microbik.ru
1 2 3


НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ

РАЗДЕЛ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТАХ ПО ИНЖЕНЕРНЫМ

СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

Методическое пособие

Новосибирск 2012
Рецензент:

Раздел «Безопасность жизнедеятельности» в дипломных проектах по инженерным специальностям: Методическое пособие / Сост.: В.А. Патрин, В.А. Понуровский; /Новосиб. гос. аграр. ун-т; Инж. ин-т. – Новосибирск, 2012. – 34 с.

Методическое пособие для написания раздела «Безопасность жизнедеятельности» в дипломных проектах предназначено для студентов очной и заочной формы обучения специальностей 311300 – Механизация сельского хозяйства, 311500 - Механизация переработки сельскохозяйственной продукции, 311900 - Технология обслуживания и ремонта машин в АПК, 150200 - Автомобили и автомобильное хозяйство, 030500.01 - Профессиональное обучение (агроинженерия).

Утверждено и рекомендовано к изданию методическим советом Инженерного института.


 Новосибирский государственный аграрный университет, 2012

 Инженерный институт, 2012

Требования к разработке раздела «Безопасность

жизнедеятельности» в дипломном проекте

Вся производственная деятельность человека, все составляющие части среды обитания и, в первую очередь, технические системы кроме положительных результатов имеют способность создавать опасные и вредные факторы.

В соответствии с ГОСТ 12.0.004-90, пункт 2.6 «Дипломные и курсовые работы студентов и учащихся технических, сельскохозяйственных, строительных высших и средних специальных учебных заведений включают вопросы безопасности труда».

1. В дипломных проектах студенты должны принимать такие технологии, машины и оборудование, которые исключают возможность травматизма, снижают уровень профессиональных заболеваний, минимально воздействуют на окружающую среду и предусматривают устойчивость работы производства в чрезвычайных ситуациях.

2. Общий объем раздела должен составлять не менее 15% пояснительной записке (12-20 листов) и одного листа в графической части проекта (по согласованию с руководителем или консультантом кафедры БЖД).

Раздел «Безопасность жизнедеятельности» состоит из 3 частей:

– охрана труда;

– экологическая безопасность проекта;

– устойчивость проектируемого объекта (производства) в чрезвычайных ситуациях региона.

3. После оглавления пишут введение (0,5 страницы), в котором указывают значение охраны труда и особенности проекта с точки зрения вредности производства, опасности используемых машин и технологических процессов. Желательно привести статистический материал по травматизму в отрасли, по которой выполняется дипломный проект.

4. Запрещается переписывание общих положений и правил техники безопасности. Необходим творческий, инженерный подход к разработке раздела.

5. При разработке раздела БЖД обязательны ссылки на номер ГОСТа, системы стандартов безопасности труда (ССБТ), номер санитарных норм и правил (СНиП), правил устройства электроустановок (ПУЭ).

Номер ГОСТа и СНиПа можно найти:

– в библиотеке (стандарты, СНиП, ПУЭ); справочник специалиста по охране труда. – Урал юриздат, 2004. – С.124-133);

– на кафедре БЖД, в приложении данному методическому пособию;

– в учебниках по охране труда (Охрана труда / Ф.И. Канарев, М.А. Пережогин, Г.Н. Гряник. – М., 1982. – С. 323-329).

Необходимо ссылаться на новые действующие ГОСТы и правила.

6. Исходные данные для написания раздела дипломник должен получить на предприятии, по которому выполняет дипломный проект, в период преддипломной практики и у консультанта – преподавателя кафедры БЖД.

7. Без подписи консультанта по разделу на титульном листе дипломный проект не допускается к защите.

ОХРАНА ТРУДА

Независимо от того, на какой кафедре студент выполняет дипломный проект данная часть раздела включает следующие вопросы.

А). Анализ состояния охраны труда в хозяйстве или на предприятии.

1. Уровень организации службы охраны труда на предприятии:

  • действует ли система управления охраной труда;

  • проводится ли аттестация рабочих мест по условиям труда;

  • имеет ли предприятие сертификат по охране труда, кабинет или уголок по технике безопасности, инженера по ТБ (фамилия, стаж, образование);

  • наличие документации по проведению инструктажей, аттестации специалистов вредных и опасных профессий, курсовому обучению;

  • имеется ли план мероприятий по охране труда на год и степень его выполнения;

  • наличие приказа №1 по предприятию с закреплением ответственных лиц по подразделениям и ведению опасных работ.

