microbik.ru
1 2 3
Содержание

1. Специальный субъект преступления и его признаки

2. Классификация специальных субъектов
3. Соотношение субъекта преступления и личности преступника
Специальный субъект преступления и его признаки

Признаки специального субъекта по своему содержанию очень

разнообразны. В УК РФ содержится около 40% составов со специальным субъектом. Признаки специального субъекта могут относиться к различным характеристикам личности преступника:

к занимаемому положению по службе или работе, должности, профессии, к отрицательной характеристике, связанной с совер­шением преступления, к военной обязанности, семейному поло­жению и так далее. Например, субъектом преступления, предус­мотренного ст. 264 УК, может быть не любое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а только обладающее определен­ными в законе особенностями — оно должно быть лицом, управ­ляющим автомобилем, трамваем и другими механическими вида­ми транспортных средств. В данном случае особенности субъекта связаны с характером его деяния в сфере движения и эксплуата­ции транспортных средств (водитель, лицо, управляющее транс­портным средством); субъектом преступления, предусмотренного ст. 143 УК, — должностное лицо, на котором лежали обязанности по соблюдению правил охраны труда. Ст. 305 УК, устанавливаю­щая ответственность за вынесение заведомо неправосудного при­говора, решения или иного судебного акта, называет в качест™ специального субъекта судью (или судей).

Общие признаки субъекта не указываются в диспозиции норм Особенной части УК, они вынесены законодателем в качестве общих принципиальных положений в Общую часть. Напротив, действующее уголовное законодательство в Общей части не дает определения понятия специального субъекта. Признаки, характе­ризующие специальный субъект, указываются в диспозициях уго-довно-правовых норм Особенной части УК. Иногда выделяются нормы со специальным субъектом в отдельные главы, создавая целые системы норм, где и определяются признаки специальных субъектов в норме Особенной части УК. В Особенной части УК содержатся две такие главы: глава 30 — преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления и глава 33 — преступ­ления против военной службы. В примечании к ст. 285 УК опи­сываются признаки специального субъекта для должностных пре­ступлений, особенность которых заключается в том, что они могут совершаться только с использованием обязанностей по службе и благодаря служебному положению лица, являющегося субъектом преступления. Лица, не занимающие определенного служебного положения, просто физически не смогли бы выпол­нить деяния, предусмотренные в главе 30 УК. Субъектами воин­ских преступлений являются лица, на которых распространяется Положение о прохождении воинской службы: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, военнообязан­ные, пребывающие в запасе, во время прохождения или военных сборов, а также военные строители военно-строительных отрядов или частей (ст. 331 УК). Только эти лица могут отвечать за преступления против установленного порядка несения воинской службы по нормам главы 33 УК РФ.

Иногда признаки специального субъекта не указываются в конкретной норме Особенной части УК, но их можно уяснить путем систематического, логического и грамматического толко­вания нормы. Например, ст. 124 УК устанавливает ответствен­ность за неоказание помощи больному. Закон не называет прямо субъекта преступления, но указывает на его существенный при­знак: обязанность этого лица оказывать помощь больному по закону или по специальному правилу. В соответствии со специ­альными правилами, установленными компетентными органами здравоохранения РФ, все медицинские и фармацевтические ра­ботники (врачи, акушеры, фельдшеры, медицинские сестры, про-
визоры и другие работники) обязаны оказывать первую неотлож| ную помощь гражданам в дороге, на улице, в иных общественныз местах и на дому. ;

В некоторых нормах при определении субъекта законодател] употребляет характеристики, свойственные только работника” определенных государственных систем. Глава 31 Особенной част УК содержит ряд норм, в которых определяется ответственност за преступления против правосудия, совершаемые должностным” лицами органов правосудия: дознавателем, следователем, проку­рором, судьей, работником милиции (ст.ст. 299—305 УК).

