microbik.ru
1
"Экономический вестник фармации", 2005, N 5
ПОСЕТИТЕЛЬ АПТЕКИ И ПРОВИЗОР: КАЧЕСТВО ИНФОРМАЦИОННОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА
Об уровне осведомленности потребителя об ОТС препаратах и задачах провизора в

удовлетворении информационных потребностей клиента при их выборе пойдет речь в этой статье.
Потребители слабо и поверхностно информированы об основных характеристиках

лекарственных препаратов. Несовершенство системы здравоохранения приводит к тому, что

потребители стараются, по возможности, избегать общения с врачами. Большинство врачей, то ли в

силу нехватки времени, то ли считая, что пациенту не обязательно все знать о препарате, не всегда

дают ему полную информацию, да и пациент не всегда стремится ее получить. Специальные

образовательные программы для потребителей отсутствуют, ни СМИ, ни общественные

организации, ни органы здравоохранения не прилагают усилий, чтобы воспитать в потребителе

надлежащее понимание того, что речь идет в данном случае о его безопасности, его здоровье и

качестве его дальнейшей жизни. Сегодня из уст специалистов все чаще звучит мнение, что при

современном развитии технологий хирургическое вмешательство сопряжено с гораздо меньшим

риском получить серьезные осложнения, чем принятие не по показаниям одной таблетки.
Потребитель этого еще не осознал. Чтобы сэкономить время, он заскакивает в аптеку и,

руководствуясь информацией из телевизионной рекламы, советом знакомых, в лучшем случае

попросив совета у провизора, покупает ЛС. Крайне редко при этом его интересует сертификат

качества и безопасность ЛС. Потребитель, как правило, даже не подозревает о существовании

оригинальных препаратов и дженериков и считает, что препараты растительного происхождения

предпочтительнее, чем синтетические. И главным аргументом в результате окажется стоимость

препарата, которая и решит все дело.
Работники аптек наблюдают, что среди всех критериев выбора ЛС роль провизора в последнее

время возрастает, особенно если потребитель обратился в аптеку, минуя врача. Провизор, таким

образом, непосредственно вовлечен в процесс обеспечения потребителя ЛС. Поэтому сейчас

широкое распространение получает одно из профессиональных направлений деятельности провизора

- фармопека. Практически, если речь идет о безрецептурных препаратах, провизор заменяет врача. В

аптечных сетях вводятся должности медицинских консультантов. Вот как комментирует ситуацию

М.А.Аристов, медицинский консультант аптечной сети "Бета+": "Роль провизора очень велика, но

всю информацию потребитель должен получать, прежде всего, от врача. Очень часто провизору

приходится в течение нескольких минут, на основании короткого разговора, порекомендовать

препарат, что довольно затруднительно и очень ответственно. Потребитель идет на это сознательно,

чтобы сэкономить время стояния в очередях в поликлинике и получить самое быстрое

удовлетворение своих потребностей. Нужно учитывать также и уровень информированности врачей

и провизоров: насколько полученная ими от производителя информация полная, достоверная и

всеобъемлющая. Ведь и врач, и провизор в данном случае тоже являются потребителями

информации. Не всегда, увы, она бывает достоверной. Необходимо реформирование не только

системы здравоохранения, но и системы информирования потребителя. Он должен идти в аптеку,

будучи подготовленным врачом. Что касается введения медицинского консультанта, то это может

увеличить продажи в аптеке, и это нормально, повысить информированность потребителя, и это
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
тоже нормально, но он не должен подменять врача".
Зарубежный опыт
Британские медсестры и фармацевты в скором времени, возможно, получат право выписывать

лекарства вместо врача. Согласно планам, которые обсуждаются в правительстве Великобритании,

они смогут назначать лекарственные препараты после получения дополнительной подготовки и

усовершенствования профессиональных навыков.
Однако маловероятно, что и Франция пойдет по пути Великобритании. Врачи и фармацевты

этой страны возражают против инициативы отдельных объединений работников аптек по

