microbik.ru
1
Сотрудничество родителей, учащихся и классного руководителя.

Работа по проектам

Часть I. Введение в проблематику

Начало нового учебного для первоклассника и его родителей – новый этап в жизни. Родителям заново приходится учиться вместе со своим ребенком. Меняются времена, меняются взгляды и на образование. Современная школа идёт вместе со временем, крепко вошла компьютеризация и интернетизация. Сейчас ребенок больше сидит за компьютером или перед экраном телевизора, чем общается с родителями, разговаривает о вечном и прекрасном.

Для младшего школьника характерна повышенная потребность в общении со взрослыми, главное место среди них занимает учитель, но семья не утратила своей ценности. Потребность общения у детей этого возраста ещё достаточно крепка. Родители авторитетны для учеников начальной школы.

В младших классах родители обычно оказывают учителю большую помощь, которая касается и воспитательной работы с классом. С первых дней учебы ребенка в школе многие родители проявляют искренний интерес к делам класса, их волнует, чем живет ребенок, его внутренний мир, интересы, каков он в общении, много ли у него друзей и какие они.

Однако привлечение родителей к воспитательной работе с классным коллективом младших школьников имеет определенные трудности:

  • Родители мало знакомы друг с другом;

  • Они загружены работой;

  • Домашними делами;

  • Плохо представляют, какую реальную пользу могут принести классу и школе;

  • Порой они занимают позицию сторонних наблюдателей, ожидающих результатов деятельности, проводимой без их участия.

Все это требует целенаправленной работы по созданию классного родительского коллектива, по привлечению родителей к участию в жизни класса и школы.

Как показывает опыт, обычно в первом году обучения ребенка в школе родители каждый день посещали школу, приводили, забирали своих детей, попутно интересовались его школьными делами, участвовали во всех мероприятиях, старались выполнить все задания учителя. К концу второго года обучения участие родителей в мероприятиях, родительских собраниях становится меньше. И так с каждым годом участие родителей в делах класса уменьшается.

Как привлечь родителей к школе? Как использовать их творческий и интеллектуальный потенциал для блага и развития их же детей? Как дальше заинтересовать родителей делами класса и школы, организовать сотрудничество друг с другом и с ребятами, чтобы стремление включиться в жизнедеятельность своих детей сделало процесс воспитания более эффективным?

К началу третьего года обучения, взвесив все «плюсы» и «минусы», я решила провести родительское собрание с целью организовать сотрудничество «Родители – классный руководитель – учащиеся». Для этого провела анкетирование среди родителей (см.Приложение ) и выяснила, сколько же талантливых родителей есть у нас в классе.

Часть 2. Основная часть.

1.Акетирование родителей учащихся 3 «б» класса (Приложение I)

2. Результаты анкетирования.

Работа с родителями занимает огромное место в деятельности каждого классного руководителя. Сколько родителей в классе, столько и мнений. Для того, чтобы классный коллектив был сплоченным, жил под одним девизом, стараясь помогать друг другу, словом, дышал одним воздухом, роль родителей в воспитании школьников огромна. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Как показал опыт, сотрудничество родителей, классного руководителя и школьников влияет на развитие школьников только положительно. Для этого используются различные формы и мероприятия этой работы.

В начале учебного года на родительском собрании я провела анкетирование родителей с целью создать творческие группы по их способностям и интересам.

Результаты анкетирования показали: всего в классе 24 семьи. Из них полных –17 семей, неполных – 7 семей. Отрадно то, что все семьи учащихся изъявили свою готовность, желание участвовать в учебно-воспитательном процессе класса и школы. Всего в анкете участвовало 24 матери и 17 отцов . Значит, моими помощниками стали 41 родитель класса.

Из результатов анкетирования видно, что наши родители имеют разные увлечения и хобби: сочиняют стихи, занимаются цветоводством, шитьём, вязанием, изготовлением игрушек, резьбой по дереву, кулинарией, организацией исследовательской работы, пением, игрой на хомусе, танцами и т.д.