Разноречия в определении составов преступлений со специальным субъектом вызваны различиями в трактовке самого понятия специального субъекта, а также признаков, его характеризующих. В зависимости от того, как расцениваются эти признаки, и происходит отнесение субъектов преступления к специальным. В этой связи отметим, что до конца 50-х годов при установлении круга специальных субьектов в основном указывали, что им может быть не всякое, а лишь специальное лицо', без конкретизации данного положения.

Нетрудно заметить, что в тот период по существу еще не предпринимались попытки определить понятие специального субъекта, а его обрисовка являлась чрезмерно общей, не вскрывала всех необходимых признаков, относящихся к характеристике этого субъекта. И только с конца 50-х годов началась разработка относительнополных определений понятия специального субъекта, которые можно объединить в три группы.

Одни авторы (В. С. Орлов, А. А. Пионтковкий) специальными субъектами считают лиц, не только обладающих общими свойствами всех субъектов преступлений (вменяемостью и возрастом), но и характеризующихся дополнительно особыми, лишь им присущими с качествамиа. Здесь главный акцент делается на различии общего и специального субъектов преступления.

Другие авторы полагают, что специальным субъектом является лицо, обладающее конкретными особенностями, которые обрисованы в диспозиции соответствующей статьи УК. В этом определении . отсутствует указание на то, что специальный субъект должен обладать и общими свойствами субъекта – вменяемостью и возрастом уголовной ответственности. Однако правильно отмечается, что признаки специального субъекта должны быть предусмотрены в диспозиции отдельных статей УК.

Наконец, третья группа авторов считает, что специальным субъектом выступает лицо, которое, кроме необходимых признаков субъекта (вменяемость и достижение определенного возраста), должно обладать еще особыми дополнительными признаками, ограничивающими возможность привлечения других лиц к уголовной ответственности за совершение конкретного преступления. Данное определение понятия специального субъекта наиболее удачно, ибо содержит ограничительный признак, очерчивающие круг лиц, которые могут быть субъектами соответствующих преступлений. Однако здесь указано, что признаки специального субъекта должны быть обязательно предусмотрены в уголовном законе или прямо вытекать из него.

В трактовке К. А. Панько специальным субъектом является “лицо, обладающее, кроме необходимых обязательных признаков. (возраст, вменяемость), особыми дополнительными признаками относящимися как к позитивной, так и к негативной деятельности субъекта, и ограничивающими возможность привлечения его к уголовной ответственности за совершение данного преступления”.

Недостаток этого понятия заключается прежде всего в том, что не совсем ясно, какая негативная и позитивная деятельность определяет признаки специального субъекта. Автор же ни в само определении, ни в работе, где оно предложено, не конкретизирует эти виды деятельности. Далее, К. А. Панько допускает явную ошибку, считая, что признаки специального субъекта ограничивает возможность привлечения его к уголовной ответственности за совершение данного преступления. В действительности же, напротив, наличие признаков специального субъекта к диспозиции статьи УК ограничивает возможность привлечения к ответственности не самого специального субъекта, а иных лиц, не обладающих та.кими свойствами. И наконец, в определении К. А. Панько упущено указание на то, что признаки специальных субъектов предусмотрены в законе или вытекают из него.

Следует, однако, отметить, что все рассмотренные определения специального субъекта в принципе являются правильными. Вместе с тем они характеризуются определенной неполнотой, не завершены, не отражают всех существенных признаков.данного понятия.

Совокупность этих признаков, а точнее их единство, и является основой объединения множества субъектов в одну группу специальных субъектов. Рассмотрим эти признаки.

Специальные субъекты, кроме вменяемости и возраста уголов ной ответственности, обладают и иными дополнительными юридическими признаками.

