microbik.ru
1
Примерный перечень вопросов вступительных испытаний в магистратуру
Специальность: 1-08 80 06 «Общая педагогика, история педагогики и образования»


  1. Образование: сущность и основные функции.

  2. Система образования Республики Беларусь.

  3. Самообразование как средство развития личности.

  4. Особенности педагогической профессии. Характеристика педагогических способностей.

  5. Сущность, виды, уровни и структура педагогической деятельности.

  6. Сущность и уровни профессионализма педагога.

  7. Ребенок и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка как педагогические ценности.

  8. Понятие о педагогике. Структура педагогики как науки. Основные категории педагогики. Связь педагогики с другими науками.

  9. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.

  10. Методы изучения педагогической действительности.

  11. Аксиологические основы педагогики.

  12. Развитие личности как педагогическая проблема.

  13. Образование как целостный педагогический процесс.

  14. Проблема целеполагания в педагогике.

  15. Сущность, проблемы и основные категории дидактики.

  16. Исторические теории и требования к современному содержанию образования. Документы, регламентирующие содержание образования.

  17. Сущность и внутренняя структура процесса обучения.

  18. Принципы и закономерности обучения.

  19. Понятие о приемах и методах обучения. Классификация методов обучения.

  20. История развития форм и организации обучения. Современные формы организации обучения.

  21. Характеристика классно-урочной системы. Структура и классификация уроков.

  22. Виды средств обучения и их характеристика. Требования к учебникам.

  23. Сущность рациональной организации учебной деятельности учащихся.

  24. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация».

  25. Особенности обучения и воспитания одаренных детей.

  26. Причины и пути решения проблемы неуспеваемости учащихся.

  27. Специфика и структура процесса воспитания. Принципы процесса воспитания.

  28. Характеристика методов воспитания.

  29. Общая характеристика форм воспитательной работы.

  30. Формирование научного мировоззрения учащихся.

  31. Формирование нравственной культуры личности.

  32. Формирование эстетической культуры личности.

  33. Формирование гражданской культуры личности.

  34. Формирование экономической культуры личности.

  35. Сущность профессионального самоопределения учащихся.

  36. Формирование экологической культуры личности.

  37. Направления работы школы по формированию здорового образа жизни.

  38. Функции, этапы формирования и структура воспитательного коллектива.

  39. Семья как воспитательная среда ребенка.

  40. Сущность и формы ученического самоуправления. Характеристика детских объединений.

  41. Понятие о педагогическом общении. Стили педагогического общения и педагогического руководства.

  42. Педагогические конфликты и пути их преодоления.

  43. Индивидуальный стиль деятельности педагога. Индивидуальный стиль деятельности учащихся.

  44. Сущность и структура педагогического менеджмента.

  45. Сущность и функции педагогической диагностики. Принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики.

  46. Сущность педагогической инновации. Формы инновирования образования. Виды педагогических инноваций.

  47. Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем.

  48. Понятие «педагогическая технология». Критерии эффективности педагогических технологий.

  49. Характеристика педагогики сотрудничества. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.

  50. Характеристика технологии развивающего обучения.

  51. Игровые технологии.

  52. Технология проблемного обучения.

  53. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов).

  54. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов).

  55. Технология индивидуализации обучения (Унт, Границкая, Шадриков).

  56. Альтернативные технологии в зарубежной школе.

  57. Технология развития творческого потенциала личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов).

  58. Технологические аспекты деятельности классного руководителя.

  59. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности.

  60. Характеристика авторских технологий.

  61. Структура и этапы развития воспитательной системы.

  62. Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы (В.А. Караковский).

  63. Воспитательная система школы-комплекса.

  64. Технология организации методической работы в школе.

  65. Сущность и основные направления коррекционно-педагогической деятельности.

  66. Система специального образования. Коррекционно-педагогическая помощь детям в учебных заведениях разного типа.

  67. Понятие «девиантное поведение». Виды отклоняющегося поведения. Формы проявления девиантного поведения.

  68. Методы предупреждения и преодоления школьной неуспеваемости.

  69. Формы применения компьютера в педагогическом процессе. Виды педагогических программных средств.

  70. Применение презентаций в педагогическом процессе. Виды учебных презентаций.

  71. Дидактические возможности сети Интернет. Информационный рубрикатор Интернет-ресурсов для педагога.

  72. Зарождение процесса воспитания в первобытном обществе.

  73. Характеристика спартанского и афинского воспитания.

  74. Школа и воспитание в странах Древнего Востока.

  75. Воспитание и школа в Древнем Риме.

  76. Педагогическая мысль Древнего Рима (Сенека, Цицерон, Квинтилиан).