При проведении классного часа готовы помочь 7 родителей, в организации досуговой деятельности – 4 родителя, 3 родителей изъявили желание помочь в проведении бесед на различные темы, готовы помочь в изготовлении мебели, различных учебных пособий - 7 родителей, в организации экскурсий - 4, в организации походов, поездок - 6, смогут руководить кружками, секциями – 12, руководить исследовательской деятельностью учащихся – 2 родителя. Кроме того, 2 родителя изъявили желание стать попечителями класса. Также по итогам анкетирования выявлены таланты других членов семей и их готовность помочь нашему классу.

На родительском собрании в начале учебного года были учтены пожелания детей и родителей по учебно-воспитательной работе за год и пришли к единому мнению: провести работу по блокам, в которые входят творческие группы родителей. И закипела работа. Творческие группы родителей совместно с учащимися придумывали проекты. Из предложенных вариантов на следующем собрании выбраны лучшими такие проекты. Сейчас целый год ведётся работа по этим проектам и уже видны результаты совместной работы родителей, учащихся и классного руководителя.

d:\класс марррррррр\класс марианны\посвящение\посвящение 034.jpg d:\рабочий стол\1 сент\1 016.jpg

Организация сотрудничества «Родители +классный руководитель+ учащиеся»


Классный руководитель

Учащиеся

Родители



БЛОК «Информационно-культурный»



Классный руководитель

+

Родительский комитет



БЛОК «НОУ»

БЛОК «Творческая мастерская»



БЛОК «В мире прекрасного»

БЛОК «Военно-спортивный клуб»


Каждый блок ведёт совместную работу учащихся и их родителей. Блок содержит несколько проектов, по которым целый год идёт систематическая работа.


БЛОК «Информационно-культурный»



Проект «Классная газета «Сулусчаан»

Проект «Информашка + Интернешка»

Проект «ВУР» (Внутриклассная учёба родителей)


Проект «ВУР» - это « Внутриклассная учеба родителей».

Актуальность: Начало школьной жизни для ребенка – новый этап в жизни не только ребенка, но и родителей. Первые уроки, первый учебник, первые дни в школе - всё ново. Родителям заново приходится учиться всему тому, чему и как будут содействовать они в учёбе и воспитании ребенка. Школа ведёт инновационную деятельность. Ведутся современные уроки, мероприятия. Многое из жизни школы родителям неизвестно.

Цель проекта: Научить родителей тому, как помочь своему ребенку в учебном процессе.

Девиз: Давайте все вместе поможем друг другу. (Родители сами же обучают других родителей).

Кадровое обеспечение проекта:

ФИО

должность

  1. Никифорова Алёна Васильевна

психолог

  1. Гаврилова Александра Петровна

Учитель начальных классов

  1. Леонтьева Варвара Ильинична

Учитель начальных классов

  1. Николаева Марина Егоровна

Ведущий специалист администрации наслега (многодетная мать).

h:\dcim\100sscam\sdc16439.jpg

Целевая группа, на которую рассчитан проект:

Родители 3»б» класса: мамы, папы, дедушки, бабушки.

Механизмы реализации (методы):

  • Родительские собрания

  • Семинары для родителей

  • Конференции

  • Индивидуальные консультации

  • Беседы

Поэтапный рабочий план:

I этап. Подготовительный.

  • Анализ социального статуса семей;

  • Анализ профессиональной деятельности родителей учащихся;

  • Планирование работы ВУР за год;

  • Подготовка кадров

  • II этап. Основной.

  • Провести родительские всеобучи на родительских собраниях;

  • Провести семинар: «Как помочь ребенку в выполнении домашнего задания»

  • Провести семинар «Как научить ребенка самостоятельности»;

  • Конференция: «Учимся всей семьёй»

  • Провести беседы на воспитательную тему на родительских собраниях;

  • Провести индивидуальные беседы с родителями учащихся.

III этап. Заключительный.

  • Рефлексия. Презентации родителей по проведенной за год работе.

Ожидаемые результаты:

Работа ВУР, если она будет вестись систематически в течение года, то улучшится учебно-воспитательная работа в классе в целом, родители, обучая других родителей, сотрудничая со специалистами разного профиля, научатся многому. Также произойдёт сплочение родителей, что даст положительный эффект в учёбе и воспитании их детей в классе.