предоставлению фармацевтам более широких полномочий при выписке рецептов на лекарственные

средства. Большинство врачей общей практики не поддерживают идею разрешения фармацевтам

назначать лечение даже при неопасных заболеваниях, хотя в ближайшем будущем ожидается

значительное повышение нагрузки на врачей. Крупнейшая из федераций фармацевтов - FSPF - заняла

аналогичную позицию.
По поручению инициативной группы, называющей себя "Собрание группы фармацевтов"

(Collectif des Groupements de Pharmaciens), которая, как и Объединение профсоюзов фармацевтов аптек

(Union des syndicats de pharmaciens d'officine), поддерживает идею предоставления фармацевтам прав на

выписку рецептов, был проведен опрос врачей. Как показали его результаты, опубликованные в

ежедневной газете "Повседневная жизнь медицины" (Le Quotidien du Medecin), 92% опрошенных

хотели бы уделять больше времени общению с пациентами (за соответствующую плату), 99% врачей

полагают, что наметившиеся демографические тенденции обусловят рост нагрузки на них уже в

ближайшем будущем.
Французские врачи отличаются консерватизмом и, не желая менять существующее положение

дел, они ревностно оберегают свою привилегию выписки рецептов. В частности, они решительно

протестовали против разрешения фармацевтам производить замену оригинальных препаратов на

дженерики. Однако правительство, движимое необходимостью экономии средств, осталось

непреклонным, и сейчас такая замена практикуется повсеместно. Поэтому не удивительно, что опрос

продемонстрировал нежелание врачей уступать фармацевтам также и свое приоритетное право

выписывания рецептов. 59% опрошенных высказалось против предоставления специалистам

фармации полномочий назначать лечение при неопасных заболеваниях и при наличии прямых

показаний. 64% врачей возражают против назначения фармацевтами препаратов для продления

терапии пациентов с хроническими заболеваниями.
На вопрос о том, должны ли фармацевты взять на себя часть возросшей нагрузки, 52%

интервьюируемых ответило положительно. Большинство врачей считает, что фармацевты могли бы

отчасти мониторировать соблюдение пациентами комплаенса, а также играть весомую роль в

профилактике заболеваний. (По материалам журнала "Scrip").
Однако преодоление кризиса доверия к врачу может оказаться не ближней перспективой. Что

делать провизору, чтобы достойно выполнять сейчас уже выходящие за рамки его первоначальных

профессиональных обязанностей функции? Помогать, по возможности, потребителю разобраться в

основополагающих характеристиках ЛС, обратить его внимание на тот препарат, который

произведен предприятием, прошедшим сертификацию на GMP. И еще очень важно, показан ли

именно этот препарат потребителю и есть ли подтвержденные данные о его безопасности. Поэтому

потребитель имеет право знать: проводились ли клинические исследования препарата
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
(оригинальные ЛС проходят десятки таких исследований).
ВОЗ рекомендует обучение потребителей, как найти на упаковке название действующего

вещества, какую форму ЛС выбрать, если речь идет о препарате для ребенка, как правильно соотнести

цену и качество. Если потребитель это знает, он может критически воспринимать информацию,

которая приходит к нему из разных источников. В распространении полной, достоверной и

всеобъемлющей информации заинтересован также и производитель. Это вопрос цивилизованного

ведения продаж, этического поведения на рынке.
Для России, где расходы на лечение целиком возложены на плечи пациентов, вопрос о

доступности безопасных, современных и эффективных препаратах стоит очень остро. На российском

рынке достаточно много оригинальных препаратов, но они не по карману подавляющему

большинству потребителей. Выходом из сложившейся ситуации может служить введение страховой

медицины.
Потребитель может получить достоверную информацию о лекарственных препаратах из трех

источников: от врача, провизора и из рекламы в средствах массовой информации. При этом

информационным первоисточником для всех троих служит производитель, заинтересованный в

донесении до потребителя полной, достоверной и всеобъемлющей информации. Особенно важно

предоставлять потребителю данные, касающиеся побочных эффектов препарата. Это самый

