microbik.ru
1
Сценарий внеурочного мероприятия

«О чем жужжит пчела?»

Учитель биологии и химии Речкина Светлана Алексеевна

МКОУ «Романовская СОШ» Белозерского района

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии насекомых.

Задачи:

  1. Расширить знания о биологических особенностях организации насекомых.

  2. Воспитание бережного отношения к окружающей природе.

  3. Формирование мотивации к изучению биологических наук.

  4. Развитие наблюдательности и внимания.

Форма проведения: экскурсия-состязание.

Продолжительность мероприятия: 60-70 минут.

Класс: 6-8 классы.

Оборудование: Класс оформлен в виде летнего, залитого солнцем луга. Картинки различных насекомых. Ноутбук, колонки. Портрет М.Н.Римского-Корсакова, зеленые и красные воздушные шары.

Интернет-источники:

http://poiskm.ru/song/1434414-Rimskiy-Korsakov-Polet-shmelya- Римский-Корсаков

http://muzofon.com/search/-Мендельсон-«Сон

http://www.zaycev.net/pages/1112/111252.shtml-Чайковский

http://www.audiopoisk.com/track/detskie-pesni/mp3/4etire-nerazlu4nih-tarakana-i-sver4ok/-

http://muzofon.com/search/-«Камаринская»

Предварительная подготовка: постановка театрализованного представления (учащиеся 6 класса). Подготовка костюмов (родители).
Структура и содержание этапов мероприятия:





Название

Продолжительность

Планируемый результат

1

Вступление

5-7 мин

Актуализация знаний обучающихся, мотивация их на деятельность.

2

Основная часть

40-50 мин

Театрализованное представление. Представление команд, жюри, выполнение заданий.

3

Рефлексия

7-10 мин

Подведение итогов состязания.


Ход мероприятия:

Вступление.

Добрый день! Сегодня у нас необычное мероприятие тема, которого «О чем жужжит пчела?».

Я прошу вас закрыть глаза и очень внимательно послушать отрывок из музыкального произведения. (П.И.Чайковский «Бал цветов»).

С чем ассоциировалась у вас музыка?

В ходе обсуждения приходим к выводу, что звуки этой музыки напоминают прекрасный летний луг. Но летний луг был бы нем без звуков живых существ, его населяющих.

Как называется наука о насекомых? (Энтомология). А ученые данной науки? (Энтомологи).

В этом зале собрались энтомологи нашей школы. (Представление команд-энтомологов). Я приглашаю вас совершить экскурсию по летнему лугу и выяснить, какие насекомые, по какой причине и каким образом издают звуки? Все результаты своих наблюдений вы заносите в таблицу (каждой команде выданы заготовки таблиц). Оценивает вашу работу жюри. (Представление жюри).

Основная часть.

Музыкальная сказка о звуках в жизни насекомых.

Действующие лица: кузнечик, сверчок, комар, шмель, пчела.

Действие 1.

Музыка Рахманинова «Этюд-картинка» создает ощущение прекрасного летнего утра. Появляется кузнечик.

Кузнечик. Как хорошо утром на лугу! Душа поет! А какая вокруг звучит музыка, сколько разных звуков! (Прислушивается). Вот стрекочет цикада…. Такая кроха, а какой силы и чистоты звук! Вот сосед старается – территорию свою охраняет. Да зря старается - мне чужого не надо, свою бы защитить.

Да он к себе еще и подружку в гости пригласил… красивая пара.

В отличие от нас у них передние и задние крылья равные, то есть одинаковой твердости. Скажу по секрету, что у них на брюшке есть пара выпуклых пластинок, называются цимбалы. При изменении их выпуклости и образуется звук.

Например, если взять консервную банку с выпуклым дном и попеременно вдавливать и отпускать издается звук. Так же и у цикад.

(Вновь прислушивается). А вот, кажется, пчела пролетела, гудит о чем-то своем. Вот бы узнать! Надо бы догнать ее и спросить, о чем она жужжит? (Убегает).

(Конец первого действия).

Группы энтомологов заполняют таблицы.

Действие 2.

(Появляется кузнечик).

Кузнечик. Не догнал. Какая досада…. И о чем же она жужжала?

(Появляется сверчок).

Кузнечик (обрадовано). А вот и соратник по цеху пожаловал, у него-то мы сейчас и спросим, о чём жужжит пчела. (Приглядывается). Что-то вид у него как после пожара. Братец Сверчок, что это с тобой приключилось?

Сверчок (огорчённо). И не спрашивай! Дед мой совсем ошалел - пиротехником решил стать на старости лет.

(Звучит песня «Четыре неразлучных таракана и сверчок»).

Кузнечик. Да, видно, ты так его своей музыкой довёл, что нервы у старика сдали. Надо было тише петь.

