microbik.ru
1



Стандарт оценки СРО

Деловой союз оценщиков

ОСТ ДСО 1.01

«Цели, сфера применения и организация стандартов»

Цели и сфера применения

Стандарты оценки СРО Деловой союз оценщиков разработаны с учетом требований Федерального Закона №135-ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1), Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», а также Международных Стандартов Оценки МСО-2007

При разработке Стандартов оценки СРО Деловой союз оценщиков (ОСТ ДСО) руководствовались следующими основными целями:

  • определить требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности;

  • способствовать повышению качества и надежности оценок, проводимых для обеспечения залога, для сделок, связанных с передачами собственности, и для урегулирования судебных тяжб или вопросов налогообложения и т.п.;

  • служить в качестве эталона профессионального уровня для оценщиков-членов СРО ДСО, тем самым давая им возможность откликаться на спрос рынков имущества в надежной оценке и отвечать на потребности деловых кругов в финансовой отчетности;

  • обеспечить стандарты оценки, которые отвечали бы требованиям. Предъявляемым к рынку услуг по оценке.

Пользователи оценок в соответствии с ОСТ ДСО должны быть в состоянии полагаться на такие оценки, проводимые компетентными профессионалами, которые привержены высоким стандартам этичного поведения. Оценщиками (субъектами оценочной деятельности) признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального Закона №135-ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Стандарты оценки СРО Деловой союз оценщиков представляют принятую, или наилучшую, практику в оценочной профессии, известную также как Общепринятые принципы оценки (ОППО).


Соблюдение ОСТ ДСО является обязательным для оценщиков-членов СРО Деловой союз оценщиков.

Подробное изучение методологии и ее применение к конкретным типам имущества или рынков требует специального образования и является предметом рассмотрения в соответствующей литературе. В силу этой причины СРО Деловой союз оценщиков приветствует стремление профессиональных оценщиков принимать участие в программах повышения квалификации на протяжении всей их карьеры. ОСТ ДСО предписывают, что оценщики должны делать, а не объясняют, как применяются конкретные процедуры или методики. ОСТ ДСО признают, что каждое применение привязано к специфической проблеме оценки, решение которой зависит от способности оценщика выбирать имеющие отношение к делу технические приемы и выносить надлежащее суждение.

В тех ситуациях, когда к стоимостным оценкам применяются стандарты других дисциплин, таких как финансовая отчетность, СРО Деловой союз оценщиков рекомендует оценщикам разобраться в бухгалтерском использовании, для которого предназначаются их оценки.



Организация Стандартов оценки СРО Деловой союз оценщиков

В профессиональной оценке известны различные принципы и техники, которые завоевали прочное положение в деловых кругах по всему миру. Краткое рассмотрение таких принципов и техник, которое включено в стандарты, применения и руководства, не следует считать исчерпывающим. Поэтому для понимания и использования настоящих стандартов важно, что, хотя отдельные стандарты, применения или руководства могут публиковаться как отдельные документы, каждый из этих документов должен рассматриваться как составная часть единого целого. Таким образом, определения, предварительные замечания, понятия и принципы оценки, а также другие общие элементы должны трактоваться как относящиеся к каждой из составных частей.

СРО Деловой союз оценщиков признает сложность процедур профессиональной оценки, разнообразие ситуаций, связанных с имуществом, трудность в интерпретации оценочной деятельности другими профессиональными дисциплинами, проблему использования терминологии и крайнюю необходимость для общественности тщательно обоснованных оценок, разработанных в соответствии с общепринятыми стандартами. Соответственно, при установлении содержания и формата стандартов все эти вопросы учитывались, и понимание структуры стандартов важно для их применения. Стандарты организованы следующим образом.

  1. Введение. Во введении дается обзор источников Стандартов оценки СРО Деловой союз оценщиков, а также общий контекст стандартов. Разъясняется организация стандартов и рассматривается их предполагаемое использование.

  2. Понятия, лежащие в основе Общепринятых принципов оценки. Полное рассмотрение научных положений, составляющих основу методов и практики оценочной деятельности, выходит за пределы настоящих стандартов. Чтобы способствовать пониманию представителями различных профессиональных дисциплин, настоящий раздел призван дать комментарии по основным юридическим и экономическим понятиям, на которых основываются дисциплина оценки и ее стандарты. Постижение этих понятий и принципов имеет важнейшее значение для понимания оценки и настоящих стандартов.

3. Кодекс поведения. Кодекс поведения посвящен требованиям в отношении этики и компетентности, предъявляемым к профессиональным оценщикам. Этичное поведение служит общественным интересам, подкрепляет доверие, которое финансовые институты должны испытывать к услугам оценщиков, и работает на благо самой оценочной профессии. Он гарантирует, что результаты оценок надежны, непротиворечивы и беспристрастны.

4. Типы имущества. Недвижимость отличается от других категорий имущества, таких как движимое имущество, бизнес и финансовые интересы. Рассматриваются эти четыре типа имущества и различия между ними.

5. Введение к стандартам. В этой вступительной части обсуждаются различия между оценками, проводимыми на базе рыночной стоимости, и теми, которые проводятся на базах, отличных от рыночной стоимости, а также рассматривает важность ясного и информативного предоставления оценки. После завершения оценки оценщик должен четко объяснить результаты и сообщить, как эти результаты были получены.

  1. Стандарты. Они описывают понятие рыночной стоимости и виды стоимости, отличные от рыночной стоимости, устанавливают требования к отчетам об оценке, содержат указания по конкретным проблемам оценки и по применению стандартов в более конкретных ситуациях бизнеса и предоставления оценочных услуг. Их соблюдение является обязательным для всех оценщиков, выполняющих задания в рамках Стандартов оценки СРО Деловой союз оценщиков.

