microbik.ru
1 2 ... 30 31
Вопросы к государственному экзамену по направлению 52600 «Журналистика» (бакалавриат)

1. Журналистика как явление художественно-эстетической культуры.
2. Система СМИ: структура, специфика каналов и их взаимодействие. Doc file
3. Профессиональная этика журналиста. Doc file
4. Правовое регулирование журналистской деятельности. Doc file
5. Авторское право в журналистике. Doc file
6. Эффективность журналистики: факторы, формы проявления и способы изучения. Doc file
7. Типология СМИ, тенденция развития. Doc file
8. Литературный сценарий на радио и телевидении. Doc file
9. Новейшие информационные технологии и перспективы развития журналистики. Doc file
10. Объективность и творческая свобода в труде журналиста. Doc file
11. Журналистика как явление общественной жизни России в 1990-е годы. Doc file
12. Научная организация журналистского труда. Doc file
13. Источники и методы сбора журналистской информации. Doc file
14. Конфликтные ситуации в жизни и журналистском произведении. Doc file
15. Свобода слова и ответственность журналиста. Doc file
16. Взаимодействие СМИ с общественным мнением. Doc file
17. Диалогичность как принцип международного общения.
18. Психологическая культура журналиста. Doc file
19. Социальный и профессиональный статус журналиста. Doc file
20. Функциональные разновидности литературного языка (разговорный, научно-деловой стили). Doc file
21. Принципы и стандарты редактирования журналистских текстов. Doc file
22. Стилистические особенности информационных жанров прессы. Doc file
23. Публицистический стиль как функциональная разновидность литературного языка. Doc file
24. Система жанров российской печати: традиции и обновление. Doc file
25. СО в системе коммуникаций: функции, цели, содержание. Doc file
26. Прямое вещание на радио и ТВ: организация, методика и эффекты. Doc file
27. Принципы и виды верстки современной периодики. Doc file
28. Жанровая характеристика теле- и радиовещания. Doc file
29. Методика общения в кадре ТВ и у микрофона радио.
30. Новые технологии в современном теле- и радиовещании. Doc file
31. Функции и структура службы связи с общественностью в организации. Doc file
32. Правовое регулирование рекламы и СО. Doc file
33. Лицо газеты. Приемы и средства газетного оформления. Doc file
34. Производство и выпуск издания. Основные этапы. Doc file
35. Журналистика Германии: регионализм СМИ, его социально-исторические предпосылки и современное состояние. Doc file
36. Журналистика Франции: государственный контроль и плюрализм СМИ. Doc file
37. Журналистика стран Восточной Европы в условиях социальной трансформации (1989-1999). (Страна по выбору). Doc file
38. Мировые информационные агентства. Doc file
39. Зарубежные концепции журналистики и их идейно-теоретические основы. Doc file
40. Стандарты зарубежной журналистики в практике российских СМИ. Doc file
41. Зарубежная журналистика. Государство и политические партии. Doc file
42. Создание русской периодической печати в XVIII веке. Doc file
43. Русская журналистика первой половины XIX век: процессы, направления и ведущие издания. Doc file
44. Работа со СМИ в службе связей с общественностью (на примере организации по выбору студента). Doc file
45. Правовые и этические основы рекламы и ПР. Doc file
46. Цензурная политика в России: история и современность. Doc file
47. Русская журналистика второй половины XIX века. Тенденции и важнейшие издания. Doc file
48. Русская газета конца XIX - начала XX века. Doc file
49. Традиции российской публицистики: формирование, выдающиеся представители, преемственность и обновление. Doc file
50. Советская журналистика в годы Великой Отечественной войны.
51. Журналистика стран СНГ в условиях социально-политической трансформации общества (страна по выбору студента).
2. Система СМИ: структура, специфика каналов и их взаимодействие.
Разнообразные в типологическом отношении ср-ва информации в совокупности образуют целостную систему журн-ки. В структурном плане ее представляют три группы ср-в инф-ции:

  • Печатная пресса – газеты, журналы, еженед-ки, дайджесты, бюллетени

  • Аудиовизуальные СМИ – радио, ТВ, документ.кино, видеовещание, телетхт

  • Информационные службы – телеграфные аг-ва, рекл.бюро, пресс-службы, аг-ва по связям с общ-ю, професс.журналист.ассоциации.

  • Интернет – это сложный вопрос. В совр.практике его Инет невозможно игнорировать (эл.версии изданий). Некот.считают, что Инет как кибержурн-ку нужно причислять к СМИ. Др.-против. Поэтому приходится принимать его двойственное положение. Во-1х, ни в России, ни в др.гос-х он законодательно не относится к СМИ. Во-2х, выражения «электронная версия» или «сетевая газета» передают лишь форму трансляции мтрлов. Скорее это «телекоммуникация» (общении на расстоянии).


