………………………………………


89

Тематика курсовых и дипломных работ……………………..

90

Синтаксис сложного предложения и текста……………...

93

Цели и задачи дисциплины…………………………………...

93

Требования к уровню освоения содержания дисциплины….

93

Объем дисциплины и виды учебной работы………………...

96

Содержание дисциплины……………………………………...

96

Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………

99

Материально-техническое обеспечение дисциплины………

103

Содержание итогового и промежуточного контроля……….

104

Методические рекомендации по организации

изучения дисциплины…………………………………………


105

Тематика курсовых работ……………………………………..

107

Тематика выпускных квалификационных (дипломных)

работ и методические рекомендации к ним…………………


109

Предисловие
Среди дисциплин лингвистического цикла в педагогическом вузе ведущее место принадлежит курсу «Современный русский литературный язык», имеющему тесную связь с другими филологическими, психологическими, педагогическими, культурологическими, социально-историческими учебными дисциплинами.

Цель курса - дать студентам целостное научное представление о русском языке как функционирующей системе, помочь им в овладении нормами литературного языка, в формировании у них лингвистической, коммуникативной, когнитивной, культуроведческой, риторической компетенций, вооружить учителей завтрашнего дня необходимыми для работы в разнотипных учебных заведениях лингвометодическими знаниями.

Задачи курса:

- дать описание системы современного русского литературного языка в наиболее устойчивой и проверенной практикой преподавания научной интерпретации;

- познакомить студентов с основными направлениями исследования современного состояния языка и речи, закономерностей и тенденций их развития;

- в соответствии с принципами научности и профессиональной направленности, обусловливающими отбор, интерпретацию и организацию теоретического и практического материала для лекционных, практических, семинарских и лабораторных занятий, рассматривать языковые явления с учетом их структурных, семантических и функциональных особенностей и оценивать имеющиеся в лингвистике различные точки зрения на природу этих явлений с ориентацией на нужды обучения русскому языку в разнопрофильных образовательных учреждениях;

- выработать у студентов навыки лингвистического анализа, умения раскрывать текстообразующие потенции разноуровневых средств и единиц языка и их стилистические свойства;

- формировать и совершенствовать культуру устной и письменной речи студентов, их орфоэпические, орфографические, пунктуационные и стилистические навыки.

Для решения этих задач необходимо проводить в течение каждого семестра не менее двух письменных контрольных работ с их последующим анализом.

В соответствии с «Концепцией национальной образовательной политики Российской Федерации», одобренной Министерством образования и науки 3 августа 2006 года № 201, при изучении курса современного русского языка в условиях активного двуязычия реализуются цели, принципы и приоритеты национально-образовательной политики государства. Это способствует удовлетворению этнокультурных и языковых потребностей народов России и Чувашии в сопряжении с сохранением единства федеративного культурного, образовательного и духовного пространства, консолидации многонационального народа страны в единую политическую нацию, формирования в корреляции с этнической самоидентификацией общероссийского гражданского сознания, модернизации содержания гуманитарного образования, выстроенного на билингвальной и бикультурной основе, с использованием сопоставительного анализа языков и культурного наследия народов, мониторинга состояния и тенденций развития в Чувашской Республике национально-русского и русско-национального двуязычия.

Указанные программные требования к курсу современного русского литературного языка должны реализовываться по годам обучения в педвузе с учетом специфики каждого из его разделов и достижений общего и русского языкознания, теории речевой деятельности, психологии общения, педагогики, лингводидактики, тем более что на кафедре накоплен определенный опыт специализации в преподавании этих разделов дисциплины на функционально-семантической и текстоориентированной основе.

В каждом разделе пособия представлены такие его структурные компоненты, как:

1) цели и задачи дисциплины;

2) требования к уровню освоения содержания курса (что должен знать, уметь студент, какими навыками он должен владеть);

3) объем дисциплины и виды учебной работы;

4) содержание дисциплины (разделы дисциплины и виды занятий, содержание разделов дисциплины);

5) учебно-методическое обеспечение дисциплины (рекомендуемая литература – основная и дополнительная; словари и справочники; средства обеспечения процесса освоения дисциплины; фондовые лекции);

6) материально-техническое обеспечение дисциплины (технические средства обучения, учебно-наглядные пособия);

7) содержание итогового и промежуточного контроля (перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы; вопросы и материалы для подготовки к экзамену и/или к зачету;

8) памятка студенту для самостоятельной работы над научной, методической и справочной литературой;

9) тематика курсовых работ и методические указания по их выполнению;

10) тематика выпускных квалификационных (дипломных) работ и методические рекомендации по их выполнению;

11) блочно-модульная система оценки качества знаний студентов по предмету (технологическая карта дисциплины).

