microbik.ru
1 2 3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I. Документ в системе общественной коммуникации……………..14


    1. Понятие «Документная среда»………………………………………...14

    2. Понятийно-терминологическое обеспечение категории «документ»………………………………………………………………..20

    3. Документ как элемент вербальной деловой коммуникации………25

    4. Имидж и репутация документа в системе деловой

коммуникации…………………………………………………………...36

Глава II. Документ в системе корпоративной культуры……………
2.1. Документ как носитель культурных ценностей организации….

2.2 Концепт «документ» в контексте корпоративной культуры……

2.3. Структура концепта «документ»…………………………………..

2.4. Наименование, дискурс, критерии моностилистической

организации документа как атрибутивные признаки

корпоративной культуры…………………………………………..
Заключение………………………………………………………………..
Литература…………………………………………………………………


Введение

Актуальность темы.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена, прежде всего, специфическими возможностями документов в представлении имиджа организации. Современная теоретико-познавательная ситуация в сфере имиджелогии обладает рядом особенностей, заключающихся в ярко выраженном межотраслевом характере научных исследований понятия «Имидж», его производных научных категорий и прикладных практик. Значительное влияние оказывают на нее наука об управлении, организационная культура, связи с общественностью, реклама, социология, психология и политология. В настоящее время наблюдается противоречие между разнородным накопленным научным материалом и недостаточным уровнем его целостного теоретического обобщения.

Мощное направление научных исследований в сфере корпоративной культуры как социального феномена последнего десятилетия актуализировал значимость поиска и исследования имиджевых характеристик и каналов их предъявления массовому сознанию для эффективного функционирования организационных систем.

Дифференциация общих вопросов корпоративной культуры в исследованиях различных областей знания дает возможность обращения к ее изучению как объекту документоведения

В связи с этим изучение ресурсных возможностей документной среды в представлении концептуальных имиджевых основ организаций представляется своевременным и важным.

В настоящее время отмечается возрастание роли репутационных качеств организации, традиционные рекламные техники предъявления имиджа постепенно теряют необходимый уровень доверия в массовом сознании. Документационное обеспечение деловой коммуникации развивается сейчас и в направлении обеспечения имиджа и репутации организаций.

Эффективное функционирование документации является опорным моментом упрочения управленческой системы государства. Документирование социальной информации осуществлялось еще до появления первых определений документа. Долгая история развития документоведения как области научных исследований до последнего времени не включала в объектную сферу категории имиджа и имиджевых характеристик. Развитие теории и практики PR-деятельности, имиджелогии и рекламы оказало влияние на понимание атрибутов документа как основы развития его коммуникативных возможностей.

Современный период развития документоведения характеризуется повышением статуса презентационных форм предъявления документов. Происходит актуализация имиджевой проблемы документной среды. Это обусловлено развитием нового направления научных исследований - коммуникативной культуры документа. Усиление когнитивной ориентации документной информации как способа снятия напряженного состояния при работе с документами требует разработки теоретической модели имиджевых характеристик документа. Целями такого моделирования являются конструктивное разрешение деловых конфликтов и оптимизация стратегий и тактического поведения в системе делового взаимодействия средствами документных ресурсов. Имидж организации обладает значительным педагогическим потенциалом и реализует в деловой коммуникации воспитательные задачи по формированию корпоративного духа, командных методов работы, мировоззренческих корпоративных представлений.

Имиджевые характеристики насыщают номинативную сущность документа эмотивным компонентом, активизируют психо-эмоциональное восприятие документа адресатом. Смысловые коннотации документа поддерживаются статусными социокультурными категориями имиджа. Интенсивное формирование корпоративной культуры обусловило вовлечение документа в процесс организационного нормотворчества. При этом его культурологическое значение все более возрастает. Причины видятся в функциональной природе документа, включающей аспекты трансляционного, селективного и инновационного свойства. Рассмотрение документа как носителя имиджа организации представляется в связи с этим актуальным и своевременным. Новизна исследования определяется аспектным изучением документа в корпоративной культуре организаций. Исследование имиджевого потенциала документной среды является новым как для документоведения, так и для имиджелогии.

Выбор темы настоящего исследования обусловлен несколькими факторами.

Во-первых, существование социальной потребности общества в согласовании документов с атрибутивными ожиданиями деловой среды диктует необходимость поиска инструментария такого согласования. Коммуникативные модели деловой среды выделяют в качестве одного из основных элементов авторитетность коммуникатора. Так, например, модель Г.Лассуэлла первым компонентом содержит позицию «Кто говорит?», и лишь потом следует позиция «Что сообщает?»1. Сомнительные репутационные качества организации являются барьером к участию в деловой коммуникации. Бизнес-партнерство ищет атрибутивные признаки стабильности, надежности, ответственности и пр. при открытии коммуникативных каналов. Имиджевые характеристики документа предъявляют коммуникаторам опосредованные формы искомых атрибутов ясной, однозначной и перспективной модели взаимодействия (партнерство, подчинение, превосходство).