2. Уровень производственного травматизма и профессиональных заболеваний за последние 3-5 лет на предприятии:

  • имеются ли заполненные акты формы Н-1. Как организуется расследование несчастных случаев, проводится ли отчетность по травмам и профзаболеваниям, по какой форме?

Если материал раздела не выходит за пределы требуемого объема, можно привести кратко пример одного-двух случаев на производстве.

Данные по уровню травматизма на предприятии представить в виде (табл. 1).



п/п

Показатели

Год

1

Среднесписочное число работников на предприятии, Р
















2

Число травмированных за год, Т
















3

Суммарное число дней по бюллетеню за период, Дн
















4

Число смертельных травм, Тс
















5

Коэффициент частоты травматизма,

Кч = Т/Р х 1000
















6

Коэффициент тяжести травматизма,

Кт = Дн / Т1
















7

Коэффициент потерь рабочего времени Кп = Дн/Р х 1000
















8

Коэффициент летальности

Кл = 10000 / Тс
















9

Количество проф. заболеваний, П
















10

Затраты на охрану труда, Зот
















11

Сумма отчислений на возмещение по проф. заболеваниям и травмам в соцстрах
















Т1 – суммарное число травм за год без учета смертельных.

3. Дать анализ противопожарного состояния на предприятии:

  • привести примеры пожаров на предприятии за анализируемый период и указать ущерб от них;

  • наличие противопожарного оборудования (пожарных машин, огнетушителей, пожарных резервуаров, водоемов, переоборудованных машин, молниезащиты);

  • описать организацию противопожарной службы на предприятии.

Б). Сделать выводы по состоянию охраны труда на предприятии и дать свои предложения по улучшению организации службы охраны труда.

Примечание 1.

Если дипломный проект не привязан к какому-либо хозяйству, предприятию и задачей проекта является создание или реконструкция новой сельхозмашины, трактора, автомобиля, двигателя внутреннего сгорания, конструирование и исследование новых рабочих органов, то пункт А (анализ состояния охраны труда) не выполняется.

В).Проектная часть.

1. Провести аттестацию рабочих мест и участков существующего производства по условиям труда (визуально):

  • определить опасные и вредные факторы на всех участках технологического процесса. Определить состояние освещенности, шума, вибрации, запыленности, загазованности. Указать их нормируемые значения согласно ГОСТ, ССБТ и СНиПа и предложить способы защиты. Оценить микроклимат и тяжесть труда;

  • рассчитать требуемую площадь под производственное оборудование и вспомогательные помещения – раздевалки, туалеты, душевые, комнаты отдыха;

  • рассчитать освещение и вентиляцию.

Примечание 2.

Последние два пункта студенты, выполняющие дипломные проекты по кафедре ремонта машин и переработки сельскохозяйственной продукции, освещают в проектной части пояснительной записки. В данный раздел выносятся только выводы и результаты расчетов. Порядок расчета освещения и вентиляции. Формулы и коэффициенты, необходимые для расчета, приведены в приложении 1-5.

  • выбирать технические средства защиты (ограждения, предохранительные устройства по передаче крутящего момента, давлению, ограничению перемещения, блокирующие устройства, сигнализацию, знаки безопасности);

  • выбрать способ защиты от поражения электрическим током (заземление, зануление, защитное отключающее устройство – ЗОУ, пониженное напряжение, выравнивание потенциалов), молниезащиту для производства категории А и Б. Дать схему и выполнить расчет принятой защиты.

Данные для расчета заземления и молниезащиты приведены в прило­жении 6 и 7:

  • выбрать и обосновать средства защиты работающим для каждой операции технологического процесса (спецодежду, спецобувь, защитные очки, респираторы).

Г). Обосновать безопасность конструктивной разработки.

В каждом дипломном проекте имеется конструкторская разработка (приспособление, узел, машина) или предлагается усовершенствование суще­ствующих – трактора, комбайна, автомобиля, двигателя, мельницы и т.д. В данном разделе необходимо предусмотреть безопасность предлагаемой кон­струкции, соответствие её ГОСТам, ССБТ и доказать, что разрабатываемая машина или приспособление безопаснее существующих прототипов:

  • предусмотреть удобство управления, обзорность, соответствие усилий на органах управления нормам, эстетику и дизайн;

  • выбрать тип ограждения на передачах и движущихся частях машин;

  • выбрать и рассчитать предохранительные устройства для предотвращения разрушающих перегрузок (муфты, клапаны, ограничители, отключатели тока и т.д.);

  • выбрать конструкцию блокировочного устройства (показать схематично принцип его работы);

  • предусмотреть датчики и тип сигнализации;

  • По всем установкам, имеющим электроснабжение и электропривод рассчитать и дать схему защиты от поражения током.

