microbik.ru
1 2 ... 4 5
Утверждаю

зам. директора по ТО

Корец Н.А.________
Федеральное агентство по образованию

Российской Федерации
ГОУ НПО «Профессиональный лицей №4»



Составил преподаватель: /Кормышов Ю.В./

с.Сампур – 2009

Тема №1. Введение в курс предмета «Сельскохозяйственные машины».

Цель: Объяснить обучающимся и довести до сведения, что изучает предмет «Сельскохозяйственные машины», какие знания предмет может дать, какие навыки и умения получат обучающиеся в процессе изучения данного предмета.

Время: 2 часа

Метод: комбинированный:

Наглядные пособия: плакаты, в/фиьмы

  1. Организация урока.

  2. Знакомство с обучающимися.

  3. Изложение материала.

* Цель предмета «Сельскохозяйственные машины»

Ход урока:

Механизация процессов по выращиванию с/х культур способствует облегчению труда, повышению производительности и снижению себестоимости продукции. Применение современных, сложных ресурсосберегающих машин, даёт возможность производить работы(основную обработку почвы, посев и посадку с/х культур, внесение минеральных и органических удобрений, химическую защиту растений, уборку с/х культур) в сжатые агротехнические сроки.

В процессе теоретических занятий учащиеся должны узнать, как подготовить машину, её назначение, устройство, регулировки и техническое обслуживание изучаемых с/х машин и самоходных комбайнов.

Цель предмета – дать определённые знания обучающимся по устройству и регулировкам с/х машин и комбайнов, определённые практические навыки по правильной эксплуатации различной с/х технике.


  1. Домашнее задание: А.Н.Устинов – стр. 3.


Составил: /Кормышов Ю.В./

Раздел 1. Машины для обработки почвы и улучшения лугов и пастбищ.

Цели: Изучить классификацию, назначение, устройство и регулировки плугов, лущильников, борон, катков и культиваторов для сплошной и предпосевной обработки почвы.

Воспитывать у обучающихся культуру земледелия, чувство товарищества и бережного отношения к технике.

Развивать память, самоконтроль и кругозор.

Тема №2. Классификация и назначение почвообрабатывающих машин и орудий.

Цель: Изучить и запомнить классификацию, назначение почвообрабатывающих машин и орудий.

Время: 2 часа

Наглядные пособия и ТСО: плакаты, слайды, видеоматериалы.

  1. Организация урока – 5 минут

  2. Ответы на вопросы – 5 минут

  3. Опрос обучающихся – 30 минут

  4. Вывод по опросу – 5 минут

  5. Изложение новой темы – 30 минут

  • Агротехнические требования к вспашке почвы.

  • Классификация и назначение почвообрабатывающих машин и орудий.


Ход урока:

  1. Плуги должны равномерно вспахивать почву (отклонения от установленной глубины не более 2см при колебании ширины захвата в пределах 10% от конструктивной). Полностью оборачивать, крошить и укладывать пласт без пустот и огрехов; заделывать удобрения и пожнивные остатки на глубину 12-15см; выравнивать поверхность пашни (высота гребней не выше 5см); образовывать чистую борозду после прохода последнего корпуса.

2. Почвообрабатывающие машины подразделяются на следующие группы:

а) плуги отвально-лемешные в т.ч. оборотные плуги

б) рыхлители для безотвального способа обработки почвы

в) лущильники (отвальные и дисковые)

г) культиваторы – уничтожение сорняка и рыхления почвы

д) бороны (зубовые и дисковые) – дробления комьев и выравнивания поля

е) шлейф-бороны – выравнивания полей

ж) катки – разбивание комком, уплотнения почвы и т. д.

з) фрезы – обработка почвы на осушенных болотах

6. Закрепление нового учебного материала: 10 минут

7. Домашнее задание: Ю.И.Воронов – «Сельскохозяйственные машины» - стр.4-5; А.Н.Устинов – стр.4.


Тема №3. Назначение и классификация плугов.

Цель: Изучить и запомнить классификацию и назначение плугов.

