microbik.ru
1 2 ... 12 13
Постатейный комментарий к Федеральному закону
от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности"
(ред. от 23 июля 2008 г.)


Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. В данной статье определяется сферу применения Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Комментируемый закон регулирует отношения между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с одной стороны, и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, с другой стороны, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Содержание понятия "лицензирование" раскрывается в ст. 2 комментируемого Закона. Под лицензированием понимаются широкий круг мероприятий, связанных с предоставлением лицензии - специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении установленных требований и условий (так называемых лицензионных требований и условий). Лицензия выдается соискателю лицензии (юридическому лицу или индивидуальному предприятию) лицензирующим органом, т.е. федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим лицензирование в соответствии с законом.

Помимо собственно предоставления лицензии, понятие лицензирования включает в себя:

- переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

- приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий;

- возобновление или прекращение действия лицензий;

- аннулирование лицензий;

- контроль лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами *(1) при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

- ведение реестров лицензий, а также предоставление в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Наряду с перечисленными вопросами, комментируемый Закон затрагивает и иные аспекты лицензирования (например, финансирование лицензирования, ответственность должностных лиц лицензирующих органов при осуществлении лицензирования конкретных видов деятельности).

Лицензирование - важный инструмент административного регулирования предпринимательской деятельности. Возможность его применения предусмотрена Гражданским кодексом РФ. Законодатель, определяя понятие правоспособности юридического лица в п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ, устанавливает, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии. При этом право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 3 ст. 49 Гражданского кодекса РФ).

Конституция РФ содержит нормы, закрепляющие свободу экономической деятельности (ч. 1 ст. 8), право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34). В то же время свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, не являясь абсолютными, могут быть ограничены законом. Возможность таких ограничений и их характер определяется в соответствии с Конституцией РФ, закрепляющей в ч. 3 ст. 55, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Данная конституционная норма полностью соответствует международным стандартам в области прав человека (Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.).

Важной особенностью комментируемого Закона является то, что он регулирует не все виды деятельности, подлежащие лицензированию, а только те из них, которые непосредственно перечислены в ст. 17 комментируемого Закона. Таким образом, ст. 17 становится ключевой в определении сферы применения Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". В этой связи следует обратить внимание, что комментируемый закон назван не законом о лицензировании вообще, а законом о лицензировании отдельных видов деятельности, т.е. тех видов деятельности, которые перечислены в ст. 17 (см. комментарий к ст. 17).

2. В пункте 2 перечислены те виды деятельности, лицензирование которых устанавливается в особом порядке. Законодатель дает исчерпывающий перечень таких видов деятельности, что позволяет избежать различных столкновений и коллизий в практике правоприменения.

В отношении видов деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 1, нормы комментируемого Закона не распространяются. Они, подпадая под режим лицензирования, имеют собственную законодательную базу.

Из сферы действия комментируемого Закона выводятся:

1) деятельность кредитных организаций

Порядок лицензирования кредитных организаций установлен Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" *(2).

Упомянутым Законом (ст. 12) установлено, что осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России.

Положения законодательства о банках и банковской деятельности, закрепляющие требование осуществления банковских операций на основе выданной лицензии, не распространяются на:

1) государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (ст. 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", п. 4 ст. 3 Федерального закона "О Банке развития" *(3));

2) коммерческие организации, не являющиеся кредитными организациями, но наделенные правом осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов), в части принятия от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").

Нормы Закона "О банках и банковской деятельности", регулирующие отношения по лицензированию кредитных организаций, были развиты в Инструкции Банка России от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" *(4).

Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия. В ней указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

Выдаваемые Банком России лицензии учитываются в реестре лицензий на осуществление банковских операций, публикуемом в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год.

2) деятельность, связанная с защитой государственной тайны

Порядок лицензирования деятельности, связанной с защитой государственной тайны, определен Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" *(5). В ст. 27 этого Закона установлено, что допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333 *(6) утверждено Положение о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны.

Органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности, являются:

по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, - Федеральная служба безопасности РФ и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации), Служба внешней разведки РФ (за рубежом);

на право проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации, - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и ее территориальные органы, Служба внешней разведки РФ, Министерство обороны РФ, Федеральная служба безопасности РФ (в пределах их компетенции);

на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны - Федеральная служба безопасности РФ и ее территориальные органы, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и ее территориальные органы, Служба внешней разведки РФ (в пределах их компетенции).