  • предусмотреть противовзрывную и противопожарную защиту. Указать концентрацию нижнего и верхнего предела взрываемости;

  • рассчитать на опрокидывание (осевое и боковое) погрузочного устройства, тележки с крупногабаритным грузом, трактора с навесным оборудованием и т.д.


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОЕКТА

Численность населения земли достигла 6 миллиардов. Производственная деятельность человека оказывает такое воздействие на окружающую среду, которое сравнимо со стихийными бедствиями и катаклизмами. Выбросы промышленных предприятий, автомобильного транспорта, вырубка лесов, радиоактивное и химическое заражение, образование озоновых дыр приводят к необратимым процессам на Земле. Окружающая среда для человека является средой его обитания и составляет единую систему, в которой обратное воздействие окружающей среды опасно для здоровья и жизни людей. В данной части раздела дипломник должен решить две задачи:

- во-первых принять меры при разработке проекта (машины), позволяющие исключить или уменьшить отрицательное воздействие производства (машины) на окружающую среду;

- во-вторых, определить количество выбросов по принятому проекту.

Примерный перечень мероприятий по снижению экологической опасности производства:

  • применение энергосберегающих технологий (минимальная обработка земли, использование комбинированных агрегатов, выполняющих за один проход несколько операций, утилизация тепла вентиляционных выбросов и т.д.);

  • использование ресурсосберегающих технологий (ремонт и восстановление деталей, агрегатов, машин, увеличение их надежности, ленточное внесение в почву жидких и гранулированных удобрений);

  • исключение из производственных процессов опасных веществ или замена их на менее опасные (замена этилированного бензина на неэтилированный), вредных и опасных веществ при мойке деталей на безопасные;

  • применение безотходной и малоотходной технологии;

  • использование биологических методов защиты растений;

  • переход к использованию нетрадиционных источников энергии (солнца-гелиоустановки, ветра - ветроэнергоустановки, воды-мельницы, газогенераторные установки на животноводческих и бытовых отходах;

  • применение рециркуляционных и замкнутых систем при использовании воды для охлаждения молока, мойки машин;

  • регенерация отходов с целью вторичного их использования (масла), нейтрализация отходов или их захоронение.;

- Разработка технологий и рабочих органов машин, тракторов, снижающих ветровую и водную эрозию почвы и её уплотнение.
Количество выбросов в окружающую среду определить по формулам и таблицам в приложении и свести в таблицу (табл.2).
Количество вредных веществ В дв , кг/ч (окиси углерода, окислов азота и альдегидов), выделяющееся при работе двигателя внутреннего сгорания, определяется по формуле

В дв = (А1 + Б 1 Vц) (q оt /6000), кг/ч,

где А1 и Б 1 – коэффициенты, равные: для карбюраторных двигателей А1=9; Б 1=12; для дизельных А1=160; Б 1=13,5; Vц – рабочий объем цилиндров двигателей, л; q о – объемная доля вредных веществ в отработанных газах (принимается для карбюраторных двигателей – окиси углерода 4-6 %; для дизельных двигателей – окиси углерода 0,05-0,07 %, окиси азота 0,007-0,009 %, альдегидов 0,035-0,050 %; t – время работы двигателя.

Таблица 2

Количество вредных выбросов в окружающую среду по технологическим операциям, принятым в дипломном проекте за год


Технологические операции

Марка трактора и рабочий объем цилиндра V ц

Количество тракторов или автомобилей n

Время выполнения данной операции Тчас

Наименование и количество выбросов в кг

Окиси углерода

Окиси азота

альдегиды

Вспашка



















Предпосевная обработка



















Посев



















Химическая прополка



















Уборка



















Транспортные работы



















ИТОГО:



















Разборка-мойка



















Сварка-наплавка



















Обкатка двигателей



















Ремонт топливной аппаратуры



















ИТОГО:



















Транспортные работы



















Техническое обслуживание



















ИТОГО:



















Заготовка кормов и скашивание



















Стогование и прессование



















Транспортирование



















Кормоприготовление и раздача



















Охлаждение молока, мойка доильных аппаратов










Расход воды:

Утилизация навоза










Количество навоза:

ИТОГО:




















следующая страница >>