  2. Словарь. Словарь резюмирует все термины, определенные в стандартах.

Три основных элемента Международных стандартов оценки (т.е. стандарты, применения и руководства) имеют равный вес, и все оценки, подготовленные в соответствии с МСО, должны соответствовать принципам и процедурам, распространяемым по всему документу.


СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ОЦЕНКИ




Формат стандартов, применений и руководств

Каждый из трех стандартов написан с ориентацией на широкую область оценочной деятельности. Представляется целесообразной та структура стандартов, при которой каждый стандарт содержит в своем составе следующие девять разделов.

1. Введение.

2. Сфера применения.

3. Определения.

4. Взаимосвязь со стандартами финансовой отчетности.

5. Требования стандартов.

6. Замечания.

7. Требования к раскрытию информации.

8. Условия отступления.

9. Дата вступления в силу.


Международное применение оценки состоит из следующих разделов

1. Введение.

2. Сфера применения.

3. Определения.

4. Взаимосвязь со стандартами финансовой отчетности.

5. Применение.

6. Замечания.

7. Требования к раскрытию информации.

8. Условия отступления.

9. Дата вступления в силу.

Международные руководства (MP) можно разделить на три группы. В четырех MP обсуждаются вопросы, относящиеся к оценке различных категорий имущества, включая недвижимое имущество, интересы аренды, установки, машины и оборудование, и движимое имущество. В трех MP рассматриваются имущество или активы, стоимость которых оценивается на основе денежных потоков, в том числе: нематериальные активы, бизнесы и связанное с торговлей имущество. В двух MP описывается порядок применения методологических основ оценки стоимости («Затратный подход для целей подготовки финансовой отчетности (АЗЗ)» и «Анализ дисконтированных денежных потоков для целей рыночных оценок и инвестиционных анализов (ДДП)»). Читателю может оказаться удобным ознакомиться с MP, объединенными в такие группы, в силу общности указанных основных элементов.

В одном из шести остальных MP рассматриваются вопросы окружающей среды («Оценка при наличии опасных и токсичных веществ»), в трех - вопросы оценки специализированного имущества (сельскохозяйственного имущества, имущества в добывающих отраслях и исторического имущества), одно MP обеспечивает руководство в области профессиональной деятельности («Экспертиза оценок стоимости»), и в одном MP обсуждаются вопросы смежной области оценочной деятельности («Массовая оценка для налогообложения имущества»).


Даты принятия документов стандартов

Определение рыночной стоимости по МСО и первые два международных стандарта оценки были приняты 24 марта 1994 г. Два других стандарта, принятых в это же время (МСО 3 и МСО 4), были пересмотрены, и в июле 2000 г. стали называться применениями. Третий международный стандарт оценки вступил в силу 30 апреля 2003 г., а МПО 3 «Оценка активов государственного сектора для целей подготовки финансовой отчетности» было принято 31 июля 2007 г. Текущие МСО 1 и МПО 1, а также пересмотренные версии МСО 2, МСО 3 и МПО 2 вступили в силу 31 июля 2007 г.

Руководство по оценке при наличии опасных и токсичных веществ (MP 7) изначально было принято 19 апреля 1996 г. В своей текущей форме MP 7 вступило в силу 31 января 2005 г. Руководство по оценке машин и оборудования (MP 3) было изначально принято 17 ноября 2005 г. Существенный пересмотр MP 3 получил одобрение 30 ноября 2005 г. В своей текущей форме MP 3 вступило в силу 31 июля 2007 г.

Руководства по оценке недвижимого имущества (MP 1), интересов аренды (MP 2), нематериальных активов (MP 4) и бизнеса (MP 6) были приняты 1 июля 2000 г., а руководство по оценке движимого имущества (MP 5) - 30 апреля 2003 г.; эти пять руководств подверглись пересмотру, а их пересмотренные версии вступили в силу 31 июля 2007 г. Руководства по анализу дисконтированного денежного потока (ДДП) для целей рыночных оценок и инвестиционных анализов (MP 9), по оценке сельскохозяйственного имущества (MP 10) и по экспертизе оценок стоимости (MP 11) были приняты 30 апреля 2003 г. В их текущей форме MP 9, MP 10, MP 11 вступили в силу 31 июля 2007 г.

Руководство «Затратный подход для целей подготовки финансовой отчетности (АЗЗ)» (MP 8) было изначально принято 1 июля 2000 г. Оно претерпело последующие изменения, почти получив свое сегодняшнее воплощение в седьмом издании. Версия этого руководства для восьмого издания вступила в силу 31 июля 2007 г. Руководство по оценке специализированного торгового имущества (MP 12) было принято 31 января 2005 г. В текущем издании оно получило новое название «Оценка стоимости связанного с торговлей имущества» и также подверглось некоторой корректировке. В своей текущей форме MP 12 вступило в силу 31 июля 2007 г.

Руководства по массовой оценке для налогообложения имущества (MP 13) и по оценке имущества в добывающих отраслях (MP 14) пыли приняты 31 января 2005 г. MP 13 не претерпело никаких изменений с момента последнего издания. MP 14 в своей текущей форме вступило в силу 31 июля 2007 г. Новое MP 15 «Оценка стоимости исторического имущества» было принято также 31 июля 2007 г.

В дальнейшем Комитет продолжит разработку стандартов, применений и руководств, как этого будут требовать рынок и пользователи оценок.