microbik.ru
1
Справка

о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и приоритетных направлениях его поддержки
(по данным Минэкономразвития России

по состоянию на ноябрь 2010 года)
Правительство Российской Федерации включило развитие малого и среднего предпринимательства в Основные направления деятельности на период до 2012 года и ставит перед собой задачу значительного увеличения роли малого бизнеса в экономической жизни государства.

Основными стратегическими ориентирами определены - увеличение в 1,5 раз числа малых предприятий преимущественно за счет неторгового сектора, на который будет приходиться до 40% оборота данного сектора; увеличение в 6 раз числа малых инновационных предприятий (с 1% до 6%); снижение расходов бизнеса на преодоление административных барьеров в 6 раз (с 6% до 1% от оборота).

Формирование адекватной законодательной основы такого развития - один из инструментов государственной политики содействия предпринимательству.

Согласно представленных Росстатом и ФНС России данных в настоящее время в Российской Федерации осуществляют деятельность более 5,6 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:

- около 1,4 млн. микро предприятий (в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» статистическое обследование микро предприятий осуществляется один раз в год) - количество работников до 15 человек и годовой оборот до 60 млн. рублей;

- около 230 тыс. малых предприятий - количество работников от 16 до 100 человек и годовой оборот до 400 млн. рублей;

- около 20 тыс. средних предприятий - количество работников от 101 до 250 человек и годовой оборот до 1000 млн. рублей;

- около 4 млн. индивидуальных предпринимателей.

По итогам 2009 года наблюдался прирост сектора на 9,1%, в основном сложившийся за счет роста числа индивидуальных предпринимателей.

Отраслевое распределение малых и средних предприятий (за исключением индивидуальных предпринимателей, действующих, как правило, в сфере торговли и бытовых услуг) характеризуется высокой долей предприятий оптовой и розничной торговли, которые составляют по итогам 2009 года более 660 тыс. или 41% от всех юридических лиц (42% - в 2008 году). Такие предприятия предоставляют около 29% рабочих мест в секторе малых предприятий (более 3,5 млн. человек).

Второй по численности субъектов малого и среднего предпринимательства вид деятельности - это предоставление услуг, в который вовлечено более 290 тыс. предприятий (18%). В указанной сфере занято 16% работников или около 2 млн. человек.

Третья отрасль, в которой представлено значительное число малых и средних предприятий - это строительство: более 195 тыс. предприятий (12%), которые предоставляют рабочие места для 1,8 млн. работников (около15%).

На четвертом месте по числу действующих малых и средних предприятий обрабатывающие производства - более 10% предприятий и 2 млн. занятых работников (17%).

Такая отраслевая структура малого и среднего предпринимательства остается практически неизменной на протяжении десяти лет. При этом необходимо отметить, что число предприятий, занятых в сфере торговли, постепенно снижается (в 2005 году в сфере торговли действовало 46% предприятий).

Однако динамика доли предприятий, занятых в сфере науки, научных исследований, является отрицательной. Так, в 2004 году такие предприятия составляли 2,5% от числа субъектов малого и среднего бизнеса (более 22 тыс. единиц). К 2009 году общее число указанных предприятий снизилось до около 12 тыс. единиц, а доля упала до 0,75%. На таких предприятиях трудится около 80 тыс. человек, что составляет лишь 0,65% занятых в секторе.

Снижение числа постоянно занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса в 2009 году произошло лишь на 3% (около 400 тыс. человек) и обусловлено прежде всего переводом части работников на работу по совместительству, подряду, а также увеличением числа действующих индивидуальных предпринимателей.

Однако наибольший интерес представляет сопоставление отраслевого распределения средних и малых предприятий.




Микро

предприятия

Малые предприятия

Средние предприятия


Оптовая и розничная торговля


42,7%

30,7%

23,1%

Предоставление услуг


18,8%

17,0%

8,5%

Строительство


11,7%

14,3%

12,8%

Обрабатывающие производства


9,4%

16,0%

22,4%


Как видно из таблицы, число средних предприятий, занятых в промышленности, сопоставимо с числом предприятий, занятых в сфере торговли.

Необходимо отметить, что около 96% предприятий, осуществляющих технологические инновации, заняты в сфере обрабатывающих производств.