эффективный путь оградить себя от возможных, ставших особенно реальными в ближайшем будущем

(в связи со стремительным гражданским возмужанием общества), притязаний потребителя на

компенсацию со стороны производителя в случае утаивания такой информации, как это сейчас

происходит в развитых странах.
Организация работы аптеки в соответствии с принципами
надлежащей аптечной практики
К современным аптечным помещениям с точки зрения GPP предъявляется ряд требований:
- помещения аптеки должны иметь достойный внешний вид, отражающий профессиональную

суть аптечного дела и вызывающий доверие к форме и качеству консультаций по вопросам охраны

здоровья, которые должны здесь предоставляться;
- в каждой аптеке должно быть отведено тихое место, где можно задавать вопросы и

предоставлять консультации, без того чтобы разговор мог быть подслушан другими посетителями

аптеки;
- методы реализации населению лекарственной продукции для человека должны отражать

профессиональную ответственность фармацевтов и необходимость поддержания доверия населения

к знаниям, возможностям, оценке и позиции фармацевтов как защитников общественных интересов в

сфере безопасности, качества и эффективности ЛС.
Специалистами ВОЗ и МФФ на основании изучения опыта применения принципов

самопомощи и самопрофилактики населения в рамках концепций фармацевтической помощи и НАП

в некоторых странах был выработан ряд изложенных ниже рекомендаций по широкому

распространению этого опыта.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Виды деятельности
Для осуществления процесса информационного обеспечения на уровне аптеки руководству

аптеки необходимо:
- проводить в самой аптеке и вне ее обучение персонала по применению методов информации;
- проводить разбор нестандартных ситуаций с целью выработки оптимального решения по

выходу из них;
- обеспечивать регулярное повышение квалификации персонала на внутри- и внеаптечных

курсах по вопросам самопомощи и самопрофилактики, правильного общения. В табл. 1 представлены

виды деятельности фармацевтических работников, направленные на пропаганду здорового образа

жизни пациентов (потребителей), оказание информационно-консультационных услуг в аптеке в

области самопомощи и самопрофилактики.
Таблица 1
Виды деятельности провизоров и фармацевтов
в системе реализации ОТС препаратов
Вид деятельности   Пример деятельности          

Предоставление        - участие в локальных (территориальных) 

информации, касающейся кампаниях по пропаганде здоровья        

здоровья              - участие в общегосударственных кампаниях

по пропаганде здоровья и др.            

Просвещение населения - индивидуальное консультирование       

в области             - программы по отказу от курения (для   

здравоохранения       отдельных людей, для групп) и др.       

Проведение            - тест на беременность                  

диагностических       - измерение артериального давления      

мероприятий           - измерение уровня холестерина          

- измерение уровня сахара в крови и др. 

Выявление и оценка    - опрос пациента по схеме               

симптомов и           - сравнение выявленных симптомов с      

недомоганий           перечнем симптомов и недомоганий, при   

которых допустимо применение ОТС        

препаратов                              

Индивидуальные        - консультации по режиму дозирования и  

консультации по       схеме приема                            

правильному применению - консультации по области показаний и   

ОТС препаратов        противопоказаний                        

- советы по выбору препарата            

- консультации по взаимодействию ОТС    
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
препаратов с выписанными пациенту       

рецептурными ЛС, алкоголем, пищей, БАД  

- консультации об ограничениях, связанных

с приемом определенных ЛС, и др.        

