microbik.ru
1 2 ... 15 16


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Бийский технологический институт (филиал)

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет

имени И.И. Ползунова»

Е.С. Замашанская

СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ

ПАРАМЕТРЫ ОПТИМИЗАЦИИ


УЧЕБНОГО ТЕКСТА

Монография

Бийск

Издательство Алтайского государственного технического университета
им. И.И. Ползунова

2008

УДК 82

ББК 81.2 Рус

З-26
Рецензенты:

доцент кафедры русской филологии и методики преподавания

русского языка, доктор филологических наук К.И. Белоусов;
доцент кафедры иностранных языков, кандидат филологических наук Н.Б. Глотова;
старший преподаватель кафедры иностранных

языков, кандидат филологических наук И.А. Чернова
Научный редактор:

профессор, доктор филологических наук Г.Г. Москальчук

Замашанская, Е.С.

З-26 Структурно-семантические параметры оптимизации учебного
текста: монография / Е.С. Замашанская. – Алт. гос. техн. ун-т,
БТИ. – Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2008.  149 с.
ISBN 978-5-9257-0125-6
В монографии рассматриваются проблемы, касающиеся изучения специфики воздействия структурно-семантических параметров учебного текста на его восприятие и понимание. На материале правил по орфографии и пунктуации выявлен спектр текстовых характеристик, являющихся компонентами сложности текста для читателя. Обсуждаются данные многочисленных психолингвистических экспериментов, по результатам которых установлено взаимодействие выделенных структурно-семантических параметров, а также исследуется их комплексное влияние на процесс воспроизведения учебного текста реципиентами.

Монография представляет интерес для научных работников, преподавателей и студентов филологических факультетов, а также для широкого круга читателей, в центре внимания которых находятся проблемы экспертной оценки сложности текста.

УДК 82

ББК 81.2 Рус
ISBN 978-5-9257-0125-6
©


Е.С. Замашанская, 2008

© БТИ АлтГТУ, 2008

ВВЕДЕНИЕ
Значимость исследования текста продиктована возрастающей его ролью в современном мире. Наиболее важным для теории текста является углубление представлений о его характеристиках как параметров оптимизации текста. Отметим, что оптимизация текста представляет собой процедуру координирования параметров текста с психофизиологическими возможностями человека. Теория оптимизации текста формируется в русле междисциплинарных исследований на стыке лингвистики, психолингвистики, теории систем, физиологии и т.д. (Р. Аткинсон, В.П. Белянин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Я.А. Микк, Г.Г. Москальчук, Л.Н. Мурзин, О.С. Разумовский, Л.В. Сахарный, Е.Ф. Тарасов и др.).

Изучение процесса оптимизации с позиции психолингвистического подхода осуществляется путем выявления характеристик текста на синтаксическом, семантическом, структурном уровнях, которые влияют на специфику его восприятия и понимания, а также воспроизведения (Т.Я. Андрющенко, А.А. Гречихин, Ю.Г. Древс, Я.А. Микк, Ю.А. Сорокин и др.). Перечисленные параметры текста рассматриваются как компоненты сложности и нуждаются в глубоком теоретическом изучении в системном ключе с использованием экспериментальных психолингвистических данных.

В настоящее время в лингвистике представлено большое количество работ по изучению семантических компонентов сложности текста, его структуры, синтаксиса и т.п. Синтез указанных компонентов сложности осуществлялся посредством разработки многочисленных формул, что, несомненно, внесло вклад в упрощение процедуры оценки текста. Поскольку встречаются учебные тексты, которые имеют особенности, ранее не рассматриваемые лингвистами в качестве факторов трудности для читателя, то необходимо не только выявить совокупность структурно-семантических свойств текста, обусловливающих его сложность, но и определить степень воздействия каждого фактора на процесс восприятия и понимания текста. Таким образом, актуальность данного исследования детерминирована необходимостью теоретико-экспериментального изучения структурно-семантических параметров текста. Также важно определить особенности их функционирования в целом, установить их иерархию, что позволит сформировать стратегии оптимизации текста.

Синтаксические и семантические характеристики текста достаточно полно исследованы лингвистами, однако изучение позиционной структуры текста как фактора, определяющего его сложность, или как параметра оптимизации, мало затронуты в лингвистике текста. На наш взгляд, изучение способов управления текстом через его структуру является необходимым, поскольку позволяет оценить целое с позиции системного описания различных факторов, обусловливающих оптимальность или сложность текста для читателя.

