microbik.ru
1 2
Социальная мобильность и её тенденции


Содержание


Введение

  1. Теории социальной стратификации

  2. Понятие социальной мобильности и её виды

  3. Возможности измерения социальной мобильности

  4. Положительные и отрицательные качества мобильности

  5. Социальная мобильность в современной России

Заключение

Список литературы

Введение
Тема социальной мобильности особенно актуальна для современного российского общества. Дело в том, что с окончанием эпохи перестройки всё более очевидным становится процесс поляризации общества. В этих условиях сужение возможностей социальной мобильности может иметь самый негативный характер для стабильности и преемственности складывающейся социальной системы. Таким образом, необходимо попытаться понять, имеет ли проблема социальной мобильности долговременный характер, какие тенденции проявляются сейчас в этой сфере и какие последствия для общества это может иметь.

Целью реферата будет анализ социальной мобильности и тенденций развития этого явления в современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть теории социальной стратификации, которыми оперируют сегодня социологи, выяснить эмпирическую сущность понятия социальной мобильности, изучить его существующие классификации и способы ранжирования. Необходимо выяснить и возможности измерения социальной мобильности, ибо без этого оперирование понятием будет иметь лишь чисто умозрительный характер. Дальше, такая категория, как социальная мобильность, не может не иметь оценочной характеристики, хотя бы потому, что она тесно связанна с идеологическими концептами общественного устройства (не случайно социальной мобильности так мало уделялось внимания в марксистской социологии, и так много в либерально-демократической). Поэтому стоит попытаться понять, что и кто стоит за положительной и отрицательной оценкой данного явления. Хотя практически все исследователи отмечают положительные стороны высокой социальной мобильности, отнюдь не все признают необходимым её добиваться, а многие и вовсе акцентируют внимание на её рисках для общества. И наконец, следует рассмотреть положение дел с мобильностью в конкретных условиях современной России, и более того, в конкретных социальных институтах, особенно специфичных для нашей страны. Какие же социальные институты наиболее специфичны для Российской Федерации в плане социальной мобильности? Как кажется, это армия, церковь, и система образования, то есть те образования, на развитие которых наложила особенный отпечаток советская социальная система.

1. Теории социальной стратификации
Сама проблематика социальной мобильности тесно связана с концепциями стратификации. Понятие "стратификация" пришло в социологию из геологии, где "страта" означает геологический пласт. Данное понятие достаточно точно передает содержание социальной дифференциации, когда социальные группы выстраиваются в социальном пространстве в иерархически организованный вертикально последовательный ряд по какому-либо измерению неравенства.

Одна из проблем изучения стратификации и мобильности состоит в том, что критерии организации неравенства могут быть различными. Марксизм таким критерием называл отношение к средствам производства, к собственности, то есть в основе стратификации – экономика. М. Вебер расширяет круг критериев, включая отношение к власти и социальный престиж, позволяющий занять то или иное место на социальной лестнице в соответствии с занимаемым статусом.

Разные формы социальной дифференциации выделяет П. Сорокин. Имущественное неравенство порождает экономическую дифференциацию, неравенство в обладании властью свидетельствует о политической дифференциации, разделение по роду деятельности, различающейся уровнем престижа, дает основание говорить о профессиональной дифференциации.

В современной западной социологии на основе многомерного подхода выделяются разные измерения стратификации: по признаку пола, возраста, расы, имущественного положения, образования и т. д.

Однако социальная дифференциация - это лишь одна составляющая социальной стратификации. Другой, не менее важной - является социальная оценка.

Американский социолог Т. Парсонс подчеркивал, что социальная иерархичность обусловлена господствующими в обществе культурными стандартами и ценностями.

В соответствии с этим, в разных обществах со сменой эпох менялись критерии, определяющие статус личности или группы.

Так, в примитивных обществах, прежде всего, ценились сила и ловкость, в средневековой Европе был высок статус духовенства и аристократии. Даже обедневший представитель знатного рода был более уважаем в обществе, чем богатый купец. Но в буржуазном обществе капитал все в большей степени стал определять положение человека в обществе, открывал путь вверх по социальной лестнице. Напротив, в советском обществе богатство приходилось скрывать, в то же время принадлежность к коммунистической партии открывала дорогу к карьере и т. д.

Итак, социальную стратификацию можно определить как структурированную систему социального неравенства, в которой индивиды и социальные группы ранжированы в соответствии с занимаемым в обществе социальным статусом.