Индивидуальные        - консультации по выбору средств        

консультации по       самопомощи, не связанной с приемом ОТС  

самопомощи, не        препарата                               

связанной с           - консультации о диетических продуктах  

применением ОТС       - консультации о перевязочных материалах

препаратов            - консультации о средствах ухода за кожей

- консультации о средствах              

самодиагностики (готовые тесты для      

диагностики в домашних условиях)        

- консультации о физической культуре    

- советы по правилам самомассажа        

- консультации о БАД и др.              
Документ аналогичного содержания есть и в нашей стране.
Основными направлениями работы аптеки обозначены просвещение населения о правильном

приеме ЛС и их хранении в домашних условиях; пропаганда знаний о таких товарах аптечного

ассортимента, как лекарственные травы, минеральные воды, витамины; профилактика наркомании и

токсикомании, никотиновой зависимости и злоупотребления спиртными напитками; обучение уходу

за больными и правилам пользования предметами ухода за больными, а также правилам оказания

доврачебной медицинской помощи и др.
К методам и средствам, используемым для проведения такой работы, отнесены средства

массовой информации; совещания и семинары медицинских и фармацевтических работников; беседы

и лекции на предприятиях, в школах, по месту жительства; индивидуальные беседы с больными при

посещении ими аптек; плакаты, стенды, брошюры и т.д.
Методы работы и оснащение аптек
Методы работы с отдельными пациентами:
- подробный анализ насущных нужд пациентов;
- сбор сведений о приеме ЛС в настоящее время и в предшествующий период (лекарственный

анамнез);
- использование ОТС препаратов "первого выбора" (на основании собственного опыта;
- устные советы с возможным использованием различных источников информации;
- ведение протоколов симптомов и недомоганий, по поводу которых пациенты чаще всего

обращаются к специалисту по ОТС препаратам;
- контроль выполнения советов и рекомендаций фармацевтического работника.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Методы работы с группой пациентов:
- лекции для групп матерей по теме "Дети и лекарство" и т.п.;
- образование пациентов, например, занятия с группами пожилых людей по теме "Запор" и т.п.;
- лекции в учебных заведениях, учреждениях и организациях, на предприятиях.
Методы работы со специалистами-медиками:
- лекции для врачей и среднего медицинского персонала о новейших достижениях в области

ОТС препаратов;
- справки и протоколы о симптомах и недомоганиях, с которыми пациенты чаще всего

обращаются в отделы ОТС препаратов;
- протоколы наиболее часто отпускаемых ОТС препаратов;
- материалы о нормативном регулировании ОТС препаратов.
Методы работы с населением в целом:
- выставки в аптеках;
- распространение в аптеке листовок по вопросам здоровья;
- продажа книг, брошюр, видео- и аудиопродукции по тематике здравоохранения;
- участие в фестивалях, образовательных кампаниях на территориальном, региональном и

государственном уровнях;
- телевизионные и радиопередачи;
- периодическая печать.
Сотрудничество:
- с другими специалистами здравоохранения (например, со стоматологами, терапевтами,

патронажными сестрами и др.);
- с общественностью.
Для выполнения информационно-консультационной работы провизоры и фармацевты должны

располагать нормативной и справочной литературой; иметь возможность предоставления пациенту

(особенно пожилого возраста) индивидуальной информации об ОТС препаратах, правилах его

применения, распечатанной из компьютерной базы данных или заготовленной заранее и

тиражированной с использованием множительно-копировальной техники. Оптимальный перечень

нормативных документов должен включать:
- утвержденный Минздравсоцразвития РФ перечень ОТС препаратов;
- перечень ОТС препаратов "первого выбора" (при отсутствии перечня, утвержденного

Минздравсоцразвития РФ, такой перечень может быть подготовлен в самой аптеке на основе

анализа частоты спроса ОТС препаратов и утвержден руководителем аптечного учреждения -

"стандарт учреждения");
- справочники по фармацевтической деятельности, по ЛС;
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
- перечень (классификатор) симптомов и недомоганий, при которых допускается применение

ОТС препаратов;
- брошюры и другая печатная информация для населения.
Памятка пациенту/покупателю лекарственных средств
без рецепта врача
Прежде чем покупать лекарственное средство безрецептурного отпуска, настоятельно

рекомендуем Вам проконсультироваться с Вашим врачом или со специалистом аптеки (провизором

либо фармацевтом). Это необходимо сделать потому, что приобретенное безрецептурное

лекарственное средство может снять те симптомы, которые требуют срочной врачебной помощи,