Опираясь на необходимость комплексного анализа параметров оптимизации текста, в данной монографии рассматриваем структурную организацию текста как системообразующий фактор, который обеспечивает интеграцию характеристик текста на уровне семантики, синтаксиса, размера текста, размера предложений и т.д., что, в свою очередь, является попыткой синтеза разноаспектных представлений о параметрах оптимизации текста. Г.Г. Москальчук под структурной организацией текста понимает инвариантное распределение структурообразующих элементов, в частности повторов, что отражает закономерности в становлении текста как целого [117].

Подчеркнем, что для создания представлений об оптимальном тексте необходимы не только результаты, касающиеся его семантических, структурных, синтаксических особенностей, но и сведения о формальных параметрах. В лингвистических работах по теории текста проблема размера целого, соотношения размера текста и его структурных компонентов, зависимости размера текста от характера иерархии его информационных частей изучена недостаточно. А это необходимо, поскольку такой аспект исследования оптимизации текста позволяет выявить детерминированные отношения между семантическими, синтаксическими, структурными характеристиками и размером предложений, текста.

Выбор материала исследования обусловлен тем, что в лингвистике существуют многочисленные работы в области изучения текстов разных жанров (художественные тексты, публицистические, тексты «естественной» письменной речи и т.д.), однако учебный текст, специфика его структурной организации нуждаются в более глубоком изучении. Психолингвистический аспект изучения структуры учебного текста, проблемы оптимизации, в частности текста правила, мало затрагивался лингвистами и представляется нам значимым, поскольку данные тексты являются презентантами сведений, которые требуется знать и воспроизводить. Под учебным понимается текст, презентирующий теоретический (тексты определений, правил, доказательства, примечания и т. д.) и практический (тексты для изложений, диктантов, упражнений и т.д.) материалы учебной книги [48]. В качестве достоинств материала исследования (формулировок правил) можно указать их небольшой размер, наличие нескольких вариантов одного и того же текста в разных выборках из учебников; также данные тексты легко поддаются формализации при их оценке и экспериментальной проверке.

Так, материалом исследования послужили формулировки правил по русскому языку (всего 490 текстов) из трех действующих учебных комплексов: под редакцией В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой (110 правил); М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. (117 формулировок); М.М. Разумовской (111 текстов); правила из учебника для начальной школы под редакцией М.Л. Закожурниковой и др. (37 правил), а также 115 текстов из свода орфографических правил, представленных в «Орфографическом словаре русского языка» под редакцией С.И. Ожегова и А.Б. Шапиро [125]. В списке источников исследования указан перечень учебников, на которые производится ссылка при анализе примеров текстов. В качестве материала также привлечены 897 сочинений учащихся с 1 по 11 классы; 496 текстов правил (письменно воспроизведенные реципиентами), полученных в ходе четырех экспериментов (учащиеся школ № 9, № 11, № 22 г. Бийска).

В работе использованы следующие методы и приемы исследования: а) моделирование позиционной и деривационной структур текстов; б) вероятностно-статистический анализ; в) психолингвистический эксперимент; г) метод позиционного анализа. Разработана и апробирована методика комплексного анализа системы структурно-семантических параметров текста, которая включает следующие его характеристики: 1) размер предложений, размер текста (в словоформах); 2) позиционная структура текста (разработанный Г.Г. Москальчук конструкт, построенный на серии пропорций золотого сечения);
3) деривационная структура текстов, отражающая специфику комбинаций его обязательных смысловых частей – информационных блоков; 4) распределение терминов, терминологических цепочек, информационных блоков в структуре текста. Выделенные параметры оценки и оптимизации текста обусловлены особенностями организации текстов правил.

Результаты исследования структурно-семантических параметров текста могут быть использованы при конструировании новых методик оценки и оптимизации текста, а также применены для создания компьютерных программ по редакторской правке, экспертной оценке текстов разного рода. Полученные данные о структурной организации формулировок правил могут быть использованы в лингвистическом анализе текстов, а также открывают возможности для моделирования текстов, отличающихся жесткой структурой и иерархией определенных смысловых частей.

Представленные в монографии способы оценки сложности текста могут применяться в области методики преподавания. Возможно проведение предварительного анализа любого учебного текста, в ходе которого выявляются его компоненты сложности, следовательно, прогнозируется сложность или комфортность текста для обучающихся. Оптимизация исследовательских процедур также является значимой, поэтому отметим, что в данной работе были предложены способы обработки и сопоставления трансформированных испытуемыми текстов, которые могут быть использованы для изучения специфики текстопорождения и воспроизведения текстов реципиентами. Определение параметров оптимизации и оценки сложности текста имеет существенную значимость для издательской практики (редактирование, теория учебной книги и т.д.), рекламной деятельности, а также для средств массовой информации и т.д.


следующая страница >>