Социально стратифицированное общество с его многочисленными слоями можно представить в виде вертикальной структуры с тремя уровнями, которые в современной социологии принято называть классами (в отличие от страт классы характеризуются целым рядом, набором определенных признаков и критериев: уровень дохода, образование, профессия и т. д.).

Это - высший, средний и низший класс. Иногда они внутри также подразделяются на уровни.

Считается, что наиболее широкую стабилизирующую роль между высшим и низшим классами занимает средний класс, удельный вес которого составляет в среднем 60-80%.

Иной профиль будет иметь социальная стратификация развивающегося общества. Это - пирамида, где нижнюю часть от основания представляет низший класс, составляющий большинство населения, а верхняя часть представлена высшим и средним классами, в сумме составляющими меньшинство (менее 30%) населения.

Нужно иметь в виду, что высота и профиль стратификации могут меняться, но не беспредельно. Выравнивание, движение к плоскости стратификации приводит к разрушению экономики, анархии и хаосу.

Беспредельное повышение ее также чревато катастрофическими последствиями. По мнению П. Сорокина, существует точка "насыщения", дальше которой общество не может продвигаться без риска крупной катастрофы. Когда же она достигнута, социальное здание рушится, и его верхние слои низвергаются".

Формирование и поддержание социальной стратификации не является абсолютно саморегулируемым и естественным процессом. Значительное влияние на него оказывает власть. В зависимости от ее характера могут быть внесены те или иные коррективы в построение системы ранжирования социальных позиций. Речь идет, в сущности, об одном из аспектов социального контроля, осуществляемого в обществе властными структурами.

Анализ иерархической структуры общества показывает, что она не является застывшей, в ней постоянно происходят колебания и перемещения как по горизонтали, так и по вертикали. Когда мы говорим об изменении социальной группой или индивидом своей социальной позиции, мы и имеем дело с социальной мобильностью.

2. Понятие социальной мобильности и её виды
Термин социальная мобильность введён П. Сорокиным в работе 1927г. Сорокин писал, что это – любой переход индиви­да или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Сегодня под социальной мобильностью понимается перемещение индивида или группы вверх, вниз или по горизонтали. Социальная мобильность характеризуется направлением, разновидностью и дистанцией социальных перемещений людей в обществе (индивидуально и группами).

Итак, социальная мобильность может быть горизонтальной (при этом используется понятие социального перемещения), если осуществляется переход в другие профессиональные либо иные, но равные по статусу группы. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного граждан­ства в другое, из одной семьи в другую, с одной фабрики на другую, при сохранении своего профессионального статуса, — все это примеры горизонтальной социальной мобильности.

Во всех этих случаях "перемещение" может проис­ходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида в вертикальном направлении. Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером может служить международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое. Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное жительство и получил здесь работу, то это уже миграция.

Вертикальная (восходящая) мобильность означает переход индивида или группы на более высокую социальную позицию с большим престижем, доходом, властью.

Возможна также нисходящая мобильность, предполагающая движение к более низким иерархическим позициям. Восходящие течения существуют в двух формах: проникнове­ние индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства.

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение – явление добровольное, а нисхождение - вынужденное.

Особую разновидность представляет межпоколенная, или межгенерационная, мобильность. Она относится к изменению статуса детей по сравнению со статусом родителей. Межпоколенную мобильность исследовали А.В. Кирх, а в глобально-историческом аспекте - А. Пиренн и Л. Февр.

Советские социологи пользовались другими терминами. Переход между классами они называли межклассовыми перемещениями, а переход внутри одного и того же класса - внутриклассовыми. Эти термины были введены в советскую социологию в 70-е годы. Межклассовые перемещения обозначали переход из одного класса в другой, скажем, если выходец из рабочей среды оканчивал философский факультет и становился преподавателем, переходя таким образом в прослойку интеллигенции. Если же рабочий, крестьянин или интеллигент повышал уровень образования и переходил с малоквалифицированной к средне- или высококвалифицированной должности, оставаясь рабочим, крестьянином или интеллигентом, то они совершали внутриклассовые вертикальные перемещения.

Классификация социальной мобильности может быть проведена и по иным критериям. Так, например, различают индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходят у индивида независимо от других, и групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый господствующий класс уступает свои позиции новому господствующему классу.

На других основаниях мобильность может классифицироваться, скажем, на стихийную или организованную. Примером стихийной мобильности могут служить перемещения с целью заработка жителей ближнего зарубежья в крупные города России. Организованная мобильность (перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали) управляется государством. Эти перемещения могут осуществляться как с согласия самих людей, так и без их согласия. Примером организованной добровольной мобильности в советское время могут служить перемещения молодежи из разных городов и сел на комсомольские стройки, освоение целинных земель и т.п. Примером организованной недобровольной мобильности может служить репатриация (переселение) чеченцев и ингушей в годы войны с немецким нацизмом.