либо Вы можете обойтись без лекарств.
Приобретая безрецептурное лекарственное средство, Вы должны знать и помнить:
1. Лекарственные средства безрецептурного отпуска - такие же лекарства, как и все остальные.
2. Организм каждого человека имеет свои особенности, и то, что помогло Вашим близким или

друзьям, не обязательно поможет Вам.
3. Какой бы информацией ни снабдили Вас друзья и знакомые, фармацевтический работник

располагает заведомо большей и точной информацией. Не стесняйтесь консультироваться! Не

стесняйтесь спрашивать совет!
4. Длительный прием лекарств безрецептурного отпуска может вызвать новые проблемы

(например, привыкание к слабительным средствам).
5. Несколько лекарственных средств, принимаемых вместе в течение суток (например,

лекарственное средство безрецептурного отпуска и рецептурное лекарственное средство; два и более

безрецептурных лекарственных средства) могут взаимодействовать между собой, осложняя

имеющееся заболевание, ухудшая самочувствие.
6. Лекарственное средство безрецептурного отпуска может оказывать нежелательное побочное

действие (например, повышение кровяного давления, головокружение и т.д.), поэтому внимательно

ознакомьтесь с информацией, представленной в листке-вкладыше и на упаковке препарата, а также

посоветуйтесь с провизором или фармацевтом.
7. Прием лекарственных средств безрецептурного отпуска в дозах, которые выше доз, указанных

на упаковке и листке-вкладыше, может привести к серьезным последствиям. Не увеличивайте

самостоятельно дозу и количество лекарственных средств безрецептурного отпуска, не рекомендуйте

никому это делать!
Как следует поступать
1. Внимательно ознакомьтесь с информацией на упаковке лекарственного средства
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
безрецептурного отпуска и листке-вкладыше.
2. Получите ответы на интересующие Вас вопросы у специалиста отдела безрецептурного

отпуска (провизора или фармацевта).
3. Обязательно сообщите Вашему врачу о тех лекарствах, биологически активных добавках к

пище, которые Вы принимаете самостоятельно, а также об особенностях Вашего питания.
4. Не забывайте консультироваться с Вашим врачом по поводу приема безрецептурных

лекарственных средств.
5. Не забывайте сообщать врачу или фармацевтическому работнику обо всех ухудшениях

самочувствия, побочных действиях, которые появились у Вас или у Ваших близких во время лечения

лекарственными средствами, особенно если Вас об этом заранее не предупредили или если

информация о таких осложнениях отсутствовала на листке-вкладыше.
6. Если Вам необходимо сделать лабораторные анализы, то известите врача о принимаемых

Вами лекарствах, биологически активных добавках к пище, так как они могут повлиять на результаты

некоторых анализов. Если Вы сами проводите анализы, используя различные готовые

диагностические тесты, узнайте у провизора или фармацевта о влиянии лекарственных средств на

результаты анализа.
7. Не пейте спиртные напитки во время приема лекарственных средств. Некоторые

лекарственные средства (например, успокаивающие) при одновременном приеме с алкоголем могут

вызвать серьезные осложнения. Регулярное потребление алкоголя может ускорять разложение

некоторых лекарственных препаратов в организме, снижая их эффективность.
8. Спрашивайте врача и фармацевтического работника о взаимодействии лекарственных

средств и пищи. Некоторые виды продуктов могут повлиять на скорость воздействия лекарственных

средств или вообще нейтрализовать его.
9. Всегда храните лекарства в их фабричной (заводской) упаковке.
10. Не приобретайте и не используйте лекарственные средства без упаковки и маркировки, а

также с истекшим сроком годности.
Результаты и контроль
Эффективность организации информационно-консультационного обслуживания в системе ОТС

препаратов в конкретной аптеке должна анализироваться и оцениваться по трем уровням:
- что этот вид деятельности дал аптеке,
- что этот вид деятельности дал пациенту,
- что этот вид деятельности дал врачу.
Контроль и проверка эффективности являются необходимой завершающей функцией в