Сверчок. Да как же тише? Будешь тише, так глядишь под печку к деду еще кто-нибудь из собратьев по виду заявится. А так всем претендентам на чужую территорию слышно - занято!

Кузнечик (насмешливо). Зато теперь ни печки, ни проблемы территориальной враз и не стало. И куда же ты теперь?

Сверчок. А я в Японию подамся! Там не то, что здесь, там нас, сверчков, держат в домах в специальных бамбуковых клеточках, потому что считается, что мы счастье в дом приносим. Да и в России испокон веку плохой приметой было прогонять нас из дому.

Кузнечик. Да, я у тебя спросить хотел, ты не знаешь, о чём жужжит пчела?

Сверчок (горестно). Не знаю. Не до этого мне - ни кола, ни двора, без дома я, бедолага, остался. Пойду угол какой-нибудь теплый искать.

Кузнечик. А ты здесь на лугу оставайся. Тут по близости уже один сверчок норку вырыл. По вечерам его очень хорошо слышно.

Сверчок. Да ты что? Я - сверчок домовой, а в соседях у тебя - сверчок полевой. Мне без человека никак нельзя. Синантропный я вид.

Кузнечик. Какой, какой?

Сверчок. Синантропный - совместно с человеком обитающий. Пойду, пожалуй, крышу себе искать. (Кузнечик машет вслед сверчку).

(Конец второго действия).

Группы энтомологов заполняют таблицы.

Действие 3.

(Издалека сначала тихо, потом всё громче и громче звучит «Камаринская»).

В присядку, появляется Комар. Кузнечик сначала притопывает в такт музыке, потом, не выдержав, тоже пускается в пляс. Вдоволь наплясавшись, герои устало опускаются на краю сцены.

Кузнечик (запыхавшись). Вот это музыка! Сколько удали, да веселья – ноги сами в пляс пошли.

Комар (горделиво). Ещё бы - русская народная плясовая, да в честь меня, комара, названная.

Кузнечик (немного насмешливо). Видно, здорово ты народу летними вечерами поднадоел, раз они плясовую в честь тебя назвали.

Комар. Да это не я, а наша прекрасная половина к людям пристает, мы-то сами вегетарианцы - нектаром цветочным питаемся.

Кузнечик. Но насколько точно оркестр народных инструментов твой писк передаёт!

Комар. А все потому, что самые высокие инструменты звучали - рожок, свирель, жалейка.

Кузнечик. Слушай, Комар, я тут решил разобраться, кто, чем и зачем на нашем лугу сверчит, жужжит и пищит. Вот я, например, скрипач. У меня на одном крыле перепонка имеется - тимпан, а на другом смычок - толстая зазубренная жилка. Сверчок тут недавно проходил, так он тоже скрипач, только я - левша, а он – правша. А ты чем пищишь!

Комар. Как это чем? Крыльями, конечно. Настоящий комар не был бы сам собой без писка.

Кузнечик. А почему звук такой высокий получается?

Комар (рассудительно). А это потому, что крылья очень часто вибрируют. Вот сравни - бабочка –капустница пять взмахов крыльями в секунду делает. Слышно ее?

Кузнечик. Не слышно.

Комар. Шмель: 120-140 взмахов. Какое у него гудение?

Кузнечик. Низкое, на до или до-диез.

Комар. Правильно. Жуки гудят на ре, пчела на си, а мы делаем 600 взмахов в секунду и получается фа-диез. Правда, самые высокие звуки среди нашего комариного племени издают комары-дергунцы. Они и крыльями чаше машут - до 1000 взмахов в секунду и еще у них особые барабаны есть, расположенные у отверстий дыхательных трубочек-дыхалец. Поэтому самые высокие и резкие тона получаются.

Кузнечик. Понятно. А для чего вам ваш писк понадобился?

Комар. Как это для чего? А подружку как найти или там соплеменника? Звуковая сигнализация - великая вещь. По звуку мы все определяем - кто на свидание летит, кто на обед, а кто и от опасности «крылья делает».

Кузнечик. Как это?

Комар. А так, звуки-то все разной высоты и громкости. Если в лесу пожар случается, и собратья от него удирают, то крылья работают на предельной скорости, стало быть, и звук они производят особый, отличный от любого другого комариного писка. А мы в звуках прекрасно разбираемся.

Кузнечик. Надо же, как ты все интересно рассказываешь, а я вот еще у тебя спросить хотел…

Комар (перебивает). Извини, друг, некогда мне, пора уже лететь. Пока!

Кузнечик. Эх, не успел у него спросить про пчелу. А он наверняка знал, о чем она жужжит, такой умный, образованный комар попался.

(Конец третьего действия).

Группы энтомологов заполняют таблицы.

Действие 4.

Звучит «Полет шмеля» Римского-Корсакова. На сцену влетает шмель. У него очень озабоченный вид, он деловито перелетает с цветка на цветок, не обращая внимания на кузнечика. После нескольких неудачных попыток остановить шмеля, кузнечик попросту сталкивается с ним. Оба падают.