Во-вторых, специфика документа в части требований унификации и стандартизации определяет задачу упорядочивания имиджевых элементов. Штампы, печати, визы, гербы и др. помещаются на строгих реквизитных схемах документа. Поэтому представляется обоснованным научный интерес к вопросу взаимодействия имиджевых характеристик между собой, а также к выявлению их совокупного культурного потенциала как фактора успешного развития организационной и корпоративной культуры.

Третьим фактором является необходимость устранения когнитивного диссонанса в восприятии смысла документа при условиях возрастающих темпов информатизации и значительного увеличения объемов деловой информации. Проблема ориентации в документном массиве и многозначных, иерархических реквизитных схемах документов предъявляет строгие требования к уровню профессионализма участников деловой коммуникации. Включение в документ элементов имиджа организации декодирует его, приближая к обыденному массовому сознанию.

Ситуация одновременного существования разных типов документов и видовых классификационных схем документной среды служит четвертым фактором обращения к теме. Она рождает множественные попытки идентификации организации средствами имиджевой маркировки документов. Стихийное, непродуманное обеспечение имиджевыми элементами документа усложняет процессы трансляции его смысловой составляющей, поэтому изучение форм и способов предъявления имиджевых характеристик может способствовать созданию в перспективе оптимизирующих методик по насыщению документа приметами имиджа организации.

Сквозной линией исследования является изучение коммуникативных задач документа, маркированного элементами имиджа. В данном аспекте рассмотрены семиотические основания природы документа, сопряженность знака со смыслом, возможности контекстного коммуникативного оформления документа.

Определение презентационного потенциала документа при предъявлении имиджа организации в процессе деловой коммуникации является целью диссертационного исследования.

Задачи исследования:

  • определение концептуальной природы документа;

  • рассмотрение коммуникативного потенциала документа в аспекте делового общения;

  • вычленение культурологических признаков документа и нахождение соответствий с корпоративной культурой общества;

  • выделение имиджевых характеристик документной среды.

Исследование нацелено на изучение поэлементного структурного предъявления имиджевых характеристик и включает:

- анализ адресной части документа,

- анализ силлогистических конструкций функционального документного стиля,

- рассмотрение диапазона имиджевых решений в создании корпоративного пакета документов,

- поиск и анализ устойчивых имиджевых элементов в системе унификации и стандартизации документооборота (печати, гербовая маркировка, наименования документных блоков по статусной форме предъявления социуму и др.).

Объектом диссертационного исследования является комплекс имиджевых характеристик документной среды.

Предметом исследования служат процессы внедрения имиджевых характеристик в документную среду, их трансформации, закономерности бытования и устойчивые тенденции их выражения в современном документообороте.

Степень разработанности темы. Анализ научной и специальной литературы показал, что аспекты имиджевой составляющей документа в качестве самостоятельного объекта исследования рассматривался в единичных работах. Ю.Н.Столяров (2005) исследовал наименование документа как основной признак идентификации, рассмотрев его функциональное значение и этимологию. Сущность языковой номинации в широком аспекте изучена в исследовании М.В.Косовой, посвященном процессу терминологизации (2004). Лексические проблемы номинации рассматривались в статьях А.А.Уфимцевой (1977) и Е.С.Кубряковой (1977). Разработана типология заглавий применительно к креолизованным текстам (А.А.Адзинцева, 2005), функционально-семантическая классификация заглавий описана И.А.Сыровым (2002).

Структурная организация документа исследована в работе А.С.Герда (2003). Общетеоретические основы управления документацией в организациях раскрываются в докторском диссертационном исследовании М.В.Ларина (2000). Информационный анализ документа представлен в монографии Г.Г.Воробьева (1973). Аспекты коммуникативной точности деловых документов исследованы в работах Е.В.Ковшиковой (1997, 2001). С.П.Кушнерук дал анализ современному состоянию документной лингвистики (2002). Научному анализу подверглась отдельная документная категория кодекса корпоративного поведения. Ему посвящено диссертационное исследование А.В.Поповой (2005). Деловому дискурсу и статусным характеристикам коммуникантов в текстах коммерческих писем посвящены работы О.С.Сыщикова (2000, 2001). И.Р.Шведова объектом своего исследования выбрала международный документ, изучив его прагматические функции коммуникативного свойства (2001). Стиль документа как носитель имиджевых характеристик рассмотрен в авторской статье (2005).

Теоретические основы формирования имиджа исследованы в работах Н.В.Андерс (2001), Е.В.Юрьевой (1999), А.В.Чадаева (2004), Е.Б.Кужевской (2005). Вопросам трансформации информации в коммуникативных процессах культуры посвящено исследование К.В.Шведовой (2001). С.А.Нечаева изучала роль культурных стереотипов в ситуации межличностного конфликта (2004).

Анализ содержательной части литературы свидетельствует о фрагментарном обеспечении темы и межотраслевом характере публикаций. Несмотря на значительный объем исследований, выполненный по смежным направлениям поставленной цели, приходится констатировать слабую разработанность собственно проблемы насыщения документа имиджевыми характеристиками.