организации информационного обеспечения.
Результаты для аптеки. Нижеперечисленные показатели дают возможность количественно

оценить различные виды деятельности в системе ОТС препаратов и самопомощи, осуществляемые
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
аптекой. Их можно использовать для мониторинга деятельности аптеки и выявления путей

улучшения работы как отдельной аптеки, так и аптечной службы в целом. Рекомендуется

использовать следующие показатели, а именно количество:
- проведенных тестов;
- выпущенных листовок;
- местных мероприятий по пропаганде здоровья, в которых принимала участие аптека;
- участников в индивидуальных программах (например, в программах по отказу от курения);
- пациентов, которым предлагалось проведение скрининга/тестирования биохимических

параметров в аптеке;
- отзывов от пациентов, принявших участие в программах по пропаганде здорового образа

жизни и профилактике заболеваний;
- обращений за советом по самопомощи;
- консультаций по самопомощи, без продажи ОТС препаратов;
- соотношение продаж ОТС препаратов "первого выбора" и общего числа проданных ЛС,

применяемых при данном недомогании;
- количество советов обратиться к врачу;
- советов обратиться к другим специалистам здравоохранения;
- проектов по сотрудничеству с другими специалистами здравоохранения в области

самопомощи;
- материалов, предоставленных специалистам-медикам;
- лекций и консультаций о ОТС препаратах для врачей.
Результаты для пациентов. Перечисленные ниже показатели обеспечивают возможность

сравнительного анализа результатов деятельности аптеки для пациента и общества в целом:
- доля участников кампаний по отказу от курения, бросивших курить;
- количество пациентов, обратившихся к врачу после скрининга/тестирования биохимических

параметров, проведенных в аптеке;
- уровень знаний пациентов о самопомощи;
- изменение поведения пациентов в вопросах самопомощи и самопрофилактики (качественные

оценки);
- признание пациентами аптеки как места, где можно получить наилучший совет по

самопомощи;
- удовлетворение, полученное пациентом в результате консультации по вопросам самопомощи

и применения ОТС препаратов;
- изменения в потреблении некоторых групп ОТС препаратов (например, слабительных).
Результаты для врачей. В данном случае основные показатели выражаются не количественно, а
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
качественно, например:
- улучшение контроля фармакотерапии рецептурными ЛС;
- предупреждение случаев нерационального назначения рецептурных ЛС больному,

принимающему безрецептурные препараты;
- возможность профилактической работы с пациентом. Контроль и проверка деятельности

аптеки в системе ОТС препаратов осуществляются вышестоящей организацией, независимыми

экспертами (например, общественными фармацевтическими объединениями и ассоциациями,

представителями обществ по защите прав потребителей и пр.).
Контролю и проверке подвергаются:
- записи в книгах жалоб и предложений;
- журналы проведения курсов повышения квалификации;
- протоколы симптомов и недомоганий, по поводу которых пациенты чаще всего обращаются в

аптеку;
- журналы учета проведенных диагностических тестов.
В соответствии с перечисленными выше объектами проверки рекомендуется в аптеке вести

документацию, сопровождающую информационно-консультационное обслуживание по вопросам

приема ОТС препаратов.
Памятка фармацевтическому работнику, занимающемуся
безрецептурным отпуском лекарственных средств
Помните! Вы являетесь единственным квалифицированным специалистом по отпуску

лекарственных средств. При контакте с посетителем аптеки Вы выполняете важные функции:

информационные, консультационные, контрольные.
Ваша роль в системе самопомощи и самопрофилактики, включая безрецептурный отпуск,

является лидирующей.
Нельзя довольствоваться только ролью продавца лекарственных средств. Вы - эксперт в области

безрецептурных лекарственных средств. Только Вы знаете границы самопомощи и

самопрофилактики, включая безрецептурный отпуск лекарственных средств. Только Вы умеете

сводить самопомощь к избавлению от симптомов, недомоганий и легких нарушений самочувствия,

признаки которых Вам хорошо известны. Как специалист Вы должны:
1. Овладевать навыками общения и активно их использовать при ведении доверительной

