microbik.ru
1


Схема учебной истории болезни

1 страница. Лицевая сторона

Кафедра педиатрии СПбГМА им И.И. Мечникова

Зав.кафедрой, доцент Н.Н. Муравьева

Преподаватель _____________________

История болезни

Фамилия, Имя, возраст больного

Клинический диагноз (полностью, без сокращений)

Основной

Сопутствующие

Осложнения
Куратор _________________

Со 2 страницы

1. Паспортная часть

Фамилия, Имя, возраст больного

Дата поступления в стационар

Дата курации

Диагноз направления

Клинический диагноз

Исход заболевания (выздоровление, выписан и т.д.)

2. Жалобы больного (родителей)

а) При поступлении

Конкретно выделить вначале ведущие жалобы, затем второстепенные.

Б) На момент курации

Заключение по жалобам

3. Анамнез болезни

Излагается в хронологическом порядке. Подробно излагаются динамика заболевания у данного пациента. Данные врача поликлиники, врача скорой помощи, врача приемного покоя, их диагнозы, проведенное лечение.

4. Анамнез жизни

Излагается по периодам детского возраста, начиная с родителей (возраст родителей, образование, где работают (профессиональные вредности), состояние здоровья.

Число беременностей и родов у матери, их исходы. Состояние здоровья других детей.

Острые заболевания матери во время настоящей беременности, хронические интоксикации, болезни обмена веществ, эндокринные, наследственные заболевания.

Какой ребенок по счету. Как протекала беременность. Использовала ли дородовый отпуск. Роды срочные или преждевременные. Как протекали роды. Длительность безводного периода. Родовспоможение и родостимуляция.

Период новорожденности.

Состояние после рождения. Оценка по шкале Апгар, крик, вес и рост при рождении, время прикладывания к груди, активность сосания, вес при выписки из роддома, время отпадения пуповинного остатка, состояние пупочной ранки. Наличие и динамика физиологической и патологической желтухи.

Характер вскармливания после рождения, лактация матери, режим вскармливания, соблюдение ночных перерывов, причина перевода на смешенное или искусственное вскармливании, когда и виде чего давался докорм и прикорм. Время введения соков, тертого яблока, когда отнят от груди, диета после года.

Физическое и психомоторное развитие: когда стал держать голову, интересоваться игрушками, сидеть, стоять, ходить, когда появились первые зубы, когда стал гулить, произносить отдельные слоги, слова, последующее психомоторное развитие.

Перенесенные заболевания: какие, когда, в каком возрасте, как они протекали, где лечился. Выяснить наличие диатезов, аллергических реакций на пищу, лекарства.

Контакт с инфекционными больными (туберкулез, детские инфекции), туберкулиновые пробы.

Какие профилактические прививки сделаны ребенку. Что ребенок посещает (ясли, сад, школу). Не состоит ли на учете у специалистов.

Материально бытовые условия, условия воспитания, особенности поведения в семье и коллективе.

Краткое резюме по анамнезу: что дал собранный анамнез, какие отрицательные моменты способствовали данному заболеванию, фон на котором оно развилось, наследственная предрасположенность.

5. Объективный статус при поступлении: (самое основное для того, чтобы отразить динамику). Взять из истории болезни.

6. Объективный статус на день курации:

1) Начинается с общего осмотра (оценка общего состояния), положение тела ребенка (вынужденное или свободное), настроение, сознание, выражение глаз, контакт с окружающими, реакция на новых людей, самочувствие.

2) Выражение лица, цвет кожных покровов, сухость, влажность. Эластичность кожи, тургор мягких тканей, проявления экссудативного диатеза. Патологические высыпания. Кровоизлияния. Характер роста волос.

Осмотр видимых слизистых оболочек рта, носа, глаз.

Характер подкожно-жирового слоя. Толщина, характер распределения.

Наличие и расположение отеков.

3) Мышечная система. Степень развития мускулатуры, тонус и сила мышц, объем и характер движений.

4) Лимфатическая система. По группам дать их характеристику (размер, болезненность, подвижность, спаянность).

5) Костно-суставная система. Характер костного скелета, форма головы, большой родничок, его размеры, состояние. Форма грудной клетки. Характер прорезывания зубов, их количество, состояние. Пальпация костной системы (болезненность, подвижность суставов).