От организованной мобильности следует отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. Социальная мобильность может измеряться с помощью двух систем показателей. В первой системе единицей счета выступает индивид, во второй - статус.

3. Возможности измерения социальной мобильности
Чтобы понять, насколько высока мобильность в обществе, нужны способы её измерения и оценки. Соответственно, появляются и новые понятия, такие, например, как объём, масштаб, коэффициент, степень, диапазон, интенсивность мобильности, и т.д.

Под объемом мобильности понимается число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Другими словами, объем мобильности - это количество людей, переменивших свой прежний статус на другой вниз, вверх или по горизонтали. Представления о перемещениях людей вверх, вниз и по горизонтали социальной пирамиды описывают направление мобильности. Если объем исчисляется количеством переместившихся индивидов, то он называется абсолютным, а если отношением этого количества по всему населению, то относительным объемом и указывается в процентах.

Разновидности мобильности описываются типологией социальных перемещений. Мера мобильности указывается шагом и объемом социальных перемещений. Дистанция мобильности - это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция – неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падения к ее основанию. Единицей дистанции мобильности выступает шаг перемещений. Для описания шага социальных перемещений используется понятие статуса: перемещение из низшего в высший статус - восходящая мобильность; перемещение из высшего в низший статус - нисходящая мобильность. Перемещение может проходить на один шаг (статус), на два и более шагов (статусов) вверх, вниз и по горизонтали. Шаг может измеряться в 1) статусах, 2) поколениях. Поэтому выделяют следующие виды:

  • межпоколенная мобильность,

  • внутрипоколенная мобильность,

  • межклассовая мобильность,

  • внутриклассовая мобильность.

Совокупный объем, или масштаб, мобильности, определяет количество перемещений по всем стратам вместе, а дифференцированный - по отдельным стратам, слоям, классам.

Масштаб социальной мобильности определяется как процентная доля тех, кто сменил, в сравнении с отцами, свой социальный статус. Когда Венгрия была капиталистической, т.е. в 30-е годы, масштаб мобильности равнялся 50%. В социалистической Венгрии (60-е годы) он вырос до 64%, а в 1983 г. - до 72%. В результате социалистических преобразований венгерское общество стало таким же открытым, как и развитые капиталистические страны. С полным основанием этот вывод применим к СССР. Западноевропейские и американские ученые, проводившие сравнительные исследования, установили, что в восточноевропейских странах мобильность выше, чем в развитых капиталистических странах.

Однако сегодня это соотношение явно начинает меняться. Социально экономические реалии современной России, а так же политика правительства привели к тому, что мобильность в России начинает резко падать. Например, все более замкнутым слоем становится круг среднего и высшего государственного чиновничества, складывается наследственная бизнес-элита, семейственность всё активнее закрепляется в шоу-бизнесе. Удивительно, но факт, государство, которое более всего должно быть заинтересовано в широкой социальной мобильности, выдвигает дискриминационные законопроекты. Один из них – усложнение и удорожание процедуры получения водительских удостоверений. Люди, не имеющие довольно серьёзного дохода, и среднего образования, теперь не могут получить права, соответственно их возможности социального продвижения резко сужаются.

Изменение мобильности по отдельным слоям описывается двумя показателями. Первый - это коэффициент мобильности выхода из социального слоя. Он свидетельствует, например о том, сколько сыновей квалифицированных рабочих стали интеллигентами или крестьянами. Второй - коэффициент мобильности входа в социальный слой, свидетельствующий о том, из каких слоев пополняется, например, слой интеллигентов. Он обнаруживает социальное происхождение людей. Степень мобильности в обществе определяется двумя факторами: диапазоном мобильности в обществе и условиями, которые позволяют людям перемещаться. Диапазон мобильности (amount mobility), который характеризует данное общество, зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой.