Если специальный субъект описан в законе в позитивной форме, то в диспозиции статьи конкретно отражаются те или иные признаки, относящиеся к его характеристики. В позитивной форме .предусмотрены признаки 98 % специальных субъектов. Это, например, лицо, которому сведения, составляющие служебную тайну, были доверены по службе или работе, свидетель, эксперт, переводчик, судья, работник дознания, следователь, прокурор, лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств и др. Признаки специальных субъектов, сформулированные в негативной форме, даются в законе в виде исключения, когда указание в диспозиции статьи на эти признаки в позитивной форме сделало бы ее громоздкой и неудобной для применения. В. Н. Кудрявцев справедливо отмечает, что попытка перейти к позитивному определению лица, не имеющего надлежащего медицинского образования привела бы к тому, что пришлось бы дать “весь список имеющихся на свете дипломов о высшем образовании, не являющемся медицинским” . Однако “негативные признаки играют в составе преступления такую же роль, что и позитивные признаки. Они в полной 'мере могут использоваться при квалификации” . В УК в негативной форме даны признаки следующих специальных субъектов: аборт, совершенный лицом, не имеющим специального медицинского образования.

Если специальный субъект описан в законе в позитивной форме, то в диспозиции статьи конкретно отражаются те или иные признаки, относящиеся к его характеристики. В позитивной форме предусмотрены признаки 98 % специальных субъектов.

Исследуя вопрос о приемах описания специального субъекта, нужно также указать, что признаки некоторых из них (примерно ~ 20% общего количества) не названы в диспозициях статей УК.. Иногда не содержится прямых указаний на признаки специального субъекта. Их необходимо выявлять путем толкования, исходя из анализа других элементов состава преступления (объекта, объективной стороны), поскольку каждый элемент находится во взаимосвязи и взаимообусловленности с другими, создает определенную зависимость, обусловливает их существование и содержание, то есть субъект преступления в диспозиции конкретно не указан. Однако очевидно, что им может быть не всякое, а лишь строго определенное лицо.

• Следовательно, законодатель посредством введения признаков специального субъекта преступления суживает сферу распространения нормы, соотнося ее с определенным кругом ответственных лиц, признаки которых указаны в диспозиции закона.

Сказанное позволяет заключить, что специальный субъект преступления:

а) кроме вменяемости и возраста уголовной ответственности, обладает и иным (-и) дополнительным (-и) юридическим (-и) приз- наком (-ами);

б) наделен одним или более такими признаками;

в) эти признаки указаны в уголовном законе или прямо вытекают из него;

г) их наличие ограничивает круг лиц, которые могут нести ответственность по данному закону.

Названные признаки должны быть установлены при квалификации преступления, что обеспечивает правильное применение закона по субъекту преступления.

Понятие же специального субъекта и есть единство таких существенных признаков, посредством которых выявляются специфическая особенность и сущностная характеристика этого понятия.

С учетом изложенного можно констатировать, что специальный субъект преступления – это лицо, обладающее наряду с вменяемостью и возрастом уголовной ответственности и иным(-и) дополнительным(-и) юридическим(-и) признаком(-ами), предусмотре ным(-и) в уголовном законе или прямо вьстекающим(-и) из него, ограничивающим(-и) круг лиц, которые могут нести ответственность по данному закону.

Общее понятие специального субъекта предполагает рассмотрение видов этих субъектов, поскольку оно конкретно выражается именно в различных специальных субъектах, указанных в соответствующих статьях УК. Все виды специальных субъектов и рассматриваются в следующей части работы.
Классификация специальных субъектов
По общему правилу субъектами преступлений по уголовному праву РФ могут быть как граждане Российской Федерации, так i иностранные граждане и лица без гражданства (ст.ст. 11 и 12 УК) Однако в Особенной части УК содержатся две нормы, в которьо установлена ответственность лиц, характеризующихся признака­ми специального субъекта, исходя из государственно-правовогс положения. Ст. 275 У К — государственная измена — называет в качестве субъекта преступления только гражданина Российской Федерации; ст. 276 — шпионаж — указывает, что шпионаж в пользу иностранного государства, иностранной разведки, ино­странной организации или их представителей может быть совер шен только иностранным гражданином или лицом без гражданства'.

