microbik.ru
1
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОЛЕНЕГОРСКИЙ ГОРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»


СОГЛАСОВАНО
на Совете

ГООУ СПО ОГПК
Протокол №____
"___" __________ 2007 г.




УТВЕРЖДАЮ
Директор

ГООУ СПО ОГПК
_____________Т.А. Белякова
"___" __________ 2007 г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий
в ГООУ СПО "ОГПК"


Оленегорск
2007

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. «Положение о планировании, организации и проведении лабораторных работ и практических занятий в ОГПК» (далее – Положение) составлено на основании письма Министерства образования РФ от 05.04.1999 №16-52-58 ин / 16-13 «рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования», Устава ОГПК. Лабораторные работы и практические занятия направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессионально-значимых умений обучающихся и студентов.
1.2. Содержание лабораторной работы или практического занятия соответствует теоретическому материалу изучаемого раздела.
1.3. Выполнение обучающимися и студентами лабораторных и практических работ формирует:

  • учебно-аналитические умения (обобщение и систематизация теоретических знаний);

  • углубленные теоретические знания математического и общего естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов:

  • умения применять профессионально-значимые знания в соответствии с профилем специальности СПО, профилем профессии НПО;

  • креативные умения будущих специалистов (аналитические, проектировочные, конструктивные).


1.4. Дисциплины, по которым планируются лабораторные и практические занятия, а также их объемы, определяются Государственными образовательными стандартами НПО и СПО, рабочими учебными планами ОГПК по реализуемым направлениям начального профессионального и среднего профессионального образования.
1.5. Согласно Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников НПО, СПО учебная группа может быть разделена на подгруппы численностью не менее 8 чел. с целью создания организационно-оптимальных условий для проведения лабораторных работ и практических занятий в специальных лабораториях ОГПК при наличии соответствующего методического обеспечения.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
2.1. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений учебной дисциплины.

2.1.1. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ может быть:

  • экспериментальная проверка формул, методик расчета;

  • установление и подтверждение закономерностей, определенных теоретическими положениями;

  • ознакомление с методиками проведения экспериментально-исследовательской работы;

  • анализ качественных и количественных характеристик, явлений, процессов, материалов.


2.1.2. При планировании лабораторных работ следует учитывать формирование практических умений обучающихся и студентов:

  • в обращении с различными приборами, установками, лабораторным оборудованием, аппаратурой;

  • в исследовании и анализе профессионально-значимых теоретических положений.


2.2. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование профессионально-значимых практических умений

2.2.1. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий может быть:

  • решение задач, связанных с анализом производственных ситуаций; выполнение вычислений, расчетов;

  • выполнение чертежей;

  • работа с измерительными приборами, профессионально-значимым оборудованием;

  • работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками;

  • составление проектной и др. технической документацией.

2.2.2. На практических занятиях обучающиеся и студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования, технологической практики, практики по профилю специальности, преддипломной производственной практики.
2.3. Содержание лабораторных работ и практических занятий определяется рабочими программами и календарно-тематическим планированием по учебным дисциплинам.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

3.1. Лабораторная работа должна проводится в специально оборудованных учебных лабораториях. Продолжительность лабораторной работы – не менее 2-х академических часов. Перед проведением лабораторной работы преподавателем организуется инструктаж, а по ее окончании – обсуждение итогов.
3.2. Практическое занятие проводится в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (на учебных площадках, полигонах). Продолжительность практического занятия – не менее 2-х академических часов.

Структурными компонентами практического занятия являются:

  • инструктаж, проводимый преподавателем;

  • самостоятельная работа обучающихся и студентов;

  • анализ и оценка выполнения обучающимися и студентами практических работ.


3.3. Проведению лабораторной работы или практического занятия должна предшествовать проверка теоретической подготовленности обучающихся и студентов.
3.4. Для проведения лабораторных работ и практических занятий преподавателем должны быть разработаны методические рекомендации, рассмотренные цикловой комиссией и утвержденные заместителем директора по научно-методической работе.

3.5. В инструкции, подготовленные преподавателем для организации деятельности обучающихся и студентов на лабораторных работах и практических занятиях, включаются:

  • цель работы;

  • пояснение некоторых теоретических положений;

  • перечень оборудования;

  • рекомендации, связанные с методикой выполнения лабораторных и практических работ;

  • описание последовательности лабораторной (практической) работы;

  • необходимые таблицы;

  • перечень учебной и специальной литературы.


3.6. Лабораторные работы и практические занятия могут иметь:

  • репродуктивный характер;

  • репродуктивно-творческий характер;

  • частично поисковый характер;

  • поисковый характер.

Работы, имеющие репродуктивный или репродуктивно-творческий характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся и студенты применяют подробные инструкции (см. п. 3.5.).

При выполнении частично поисковых работ обучающиеся и студенты не применяют подробные инструкции, а самостоятельно осуществляют подбор оборудования; выбирают способы аналитических действий; планируют использование учебной и справочной литературы.

Работы, носящие поисковый характер, выполняются как решение проблемы с опорой на имеющиеся теоретические знания.

При планировании лабораторных работ и практически занятий необходимо определять оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых способов деятельности, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной активности обучающихся и студентов.
3.7. При проведении лабораторных работ и практических занятий могут быть использованы различные формы организации учебной деятельности обучающихся и студентов:

  • фронтальная;

  • групповая;

  • индивидуальная;

  • их сочетание.


3.8. Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий рекомендуются:

  • методическое сопровождение заданий и упражнений в соответствии с профилем специальности студента и профессии обучающегося;

  • применение тестового контроля, определяющего уровень теоретической подготовленности обучающихся и студентов к лабораторной работе или практическому занятию;

  • использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных с применением методов проблемного обучения;

  • проведение лабораторных работ и практических занятий с применением заданий, дифференцированных по уровню сложности.


4. ОФОРМЛЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
4.1. Требования к оформлению лабораторных работ и практических занятий определяются цикловыми методическими комиссиями в соответствии со спецификой содержания учебных дисциплин.
4.2. Оценки за проведение лабораторных работ и практических занятий выставляются на специально-выделенных страницах журнала группы. Преподавателем проводится учет выполнения обучающимися и студентами установленных учебным планом лабораторных и практических работ.

На страницах лабораторных и практических работ в журнале указываются:

  • тема лабораторной или практической работы;

  • дата выдачи задания;

  • дата фактического выполнения задания;

  • оценка за выполнение лабораторной работы или практического задания.


5. ОЦЕНИВАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
5.1. Оценивание лабораторных и практических работ проводится дифференцированно (по пятибалльной системе) и при определении оценок за семестр рассматривается как один из основных показателей текущего учета знаний.

Оценки за выполнение лабораторных работ и практических занятий могут быть выставлены в форме зачета (для специальностей, где это предусмотрено учебными планами).
5.2. Обучающимся и студентам, не выполнившим своевременно какую-либо из лабораторных или практических работ, преподавателем по согласованию с заместителем директора по научно-методической работе или заведующим отделением устанавливается индивидуальный срок ее выполнения. При наличии лабораторных и практических работ, за которые не поставлена дифференцированная положительная оценка или зачет, обучающемуся или студенту не выставляется положительная оценка по дисциплине за полугодие или семестр.