Наиболее существенно экономический и финансовый кризис отразились на объеме инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий.

Так, по итогам 2008 года инвестиции составили 976 млрд. рублей, а в 2009 году всего 541 млрд. рублей, т.е. снизились почти в 2 раза.

При этом больше всего сокращение инвестиций составило в секторе средних предприятий - в 2,5 раза. И если в 2008 году их доля в объеме инвестиций превышала долю малых предприятий на 9%, то в 2009 году отставание составило 44%.

По Минэкономразвития России, сложившаяся структура российского малого и среднего бизнеса не отвечает задачам модернизации экономики России и Правительства Российской Федерации.

Именно поэтому, определяя цели проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства», разработанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 215 «О порядке организации исполнения проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации» и в соответствии с перечнем проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р, Минэкономразвития России предложило выделить две основные цели:

- увеличение доли малого и среднего предпринимательства в экономике;

- формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства.

При этом ставятся также следующие задачи:

- повышение вклада малых предприятий в ВВП страны с 21 до 29%;

- повышение вклада малых предприятий в занятости населения до 23%; - повышение доли неторгового сектора до 40%;

- увеличение доли малого и среднего бизнеса в выпуске инновационной и высокотехнологичной продукции в 6 раз.

В 2009 году было реализовано ряд законодательных мер, направленных на сокращение административной нагрузки на бизнес. Ключевая из них - принятие Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля».

За период действия данного закона выдано почти 29 тысяч уведомлений, из них: 44% - это розничная торговля, перевозка пассажиров и грузов - 16%, услуги общественного питания - 12%; бытовые услуги - 12%.

Органами прокуратуры дается отказ на проведение половины внеплановых проверок бизнеса.

Важность данных мер обусловлена, прежде всего, тем, что именно снижение административного вмешательства генерирует дополнительный рост экономики. Административное вмешательство в большей степени негативно отражается на малом бизнесе, самом динамичном и чувствительном к комфортной бизнес-среде секторе экономики.

Поэтому направление на сокращение административных барьеров, на недопущение появления новых барьеров будет первоочередным в законопроектной работе Минэкономразвития России и других федеральных органов исполнительной власти.

Так, Минэкономразвития России продолжит совершенствование законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности. В первую очередь это касается поправок в кодекс об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность проверяющего за несоблюдение законодательства при проведении проверок.

Также продолжится работа над расширением уведомительного порядка начала бизнеса. В конце 2009 года были приняты поправки, вводящие в уведомительный порядок еще дополнительно в семи видах деятельности. В 2010 планируется уведомительный порядок распространить на все сферы, возможно, кроме лицензируемых сфер деятельности и немногих исключений, прямо поименованных в законе.

Другими нормами, приведшими к резкому снижению необоснованных проверок бизнеса, стали нормы о сокращении оснований для внеплановых проверок и необходимости согласования проведения внеплановой проверки малого бизнеса с органами прокуратуры. По данным Генеральной Прокуратуры России, за 2009 год поступило более 37 тыс. заявлений о проведении внеплановых проверок, из которых согласовано только 19 тыс., т.е. почти в 50% случаях проверяющим было отказано.

Исходя из результатов мониторинга, проводимого Минэкономразвития России за третий и четвертый кварталы 2009 года, а также за первый квартал 2010 года, отмечается постоянное снижение проводимых органами контроля проверок (за исключением органов финансового контроля и правоохранительных органов). Так, по сравнению с третьим кварталом 2009 года в первом квартале 2010 года произошло общее снижение количества проверок в среднем на 33%.

На 2010 год расходы федерального бюджета на реализацию Программы поддержки предпринимательства в Российской Федерации были запланированы в объеме 24 млрд. рублей, в том числе:

- 16 млрд. рублей - субсидии регионам по линии Миэкономразвития России, включая 2 млрд. рублей на поддержку инноваций, 2 млрд. рублей на развитие моногородов и 1 млрд. рублей на развитие экономики субъектов Федерации на Северном Кавказе;

- 1 млрд. рублей - в Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере целевым образом на программу поддержку предприятий, созданных высшими учебными заведениями;

- 2 млрд. рублей - квота в программе Минпромторга России на поддержку экспорта;

- 5 млрд. рублей - квота в Фонде ЖКХ для размещения заказа среди малых предприятий.