Проект «Информашка + Интернешка».c:\users\марианна\desktop\dsc02168.jpg

Актуальность: Современное образование характеризуется быстрым развитием компьютерных технологий и расширением сферы их применения в образовательном процессе. В ходе урока учитель работает в режиме активного общения с учащимися, максимально используя интерактивные обучающие программы, при этом работа учащихся на компьютере может быть организована индивидуально, в парах или группах. От учащихся требуются выполненные на компьютере презентации, ответы на тестовые задания, рефераты или сообщения.

Цель проекта: Научить учащихся и их родителей компьютерным программам.

Кадровое обеспечение проекта:

ФИО

должность

  1. Николаева Марианна Ивановна

Классный руководиель 3»б» класса

  1. Сергеева Марфа Дмитриевна

Логопед

  1. Ефимова Степанида Иннокентьевна

Учитель начальных классов

  1. Николаев Родион Васильевич

Веб-дизайнер

Механизм реализации:

  • Организация обучающих семинаров:

  • Microsoft Offise:

  • Microsoft Word - основные инструменты;

  • Microsoft Power Pojnt – программа для создания презентаций к урокам, к различным темам;

  • Microsoft Publisher – создаем виртуальную классную газету.

  • Macromedia Dreamveaver 8 – программа сайтостроения - первые шаги сайтостроения.

Поэтапный рабочий план:

I этап. Подготовительный. Анализ состояния компьютеризации и интернетизации семей учащихся.

II этап. Основной. Обучающий этап.

  • Обучение компьютерным программам;

  • Создание презентаций к урокам;

  • Создание презентаций по темам;

  • Участие в совместной проект с учащимися из г. Пермь «Земля – наш общий дом»

  • Совместный проект со школой №3 г.Вилюйска «Книголюбы»

  • Участие в Интернет-викторинах;

  • Участие в международной олимпиаде «Эрудиты планеты»

  • Участие в Интернет-конкурсах.

III этап. Заключительный.

Рефлексия. Выводы, заключения. Выставка презентаций – работ учащихся.

Проект «Классная газета «Сулусчаан».

Цель проекта: Создать условие для раскрытия творческих (писательских навыков) способностей учащихся.

Механизм реализации:

  • 1 раз в неделю – заседание пресс-центра классной газеты «Сулусчаан»;

  • Поиск материалов для газеты;

  • Издание и распространение классной газеты;

  • Сотрудничество с улусной газетой «Улэ кууЬэ» и республиканской газетой «Кэскил», с республиканским журналом «Чуораанчык».

Результаты:

  • Издали 5 номеров газеты «Сулусчаан» по тематическим праздникам;

  • Издали книжки по творческим работам учащихся;

  • Работы учащихся опубликованы в улусной и республиканской газетах, в республиканском журнале «Чуораанчык».


Творческая мастерская»



Проект «Персональная выставка учащихся»

Проект «Территория свободной Республики «Детство»



Проект «Супер-мастер»

Проект «Умелые руки»


Проект: «Территория свободной Республики «Детство»

Авторы проекта: Филиппова А.И., Дьяконова Д.С.

Целью проекта является создание территории свободной Республики «Детство» как формы организации досуга и оздоровления по инициативе самих детей и их родителей.

Задачи проекта:

  1. Разработка рабочего проекта территории Республики «Детство» по инициативе детей и родителей;

  2. Создание постоянно действующей мастерской, с мастером - педагогом;

  3. Обустройство зон, где в основу закладывается здоровье:

  • игровая площадка (качели, карусели, и т.д.)

  • зона отдыха и психологической разгрузки (фонтан, скамеечки, клумбы и т.д.)

  • зона спорта и здоровья (футбольное поле, корт, каток, спортивная площадка и т.д.)

  • зеленая зона (наблюдательная площадка, флюгеры, кормушки для птиц, клумбы т.д.).

Проект рассчитан детям в возрасте от 7 до 11 лет, проживающим в Горном улусе, с. Бердигестях. Охват целевой группы составляет около 300 учащихся.

Срок реализации проекта - 1 год – с мая 2011 года по июнь 2012 года

Основные этапы:

  • Подготовительный - с мая по июль 2011 года;

  • Основной – с июля 2011 года по май 2012 года;

  • Заключительный – в Международный день защиты детей 1 июня 2012 года торжественное открытие территории.

