microbik.ru
1


СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

К ОРГАНИЗАЦИИ КРЕАТИВНЫХ СРЕД
Лепский В.Е., доктор психологических наук,

Институт философии РАН, г. Москва

1. Постановка проблемы.

Сегодня у России имеется шанс стать лидером мировых процессов инновационного развития. Этот шанс можно использовать только при условии, если Россия сможет стать лидером формирования и реализации «мягких форм» глобализации. Задача крайне сложная, учитывая, что глобализация является венцом развития капитализма, и сегодня ее плодами пользуются в первую очередь исторически сложившиеся лидеры капитализма, которые «предоставили» нам роль сырьевого придатка.

Основные факторы, определяющие лидерство в процессах «мягкой» глобализации XXI века связаны как с высоким качеством и динамичностью инновационных процессов, так и с учетом их социальной направленности в интересах всего человечества [1,2].

Аргументы, дающие основания для оптимизма в становлении России лидером инновационного развития в XXI веке:

  • Высокая креативность россиян.

  • Еще недавно существовавшая лучшая в мире система образования.

  • Частично сохранившийся задел и кадры в области высоких технологий.

  • Наличие стартового капитала (стабилизационный фонд, относительно большие запасы и высокие цены на сырье).

  • Доминирующая в российском обществе социалистическая ориентация, может служить потенциалом для формирования «мягких форм» глобализации, а также для стратегического партнерства со становящимися лидерами мирового сообщества (ищущая свой современный образ Европа, Китай, Индия, страны Латинской Америки, страны исламской ориентации) и др.

Аргументы, дающие основания для пессимизма в решении данной задачи:

  • Бессубъектность как главная болезнь России, поразившая общество и государство, как следствие сложнейшие проблемы самоорганизации при решении задач инновационного развития. Главные симптомы этой болезни: блокировка рефлексии, неспособность адекватно воспринять и оценить сложившуюся ситуацию, подняться над нею, самоопределиться и самоидентифицироваться, отсутствие смелых, хорошо обдуманных «прорывных» идей и готовности, умело взаимодействуя с другими субъектами, их реализовать. Эти симптомы «грубо и зримо» проглядывают в образе мышления и действий всех основных субъектов современной России, в том числе и власти, что достаточно точно фиксируется аналитиками [2].

  • Высочайший уровень коррупции, формирующий отсутствие мотивов у коррумпированных чиновников в инновационном развитии страны [1,2,3].

  • Реально доминирующий в стране курс на превращение России в сырьевой придаток лидеров глобализации.

  • Негативные тенденции реформирования науки и системы образования, связанные с аспектами, которые способствуют снижению креативного потенциала научных работников и выпускников учебных заведений.

  • Неготовность России к вступлению в ВТО, в частности, связанная с крайне низкой стратегичностью и креативностью предприятий [4] и др.

С учетом приведенных аргументов в условиях современной России при управлении инновационными процессами становятся все более актуальными не технические (предметные) аспекты инноваций, а социальные. В первую очередь это должно быть связано с переходом от доминанты сложившегося объектно-ориентированного подхода к доминанте субъектно-ориентированного подхода, а точнее к их гармонии.

Сегодня становится крайне актуальной разработка субъектно-ориентированных технологий обеспечения инновационных процессов и на их основе нового поколения соответствующих инфраструктурных образований инновационных процессов. При этом в центре внимания должны оказаться проблемы организации креативных сред генерирования идей для новых проектов с учетом социальной ответственности за последствия их реализации [5].

В статье рассмотрены отдельные направления субъектно-ориентированного подхода к организации креативных сред для совершенствования инновационных процессов в России.

2. Креативность и проблема социальной идентификации.

Одним из значимых факторов повышения творческой активности является включенность творцов в социально значимые стратегические проекты макросубъектов, идентификация с этими макросубъектами, осознания себя как участника созидания будущего.

Сегодня в России разрушены идентификационные процессы, имеет место «атомизация» общества, потеря видения будущего, как следствие, не только снижение креативности, но и вымирание россиян. Возникли острейшие угрозы идентификационной безопасности.