В традиционном обществе число высокостатусных позиций оставалось приблизительно постоянным, поэтому наблюдалась умеренная нисходящая мобильность отпрысков из высокостатусных семей. Для феодального общества характерно очень малое количество вакансий на высокие должности для тех, кто обладал низким статусом. Некоторые социологи считают, что, вероятнее всего, здесь не было восходящей мобильности. Однако, такое понимание не верно. Тот же слой рыцарства изначально практически целиком рекрутировался из более низших социальных слоёв. Закрепление кастовости рыцарства происходит только с началом упадка этого слоя, когда в целях сохранения теряемых привилегий, корпорация начинает чинить препятствия для желающих проникнуть в этот слой. Но в том-то и дело, что если бы буржуа не пытались и не проникали в корпорацию рыцарей, не понадобилось бы и создавать такие препятствия. Можно сказать, что социальная мобильность средневекового общества была прямо пропорциональна его ресурсам социального развития (экономическим, политическим, и тд.). Богатая, но нестабильная Византия, Испания времён Реконкисты, демонстрируют довольно высокую социальную мобильность. Кроме того, повсюду в Европе очагом социальной мобильности служило монашество, которое давало широкие возможности продвижения, правда, только по специфической церковной иерархии. С этим соглашается и П. Сорокин, который в своих «общих принципах социальной мобильности» делает вывод, что «вряд ли когда-либо существовали общества, социальные слои которых были абсолютно закрытыми или в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность в ее трех основных ипо­стасях — экономической, политической и профессиональной».

Тем не менее, восходящая мобильность была сильно затруднена.

Индустриальное общество расширило диапазон мобильности. Для него характерно гораздо большее количество различных статусов. Первым решающим фактором социальной мобильности является уровень развития экономики. В периоды экономических депрессий количество высокостатусных позиций сокращается, а низкостатусных расширяется, поэтому доминирует нисходящая мобильность. Она усиливается в те периоды, когда люди теряют свою работу и одновременно новые слои выходят на рынок труда. Напротив, в периоды активного экономического развития появляется множество новых высокостатусных позиций. Повышенный спрос на работников, которые должны занять их, является основной причиной восходящей мобильности. Основная тенденция развития индустриального общества заключается в том, что в нем одновременно увеличиваются богатства и число высокостатусных позиций, что в свою очередь ведет к росту численности среднего класса, ряды которого пополняют выходцы из низших страт. Вторым фактором социальной мобильности выступает исторический тип стратификации. Кастовое и сословное общества ограничивают социальную мобильность, накладывая серьезные ограничения на любое изменение статуса. Такие общества называются закрытыми.

Если большинство статусов в обществе являются приписываемыми, или предписанными, то диапазон мобильности в нем намного ниже, чем в обществе, строящемся на индивидуальном достижении. В доиндустриальном обществе восходящая мобильность была невелика, так как юридические законы и традиции практически закрывали крестьянам доступ в сословие землевладельцев. Известна средневековая поговорка: «Однажды крестьянин - навсегда крестьянин». В индустриальном обществе, которое социологи относят к типу открытых обществ, прежде всего, ценятся индивидуальные достоинства и достигаемый статус. В таком обществе уровень социальной мобильности довольно высок.

В открытом обществе нет формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют неформальные. Однако в самой эгалитарной ситуации, где любой имеет законные возможности роста, некоторые хотят быть «более равными», чем другие. Так, немало сложностей возникает при реализации преимуществ для представителей отставших в своем развитии этнических, расовых или социальных групп, скажем, при приеме в университеты. В этом случае могут быть ущемленными права и интересы более подготовленной молодежи. В то же время и в открытых обществах все еще существуют социальные, расовые и половые барьеры. И «покровительственная» система подготовки кадров с качественным высшим образованием в Англии, и «соревновательная» система их подготовки в США не очень-то способствуют усилению мобильности «снизу» в «правящий класс», так как и там и тут это доступно незначительному числу лиц с наивысшими способностями, причём в самых редких случаях. Ведь существует множество формальных и неформальных ограничении и установлений, которые благоприятствуют продвижению лиц из высшей страты и препятствуют тем, кто относится к низшей» 

Социологи отмечают и такую закономерность: чем шире возможности для продвижения наверх, тем сильнее люди верят в доступность для них каналов вертикальной мобильности, а чем больше они в это верят, тем сильнее стремятся продвинуться, то есть тем выше в обществе уровень социальной мобильности. И, наоборот, в сословном обществе люди не верят в возможность изменить свой статус, не имея богатства, родословной или покровительства монарха.

В периоды революций, социальных катаклизмов происходит коренное изменение социальной структуры, радикальная замена высшего слоя с низвержением прежней элиты, появление новых классов и социальных групп, массовая групповая мобильность.

Понятие «групповая мобильность» характеризует общество, переживающее социальные сдвиги, где повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, страты.