Время: 2 часа

Метод: комбинированный

Наглядные пособия и ТСО: плакаты, слайды, интерактивная доска

  1. Организация урока – 5 минут

  2. Ответы на вопросы – 5 минут

  3. Опрос обучающихся – 30 минут

  • Агротехнические требования к вспашке почвы

  • Классификация и назначение почвообрабатывающих машин и орудий

  1. Вывод по опросу: - 5 минут

  2. Изложение новой темы: - 30 минут

  • Классификация плугов

  • Органы плуга

  • Подготовка плугов к работе


Ход урока:

1. Плуги классифицируются : по назначению – общего назначения и специального; по числу корпусов – 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9,(оборотные плуги могут быть 7, 12 корпусные); по способу соединения с трактором – прицепные, полунавесные и навесные; по форме отвалов – на плуги корпуса которых имеют культурные отвалы, полувинтовые, винтовые и безотвальные.

Плуги общего назначения – глубина вспашки до 35см, специального назначения – до 60см.

2. Плуги общего назначения имеют раму, на которой закреплены корпусы плуга, предплужники, дисковый нож, автосцепка или прицепное устройство, опорное колесо, устройство для навешивания борон.

Оборотный плуги помимо этого имеют оборотный механизм корпусов плуга.
3. Подготовку плуга к работе начинают с проверки сборки плуга. Правильно собранный плуг удовлетворяет следующим основным требованиям:

  1. Носки или пятки лемехов должны располагаться на одной линии.

  2. Дисковый нож стоит вертикально.

  3. Рама не имеет перекосов.

  4. Колесо или колёса свободно вращаются на осях без перекосов.

  5. Расстояние между корпусами должно соответствовать техническим параметрам плуга.

  6. Все части плуга должны, плотно соединены с рамой.

  7. Прицепное устройство должно быть в рабочем состоянии

  1. Закрепление нового учебного материала: 10 минут

  2. Домашнее задание: Ю.И.Воронов – «Сельскохозяйственные машины» - стр.5-12; стр.21-23



Тема №4. Устройство плугов.

Цель: Изучить назначение, устройство и регулировки плугов ПЛН-5-35 и ППО-8-40К.

Время: 2 часа

Метод: комбинированный

Наглядные пособия и ТСО: плакаты, слайды, интерактивная доска.

  1. Организация урока – 5 минут

  2. Ответы на вопросы – 5 минут

  3. Опрос обучающихся – 30 минут

  • Классификация плугов

  • Органы плуга

  • Подготовка плугов к работе

  1. Вывод по опросу: - 5 минут

  2. Изложение новой темы: - 30 минут

* Назначение и устройство плуга ПЛН-5-35. Регулировки

* Назначение и устройство плуга ППО-8-40К

* Основные и вспомогательные органы(части) плугов
Ход урока:

1. Плуг ПЛН-5-35 используется при вспашке почв с удельным сопротивлением до 9Н/см без каменистых включений на глубину до 30см. Агрегатируется с тракторами ВТ-100; Т-150 и Т-150К. Плуг оснащается корпусами различных типов.

Плуг состоит из следующих частей и органов: а) рама-основное несущее звено конструкции плуга; б) пять корпусов, рабочий захват каждого 35см, общий – 175см; в) пять предплужников; г) опорно-регулировочное колесо -предназначенное для регулировки глубины вспашки при помощи винтового механизма; д) дисковый нож – прорезает верхний слой почвы у заднего корпуса; е) замок автосцепки – для быстрого навешивания на навеску трактора. Регулировки: предплужники – расстояние между носком лемеха предплужника и носком лемеха корпуса плуга – 20-30см, а высота среза верхнего слоя – 8-12см; дисковый нож устанавливают ниже носка предплужника на 20-30мм. Плоскость диска смещена в сторону поля на 10-30мм, центр диска должен находиться над носком лемеха предплужника.

Установку плуга на заданную глубину производят на ровной площадке, так же как и другие регулировки.

