microbik.ru
1
Статья по теме: «Школьные конфликты и пути их преодоления».

Учителя МБОУ лицея № 64 Фирсовой Елены Михайловны В.А.Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе:

« Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребёнке несправедливо. Думайте о ребёнке справедливо – и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создаёт воспитательную силу коллектива ».

Виды педагогических конфликтов.

Конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности.

Конфликты поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы.

-Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-лич-

ностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Типология конфликтов в начальной школе.

Учитель создаёт конфликт.

В младшем школьном возрасте взаимодействие с учителем происходит на фоне ярко выраженной потребности ребёнка быть рядом с учителем, желания быть замеченным, понравиться, порадовать успехами во всех видах заданий, рассказать обо всём.

        К важным особенностям этого возраста следует отнести  слабую саморегуляцию детьми своих эмоций и действий. Это выражается в непроизвольных реакциях на возникшую ситуацию в виде неожиданных и для самого ребёнка поступков, плача, обиды, иногда восторга.

       У многих детей ярко проявляются неусидчивость, постоянное желание обращаться к учителю за помощью по пустякам, с разговорами о случившемся дома, неспособность сосредоточиться на выполнении заданий. Жёсткое управление учебной работой учеников на уроке, быстрый темп урока приводят к быстрому утомлению, которое проявляется по-разному: в сонливости, безразличии к заданиям, озорстве, упрямстве и т.п. Часто упрямство переходит в состояние «ступора» и проявляется в невосприимчивости к речи учителя.

      Во 2-4 классах ситуация может принять характер конфликта в зависимости от реакции на неё учителя.

     

       Довольно распространены ситуации, причиной которых является недостаточная регуляция ребёнком собственного поведения, а учитель расценивает эти действия как хулиганские и тем самым создаёт определённое отношение к таким ученикам их товарищей: «Вася плохой, я с ним не буду дружить, он огорчает учительницу, а вчера она его даже из класса выгнала!» Начинаются ссоры драки, «неудачник» отстаивает свою «честь(Был у меня такой ученик Алексеев Марк. Чтобы всем понравиться сначала предлагал дать деньги на пиццу. А потом предъявил список и напротв каждой фамилии сумма. Оказалось, что деньги он украл у родителей, а когда папа узнал он пришёл в школу разбираться как это случилось Разобрались деньги вернули. Боязнь школы.

В последнее время увеличилось количество ситуаций по поводу трудностей адаптации ребёнка к школе. Проявляется это по-разному: и как нежелание идти в школу, слёзы, упрямство, а иногда маленькая «месть» учителю. Вместе с тем многие из таких детей любознательны, активны, владеют учебными навыками, готовы к обучению и , надо заметить, это не всегда «домашние» дети.

       Мне надо знать не только детей, испытывающих явные трудности в адаптации, но и тех, которые испытывают скрытую тревожность; своевременно выяснить их затруднения  и оказать им помощь. Иначе у таких ребят отрицательные эмоции в связи с пребыванием в школе становятся устойчивыми, и уже на старте обучения у них формируется отрицательное отношение к учёбе.

      Причиной трудностей адаптации часто бывает и отсутствие навыков социального контакта при недостаточном развитии устной речи.

Берегите психику детей!

Часто ситуации принимают конфликтный характер по причине неу-

равновешенности нервной системы детей: такие дети легко возбудимы, часто плачут, склонны к немотивированным поступкам, быстрой смене настроения.(рассказать о Дударине)

     Особенность многих учителей: ребёнка мы видим и воспринимаем только как ученика. При такой позиции взаимодействие сводится только лишь к чёткому исполнению наших требований.

        Когда мы видим в поступках и ситуациях проявление закомерностей возрастного и индивидуального развития ребёнка, мы можем разнообразить общение с ним, а не сводить его(общение) к жалобам на ученика, наказаниям, крику. В этом лишь проявляется педагогическая беспомощность из-за неумения делать анализ поступка, стремления поскорее выявить виновного и наказать.

Переход в среднюю школу.

При переходе в среднюю школу детям психологически трудно найти контакт с разными учителями, принять их разнообразные требования. Ведь ученику надо предъявить себя не 4, а уже 11 учителям, принять и усвоить их требования, установить с ними контакт – всё это непросто сделать в 10 лет. Инициатором в процессе взаимодействия должен выступить каждый учитель и классный руководитель, конечно, при активной помощи родителей. Только тогда адаптация ребят к новым видам учебной работы и учителям пройдёт благополучно.

Конфликты в педагогической среде.

Они неизбежны там, где:

- нет перспективы творческого роста,

- не уточнены функциональные обязанности,

-установлены непродуманные и нереальные нормы работы, критерии оценки труда,

- не разработаны системы морального и материального поощрения,

- отсутствует необходимая для работы информация.

Всё это нарушает спокойствие человека.

В.А.Сухомлинский отмечал: «Характерной особенностью душевного равновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда, ровные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Без душевного равновесия невозможно нормально работать; там, где нарушается это равновесие, жизнь коллектива превращается в «ад».