ТРЕБОВАНИЯ ГОС ВПО ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК»*


Индекс

Наименование дисциплины и программа

Всего часов


ДПП.Ф.06


Современный русский литературный язык

Понятие о современном русском литературном языке. Нормы и некодифицированная речь. Функционально-стилистическая и социальная дифференциация языков. Основные языковые единицы разных уровней в системно-структурных и функциональных соотношениях. Основные направления в современной русистике. Фонетика и фонология. Орфоэпия, графика и орфография. Принципы русской орфографии. Лексика и фразеология. Семасиология. Лексико-фразеологическая система русского языка. Лексикография. Морфемика, морфонология и словообразование (дериватология). Морфология: система частей речи, система морфологических категорий, формообразование, функционирование морфологических форм.

Синтаксис слова и словосочетания. Синтаксис простого предложения. Синтаксис сложного предложения. Синтаксис текста.

Монологические и диалогические формы речи. Пунктуация. Принципы русской пунктуации. Русский язык в современном мире. Активные процессы в современном русском языке.


700


* См.: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: специальность 032.900.00 «Русский язык и литература с дополнительной специальностью», - утвержденный 31.01.2005 г., № 708 пед/сп (новый).
Организация самостоятельной работы студентов
В связи с переходом на двухуровневое высшее образование (бакалавриат, магистратура) одним из приоритетных направлений деятельности кафедры являются организация самостоятельной работы студентов и усиление контроля за нею в межсессионный период.

Надо планировать и осуществлять самостоятельную работу студентов с учетом специфики каждого раздела курса современного русского литературного языка, трудностей его усвоения обучающимися, а также часов, отводимых на все виды их самостоятельной деятельности.

На кафедре следует широко использовать все три основных вида самостоятельной работы студентов.

  1. Учебная:

  • работа студентов на лекциях (умение слушать и записывать);

  • решение занимательных лингвистических задач;

  • составление докладов, рефератов, отчетов, опорных схем и конспектов;

  • выполнение индивидуальных заданий, контрольных работ и организация самопроверки и взаимопроверки студентов;

  • мониторинг заполнения технологических карт и балльно-рейтинговой оценки знаний обучающихся;

  • написание курсовых, дипломных, научно-методических работ, подготовка и проведение их защиты;

  • изготовление наглядных пособий, разработка дидактических материалов, слайдов, материалов на электронных носителях;

  • составление программных заданий и схем;

  • составление каталога журнальных статей, сценариев внеклассных мероприятий, составление аннотаций к новейшим монографиям по русскому языку, общему языкознанию и лингвометодике;

  • ведение «методической копилки» по лингводидактике;

  • участие в деловых играх (ситуационных, дидактических, педагогических, театрализованных);

  • выполнение творческих заданий как способа активизации познавательной и профессиональной деятельности студентов и т.д.

  1. Научная:

  • работа в предметных кружках и проблемных группах;

  • ознакомление с научной литературой, первоисточниками, справочными материалами, документами по филологии и приобретение навыков составления библиографии по исследуемой проблеме, тезирования, реферирования, конспектирования монографий и журнальных статей;

  • выступление с научными докладами и сообщениями на семинарах, на заседаниях научных кружков и проблемных групп, перед населением;

  • участие в олимпиадах, конкурсах, в студенческих научных конференциях и семинарах;

  • публикация статей в соавторстве с членами кафедры русского языка;

  1. Общественная:

  • выполнение заданий общественных организаций, факультета и университета;

  • участие в защите природы и окружающей среды, в борьбе за чистоту и культуру русской речи;

  • милосердие и помощь инвалидам, престарелым, малоимущим.

Кафедре в организации самостоятельной работы студентов следует обратить серьезное внимание на организационные и методические факторы, определяющие ее успех:

  1. организационные:

  • изучить бюджет времени самостоятельной работы студентов по отдельным дисциплинам и спланировать все ее виды как по объему, так и по срокам их выполнения (в рамках 54-часовой учебной недели каждого студента).

  1. методические:

  • обучать студентов 1 курса методике самостоятельной работы и совершенствовать ее на последующих этапах обучения;

  • вооружить их знаниями о научной организации учебного труда.