Как считал П.Сорокин, причинами групповой мобильности выступали следующие факторы:

  • социальные революции;

  • иностранные интервенции, нашествия;

  • межгосударственные войны;

  • гражданские войны;

  • военные перевороты;

  • смена политических режимов;

  • замена старой конституции новой;

  • крестьянские восстания;

  • междоусобная борьба аристократических родов;

  • создание империи.

Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации, т.е. самой основы того или иного общества. Геологическая метафора, которую социологи используют для изображения социальной стратификации, оказывается не очень удачной, она не позволяет объяснить, к примеру, индивидуальную мобильность. В человеческом обществе индивиды, совершив восходящую мобильность, то и дело перемещаются из одной страты в другую. Чем более демократичным является общество, тем свободнее межстратовые перемещения.

В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в периоды структурной перестройки экономики. При этом важным "социальным лифтом", обеспечивающим вертикальную мобильность, выступает образование, роль которого возрастает в условиях перехода от индустриального общества к информационному.

Социальная мобильность является достаточно достоверным показателем уровня "открытости" или "закрытости" общества. Ярким примером "закрытого" общества может служить кастовый строй в Индии. Высокая степень закрытости характерна для феодального общества. Напротив, буржуазно-демократические общества, будучи открытыми, характеризуются высоким уровнем социальной мобильности. Однако следует отметить, что и здесь вертикальная социальная мобильность не является абсолютно свободной и переход из одного социального слоя в другой, более высокий осуществляется не без сопротивления.

Для измерения социальной мобильности П. Сорокин вводит понятия интенсивности (или скорости) и всеобщности вертикальной социальной мобильности

С количественной точки зрения следует разграничить интенсивность и всеобщность вертикальной мобильности. Под интенсивностью пони­мается вертикальная социальная дистанция или количество слоев — эко­номических, профессиональных или политических, — проходимых ин­дивидом в его восходящем или нисходящем движении за определенный период времени.

Под всеобщностью вертикальной мобильности подразумевается чис­ло индивидов, которые изменили свое социальное положение в вер­тикальном направлении за определенный промежуток времени. Абсо­лютное число таких индивидов дает абсолютную всеобщность верти­кальной мобильности в структуре данного населения страны; пропорция таких индивидов ко всему населению дает относительную всеобщность вертикальной мобильности.

Соединив интенсивность и относительную всеобщность вертикальной мобильности в определенной социальной сфере можно получить совокупный показатель вертикальной экономической мобильности данного общества. Сравнивая одно общество с другим или одно и то же общество в разные периоды своего развития, можно обнаружить, в каком из них или в какой период совокупная мобильность выше. То же можно сказать и о совокупном показателе политической и профессиональной верти­кальной мобильности.

По мнению П. Сорокина, в обществе время от времени вызревают пики социальной мобильности. Изучение вертикальной мобильности внутри политической стратификации разных стран обнаруживает периоды особенно ярко выраженных перемещений. В истории России такими периодами были: вторая половина XVI - начало XVII в. (правление Ивана Грозного и последующее междуцарствие), царствование Петра Великого и, наконец, последняя русская революция.

В эти периоды почти по всей стране старая политическая и правительственная знать была уничтожена или низложена, а «выскочки» заполнили высшие ранги политической аристократии. Хорошо известно, что и в истории Италии таковыми были XV-XVI вв. XV в. с полным правом называют веком авантюристов и проходимцев. В это время историческими протагонистами часто были люди из низших сословий. В истории Англии такими периодами были следующие эпохи: завоевание Англии Вильгельмом, гражданская война середины XVII в. В истории США - середина XVIII в. и период гражданской войны. В большинстве европейских стран Ренессанс и Реформация представляли периоды чрезвычайно интенсивной социальной мобильности.

В любом случае и в любой период, социальная мобильность ставит индивида в условия необходимости адаптации в новой социокультурной среде. Процесс этот может быть весьма непростым. Человек, утративший привычный для него социокультурный мир, но не сумевший воспринять нормы и ценности новой группы, оказывается как бы на грани двух культур, становится маргиналом. Это характерно также для мигрантов, как этнических, так и территориальных. В таких условиях человек испытывает дискомфорт, стрессы. Массовая маргинальность порождает серьезные социальные проблемы. Она, как правило, отличает общества, находящиеся на крутых переломах истории. Именно такой период переживает в настоящее время Россия. Но, в отличие от «маргинальных переворотов» (так правильнее было бы назвать некоторые «пики мобильности», рассмотренные П. Сорокиным), в начале нового тысячелетия изменения уже не носят интенсивного характера.


следующая страница >>