Надежды на то, что механизмы демократии сами по себе обеспечат решение идентификационных проблем не обоснованы, и не только в России, но и во всем мире. В нашей стране эти механизмы оказались приватизированы коррумпированными чиновниками, через приближение к себе СМИ и политических институтов. Осознание в обществе приватизации механизмов демократии чревато потерей в его глазах легитимности власти и нарастанию социальной напряженности.

Если мы действительно хотим стать на путь инновационного развития, а не ограничиваться демагогическими заявлениями, то единственный путь решения идентификационной проблемы перевод ее в плоскость соотнесения с конкретными стратегическими проектами. Эти проекты должны быть понятны и приняты обществом как свои проекты, более того каждый шаг в реализации этих проектов должен быть прозрачен и свидетельствовать о движении к поставленным целям. Только на этой основе возможна «сборка» социальных макросубъектов и мобилизация креативного потенциала России [3,6].

3. Креативность и рефлексивность предприятий XXI века.

Время, в которое мы живем, характеризу­ется непостижимой динамикой измене­ний. Чтобы не отставать, требуются большие знания, ясное мышление, точная логи­ка, умение использовать все способности. Однако всего этого не­достаточно, чтобы утвердиться сегодня как успешное предприятие, и, возможно, оказаться на одном из первых мест. Знание возникает быстрее, инновационные циклы становятся короче, единицы времени, в которые мы работа­ем, меньше.

Выдающиеся достижения, которые требуют­ся сейчас, не могут быть совершены обычными средствами, потому что каждый располагающий может использовать их, так что выде­литься удается лишь на короткое время.

Выдающиеся достижения, которые нельзя так быстро повторить, основываются на необычных идеях, сложных для имитации. Эти идеи подоб­ны тем, что производят художники. Как произведение искусства создает­ся творческим человеком, так и выдающиеся дос­тижения на предприятии возникают благодаря креативным сотрудникам. Поэтому сегодня пред­приятиям больше, чем когда-либо, нужны люди, которые обладают способностями к рефлексии, к творчеству, которые готовы к движению в напряженности видения и мыслительной работы, интуиции и профессионального умения.

Неразрывная связь креативности и рефлексивности обоснована в многочисленных психологических исследованиях [7,8,9,10 и др.]. Рефлексия может рассматривается как основа творчества, как механизм, позволяющий субъекту зафиксировать продукт, оценить его новизну и определить перспективы развития.

Рефлексию и творчество можно рассматривать в трех аспектах: внутреннем, внешнем и их взаимодействии. Внутренний аспект обеспечивает личностную рефлексию и смыслотворчество (осмысливание значений, создание и реконструирование смыслов), внешний аспект – предметную рефлексию и культуротворчество (воспроизводство и производство культуры), во взаимодействии аспектов – социальную рефлексию и социотворчество.

Как показывают наши исследования рефлексивность предприятия зависит от многих факторов, одним из которых является рефлексивная культура руководителей и сотрудников. Известные концептуальные представления о личности руководителя, её структуре и качествах могут быть интерпретированы как качества преимущественно реактивного или рефлексивного субъекта. Мы можем назвать их субъектами реактивной и рефлексивной доминант. Этим типам соответствуют определённые особенности менталитета и делового поведения.

В первом варианте при неразвитой или заблокированной рефлексии, когда субъектность руководителя снижена, он становится объектом информационных и иных воздействий. В таких случаях его рефлексивные процессы протекают стихийно, неорганизованно и результат рефлексии в виде «счастливых озарений» случаен. Наиболее важные события не столько творятся таким руководителем, сколько случаются с ним. В психологическом плане это связано с неразвитой способностью к динамическому моделированию и построению многовариантной информационной картины производственных (управленческих) процессов. Это в значительной мере определяет неспособностью руководителя принимать адекватные решения.

Во втором случае мы можем говорить о том, что руководитель в своей деятельности преимущественно использует рефлексивные стратегии. Он в максимально возможной мере субъектен. Руководитель рефлексивного типа способен к системному построению стратегии своей деятельности. Он может ясно осознавать, чётко формулировать и внятно озвучивать свои интересы.

Таким образом, современный характер деятельности руководителя, представляя собой деятельность меняющегося субъекта власти в динамично меняющейся социальной среде, предъявляет исключительно высокие требования к его рефлексивной культуре.