Для достижения основных целей и решения задач проекта предлагаются следующие механизмы:

По годовому плану деятельности детской организации проводилась большая работа по изучению желания, инициативы детей через проектную деятельность «Школа моей мечты»

На первом (подготовительном) этапе для внедрения в жизнь детских инициатив налаживаются контакты, устанавливаются тесные взаимодействия и сотрудничество с социальными партнерами школы, с предприятиями села.

Идет подготовительная работа по классификации инициатив совместно с лидерами детской организации. Выявляются желаемые (нереальные) и реальные инициативы. Проводится работа с автором инициатив по разработке дальнейшего развития, внедрения инициатив в жизнь.

Для реализации детских инициатив создается постоянно действующая мастерская с педагогом – мастером. Приобретаются соответствующие оборудования, укрепляется материально-техническая база мастерской.

В целях придания общественного резонанса, осуществляется освещение данного проекта в улусных СМИ (газете «Улэ кууьэ», ТРС «Бэрдьигэс») и торжественно вывешивается вывеска о строительстве территории.

В настоящее время территория школы полностью огорожена, имеет наружное освещение, ведется постоянное видеонаблюдение.

В основном этапе осуществляется образовательная и воспитательная работа непосредственно с детьми и их инициативами.

Изучив инициативы, можем разделить территорию на 4 зоны:

  • игровая площадка (качели, карусели, и т.д.).

  • зона отдыха и психологической разгрузки (фонтан, скамеечки, клумбы, художественно и функционально подготовленная для радости и для проведения различных художественных конкурсов, концертов на свежем воздухе - сцена и т.д.).

  • зона спорта и здоровья (футбольное поле, корт скакалочный, для классиков, который в зимнее время превращается в каток, трек, спортивная площадка, беговая дорожка и т.д.). Здесь зону спорта и здоровья следует рассматривать как помощь деятельности, позволяющую совместно преодолевать препятствия, испытывать удовольствия от деятельностного общения, от занятия любимым видом спорта.

  • зеленая зона (наблюдательная площадка – флюгеры, кормушки для зимующих птиц, аллея, клумбы и т.д.). Эта зона, где учащиеся ведут работы по созданию парковых и цветочных зон на территории и по его озеленению, ведут наблюдения за природой на уроках и внеклассной деятельности.

Конкретно по зонам территории проводится конкурс учащихся, родителей, учителей по обустройству зон и защита Программы действий.

Разрабатываются Положения и проводятся конкурсы поделок и проектов на лучшую скульптурную фигуру из дерева, льда, снега; на лучшее оформление парковых и цветочных зон на территории и по его озеленению.

Планируются благотворительные концерты, спектакли в фонд строительства территории свободной Республики «Детство».

Совместно с мастером – педагогом дети строят кормушки, скворечники для птиц, флюгеры, помогают в изготовлении скамеек. Также они будут иметь возможность участвовать в проводимых в улусе, республике выставках народного, прикладного творчества.

В заключительном этапе проекта намечается торжественное открытие полностью оборудованной территории свободной Республики «Детство», с приглашением всех попечителей, меценатов, участников проекта, подводятся итоги, анализ и обобщение работы мастерской, организуется круглый стол по проблемам и перспективам развития детских инициатив. Вырабатываются методические рекомендации по внедрению в жизнь детских инициатив, выпускается методическое пособие. Опыт распространяется в улусе и республике.

Финансирование территории свободной Республики «Детство» осуществляется из бюджета с добавлением родительских и спонсорских средств. Родительская общественность делят с педагогическим коллективом равную ответственность за все, что происходит в школе.

Ожидаемые результаты и социальный эффект проекта предполагает, что:

  • территория Республики станет местом организации досуга, оздоровления и занятий спортом детей младшего школьного возраста (около 300 детей).

  • это место сбора, обмена опытом лидеров и членов детских организаций начальных общеобразовательных школ улуса, республики.

  • добрая атмосфера и ценность сотрудничества детской организации будет признаваться и детьми и взрослыми и даст возможность детям добиться значительных успехов в жизни.