Каждая группа СМИ занимает особое место в едином их комплексе.

Специфика печати, выражающей свое содержание через письменное слово и относит.скупые изобразит.ср-ва, заключается в наибольшей (по ср.с радио и тв) аналитичности тхтов. Процесс чтение предполагает высокую степень абстрактности мышления, работу воображения. Более тесным становится взаимодействие автора и читля. Авторитет прессы подкрепляет многовековая культура письменной речи. Тхты газет и журналов удобно исп-ть как хранилище информации (можно вернуться к повторному изучению, копировать и др.)

На фоне экспансии ТВ и комп.коммуникации в мире возникло беспокойство (снижение тиражей газет) о сохранении письменной жрун-ки.
Преимущества радио связаны с его оперативностью, доступностью для широких слоёв населения и практически безграничным распространением, а также с технической простой и дешевизной производ-го процесса. Выразит.ср-ва радиожурн-ки – живой голос, шумы, музыка – облад-ют высоким потенциалом достоверности и образности в передаче реальных событий.

В течение послед.лет радио увел.свою аудиторию, развивается в професс.плане.
Телевидение сочетает в себе возможности радио, кино, фотографии, живописи, театра и др.предшествующих ему систем общения. Синтезируя изобр.и звук, оно добивается почти полного жизнеодобия. Оно до предела облегчает аудитории восприятие информации, а потому несет в себе просветительский, пропагандист. и манипулят.заряд.
Информационные службы – обеспечивают деятельность других СМИ, поставляя им готовые тхты и «сырой» фактический мтрл. Сами они, как.пр., не выпускают собственные журналиы или программы. Центральное место в этой группе занимают ИА (так же наз-ют аг-ми новостей или телеграф.аг-ми).

Мировые ИА: Ассош.Пресс (доля его продукции даже в Европ.странах сост.80% инфомрационного про-ва) и Юнайтед Пресс (США). Фр.Пресс. Рейтер.ИТАР-ТАСС.
Кроме аг-в новостей стремительно расширяется сеть других инф-х служб: рекламных, общественных, конфессиональных орг-ций. Они поставляют редакциям СМИ деловые сведения, которые в дальнейшем находя отражение в мтрлах печатной и эфирной журн-ки. Отдельно следует упомянуть о клубах и ассоц.журн-ки. Они, конечно, не явл-ся производителями информации, но способствуют обмену и распр-ю важный сообщений, заключению контрактов и соглашений в этой сфере.
Из различия инф-х каналов следует, что наибольшего взаимопонимания с аудиторией они достигают, если действуют сообща, скоординировано, как элементы единой системы. Само понятие системы предполагает, что:

-во-1х, речь идет о целостном образовании, а не о конгломерате разрозненных частей;

-во -2х, это целое действует и развивает по свойственным ему законам и правилам;

-в-3х, между элементами существуют устойчивые связи, а вся система взаимодействует с внешней средой. Такими внешними средствами-партнерами явл-ся госуд-во и полит.система общества, экономика и бизнес, культурная среда нации и человечества, аудитория.
Изучение типологии и системы СМИ предполагает выработку прогноза развития отеч.журн-ки. Для системы рос-ой журн-ки хар-на, с одной стороны, тенденция к усилению ее внутреннего многообразия, а с другой – после периода подъема (к.80-нач.90) в ее деятельности стали проявляться симптомы кризиса: резкое усугубление производственно-экономических трудностей, снижение профессионально-творческого уровня.
Вопр.3. Профессиональная этика журналиста

В России: трактат М. В. Ломоносова «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии», 1988 г. в рамках Союза журналис­тов СССР был создан Совет по профессиональной этике и праву. В декабре 1989 г. Совет одобрил, а последний съезд СЖ СССР принял первый в отечественной истории свод деонтологических (этических) правил — Кодекс профес­сиональной этики советского журналиста. Приметой вре­мени остались в этом документе слова «о социалистичес­ком плюрализме мнений», «коренных интересах народа», «монополизации гласности», «новом информационном по­рядке» и т. п. Однако Кодекс содержал и четко выписанные профессиональные принципы: социальная ответствен­ность, правдивость, объективность, честность, уважение чести и достоинства личности, уважение общечеловечес­ких ценностей, профессиональная солидарность и т. д.