На кафедре нужно использовать в управлении самостоятельной работой студентов как традиционные, так и новые способы контроля:

  • текущую проверку знаний на аудиторных занятиях;

  • проверку тезисов, конспектов рекомендованной литературы;

  • прием и защиту индивидуальных творческих заданий;

  • выполнение контрольных работ в межсессионный период;

  • коллоквиумы;

  • разработку трехуровневых заданий для контроля знаний обучающихся;

  • устное собеседование на вызовных консультациях;

  • проверку и защиту курсовых и дипломных работ;

  • коллективное обсуждение опорных схем, конспектов, рефератов и научных докладов; совершенствование форм УИРС и НИРС;

  • рейтинговую проверку знаний по лингвистике, теории и методике обучения русскому языку;

  • выявление остаточных знаний по дисциплинам кафедры;

  • тестирование и использование каналов самоуправления при помощи ТСО;

  • зачеты, курсовые экзамены, новые формы контроля знаний, умений и навыков студентов в межсессионный период.



Часы

на самостоятельную работу по современному русскому литературному языку




п/п

Разделы курса

Количество часов

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.

Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография
Лексика. Фразеология
Морфемика. Словообразование
Имена
Глагол
Наречие. Слова категории состояния. Служебные части речи
Синтаксис простого предложения
Синтаксис простого и сложного предложений
Синтаксис сложного предложения и текста

36
34
32
30
34
34
20
20/30
30

Всего:

300


Изучение каждого из разделов курса современного русского литературного языка в национальном педвузе сопряжено с особенностями организации самостоятельной работы студентов в межсессионный период. Поэтому эти разделы следует сопровождать методическими рекомендациями по управлению их самостоятельной деятельностью с учетом целей и задач преподавания дисциплины на всех этапах обучения ей.

ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ
1. Цели и задачи дисциплины.

Курс фонетики, фонологии, орфоэпии, графики, орфографии охватывает все темы и вопросы, предусмотренные ныне действующей программой по современному русскому литературному языку. Основными целями и задачами данного курса являются такие, как формирование у молодого специалиста-филолога лингводидактических знаний о фонетико-фонематической системе современного русского языка, функционирование сегментных единиц в потоке речи, овладение орфоэпической культурой, знание суперсегментных единиц и их применение в речевом потоке. Помимо этого представлены темы, помогающие понять сущность русской графики и особенности русской орфографии.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студент, изучивший фонетику, должен

2.1. Знать:

  • основные понятия теории фонетики, фонологии, орфографии, графики;

  • точные определения сегментных и суперсегментных единиц;

  • современное описание фонетической системы русского языка на основе последних достижений лингвистической науки;

  • современные и старомосковские нормы произношения;

  • отличия во взглядах на фонему МФШ и П(Л)ФШ и разногласия по поводу самостоятельности некоторых фонем;

  • полные характеристики гласных и согласных фонем;

  • суть основного принципа русской графики;

  • ведущий принцип русской орфографии и отступления от него;

2.2. Уметь:

  • осуществлять фонетическую и фонематическую транскрипцию текста с учетом деления его на такты и фразы;

  • выявлять все фонетические законы и явления в тексте;

  • дать полную классификационную характеристику любому звуку во фразе;

  • определять сильные и слабые позиции фонем в слове;

  • находить в текстах варианты современного и старомосковского произношения;

  • определить орфографические принципы написания того или иного слова в тексте, а также выявить отступления от основного принципа графики.

2.3. Владеть навыками:

  • графико-фонетического анализа фразы, текста;

  • распознавания тактов и фраз.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоёмкость




II

Аудиторные занятия

40




Лекции

12




Практические занятия (семинары)

16




Лабораторные занятия

12




Самостоятельная работа

40




Курсовые работы/рефераты

б




Вид итогового контроля экзамен/зачет




II (экзамен)


4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.


№ п/п

Тематический план

Лекции

Практи-ческие занятия, семина-ры

Ла-бо-ра-тор-ные

за-ня-тия

1

2

3

4

5



Предмет и задачи фонетики. Три аспекта изучения звуковой стороны языка. Сегментные единицы фонетического членения речи. Суперсегментные единицы

2









Система русского вокализма и консонантизма

2

4






Позиционные и комбинаторные изменения звуков в потоке речи. Редукция, ассимиляция, диссимиляция, диэреза, оглушение на конце парных согласных, аккомодация

4

4






Фонетическая транскрипция








8



Фонологическая система русского языка. Н. С. Трубецкой, Л. В. Щерба, И. А. Бодуэн де Куртенэ о системе фонем. Разногласия МФШ, П(Л)ФШ по составу фонем. Сильные и слабые позиции фонем

2

2

4



Русская орфоэпия. Современные и старомосковские орфоэпические нормы

2

2






Русская графика




2






Орфографическая система русского языка. Морфологический (фонемный) принцип русской орфографии




2





следующая страница >>