microbik.ru
1
К заседанию Коллегии

Минобрнауки России

26 августа 2004 г.

СПРАВКА

по вопросу: «О разработке прогноза социально-экономического развития

Российской Федерации на 2005 год и параметров прогноза

на период до 2007 года в части, относящейся к сфере

ведения Минобрнауки России, и о планах и показателях деятельности субъекта бюджетного планирования»

I. Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2004 г. № МФ-П13-2454 подготовлены и направлены в Минэкономразвития России материалы к прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года.

Материалы содержат разделы: образование, научно-техническая и инновационная сферы деятельности, инвестиции, финансы, труд, объемы закупок продукции для государственных нужд, показатели развития государственного сектора экономики.

На предварительном этапе разработки прогноза на 2005 год и на период до 2007 года в Минэкономразвития России и Минфин России были направлены показатели поступления доходов от оказания платных услуг, показатели поступления и расходования средств от использования государственного имущества, предложения о приватизации государственных унитарных предприятий, находящихся в федеральной собственности, прогноз поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества.

Факторы и условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года.

Прогноз развития экономики России в среднесрочной перспективе разрабатывается исходя из оценки экономического развития в 2004 году и прогнозируемого изменения внутренних и внешних условий развития на 2005-2007 годы.

Влияние внешних факторов определяется, прежде всего, изменением мировых цен на энергоресурсы, состоянием мировой экономики и основных торговых партнеров России, торгового и платежного баланса России и рядом других условий.

Внутренние факторы определяют основную тенденцию экономической динамики и важнейших параметров развития. При этом определяющим условием является безусловное выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации, реализация основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Влияние внешних факторов остается достаточно значительным и сопряжено одновременно с неопределенностью как существенной компонентой вариантности прогноза, формируемой под воздействием мировых цен на энергоресурсы, состояния мировой экономики и основных торговых партнеров России, торгового и платежного баланса России и ряда других условий.

Макроэкономические показатели прогноза разработаны в трех вариантах, учитывающих влияние прогнозируемых условий и факторов, и в частности различную оценку темпов роста мировой экономики, внутреннего производства, уровня цен на энергоресурсы.

I вариант – умеренно-пессимистичный - исходит из возможного резкого ухудшения конъюнктуры на международных рынках сырьевых и энергетических ресурсов по сравнению с текущим периодом, которое не удается компенсировать за счет внутренних факторов развития;

II вариант – консервативный – предполагает существенное снижение мировых цен на нефть при продолжении тенденции к повышению эффективности функционирования экономики;

III вариант - оптимистичный – исходит из того, что мировая цена на нефть не опустится ниже верхней границы коридора ОПЕК, а склонность российского бизнеса к инвестированию своих доходов не снизится.

Третий вариант рассматривается в качестве наиболее вероятного сценария развития экономики и служит базой для формирования проекта бюджета.

Итоги социально-экономического развития за I полугодие 2004 года, с учетом накопленной траектории, позволяют ожидать достаточно высокие темпы роста в целом за год, хотя по ряду макроэкономических показателей несколько ниже, чем в 2003 году.

Объем ВВП увеличится к предыдущему году, по оценке, на 6,9% (на 7,3% в 2003 году), производство продукции промышленности возрастет на 7,1% (в 2003 году – 7%).

Сохранение устойчивой траектории роста российской экономики в среднесрочной перспективе предполагает существенное изменение структуры факторов роста от внешних к внутренним и повышение эффективности их использования.

Сформировались и сохраняются объективные предпосылки для общеэкономического подъема. Это продолжающийся рост промышленного производства, существенное наращивание реальных располагаемых доходов субъектов экономики, последовательное замедление инфляции, рост инвестиций, благоприятная внешнеторговая конъюнктура, сохранение значительного положительного сальдо платежного баланса и повышение реальной покупательной способности рубля.

В 2005 году ожидаемое снижение мировых цен на нефть уменьшит вклад положительной мировой конъюнктуры в рост ВВП, а вклад остальных факторов - предположительно сохранится на уровне 2004 года.

В последующие годы вклад внутренних факторов в рост ВВП будет увеличиваться, в том числе за счет роста совокупной эффективности реализуемых инвестиционных проектов на фоне снижения вклада внешних факторов.

В результате оценки факторов роста и ограничений рост ВВП в прогнозируемом периоде по третьему варианту оценивается в 6,3% в 2005 году и 6,1% в 2006 году с повышением темпов роста в 2007 году до 6,5%. По второму варианту - 6% в 2005 и 2006 годах и 6,3% - в 2007 году, по первому варианту соответственно 4,8% и 4,9 процента.

Таким образом, консервативный сценарий (II вариант) исходит из снижения цен за баррель нефти сорта Urals в 2005-2007 годах до 25-26 долларов США. Третий, наиболее вероятный вариант предполагает стабилизацию цены на уровне 28 долларов США за баррель нефти, что соответствует верхней границе ценового коридора ОПЕК. Первый вариант предполагает падение цены барреля нефти в 2005 году до уровня 22,5 доллара США. В дальнейшем среднегодовая цена нефти сорта Urals прогнозируется на уровне 20 долларов США за баррель.