Рефлексивную культуру предприятия можно определить как систему способов организации рефлексии, построенных на основе интеллектуальных и ценностных критериев. Она включает в себя: способность и готовность действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, гибкость в принятии решений, постоянную готовность к поиску путей решения творческих задач в кризисных ситуациях деятельности, способность переосмысливать стереотипы своего опыта, возможность реализовать личностные, коммуникативные и интеллектуальные свойства адекватно ситуации. Сфера бизнеса – одно из наиболее подходящих пространств для реализации ценностей подобной культуры.

Рефлексия позволяет не только решать ненормативные критические ситуации, но и обеспечивает коррекцию норм предпринимательской деятельности. Поэтому ведущая функция рефлексии – преодоление затруднения в деятельности через развитие самой деятельности. Важным признаком развития рефлексивной культуры личности руководителя предприятия является гармоничность различных её аспектов. Под гармоничностью понимается не только наличие доминирующей направленности рефлексии, которая не подавляет, а стимулирует проявление других рефлексивных содержаний, важных для конструктивной личностной реализации, но и лёгкость переключения с одного типа рефлексивных проявлений на другой. Гармоничное взаимодействие разных уровней рефлексии способствует формированию его адекватного поведения в кризисных ситуациях. Конструктивное взаимодействие руководителя и ситуации ведет к развитию рефлексивной культуры современного успешного предприятия.

Сравнительный анализ отдельных аспектов организации рефлексивных процессов на предприятиях XX и XXI века представлены в Таблице 1. [4].

Таблица 1.

Отдельные аспекты организации рефлексивных процессов

на предприятиях XX и XXI века

Аспекты

Традиционные предприятия XX века

(«жесткая организация»)

Предприятия XXI века

(«гибкая, сетевая организация»

Ведущая ориентация на способ деятельности сотрудников

Реактивный способ деятельности.

Рефлексивный способ деятельности.

Субъектный аспект отношения к сотрудникам

Ориентация на превращение сотрудников из субъектов в объекты управления. Блокировка рефлексии.

Ориентация на сохранение и формирование "субъектности" сотрудников, отказ от манипулирования.

Стимулирование, поддержка рефлексии, развитие рефлексивных способностей.

«Носители рефлексии»

Топ-менеджеры.

Все сотрудники предприятия, группы, организация в целом

Действия сотрудников

в конкретных

ситуациях

Ориентация на шаблонные действия в типовых ситуациях и обязательное обращение к помощи руководителей в нестандартных ситуациях.

Ориентация на самостоятельные действия, стимулирование креативности и рефлексии.

Коммуникация «носителей рефлексии»

Формальное общение.

Высокая степень опосредственности общения.

Гибкое сочетание формального и неформального общения. Гибкое сочетание форм общения.

Коммуникация «носителей рефлексии» и «носителей властных полномочий»

Совмещение «носителей рефлексии» и «носителей властных полномочий»

Создание условий для реального влияния «носителей рефлексии» на «носителей властных полномочий».

Координация действий подразделений и сотрудников предприятия.

На основе должностных инструкций.

На основе формирования у сотрудников взаимных адекватных рефлексивных представлений, а также рефлексивных позиций предприятия и подразделений как социальных субъектов.

Базовые знания

Предметные.

Процедурные, в том числе рефлексивные технологии.

Стимулирование и поддержка рефлексивных процессов у сотрудников предприятия

Недооценка данного аспекта.

Многообразие мероприятий и программ ориентированных на стимулирование и поддержку рефлексивных процессов у сотрудников предприятия.

Создание условий для развития рефлексивных способностей «носителей рефлексии»

Недооценка данного аспекта.

Предприятие как рефлексивно развивающая среда.


В качестве иллюстративного примера на Рис.1. приведена авторская оценка обобщенных образов российских и японских предприятий.




Рис. 1. Ориентировочное сравнение обобщенных образов российского и японского предприятий


Приведенная оценка наглядно показывает, что вопреки устоявшемуся мнению о чрезвычайно высокой индивидуальной креативности россиян, в условиях предприятий групповая креативность у российских предприятий ниже чем у японских. Это еще раз подчеркивает актуальность в России проблем организации креативных сред и одновременно заставляет задуматься о конкурентности российских предприятий в XXI веке, а также о необходимости учета этих аспектов при вступлении в ВТО.