Перспективами дальнейшего развития проекта являются расширение всей территории постройками; авторы инициатив могут стать участниками обустройства села; лучшие проекты при поддержке родителей воплотятся в жизнь не только на территории республики «Детство», но и в түөлбэ, в других детских площадках села.

В будущем участники этого проекта сами будут заниматься обустройством собственного двора, они будут независимы, свободны в своих действиях, начинаниях. Будут знать, что это зависит только от них самих, от их желания, инициативы, трудолюбия. Мы, авторы проекта уверены, что наши дети во взрослой жизни не станут простыми потребителями, а будут постоянно что-то создавать самому.

Проект «Умелые руки».

Кружковая работа. Руководители кружка – родители 3»б» класса: Тарасова Любовь Робертовна, Винокурова Анна Анатольевна.

Цель проекта: научить учащихся создавать чудесные вещи из разных материалов.

Кружок проводится в каждую субботу. Постоянно занимаются в кружке 8 детей.h:\dcim\100sscam\sdc16394.jpg

В плане кружковой работы предусматриваются:

  • изготовление мягких игрушек;

  • изготовление поделок из подручных материалов;

  • участие на выставках прикладного творчества учащихся;

  • шефство с детским садом Сардаана»: мелкий ремонт игрушек.

Проект «Супер-мастер».

Цель: провести работу по ремонту и изготовлению школьной мебели, создать комфортное условие для образовательной среды.

ппп 005.jpg ппп 009.jpgd:\марианна\новые фотографии март 2010\100sscam\sdc15992.jpg

В классе организована бригада из числа отцов в количестве 5 человек. По необходимости бригада отцов сделает ремонтные работы, улучшит состояние школьной мебели. Наша школа деревянная, 1980-го года строения. Естественно, со временем стены классов почернели, приобрели нехороший вид. Осенью, бригада отцов нашего класса провел ремонт кабинета. Наш кабинет преобразился – сделан евроремонт: стены обшивали гипсокартонном, закрыли декоративной панелью батареи отопления, улучшили дизайн кабинета. Сейчас мы учимся в светлом, просторном классе.

Также усилиями наших родителей-мастеров сделаны классные уголки, стенды, панели для творческой выставки учащихся.

К своему мастерству родители учат и наших мальчиков. Мелкий ремонт в классе производится умелыми руками мальчиков-мастеров.

Проект «Персональная выставка учащихся».

Авторы: Родители – Афанасьева Прасковья Анатольевна, Семенов Юрий Константинович.

Цель: Развивать художественное мастерство учащихся и организовать персональные выставки.

За год персональную выставку организовывают все учащиеся класса. Выставки проводятся по самым различным темам: здесь были и рисунки гуашью, акварелью, графика, пластилиновые картинки, поделки из бумаги, аппликации, оригами, изделия из бисера, объёмные игрушки из спичечных коробок, изделия из глины и т.д. Некоторые учащиеся организовывают по 3-4 выставки за год.

выставка 004.jpg d:\класс марррррррр\класс марианны\ппп 012.jpg c:\users\марианна\desktop\vustavka2.gif


БЛОК «В мире прекрасного»

Проект «Танцевальный ансамбль «Кэрэчээн»

Проект «Вокальный ансамбль «Эйээр»



Проект «Фольклорный ансамбль «ОЬуор»

Проект «Театр моды «Фантазия»


Проект «Вокальный ансамбль «Эйээр».

Руководитель – дядя Федорова Саши, Заслуженный работник культуры, почетный житель Горного улуса мелодист Санников Данил Данилович.c:\users\марианна\desktop\1 131.jpg

Цель проекта: организовать из числа учащихся 3 «б» класса вокальный ансамбль «Эйээр».

Задачи:

  1. Путём прослушивания музыкальных данных набрать участников ансамбля;

  2. Внести кружковую работу;

  3. Участвовать в школьных, улусных и республиканских конкурсах, мероприятиях.

Результаты:

Вокальный ансамбль «Эйээр» под руководством Д.Д.Санникова в этом году стала лауреатом улусного конкурса «Полярная звезда», обладатель номинации «Лучший вокальный ансамбль года», дипломант улусного конкурса патриотической песни «Песни военных лет».d:\барыта манна\презентации и фото работы марианны\марианна ивановна\полярная звезда 082.jpg

Из отзывов: «Ансамбль сплачивает коллектив. Дети всей душой болеют за коллектив, помогают друг другу при дальних поездках, стали более самостоятельными. Научились готовиться к гастролям самостоятельно…»

Проект «Театр моды «Фантазия».