В 2005-2007 годах рост внешнего спроса на продукцию российского экспорта будет определяться ростом мировой экономики. Прогнозируемая также благоприятная внешнеторговая конъюнктура будет способствовать увеличению экспорта продукции сырьевых отраслей.

Динамика импорта будет определяться постепенным укреплением курса рубля, потребностями технологического перевооружения растущей экономики, ростом располагаемых доходов предприятий и населения. В структуре импорта увеличивается доля инвестиционных товаров при некотором снижении удельного веса потребительского и промежуточного импорта.

Среди источников инвестиций все большую роль будут играть привлеченные средства. Доля привлеченных средств в общем объеме инвестиций по второму и третьему вариантам возрастет с 55% в 2002 году до 60,5-60,8% в 2007 году, по первому варианту – до 59,6%. Рост привлеченных средств будет осуществляться в основном за счет кредитов банков и иностранных инвестиций, компенсируя снижение доли бюджетных средств.

В результате объем средств, используемых на инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, возрастет за период 2004-2007 годов по II и III вариантам в 1.5 раза, а среднегодовые темпы роста инвестиций составят около 10 процентов.

По I и II вариантам прогноза инфляция снижается с 12% в 2003 году до 5-6% в 2007 году, по III варианту – до 5,5-6,5 процента.

Ускоренное развитие сферы социальных услуг на основе адресных принципов стимулирования спроса и социальной защиты позволит повысить стандарты жизни и потребления. Более быстрым темпом будут расти доходы малообеспеченных социальных групп. Тем самым будет создана основа для устойчивого расширения массового внутреннего спроса и перехода в перспективе к устойчивому экономическому росту.

Приоритетным направлением экономической политики развития образовательной сферы на 2005 год и на период до 2007 года будет формирование конкурентоспособной на мировом рынке системы образования, обеспечивающей потребности экономики в квалифицированных специалистах, способной поддерживать научный потенциал страны, сохранять и повышать средний уровень образования населения, что позволит обеспечить конкурентоспособность «человеческого капитала».

Политика Правительства Российской Федерации в сфере образования на период до 2007 года будет определяться в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, исходя из приоритетности развития отрасли «образование» как неотъемлемого условия модернизации российского общества и обеспечения конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках. Продолжится дальнейшее совершенствование законодательного обеспечения модернизации российской системы образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг.

Среди основных задач, стоящих перед системой образования, остаются:

доступность и непрерывность образования, обеспечиваемые взаимоувязкой стандартов и программ общего и профессионального образования;

интеграция профессионального образования, науки и производства;

развитие нормативной базы отрасли;

укрепление материально-технической базы образовательных учреждений и организаций, внедрение новых информационных технологий в образование, обновление учебно-лабораторного и научного оборудования, библиотечного фонда образовательных учреждений.

Продолжится работа по внедрению многоуровневого механизма финансирования образования. Привлечение к финансированию образовательных учреждений негосударственных средств, внебюджетных источников, средств юридических и физических лиц и иностранных инвесторов позволит приступить к переоснащению образовательных учреждений, внедрению новейших информационных технологий, развитию их материальной базы. Усилится воздействие субъектов Российской Федерации на процесс реструктуризации системы профессионального образования.

Будет продолжена структурная перестройка подготовки специалистов в соответствии с требованиями рынка труда.

Продолжится реализация мероприятий федеральных целевых программ в сфере образования, что позволит сконцентрировать финансовые и кадровые ресурсы на приоритетных направлениях, сформировать современный рынок образовательных услуг, в том числе его негосударственный сектор, произвести структурные изменения в системе образования, обеспечивающие ее соответствие реальным запросам граждан, экономики, общества на основе модернизации содержания образования, интеграции учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и оптимизации профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров.

Главной целью государственной политики в научно-технической и инновационной сфере в среднесрочной перспективе станет развитие накопленного научно-технического потенциала, его концентрация на решении задач обеспечения реализации государственных и общественных нужд, а также оптимизации объемов и структуры бюджетных затрат.

Конкурентоспособность России на мировых рынках определяется темпами внедрения новейших научно-технических решений и развития наукоемких производств, эффективностью инновационных процессов. Эффективное использование интеллектуальных ресурсов и развитие технологической базы являются важнейшими общенациональными задачами, требующими принятия новых решений, определения государственных приоритетов научно-технологического и инновационного развития страны.

Для достижения цели в среднесрочной перспективе будет реализовываться комплекс мероприятий в направлении государственной политики в области развития науки и технологий: развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок; совершенствование системы формирования заказа государства на научно-техническую продукцию и программ научной и научно-технической деятельности организаций; сохранение и поддержка ведущих научных школ; формирование национальной инновационной системы; приведение в соответствие системы финансирования организаций научно-технического комплекса России с реально осуществляемой научно-технической деятельностью по удовлетворению государственных нужд; повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности; интеграция науки и образования; развитие международного научно-технического сотрудничества.