Предполагалось, что дела о нарушениях принципов и норм, зафиксированных в Кодексе, будут рассматриваться в первичных журналистских организациях, которые смо­гут применять к нарушителям такие меры воздействия, как предупреждение, выговор, строгий выговор, исключение из СЖ СССР. Впоследствии данный Кодекс был забыт. Однако тема профессиональной этики продол­жала волновать тех, кто понимал необходимость формиро­вания нравственной, а не только правовой, основы свобод­ного функционирования СМИ. Так, 4 февраля 1994 г. груп­па известных сотрудников столичных редакций подписала Московскую Хартию журналистов, которая, наряду с об­щепринятыми в мире принципами профессиональной эти­ки, установила несовместимость статуса журналиста с занятием должности в органах власти и политических парти­ях, прекращение статуса журналиста с момента, когда он берет в руки оружие. Хартия побудила руководителей Со­юза журналистов России составить Кодекс профессиональ­ной этики, который 23 июня 1994 г. был одобрен Конгрес­сом журналистов России

В этом Кодексе — десять статей.

- журна­лист распространяет только ту информацию, в достовер­ности которой убежден,

- в своих сообщениях четко прово­дит различие между фактами и мнениями, версиями. - не должен использовать в личных интересах кон­фиденциальную информацию;

- недопустимо соче­тание журналистской и рекламной деятельности;

- избегает си­туаций, когда можно нанести ущерб интересам коллеги, соглашаясь выполнять его обязанности на ме­нее благоприятных условиях.

- при выполнении профессионального долга журналист признает юрисдикцию только своих коллег, отвергая любые попытки давления и вмешательства со стороны правительства или кого бы то ни было.

В-четвертых, профессиональный статус журнали­ста несовместим с занятием должностей в органах государ­ственного управления, законодательной или судебной вла­сти и т. д. Четвертый съезд Союза журналистов Российс­кой Федерации (апрель 1995 г.) увязал соблюдение этичес­ких норм с членством в Союзе журналистов.

К числу важнейших принципов журналистики относят­ся правдивость и объективность. Но порой пресса сен­сации ради публикует заведомую ложь, информацию о несу­ществующих, надуманных событиях. И правовыми нормами, в частности Законом «О средствах массовой информации», в большинстве случаев это прямо не возбраняется.

Правила нравственного поведения, система норм, опре­деляющих обязанности человека по отношению к обществу и другим людям, согласно словарям иностранных слов, назы­ваются моралью, которая считается одной из форм обществен­ного сознания, а учение о морали, нравственности, как одной из форм общественного сознания, — этикой. Она же пред­ставляет собой (как и мораль) систему норм нравственного поведения людей, их общественный долг, их обязанности по отношению к народу, семье и друг к другу. Профессиональ­ная мораль — это модификация общественной нравственно­сти. А наука, изучающая профессиональную специфику мо­рали, называется профессиональной этикой.

Выбор темы и поиски адреса, определение цели публикации и отбор фактов, оценка поведения героя или характера ситуации, даже построение материала — в каж­дой из этих «технологических» операций обязательно про­является и отношение журналиста к тем, о ком и для кого он пишет. Журналистскую мораль можно рассматри­вать и как форму общественного сознания, и как субъек­тивное состояние личности, и как реальное общественное отношение.

Нравственная регуляция поведения журналиста осу­ществляется на уровне принципа и нормы. Их различие — в степени конкретности. Нравственный принцип имеет ми­ровоззренческий характер, это — связь идеала с регулято­ром поведения. Нравственная норма — ориентир на прак­тике. Механизм проявления нравственных норм выглядит следующим образом: ситуация — оценка — действие — результат. Нормы могут быть обязательными (к примеру, запрет плагиата), допустимыми (требование проверять све­дения менее категорично), дискуссионными (нет единого мнения, например, о допустимости совмещения некоторых профессий или о пользовании диктофоном скрытно от со­беседника). Так, личная встреча с героем публикации обя­зательна лишь тогда, когда предполагается дать его пове­дению негативную оценку, в остальных случаях встреча лишь желательна.

Нормы профессиональной морали обладают различной степенью общности. Одни дают специалисту минимальную ориентацию только в пределах частной ситуации: «при прав­ке не искажай смысл читательского письма», «завизируй ин­тервью у собеседника», «прежде чем публиковать документ, получи согласие владельца». Другие требования носят общий характер. Такие предписания, выходящие за рамки частной ситуации, называют принципами профессиональной морали . Исследователи имеют разные взгляды на систему требований к журналисту. Г. В. Лазутина рассматривает совокупность этих требований как трехэтажную пирамиду. На верхнем «этаже» она размещает такие категории, как профессиональный долг, ответственность, совесть, честь, достоинство. Второй уровень, по ее мнению, составляют производственно-этические принципы, в которых отражены уже более конкретные требо­вания к поведению журналиста. К группе регуляторов третьего уровня она относит запреты или побуждения, регламентиру­ющие все аспекты поведения журналиста в конкретных про­изводственных ситуациях, — собственно профессионально-этические нормы.


следующая страница >>