Кузнечик (потирая лоб). Ух, еле тормознул тебя, приятель.

Шмель (угрожающе). И совершенно напрасно, приятель. (Медленно поднимается с пола). Я тут, понимаешь, делом занят, нектар собираю, а всякие бездельники, которым наскучило на лугу сидеть и песенки распевать, еще тормозить меня будут по пустякам.

Кузнечик (миролюбиво). Да я не по пустякам, я спросить хотел…

Шмель (не слушая). Спрашивальщик еще нашелся! (Собирается уходить).

Кузнечик (вслед). Да я про музыку хотел спросить.

Шмель (оборачиваясь). Про какую еще музыку?

Кузнечик. Да вот хотя бы про ту, которая сейчас звучала.

Шмель. Вот невежда! Да это же знаменитый «Полет шмеля» известного композитора-сказочника Римского-Корсакова.

Кузнечик (уважительно). Ну надо же, такой великий композитор и вам, шмелям, музыкальную пьесу посвятил?

Шмель (горделиво). А кому же еще? Уж не вам ли, скрипачам зеленым? Да и сыну надо было помочь. (Снова собирается уходить).

Кузнечик. Какому сыну?

Шмель( раздосадовано). Какому- какому, своему, конечно, Михаилу Николаевичу Римскому-Корсакову, известному русскому энтомологу. Это сейчас его почти никто, кроме специалистов, не знает, а вначале ХХ века его книга “Зоологические экскурсии” была известна каждому натуралисту.

Кузнечик. А как же композитор мог энтомологу помочь?

Шмель. Да очень просто. Написанная им музыкальная картинка помогла впоследствии Михаилу находить гнезда шмелей, настолько точно был передан композитором тембр звука, издаваемого нами при полете. Да заболтался я с тобой, лететь надо, солнце уже высоко. Летний день год кормит.

(Шмель улетает. Кузнечик задумчиво бродит по лугу).

(Конец четвертого действия).

Группы энтомологов заполняют таблицы.

Действие 5.

(Появляется пчелка).

Кузнечик (обрадовано). Пчелка, наконец- то! Только не улетай, пожалуйста, не торопись, мне очень-очень хочется с тобой поговорить!

Пчела. Хорошо, малыш, давай поговорим, но не очень долго, утро чудесное, солнечное, ты знаешь, мне надо трудиться.

Кузнечик. Я все хотел спросить, о чем ты жужжишь?

Пчела. О многом. Мы, пчелы, насекомые общественные, и для нас звуковая сигнализация очень важна.

Кузнечик. И все же, о чем?

Пчела. Главное в нашей жизни - работа. Стало быть, и жужжим, как правило, о работе. Да вот пример. Большинство пчел - великие труженицы. Но есть среди нас тунеядцы, любители легкой жизни. Им не нравится, перелетая с цветка на цветок, собирать по крупицам нектар, трудиться с утра до вечера. Куда проще и легче забраться в чужой улей и унести добычу, собранную тружениками.

Кузнечик. Так это же настоящий грабеж!

Пчела. Да, самый настоящий. Причем эти бездельницы очень похожи на рабочих пчел. Многих они могут обмануть, но только не пчел-сторожей. Которые дежурят у входа в улей. Вот здесь жужжание и помогает.

Кузнечик. А как можно отличить грабительницу от труженицы.

Пчела. По звуку. Пчела, летящая налегке, машет крыльями чаще, и звук получается высокий, а летящая с грузом крыльями машет реже – тяжело ей, вот и гудение получается чуть ниже. Сторожа по звуку и определяют, кого пропустить в улей, а кого гнать прочь. Кроме того, с помощью пчела-разведчица сообщает жизненно важные для всего улья сведения. Например, как далеко от улья находятся обнаруженные разведчицей цветы.

Кузнечик. А я слышал, что пчелы сообщают об этом танцами и запахами.

Пчела. Этого недостаточно. С помощью химического языка не все можно передать. Треском же крыльев можно передать и расстояние до нектара, и количество найденной еды.

Кузнечик. Как в этом мире все разумно! Спасибо тебе, Пчелка, за рассказ.

(Конец пятого действия).

Группы энтомологов заполняют таблицы.
Проверка заполнения таблиц. Приложение 1.

(Жюри подводит итоги работы по таблицам).

Учитель. (Работа с тестом). Я зачитываю утверждение, если согласны – поднимаете зеленый воздушный шар, не согласны – красный. (Какая группа больше даст правильных ответов). Приложение 2.
Рефлексия.

Жюри объявляет итоги. Награждение команд.

Учитель. Велика роль звуков в жизни насекомых. Прекрасен мир, в котором мы живем. Вся наша планета – огромный зеленый луг, который нужно охранять и беречь.