Специальные субъекты могут быть классифицированы следующим образом:

1) по государственно-правовому положению: гражданин (ст. 275), иностранный гражданин и лицо без гражданства (ст. 276); |

2) по демографическому признаку: по полу — мужчина (ст. 131); по возрасту — совершеннолетний (ст.ст. 150, 151);

3) по семейным, родственным отношениям — родители лица, их заменяющие, дети (статьи 156, 157);

4) по отношению к военной обязанности: призывник (ст. 328) военнослужащий и военнообязанный (ст.ст. 331 — 352);

5) по должностному положению: должностное лицо (част! вторые ст.ст. 137 и 138; часть третья ст. 139; ст. 143; части вторьп ст.ст. 144, 145; ст. 149; ст.ст. 285 - 288, 289, 290, 291 и другие);

6) по должностному положению лиц, работающих в специальных государственных системах: дознаватель, следователь, проку­рор, судья, работник милиции (ст.ст. 299 — 305, 310. 311);

7) по профессиональным обязанностям: врач, другие медицин­ские и фармацевтические работники (ст.ст. 124, 128);

8) по характеру выполняемой работы: лицо, которому сведе­ния, составляющие государственную тайну, были доверены по службе или работе (ст.ст. 283, 284), член избирательной комиссии (ст. 142), работник железнодорожного, водного или воздушного транспорта, связанный со службой движения, эксплуатации или ремонта транспорта (ст.ст. 263, 266); работник торговли и других организаций, осуществляющих реализацию товаров или оказыва­ющих услуги населению (ст. 200), и другие.

9) по занимаемой должности: капитан (ст. 270), механик (ст. 266), командир воздушного судна (ст. 271) и другие.

10) по характеру обязанностей граждан в отношении государ­ства: свидетель, потерпевший, эксперт, переводчик (ст.ст. 307, 308);

11) по особому положению лица в отношении потерпевшего:

лицо, на иждивении или в подчинении которого находился по­терпевший (ст.ст. 125, 133);

12) по особому положению лица, связанному с совершением преступления: лица, отбывающие лишение свободы, ранее суди­мые, осужденные за тяжкие преступления, лица, находящиеся под стражей (части третьи ст.ст. 158, 159, 161, 162; ст.ст. 313, 314 и многие другие);

13) по другим обстоятельствам: водитель или лицо, управляю­щее транспортным средством (ст. 263), и другие.

Предложенная классификация не является исчерпывающей и единственной в науке уголовного права. В юридической литера­туре высказываются и иные мнения по данному вопросу.

Признаки специального субъекта в теории уголовного права получили название факультативных признаков в общем понятвд| состава преступления, поскольку они не являются обязательна для всех конкретных составов преступлений. Признаки специа ного субъекта указываются хотя и в значительном числе состав но не во всех. Значение этих признаков проявляется различно.1

Во-первых, когда признаки специального субъекта являются конструктивными, то есть закон включает их в основной состав преступления. Тогда признаки специального субъекта являются обязательными. Лица, не отвечающие требованиям специального субъекта, указанным в конкретной уголовно-правовой норме, н могут быть привлечены к уголовной ответственности по данного статье, хотя они и совершили действия, предусмотренные диспозицией данной нормы.

Ст. 285 УК предусматривает ответственность за злоупотребление по службе только должностных лиц, которые использую' свои служебные полномочия вопреки интересам службы в корыстных или иных личных интересах, если эти деяния повлеки существенный вред охраняемым законом интересам общества ] государства. Примечание к ст. 285 УК, раскрывая признаки должностного лица, в частности, указывает, что таковыми являются лица, являющиеся представителями власти или выполняющие организационно-распорядительные административно-хозяйст венные функции в государственных органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Исполнение тех ж функций в общественных или кооперативных организациях н образует признаков состава злоупотребления служебным положением.

Так, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суд

следующая страница >>