4. Базовые факторы организации креативных сред.

Обозначим отдельные факторы, способствующие организации креативных сред:

  1. Наличие свободного ресурса конструктивных элементов (креативных субъектов), на основе которых организуется креативная среда.

  2. Развитие культуры организации групповых креативных субъектов и работы в их составе.

  3. Наличие мониторинга и непрерывного развития креативных субъектов.

  4. Недостаточность образцов регламентированного поведения для организации нормальной жизнедеятельности в креативной среде.

  5. Наличие в креативной среде позитивных образцов творческого поведения.

  6. Создание в креативной среде условий подражания творческому поведению.

  7. Социальное подкрепление творческого поведения в креативной среде.

  8. Создание в креативной среде условий для развития креативных и рефлексивных способностей субъектов среды.

  9. Формирование креативной среды как социального субъекта проектной деятельности.

  10. Обеспечение процессов социальной идентификации субъектов креативной среды с самой средой (фрактальность субъектов).

  11. Принцип двойного субъекта в организации взаимодействий креативной среды с ее креативными членами [11,6].

  12. Обеспечение адекватности коммуникативных процессов креативной ориентации среды (доминирование непосредственного общения).

  13. Обеспечение адекватности формальных и неформальных отношений в среде креативной ориентации среды (от администрирования к модерированию).

5. Выводы.

Креативный потенциал России является основой для становления страны на инновационный путь развития. Сегодня ему уделяется явно недостаточно внимания. Более того, проводимые реформы науки и образования скорее способствуют его снижению.

Первоочередные задачи, направленные на повышение креативного потенциала России:

  1. Интенсификация работ по формированию стратегических проектов развития страны, проектов понятных и принимаемых как свои обществом, проектов способствующих решению проблем социальной идентификации, повышению легитимности власти и «сборке» макросубъектов инновационного развития.

  2. Пересмотр процессов реформирования науки и образования в контексте становления страны на инновационный путь развития. Широкое включение в учебные процессы педагогических технологий ориентированных на креативное развитие и формирование культуры групповой креативной деятельности.

  3. При организации инновационных инфраструктур переход от доминанты сложившегося объектно-ориентированного подхода к доминанте субъектно-ориентированного подхода, а точнее к их гармонии.




Литература


  1. Ипполитов К.Х., Лепский В.Е. О стратегических ориентирах развития России: что делать и куда идти // Рефлексивные процессы и управление. Том 3. N1. 2003. С.5-27. (www.reflexion.ru)

  2. Лепский В.Е. Становление стратегических субъектов: постановка проблемы // Рефлексивные процессы и управление. Том2, №1, 2002. С.5-23. (www.reflexion.ru).

  3. Проблема субъектов российского развития. Материалы Международного форума «Проекты будущего: междисциплинарный подход» 16-19 октября 2006, г. Звенигород / Под ред. В.Е.Лепского. М.: Когито-Центр, 2006. – 232с.

  4. Лепский В.Е. Стратегичность предприятий XXI века // Экономические стратегии. 2006. N7. С.110-118. (www.reflexion.ru)

  5. Лепский В.Е. Субъектно-ориентированные технологии в иновационных процессах // Материалы VIII Международного форума «Высокие технологии XXI века». Москва, 23-26 апреля 2007 г.

  6. Проблема субъектов социального проектирования и управления. Препринт / Под ред. В.И.Аршинова и В.Е.Лепского. М.: Когито-Центр, 2006. – 248с.

  7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей/ Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 320 с.

  8. Петровский В.А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. N3. 1975.

  9. Пономарев Я. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в развитии творческого мышления//Психол. журн. 1986. Т.7. No 6. С.158-159.

  10. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М.: Школа-пресс, 1995. 384 с.Лепский В.Е. Концепция субъектно-ориентированной компьютеризации управленческой деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1998. –204с.

  11. Лепский В.Е. Концепция субъектно-ориентированной компьютеризации управленческой деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1998. –204с.


Работа выполнена при поддержке РГНФ,

исследовательский проект 05-03-03473а