При этом в 2010 году в бюджетах регионов расходы на поддержку малого и среднего предпринимательства остались на уровне 2009 года.

В 2010 году основной акцент в Программе поддержки предпринимательства в Российской Федерации сделан на поддержку инновационных малых предприятий и поддержку предприятий, осуществляющих модернизацию производства. При этом в Программе сохранены наиболее востребованные направления: грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования, обучающие программы.

Среди основных мер поддержки начинающих малых инновационных предприятий можно выделить гранты малым приедприятиям, создаваемым при высших учебных заведениях. Сумма гранта составляет 500 тыс. рублей на одного получателя поддержки - юридическое лицо.

Также предусмотрено предоставление субсидий уже действующим инновационным предприятиям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; приобретению машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретению новых технологий (в том числе прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей) и др.

В число приоритетов включена поддержка экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, т.к. именно такие предприятия производят конкурентоспособную продукцию. Сейчас поддержка малых предприятий-экспортеров минимальна: за 5 лет реализации Программы поддержка была оказана только 540 предприятиям. В 2010 году поддержка будет оказана 10-15 регионам, представившим комплексные программы поддержки экспортно-ориентированных малых предприятий.

Следующий блок поддержки - это развитие лизинга малых и средних предприятий и развитие специализированной инфраструктуры имущественной поддержки предприятий. В настоящее время рынок лизинга в России очень мал и составляет около 90 млрд. рублей, из которых только четверть - это лизинг оборудования.

В этот блок также включены субсидии федерального бюджета на развитие лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства, которые предоставляются на реализацию следующих мероприятий: субсидирование процентов и предоставление целевых грантов на уплату первого взноса в размере, не превышающем 1 млн. рублей.

Еще одно направление - предоставление широкого доступа населения к обучению основам предпринимательства. Приоритет отдается краткосрочным курсам (до 100 часов). Такое обучение позволяет сориентироваться людям, оказавшимся в непростой жизненной ситуации (безработные, уволенные военнослужащие и др.). По Программе планируется увеличить число обучаемых в 2 раза и довести их число до 50 тыс. человек.

Новыми направлениями поддержки становятся в настоящее время: существенное увеличение региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, и муниципальных программ монопрофильных городов.

Поддержка малого предпринимательства моногородов проводится в рамках муниципальных программ поддержки. Основные мероприятия таких программ: гранты, микрофинансирование, строительство бизнес-инкубаторов, образовательные программы, промышленные парки.

В среднем расходы на реализацию муниципальной программы составляют 80-100 млн. рублей.

До конца 2010 года такие программы будут утверждены во всех монопрофильных городах.

Важнейшей задачей является изменение структуры малого бизнеса. На решение этой задачи направлена кластерная политика. В 2010 году Минэкономразвития России впервые начали поддерживать кластерные инициативы малых предприятий. Так, более 160 млн. рублей было направлено на поддержку центров развития кластеров в г. Санкт-Петербурге (машиностроение и металлообработка), Республике Татарстан (нефтехимическая промышленность, переработка полимеров), Калужской области (автомобильный кластер).

Поддерживаются и другие элементы инфраструктуры высокотехнологического бизнеса. Так, в г. Новосибирске создается технопарк, в его рамках - центр прототипирования и инжиниринговый центр. В Пермской области поддерживается центр развития промышленного дизайна, Самарской области - центр информационного развития кластерных инициатив.

В 2010 году на первые девять центров запланировано потратить около 220 млн. рублей.

В 2011 году в рамках Программы поддержки предпринимательства в Российской Федерации будет продолжено развитие кластерных технологий, создание центров прототипирования, центров дизайна, бизнес-инкубаторов, а также промышленных парков (промышленный или индустриальный парк - это территория, которая подготавливается для инвестора. Инвестором являются малые и средние предприятия, которые получают в долгосрочную аренду помещения этих промышленных парков по символической арендной плате. В 2010 году Минэкономразвития России были поддержали Белгородский промышленный парк, промышленный парк в Республике Татарстан в г. Набережные Челны, Пензенский технопарк).


Справка о состоянии МСП и направлениях его поддержки