Реализация указанных задач будет осуществляется в рамках ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы», которая с 2005 года должна стать единой программой в области научно-технической и инновационной деятельности, включающей в себя мероприятия ФЦП «Интеграция науки и высшего образования России» и приоритетные научно-технические направления, в том числе важнейшие инновационные проекты государственного значения.

Международное сотрудничество в области образования и науки в прогнозируемом периоде будет направлено на формирование конкурентоспособной на мировом рынке системы образования, укрепление научно-технического потенциала России путем реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, обеспечение эффективного перехода России на инновационный путь развития, создание условий, направленных на интеграцию страны в мировое экономическое, научно-техническое и образовательное пространство.

С учетом поставленных задач будут формироваться и реализовываться двухсторонние и многосторонние программы сотрудничества с зарубежными странами в образовании и науке.

Важнейшим приоритетом международной деятельности Министерства по-прежнему остается научно-техническое сотрудничество и взаимодействие в области образования с государствами – участниками СНГ.

При этом все возрастающее внимание будет уделяться усилению совместной инновационной деятельности на много- и двухсторонней основе в рамках Комплексного плана реализации Концепции межгосударственной инновационной политики СНГ на период до 2005 года, продвижению на рынки этих стран передовых российских технологий и увеличению экспорта образовательных услуг, реализации Концепции формирования единого образовательного пространства СНГ в рамках межгосударственной программы до 2005 года.
Об основных характеристиках и распределении

расходов федерального бюджета на 2005 год

Формирование федерального бюджета на 2005 год осуществлялось в условиях реализации ряда фундаментальных структурных реформ в секторе государственного управления. Одним из основных направлений, наравне с административной реформой, выдвинуто реформирование бюджетного процесса, в рамках Концепции, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

Указанной Концепцией закреплено понятие субъекта бюджетного планирования, одним из которых является Минобрнауки России, которое формировало бюджетные проектировки на 2005 год по пяти федеральным органам государственной власти и по 13 наиболее значимым учреждениям науки и образования.

II. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 Минобрнауки России совместно с подведомственными федеральными службами и агентствами подготовлен сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства как субъекта бюджетного планирования.

Работа по подготовке доклада осуществлялась во взаимодействии с Правительственной комиссией и созданных рабочих групп по отдельным группам министерств по повышению результативности бюджетных расходов, возглавляемой заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.

На основе представленных министерствами материалов Аппарат Правительства Российской Федерации подготовил Сводный доклад «Планы и показатели деятельности федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств на 2005 год и на период до 2007 года».

Основная цель подготовки доклада - совершенствование бюджетного процесса путем перехода от управления бюджетными ресурсами (затратами) к управлению результатами деятельности субъектов бюджетного планирования.

Это предполагает повышение ответственности и расширение самостоятельности участников бюджетного процесса в рамках количественно-определенных среднесрочных целей, переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими, или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами государственной политики.

Основой для формирования целей и задач деятельности министерств, федеральных служб и агентств явилась система целей социально-экономического развития страны, сформированная Правительством Российской Федерации, исходя из положений Конституции Российской Федерации, Послания Президента Российской Федерации, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года и иных программных документов.

На основе этих целей Министерством сформирован комплекс целей и задач деятельности на предстоящий период.

Стратегическими целями деятельности Министерства на предстоящие годы определены:

1. Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения по регионам России как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе.

2. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для повышения фундаментальности образовательных программ, развития непрерывного образования.

3. Создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.

4. Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала.

5. Создание условий для активизации инновационной деятельности.

Реализация стратегических целей Министерства направлена на достижение приоритетных целей развития страны, в том числе повышение уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей, повышение качества (увеличение доли внутренних факторов) роста ВВП, повышение конкурентоспособности российского бизнеса, развитие научного потенциала, воспроизводство и развитие трудового потенциала.

Для оценки уровня достижения приоритетных целей Министерства определена система показателей, например, доля населения в возрасте 25-34 лет с образованием не ниже среднего профессионального, внутренние затраты на исследования и разработки (в процентах к ВВП), сальдо экспорта и импорта технологий, число патентных заявок, поданных российскими заявителями за рубежом и другие.

В докладе определены значения показателей достижения приоритетных целей на период до 2007 года, целевое значение и год достижения цели.

Основным инструментом достижения стратегических целей Министерства и достижения целевых показателей, отражающих степень решения соответствующих тактических задач, определены федеральные целевые программы на 2005-2007 годы.

С 2005 года планируется увеличить долю бюджетных ассигнований, направляемых на программную деятельность, до 17% (по сравнению с 16,8% в 2003 году). Наибольшие затраты бюджета в плановом периоде потребуют программы: ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы», Федеральная программа развития образования (2000-2005 годы), ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы).

В настоящее время Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования в целом одобрен Правительством Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 12 августа 2004 г. № 29).