2 Назначение плуга ППО-8-40К:

плуг ППО-8-40К предназначен для гладкой пахоты под зерновые и технические культуры различных почв не засорённых камнями и другими препятствиями с влажностью обрабатываемого слоя до 23%. Величина уклона поверхности поля не должна превышать 8*, а высота стерни и травостоя не должна быть не более 20см. Агрегатируется плуг с трактором МТЗ-3022 или К-744Р3.

Регулировка глубины пахоты и ширины захвата плуга:

глубина пахоты устанавливается рукояткой силового регулятора трактора, вращением гайки штока механизма регулировки глубины пахоты хода колёсного и длиной упоров колеса. Обычно используется смешанный (позиционно-силовой) способ автоматического регулирования глубины пахоты. Установка заданной глубины пахоты производится непосредственно в поле.

Регулировка рабочей ширины захвата первого корпуса плуга производится талрепом.

Рама плуга представляет сварную шарнирносочленённую конструкцию и состоит из основной несущей балки(1), задней балки и опорной балки(3). В передней части основная балка имеет кронштейн(4), так же ,как и в средней(5). Опорная балка имеет два кронштейна(6) для соединения с рамкой, к которой шарнирно крепится колёсный ход. Основная и задняя балки изготавливаются из трубы квадратного сечения 160 на 160мм. Кронштейны 4и 5 предназначены для крепления тяговой балки плуга. Пластины (8) предназначены для крепления колеса опорного.

Тяговая балка соединяет раму плуга с корпусами и механизмом оборота, навеской и служит тяговым звеном плуга при агрегатировании с трактором. Балка изготавливается из трубы квадратного сечения 150 на 150 на 8мм и усиливается в передней части и сбоку накладками из листового металла. Спереди к балке приварена Г-образная плита для соединения с консолью механизма оборота рамы плуга с корпусами.

Корпуса - полувинтовые, лемешно-отвальной поверхностью состоят из стойки(1), башмака(2), лемеха(3), отвала(4), боковины(5), долота(6), распорки(7) и деталей крепления. Навеска состоит из двух стоек(1), трубы(2) с понизителями(3), ловителей(4), оси навески(5) и фиксаторов(6).

3. Основные рабочие органы плуга:

Корпус плуга(стойка, лемех, отвал, грудь отвала, полевая доска); предплужники; дисковый нож.

Вспомогательные части плуга:

Рама; автосцепка; опорное колесо(а); механизм для заглубления и выглубления корпусов

  1. Закрепление нового учебного материала: 10 минут

  2. Домашнее задание: А.Н.Устинов – «Сельскохозяйственные машины» - стр.4-15


Тема №5. Лущильники. Бороны, катки.

Цель: изучить назначение, устройство, регулировки лущильников, борон, катков.

Время: 2 часа

Метод: комбинированный

Наглядные пособия: плакаты, слайды, видеоролики, интерактивная доска.

  1. Организация урока – 5 минут

  2. Ответы на вопросы – 5 минут

  3. Опрос обучающихся – 30 минут

* Назначение и устройство плуга ПЛН-5-35. Регулировки

* Назначение и устройство плуга ППО-8-40К

* Основные и вспомогательные органы(части) плугов

4. Вывод по опросу – 5 минут

5. Изложение новой темы – 30 минут

  • Классификация лущильников, борон, катков

  • Назначение и устройство лущильника ЛДГ-10А

  • Назначение дисковой бороны БДМ-6*4ПШК

  • Назначение катков


Ход урока:
1. Различают дисковые и лемешные лущильники, они могут быть навесные и прицепные – ЛДГ – 10А и ППЛ-10-25.

Бороны подразделяют на зубовые, пружинные и дисковые (тяжёлые, средние, лёгкие и шлейф-бороны).

Катки бывают гладкие, зубчатые, кольчатые и т.д.

2. ЛДГ-10А предназначен для лущения стерни. Его применяют при обработке паров и предпахотной обработки почвы. ЛДГ-10А – прицепная машина с двусторонним расположением дисковых рабочих органов. Агрегатируется с ВТ-100 и Т-150.