беседы с потребителями лекарственных средств безрецептурного отпуска (пациентами). Беседуя с

пациентом, необходимо соблюдать основные правила поведения фармацевтического работника:
- быть доброжелательным; заслужить доверие и расположение пациента;
- внушить уважение к своим возможностям;
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
- обеспечить неформальность и конфиденциальность беседы;
- начинать беседу с открытых вопросов;
- уметь правильно задавать вопросы, выявляя при этом ключевые требования пациента;
- не прерывать пациента, позволить ему выразить свои чувства;
- поощрять пациента и проявлять интерес к его просьбе;
- делать обобщающие высказывания;
- соблюдать правила этики и деонтологии;
- вести записи в журналах безрецептурного отпуска.
2. Предоставлять потребителям лекарственных средств (пациентам) возможность для более

полного ознакомления с информацией о лекарственных средствах безрецептурного отпуска в

аптечном учреждении.
3. Выяснять обоснованность решения пациента прибегнуть к применению лекарственного

средства безрецептурного отпуска; консультировать его в отношении правильности выбора и

безопасного применения лекарственного средства; предупреждать о риске и побочных явлениях.
4. Поддерживать высокое качество и доступность медицинской и фармацевтической помощи;

быть консультантом врачей в отношении выбора и назначения лекарственных средств и

медицинских изделий.
5. Рекомендовать пациенту в случае объективной необходимости обратиться к врачу.
6. Предлагать пациенту альтернативные, немедикаментозные способы устранения симптомов и

легких недомоганий.
7. Консультировать пациента по вопросам выбора, приобретения и использования изделий

медицинского назначения.
8. Пропагандировать рациональное использование лекарственных средств безрецептурного

отпуска. Удерживать пациента от неконтролируемого использования лекарственных средств.

Предупреждать об опасности экспериментов с оставшимися в домашней аптечке лекарственными

средствами.
9. Рекомендовать гражданам в случае необходимости обращаться в аптеку за консультацией или

с жалобами на обнаруженную недоброкачественность либо побочное действие безрецептурных

лекарственных средств.
10. Обращаться к потребителю лекарственных средств (пациенту) с просьбой информировать

фармацевтического работника о случаях побочного действия препарата; извещать о них федеральный

орган по контролю за побочным действием лекарственных средств, а также федеральный орган в

сфере здравоохранения, утверждающий перечни лекарственных средств безрецептурного отпуска.
11. Вести наблюдения за лекарственной терапией.
12. Критически оценивать рекламные сообщения о лекарственных средствах безрецептурного

отпуска. Предупреждать пациента о бдительности при сенсационной рекламе, особенно по радио и

телевидению.
13. Изучать спрос на лекарственные средства безрецептурного отпуска и формировать их
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
ассортимент с учетом факторов, влияющих на спрос.
14. Систематически информировать медицинских работников о фармакотерапевтических

свойствах новых безрецептурных лекарственных средств.
15. Вместе с медицинскими работниками вести просветительную работу с населением по

вопросам самопомощи и самопрофилактики, рационального и безопасного применения

лекарственных средств безрецептурного отпуска.
16. Систематически повышать уровень своих знаний о фармацевтических,

фармакотерапевтических и потребительских свойствах лекарственных средств безрецептурного

отпуска путем самообразования, повышения квалификации на специализированных курсах, на

просветительных мероприятиях, проводимых в аптечных организациях и учреждениях.
17. Стремиться избегать следующих ошибок:
- невнимания к тому, что и как говорит пациент;
- неумения проявлять участие;
- непродуманности в подготовке рабочего места и рабочих инструментов (пособий,

справочников и т.д.);
- неумения понять позицию пациента;
- неподобающего внешнего вида;
- недооценки уровня знаний пациента;
- невнимания к происходящим переменам;
- поспешности действий;
- неумения брать на себя ответственность.
Эксперт ЭВФ, провизор
И.М.ЖУРАВЛЕВА
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.