6) Органы дыхания. Частота дыхания. Характер одышки, участие вспомогательной мускулатуры. Стонущий или охающий характер дыхания, характер голоса, крика, кашля. Данные перкуссии и аускультации. Голосовое дрожание.

7) Сердечно-сосудистая система. Осмотр (цианоз кожных покровов, отеки, костные деформации). Усиление цианоза при крике. Западение сердечной области, видимые пульсации верхушки или всей области сердца, яремных вен, пляска каротид. Сердечный толчок. Верхушечный толчок, смещение их. Кошачье мурлыканье. Пульс на лучевой артерии, его характеристика. Границы относительной сердечной тупости. Аускультация сердца. Характер тонов, их ритмичность, усиление или ослабление тонов, раздвоение, акценты на аорте или легочной артерии. Шумы сердца, характер, продолжительность, тембр, точка наилучшего выслушивания, характер проведения шума, распространенность, изменение в зависимости от положения. Артериальное давление.

8) Желудочно-кишечный тракт: состояние слизистой полости рта, зева, миндалин, языка—окраска, влажность, налеты, фолликулы, трещины, состояние сосочков. Состояние зубов — молочные, постоянные, количество, наличие кариеса. Форма и величина живота, расширение вен передней брюшной стенки, видимая перистальтика, расхождение прямых мышц живота, состояние пупка. Перкуссия живота, определение асцита или псевдоасцита. Определение размеров печени по Курлову, пальпация печени (выступание из-под реберной дуги, характеристика края печени, консистенция, болезненность). Перкуссия селезенки, определение продольного размера селезенки. Поверхностная пальпация живота (напряжение мышц передней брюшной стенки, болезненность, локальные уплотнения). Глубокая пальпация живота. Пальпация толстой и тонкой кишки, мезентериальных узлов. Симптомы: Георгиевского-Мюсси, Мерфи, Ортнера-Грекова. Болевые точки: Кера, Мейо-Робсона, Дежардена, Боаса, Оппенховского. Аускультация живота: перистальтика. Состояние ануса: (трещины, зияние). Стул и его характеристика.

9) Мочевыделительная система: осмотр области поясницы, бимануальная пальпация почек, пальпация и перкуссия мочевого пузыря. Болевые точки: верхние и нижние мочеточниковые точки. Симптом Гольдфляма. Частота мочеиспусканий, болезненность их, недержание мочи. Данные осмотра наружных половых органов.

10) Эндокринная система: расстройство роста (гигантизм, карликовость) и веса (истощение, ожирение), распределение подкожно-жирового слоя. Состояние щитовидной железы (величина долек и перешейки), половые органы, вторичные половые признаки, степень их выраженности. Ускорение или замедление полового развития.

11) Органы чувств.

7. Предварительный диагноз: данные анамнеза (указать какие), данные объективного осмотра (указать какие) дают основание предположить у ребенка следующий диагноз (указать основной, сопутствующий, осложнения).

8. План дополнительных лабораторных и инструментальных исследований.

9. Результаты дополнительных лабораторных и инструментальных исследований.

а) антропометрические данные и их оценка.

б) результаты лабораторных методов исследования и их оценка.

в) результаты инструментальных методов исследования.

10. Обоснование клинического диагноза.

1) обоснование основного диагноза

2) обоснование осложнений

3) обоснование сопутствующих заболеваний.

11. Клинический диагноз

Основной:

Осложнения:

Сопутствующие заболевания:

12. Дифференциальный диагноз:

13. Этиопатогенез конкретно для данного конкретного случая.

14. Обоснование терапии данного пациента:

а) режим

б) диетотерапия

в) медикаментозная терапия (этиотропная, патогенетическая и симптоматическая терапия)

15. Дневник курации (3-5 дней). Первый день – статус более подробный. Последующие дни – отразить динамику патологического процесса.

16. Эпикриз.

а) с чем поступил пациент

б) результаты обследования

в) результаты терапии в динамике

г) прогноз для данного пациента

д) профилактика и рекомендации

17. Список использованной литературы, интернет-сайтов.