Лицензирование деятельности предприятий Федеральной службы безопасности РФ, Министерства обороны РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется руководителями министерств и ведомств Российской Федерации, которым подчинены указанные предприятия.

3) деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Порядок лицензирования соответствующей деятельности определен Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" *(7).

В соответствии с упомянутым Законом (ст. 18), лицензированию подлежат:

производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;

производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;

розничная продажа алкогольной продукции.

Порядок выдачи лицензий установлен в ст. 19 упомянутого Закона. Особый порядок лицензирования определен в отношении производства, хранения и поставок спиртосодержащей непищевой продукции, а также розничной продажи алкогольной продукции.

Лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции выдаются в порядке, установленном Правительством РФ. "Положение о лицензировании деятельности по производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции" утверждено Постановлением Правительства РФ от 6 декабря 1999 г. N 1344 *(8). Лицензирующими органами являются Федеральная налоговая служба (п. 5.3.4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 *(9)) и соответствующий орган субъекта Российской Федерации, определяемый в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Например, в Алтайском крае таким органом является Управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (Постановление администрации Алтайского края от 6 февраля 2006 г. N 41), Тульской области - Департамент по лицензированию и рыночному квотированию (Постановление губернатора Тульской области от 30 декабря 1999 г. N 488), Республике Кабардино-Балкарии - Министерство экономического развития и торговли (постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 марта 2000 г. N 147), Республике Саха (Якутия) - Министерство труда и социального развития (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2004 г. N 107) и т.д. *(10)

Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Лицензирующие органы различаются по субъектам Российской Федерации: в Республике Башкортостан это - Министерство внешнеэкономических связей, торговли и предпринимательства (постановление Правительства Республики Башкортостан от 11 июня 2004 г. N 107), Рязанской области - Управление экономического развития и торговли (постановление Правительства Рязанской области от 11 мая 2006 г. N 120), Курской области - Комитет потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования (постановление губернатора Курской области от 20 января 2006 г. N 36) и т.д.

Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом Российской Федерации органам местного самоуправления. Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции, выданная одним субъектом Российской Федерации, может действовать на территории другого субъекта Российской Федерации при условии наличия между ними соответствующего соглашения.

4) деятельность в области связи

Порядок лицензирования деятельности в области оказания услуг связи определен в Федеральном законе от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" *(11). В соответствии со ст. 29 этого Закона, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством РФ и ежегодно уточняются. В настоящее время применяется постановление Правительства РФ от 18 февраля 2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" *(12).

Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи, которым является в настоящее время Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.

Форма бланка лицензии утверждена приказом Мининформсвязи России от 4 марта 2005 N 24 "Об организации работы по лицензированию деятельности в области оказания услуг связи" *(13). Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере связи по исполнению государственной функции по осуществлению лицензирования деятельности в области оказания услуг связи, а также контроля за соблюдением установленных лицензионных требований и условий утвержден приказом Мининформсвязи России от 25 мая 2006 г. N 68 *(14).

Лицензии выдаются лицензирующим органом по результатам рассмотрения заявлений, а в отдельных случаях, - по результатам проведенных торгов (аукциона, конкурса). В ст. 31 Федерального закона "О связи" перечислены случаи, когда лицензии выдаются по результатам торгов (аукциона, конкурса):

1) услуга связи будет оказываться с использованием радиочастотного спектра, а государственная комиссия по радиочастотам установит, что доступный для оказания услуг связи радиочастотный спектр ограничивает возможное количество операторов связи на данной территории. В этом случае победителю торгов (аукциона, конкурса) выдается лицензия и выделяются соответствующие радиочастоты;

2) на территории имеются ограниченные ресурсы сети связи общего пользования, в том числе ограниченный ресурс нумерации, и федеральный орган исполнительной власти в области связи устанавливает, что количество операторов связи на данной территории должно быть ограничено.

Порядок проведения торгов (аукциона, конкурса) устанавливается Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 12 января 2006 г. N 8

следующая страница >>