Документ в настоящее время является обособленным научным объектом, центрированным в исследовательском поле документоведения. Единичные исключения встречаются в филологических науках, где научное развитие получили вопросы текстовой организации и стилистики документа. Имиджелогия, корпоративная культура, государственное администрирование, реклама, маркетинг и другие дисциплинарные области не включают документ в объектно-предметную сферу своих научных интересов. Вместе с тем, они представляют контекстную среду бытования документа как социального явления. Вследствие этого научные разработки сопряженных с документом явлений и процессов, изучались в настоящем исследовании и были использованы в концептуальном плане.

Междисциплинарный характер темы диссертации обусловил обращение к исследованиям в научных областях когнитологии, имиджелогии, филологии, социальной психологии, культуры деловых отношений, маркетинга и менеджмента организации, рекламной деятельности.

Источниковой базой исследования послужили:

- законы, государственные стандарты и другие нормативные документы, определяющие семиотические, терминологические, лексические основы тематического дискурса;

- научные труды известных ученых в области документоведения, документологии и документалистики;

  • научные труды в сфере социальной психологии, корпоративной культуры, деловой этики, имиджелогии;

  • учебники и учебные пособия по маркетингу и менеджменту;

  • учебники и учебные пособия по делопроизводству;

  • научные статьи в отраслевой периодической печати;

  • справочные пособия по ведению документооборота,

  • собственно документы организаций различных отраслевых направлений.

Значительный объем знаний в сфере документоведения заключен в научных трудах ВНИИДАД - научно-исследовательского института, деятельность которого посвящена исследованию проблем документоведения, организации делопроизводства и документационного обеспечения управления1. Научно-аналитический материал представлен также в сборниках статей и материалах конференций по документоведению2.

Прикладное значение имели методические и учебные издания, специалистов, работающих над проблемами функционирования документа в системе управления3. Работы этих авторов составили основу прагматического понимания структуры управленческих документов, дали методический и практический материал по вопросам индексации, типологии, классификации документов.

В основу исследования легли также материалы защищенных кандидатских и докторских диссертаций соответствующей тематики. Особо следует отметить диссертацию Л.И.Тылинской, впервые исследовавшей аспекты корпоративной системы документационного обеспечения управления на примере одной отрасли – гражданского авиатранспортного комплекса России 1.

В аспекте рассматриваемой темы работа Л.И.Тылинской ценна первичным соединением документационного обеспечения управления с формированием организационной культуры, постановкой вопроса о корпоративности документа.

Диссертации М.А.Васильева и Л.В.Санкиной содержат аналитические материалы по унификации текстов управленческих документов и исследуют процессы стандартизации документных ресурсов2. Проблемы имиджа в деловой коммуникации в межкультурном пространстве, актуальные для рассматриваемой темы, исследованы в диссертационном исследовании Л.Б.Кужевской3. Осмыслению культурного феномена социальных презентаций как формы коммуникации посвящена диссертация В.И.Щитовой4. В работе раскрывается сетевая структура социального пространства, исследуется соотношение традиций и модификаций в коммуникативных актах. Результаты исследования В.И.Щитовой стали инициирующим фактором изучения презентационной функции документа.

Деловые сети бизнес-партнерства и их культурная среда стали объектами исследования В.И.Малых5. Признаки культурного делового стиля, перечисленные в работе, стали основаниями для определения степени их соответствия документным стилям.

Среди изученных источников последних лет издания преобладают публикации прагматического направления, ориентированные на использование работниками практического делопроизводства.

С учетом того, что такого рода материалы в виде методических руководств и пособий интерпретируют накопленный потенциал теоретического документоведения, их можно считать эмпирической базой диссертационного исследования.

Означенные источники диссертационного исследования рассматривают общие проблемы функционирования документной среды в управлении, либо посвящены специальным вопросам, не относящимся к теме данной работы. Поэтому содержание источниковой основы исследования изучалось комплексно, системно, по принципу смежности научных интересов.

Опорными материалами в области имиджелогии стали работы В.М.Шепеля1, Г.Г.Почепцова2, И.Н.Кузнецова3. В них определяются ключевые понятия имиджелогии как научной отрасли, раскрываются вопросы культуры управленческого общения, позиционируется обмен информацией как важный элемент эффективного взаимодействия в управленческом общении.

Среди источников, освещающих рекламные аспекты функционирования документов, необходимо отметить монографию Н.В. и В.В.Тесаковых4, исследовавших понятия знаковой культуры в рекламе, категории имиджа и репутации, корпоративную составляющую современного бизнеса, миссии организации и видение в управлении.

Смысловые конструкции документной информации рассматриваются в работах структурно-лингвистической направленности. Научные труды Т.А. ван Дейка1, К.Леви-Стросса2 и других специалистов в сфере лингвистики, социолингвистики и психолингвистики легли в основу имиджевой структуризации документа, необходимой для выявления и изучения имиджевых характеристик.


следующая страница >>