Авторы и руководители: Татаринова Валентина Валериановна – мама Алины, Иннокентьева арианна Николаевна – мама Дианы.

Цель: Научить девочек достойно преподнести себя в обществе, культурным манерам, культуре одеваться, раскрытию дизайнерских способностей.

Задачи:c:\users\марианна\desktop\1 105.jpg

  1. Набрать группу желающих в кружок, провести мини-кастинг;

  2. 1 раз в неделю проводить занятия кружка;

  3. Спроектировать и создать модели одежды;

  4. Участвовать на концертах, показах моды;

  5. Участвовать в конкурсах.

Кружок театра моды проводится 1 раз в неделю. Занимаются все девочки класса и 4 мальчика. Главным достижением этого года стало: Лауреат II степени улусного конкурса «Полярная звезда», участие в республиканском конкурсе «Театров мод» в сельской педагогической ярмарке и присуждение номинации «Приз зрительских симпатий».d:\марианна\фото школы\мода кожа 082.jpg

Проект «Фольклорный ансамбль «ОЬуор».

Автор и руководитель: Ксенофонтова Туяра Прокопьевна - мама Наташи.d:\барыта манна\презентации и фото работы марианны\полярная звезда\p1180389.jpg

Цель: Организовать в классе фольклорный ансамбль, познакомить с национальными якутскими традициями и обычаями».

Механизм реализации проекта:

  • Прослушивание музыкальных данных учащихся;

  • Набор в фольклорный кружок;

  • 1 раз в неделю провести занятие кружка;

  • Участие в фольклорных конкурса;

  • Выступление на концертах;

Достижения: Фольклорный ансамбль «ОЬуор» стал Лауреатом I степени в улусном фольклорном конкурсе «Развитие Олонхо».


БЛОК «Научное общество учащихся»



Проект «Юный исследователь»

Проект «Я-исследователь»




Проект «Юный исследователь».

Автор проекта: Сергеева Марфа Дмитриевна – мама Миши.

Цель проекта: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста путем совершенствования развития исследовательских способностей, навыков исследовательского поведения.

Задачи:

  • Создание условий для поддержки и развития творческой исследовательской активности детей;

  • Стимулирование у младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам, ознакомление с научной картиной мира.

В рамках этого проекта 9 апреля 2010г. Прошла научно-практическая конференция школьников, в которой участвовало из нашего класса 11 учащихся. 5 из них заняло призовые места. Темы исследовательских работ были самые разные: «»Иллюстрированный фразеологический словарик», «Глаза – главные помощники человека», «Имена на улицах моего села», «Зайцы в жанрах якутского фольклора и в произведениях якутской литературы», «Аптека на моём подоконнике», «Роль календаря в нашей семье», «Как сохранить зубы здоровыми» и т.д.h:\dcim\100sscam\sdc16675.jpg

Руководителями исследовательских работ учащихся являются сами же родители».

Можно ещё многое рассказать о помощи родителей в делах класса и школы. О том, что каждую неделю наш класс ходит на экскурсии на работу родителей, знакомится с их профессиями, о том, что родители-папы проводят военно-спортивные игры, о том, что в классе у нас есть родители-попечители, которые спонсируют мероприятия, благодаря им приобрели классную мебель, родители проводят классные часы и т.д.

d:\семья\sdc11731.jpg d:\маама\sdc11656.jpg

c:\users\марианна\desktop\1 172.jpg h:\dcim\100sscam\а5ам уонна мин\sdc16835.jpg

d:\класс марррррррр\класс марианны\экскурция эргис\он 005.jpg d:\марианна\посвящение 033.jpg

c:\users\марианна\desktop\1 155.jpg c:\users\марианна\desktop\1 002.jpg

d:\марианна\новые фотографии март 2010\100sscam\sdc16000.jpg d:\марианна\новые фотографии март 2010\100sscam\sdc16035.jpg d:\марианна\новые фотографии март 2010\100sscam\sdc16190.jpg