microbik.ru
1

Столичное законотворчество



Правительство столицы одобрило законопроект «О правовых актах города Москвы». Теперь документ, с учетом высказанных на заседании столичного Правительства замечаний и предложений, будет в установленном порядке рассмотрен Московской городской Думой.
Правительство Москвы, депутаты Московской городской Думы ставят вопрос о необходимости принятия специального закона о правовых актах. Дело в том, что в настоящее время в городе действует более 75 тысяч правовых актов, из них более 500 законов и свыше 12 тысяч постановлений Правительства Москвы. Эти цифры сопоставимы с объемами законодательства всего Советского Союза. Только в 2008 году в городе было принято 69 законов и 1192 постановления Правительства. Подобная масса правового материала требует упорядочивания, приведения в стройную систему.

В Москве в основном создана правовая база города, соответствующая конституционным требованиям и адаптированная к реалиям современного развития мегаполиса. Действующее законодательство в целом позволяет успешно решать задачи экономического развития, социальной защиты населения, городского хозяйства, создания атмосферы межнациональной стабильности, гражданского согласия в регионе. Основы законодательной деятельности регулируют Устав города, городские законы, в том числе «О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы», Регламенты Думы и Правительства Москвы, которые определяют механизм подготовки законов и подзаконных актов города.

Но нечёткость системы правовых актов, отсутствие некоторых процедурных правил, недостаточное регулирование процессов реализации законов – вот основные проблемы на сегодняшний день. Эти вопросы в настоящее время в юридической практике никакими правовыми документами не регулируются. Соответственно, каждый решает по-своему, опираясь на личный опыт и знания. Это ведёт к отсутствию единого порядка в правовом регулировании, что не может не сказываться на тех, для кого работают городские власти – на жителях нашей столицы. Кроме того, многие правовые акты принимались в 1990-е годы, в пору коренных общественных преобразований, когда наблюдался пересмотр не только правовых основ, но и принципиальных правовых положений по отдельным проблемам, поэтому надо было наработать определённую практику, опыт в создании правовых актов. На решение этих проблем направлен законопроект «О правовых актах города Москвы», который в феврале 2009 года обсудило столичное Правительство.

Представленный законопроект готовился в течение нескольких лет, к работе были привлечены представители Мосгордумы и правительства, крупнейшие ученые-правоведы, специалисты-практики. Документ прошел не одну независимую экспертизу.

Базовые понятия


В проекте закона, по мнению заместителя мэра в Правительстве Москвы, полномочного представителя мэра в Московской городской Думе Валерия Виноградова, определены базовые для правотворческой деятельности понятия, такие как «правовой акт», «нормативный правовой акт», «подзаконный правовой акт», решены вопросы соотношения правовых актов, установлены виды правовых актов, а также право каждого органа принимать соответствующие акты в пределах установленной для него компетенции. Это необходимо для того, чтобы форма акта соответствовала его содержанию, чтобы органы власти действовали строго в рамках своей компетенции. Важно это и для правового просвещения. Необходимо, чтобы жителям города было известно и понятно, какие правила и в каком акте должны отображаться, и каковы их значения.

Законопроектом также устанавливаются принципы, стадии правотворчества, порядок планирования правотворческой деятельности. Как известно, любая деятельность регулируется прежде всего основополагающими принципами, характерно это и для создания правовых актов. Единое понимание основ и порядка подготовки актов позволит чётко прорабатывать идею правового акта непосредственно на этапе подготовки его концепции. Поэтому, чтобы каждый не придумывал самостоятельно такие правила, не определял этапы их практического воплощения, чтобы для всех городских государственных органов было единое понимание основ и порядка подготовки актов, законопроектом определяются принципы и стадии, этапы правотворчества.

Язык и коррупция


Законопроект устанавливает жёсткие требования относительно языка, стиля и последовательности изложения правовых актов. Кроме того, закон разрешит имеющуюся ныне путаницу относительно порядка и сроков опубликования и вступления правовых актов в силу.

Важную роль в предотвращении и устранении коррупции сыграют экспертизы правовых актов. Особое внимание будет обращено на антикоррупционную экспертизу, которая является новым элементом в правовой экспертизе. Теперь на основании федерального закона её осуществление обязательно. Проектом предусмотрено, что результаты антикоррупционных экспертиз рассматриваются органами государственной власти города Москвы. Замечания, сделанные по результатам антикоррупционной экспертизы, учитываются при доработке проекта правового акта.