  77. Просвещение и педагогическая мысль в Византии.

  78. Педагогическая мысль эпохи Возрождения и Реформации за рубежом.

  79. Воспитание и обучение в Киевской Руси (Х – XIII вв.).

  80. Становление школы и характеристика просвещения в белорусском княжестве в IХ – XIII вв.

  81. Деятельность и педагогические взгляды Я.А. Коменского.

  82. Педагогическая концепция Дж. Локка «Воспитание джентльмена».

  83. Педагогическая деятельность Ж.-Ж. Руссо.

  84. Классики западноевропейской педагогики XIX века.

  85. Характеристика системы народного образования в России в I половине XIX века.

  86. Характеристика школьных реформ 60-х годов XIX века в России.

  87. Школа и просвещение в Беларуси во II половине XIX века.

  88. Педагогическая деятельность К.Д. Ушинского.

  89. Философско-педагогические взгляды Л.Н. Толстого.

  90. Основные парадигмы в зарубежной педагогике в начале XX века (Г. Кершенштейнер, Д. Дьюи, В. Лай, Э Мейман, Э Кей, М. Монтессори).

  91. Строительство советской системы образования в 1917-41гг.

  92. Организационно-воспитательная деятельность А.С. Макаренко.

  93. Организация учебно-воспитательного процесса в период ВОВ.

  94. Основные направления педагогической мысли и проблемы воспитания за рубежом во II половине XX века.

  95. Советская система образования во II половине XX века.

  96. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского.

  97. Система образования в Республике Беларусь в 90-е гг. XX века.

  98. Школьные системы образования в мире на современном этапе: сроки обучения, структура, модели.


Специальность: 1-36 80 03 «Машиностроение и машиноведение»


  1. Изделие и его элементы. Производственный и технологические процессы.

  2. Понятие качества в машиностроении.

  3. качество деталей машин и их соединений.

  4. точность деталей и ее показатели.

  5. Понятие – изделие, машина, сборочная единица, деталь, заготовка.

  6. Жизненный цикл машиностроительных изделий и их технологическая состовляющая.

  7. Классификация технологических процессов – единичный, типовой, групповой, модульный.

  8. Определение, классификация и номенклатура показателей технологичности конструкций машиностроительных изделий.

  9. Основные показатели технологичности конструкций изделий – трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость, технологическая себестоимость.

  10. Технологический контроль конструкторской документации.

  11. Особенности технологического контроля и порядок его проведения.

  12. Размерно-точностный анализ технологических процессов.

  13. Влияние состояния металлорежущего оборудования и технологической оснастки на параметры качества поверхностного слоя деталей машин и надежность их технологического обеспечения.

  14. Погрешность установки и ее расчет.

  15. Определения погрешностей базирования. Закрепления и приспособления.

  16. .Технологическое повышение долговечности и безотказности изделий машиностроения.

  17. Технологическая наследственность в точности и качестве поверхностного слоя деталей машин.

  18. Технологическая наследственность при эксплуатации.

  19. Понятие о себестоимости машины и ее деталей. Основные методы определения себестоимости.

  20. Методы теоретических исследований в технологии машиностроения.

  21. Физическое представление процессов и их математическое описание.

  22. Методы экспериментальных исследований в технологии машиностроения.

  23. Классический эксперимент, дисперсионный анализ, планирование экстремальных экспериментов, множественный корреляционный и регрессионный анализ.

  24. Отделочно-упрочняющие методы обработки деталей машин поверхностным пластическим деформированием.

  25. Физические, химические и лазерные методы обработки.

  26. Нанесение покрытий.

  27. Комбинированные методы обработки и сборки.

  28. Разработка технологических процессов изготовления деталей машин. Исходные данные и этапы разработки технологических процессов.

  29. Определение типа производства. Методика.

  30. Типизация технологических процессов и групповая обработка.

  31. Особенности проектирования операций обработки заготовок на станках с ЧПУ.

  32. Особенности процессов обработки на агрегатных станках и автоматических линиях.

  33. Автоматизация проектирования технологических процессов.

  34. Разработка технологических процессов сборки. Исходные данные и общие положения.

  35. Выбор организационной формы сборки. Разработки схемы сборки и маршрутного технологического процесса.

  36. Сборка типовых узлов и механизмов.

  37. Монтаж подшипников скольжения и качения.

  38. Сборка зубчатых и червячных передач.

  39. Сборка резьбовых соединений.

  40. Типовая технология изготовления ступенчатых валов.

  41. Типовая технология изготовления зубчатых колес.

  42. Типовая технология изготовления корпусных деталей.