Машина состоит из рамы, двух ходовых колёс, брусьев и секций рабочих органов, кареток с поворотными колёсами, двух тяг, механизма гидроуправления, дисковых секций и заравнивателя, маслопроводов, прицепного устройства.

3. Применяется в составе комплекса машин в системе основной и предпосевной обработки почвы по энерго- и ресурсосберегающим технологиям под зерновые, технологические и кормовые культуры, а также лущения стерни, улучшения лугов и пастбищ. За один проход БДМ проводит измельчение и заделку растительных остатков предшественника и сорной растительности в почву, в том числе заболоченных и подверженных ветряной и водной эрозии.

Устройство: 1-пирамидальная рама; 2-усиленные балки рамы; 3-сферические диски; 4-шлейф-каток; 5-планка-сцеп; 6-гидроцилиндр; 7-опорные колёса; 8-регулировочный винт; 9-прицеп плавающего типа;

Ширина захвата – 5,6м; глубина обработки до 18см; скорость обработки до 20км/ч; влажность почвы до 40%; производительность за 1 час – 11,2га; диаметр дисков – 560мм; угол атаки до 25*.

Агрегатируется с тракторами К-744Р2; К-701

4. Катки предназначены для разрушения комьев земли на пашне, создания плотного слоя земли, выравнивания поверхности поля, разрушения корки льда и снега и т.д.

  1. Закрепление нового учебного материала – 10 минут

  2. Домашнее задание: А.Н.Устинов – «Сельскохозяйственные машины» - стр.15-26

Тема №6. Культиваторы.

Цель: Изучить назначение, марки, устройство культиваторов.

Время: 2 часа

Метод: комбинированный

Наглядные пособия и ТСО: плакаты, слайды, видеоролики, интерактивная доска.

  1. Организация урока – 5 минут

  2. Ответы на вопросы – 5 минут

  3. Опрос обучающихся – 30 минут

* Классификация лущильников, борон и катков

* Назначение и устройство лущильника ЛДГ-10А

* Назначение и устройство дисковой бороны БДМ-6*4ПШК

* Назначение катков

4. Вывод по опросу – 5 минут

5. Изложение новой темы – 30 минут

  • Классификация культиваторов и агротребования к культивации

  • Унифицированный, гидрофицированный культиватор КПС-4

  • Широкозахватный культиватор КШУ-12. Назначение и устройство


Ход урока:
1. Культиваторы различают по назначению: для сплошной обработки почвы и пропашные;

По способу соединения с трактором – прицепные и навесные;

Культиваторы для сплошной обработки почвы должны рыхлить без распыления, уплотнять и выносить влажные слои почвы на поверхность, полностью подрезать сорную растительность, выравнивать поверхность поля.

2. Культиватор КПС-4 предназначен для сплошной, предпосевной и паровой обработки почвы, на скорости до 12км/час.

Культиватор КПС-4 оснащён навеской для сре5дних зубовых борон типа БЗСС-1,0. КПС-4 может быть навесным и прицепным.

Состоит из следующих основных частей: рама; сница; колёса; механизм регулировки глубины хода рабочих органов, грядиль; сменных рабочих органов; гидроцилиндр, подножка; гидравлические шланги.

3. Предназначен для сплошной, предпосевной и паровой обработки почвы. Агрегатируется с тракторами Т-150, МТЗ-21.12. Оснащён универсальными стрельчатыми и рыхлительными лапами С-образными зубьями, заравнивающей пружинной бороной.

Устройство: рама, пружинная боронка, рабочие органы, подвеска, спаренные колёса, колёса боковых секций, прицеп, гидроцилиндры, механизмы подката колёс и регулировки глубины хода рабочих органов, маслопроводная сеть, заравнивающее устройство.

Производительность за час – 8,73…14,4

Ширина захвата – 10-12м

Рабочая скорость – 6…12км/час

  1. Закрепление нового учебного материала – 10 минут

7. Домашнее задание: А.Н.Устинов – «Сельскохозяйственные машины» - стр.26-32

Ю.А.Воронов – «Сельскохозяйственные машины» - стр.74-87


следующая страница >>