Проект закона содержит нормы об учёте, систематизации и хранении правовых актов в городе. Между тем, некоторый опыт в указанном направлении уже имеется. Москва первой из субъектов Федерации выпустила собственное собрание действующего городского законодательства. В современных условиях для граждан, организаций, органов государственной власти очень важно для решения конкретных вопросов иметь быстрый и лёгкий доступ к полному объёму такой информации, и это должно быть закреплено в законодательной инициативе.

Подзаконные акты


Реализация закона – не менее актуальный вопрос для города. В проекте закона предлагается установить срок, в течение которого должны быть приняты подзаконные акты. Ряд законодательных норм не может функционировать без положений, установленных подзаконными актами, принятых с целью реализации закона. Практика показывает, что принятие и издание подзаконных норм часто затягивается во времени. В результате, закон не работает в полную силу. Поэтому нужен механизм контроля за реализацией закона.

С целью обсуждения отдельных правовых актов, устанавливающих правила жизни для москвичей, как было отмечено на заседании, представляется необходимым шире привлекать институты гражданского общества, проводить публичные слушания, общественные экспертизы, пристальное внимание надлежит уделять и учёту мнения москвичей о практическом действии московских законов. В этой связи большое значение имеет проведение мониторинга действующих законов, регулярных социологических опросов, системное информирование населения о городских правовых актах.

Ближайшие задачи


В декабре 2008 года распоряжением мэра Москвы утвержден план первоочередных законопроектных работ органов исполнительной власти города Москвы на 2009-2010 годы.

Ранее такие планы принимались на очередной год, теперь впервые определены направления законотворчества на два года. Кроме того, на этот же период утверждены темы аналитических исследований правовой направленности и правового мониторинга.

Среди законопроектов, которые предстоит подготовить, особое место уделено вопросам социально-экономической защиты прав граждан. В частности, в Московскую городскую Думу предполагается внести проекты законов «Об организации опеки и попечительства в городе Москве», «О государственной социальной помощи жителям города Москвы», «О музеях и музейной деятельности в городе Москве», «О поддержке товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов, жилищно-строительных кооперативов в городе Москве».

В сфере городского хозяйства предполагается подготовить и внести в Мосгордуму законопроекты «О научно-технической политике города Москвы» (II кв. 2010г.), в области градостроительства, природопользования и охраны окружающей среды – проект закона «О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства», «О Генеральном плане города Москвы» (III кв. 2009 г.), «О правилах землепользования и застройки в городе Москве» (IV кв. 2009 г.), «О недроиспользовании в городе Москве» (II кв. 2010 г.)

Как и прежде, будут подготовлены законопроекты о бюджете на соответствующие годы и об его исполнении. Предполагается подготовить законодательные инициативы о внесении изменений в ряд федеральных законов, в частности, «О рекламе», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в Градостроительный, Семейный, Жилищный и Налоговый Кодексы и др.

Аналитические исследования правовой направленности в 2009-2010 годах предполагается провести по следующим темам:

  • Научный анализ законодательства города Москвы и подготовка предложений по его совершенствованию в 2010 году.

  • Анализ законодательства города Москвы на предмет его реализации в подзаконных нормативных правовых актах города Москвы.

  • Мониторинг градостроительного, природоохранного и земельного законодательства города Москвы и подготовка предложений по его совершенствованию в части охраны и использования природных и озелененных территорий и особо охраняемых природных территорий.

  • Научно-правовые исследования в отношении нормативных правовых актов города Москвы, регулирующих вопросы паспортизации жилых помещений (квартир) в городе Москве.

  • Проблемы эффективности и обеспечения антикоррупционности законодательства об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

  • Аналитические исследования по вопросу о необходимости регулирования законами города Москвы организации транспортного обслуживания населения города Москвы.

  • V Анализ Закона города Москвы от 24 октября 2001 г. N 52 «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы» на соответствие федеральному законодательству.

  • О концепции унификации образовательного законодательства города Москвы.

Более подробная информация о работе Правительства Москвы и депутатов Московской городской Думы – на сайтах и информационно-справочных порталах: www.mpress.ru, www.mos.ru,www.duma.mos.ru.

Юрий Лужков,

мэр Москвы

«Документ полезен, он систематизирует всю нашу работу, формирует те её составные части, те её элементы, которые и определяют наш потенциал нормативных и правовых актов. Систематизация, уточнение функций каждого из видов наших решений - вещь необходимая».
Владимир Платонов,

председатель Мосгордумы

«Перед нами стоит задача рассмотрения и принятия важнейшего закона «О правовых актах города Москвы». Закон будет описывать те нормы, которые де-факто существуют в городе. И теперь необходимо это закрепить де-юре, добавив туда очень много новаций, которые пойдут на пользу нормотворчеству в городе Москве».