microbik.ru
1
Творческо – исследовательский проект




Автор: Уколова Татьяна Ивановна,

воспитатель

МДОУ №217 «Ягодка»

г. Саратова.

В основе положена программа «Ненасилия» по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста и материала

В. Г. Маралова.

Сказка позволяет малышу

впервые испытать стойкость

и храбрость, увидеть добро и зло.

Сказки утверждают ребенка

в нравственном отношении к миру.

Л. Н. Толстой.

Введение.

Эта тема была мною выбрана неслучайно.

Во – первых, с 2007 года осуществляется программа «Культура мира в интересах детей всей планеты», где одной из задач является знакомство детей со сказками народов мира.

Во – вторых, на фоне изменения реформирования системы народного образования уделяется внимание нравственному, духовному становлению личности, построенному на принципах не насилия, а также эмоциональной сфере ребенка.

В – третьих, обращение к героям сказок в настоящее время приобретает особую значимость, так как перенасыщение экранов телевизоров западными мультфильмами и кинофильмами приводить к «вымыванию» из сознания детей фольклорных образов, в результате традиционные символы остаются неосвоенными и дети теряют доступ к духовному наследию своего народа. Отторжение от духовного наследия приводить к духовной нищете и растущему чувству страха. Сказкам учит нас быть добрыми, бескорыстными, честными, умными, мудрыми. Живой дух сказки очень нужен человеку именно сейчас, в XXI , чтобы мы не забывали наше прошлое, чтобы не стали бездушными роботами.

В – четвертых, о роли сказок в нравственном воспитании детей писали многие ученые, педагоги, писатели: М. В. Ломоносова, К. Д. Ушинский,

Е. И. Водовозова, А. М. Горький, В. А. Сухомлинский, О. Л. Князьева, З.А. Гриценко. Интересна своей новизной работа О. А. Шороховой «Играем в сказку», и опыт работы В. Г. Маралова по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста

( программа «Ненасилие» под редакции В. Г. Маралова, Череповец, 1998). Эту программу сделала своей помощницей в решении многих проблем в воспитании нравственных качеств и развитии ребенка – дошкольника.
I. Теоретическое обоснование проекта.

Проблема.

В нашем современном мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки… Душа просит сказки или того особенного состояния, которого одни называют счастьем, другие - ожиданием, третьи – ощущением детства. В народном творчестве сказки, вероятно, самое большое чудо. К.Д.Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Наблюдая за взаимоотношениями детей, я обратила внимание на то, что далеко не всегда дети были способны сотрудничать друг с другом, понимать друг друга и достойно выходить из конфликтных ситуаций. Можно было даже встретиться с отдельными проявлениями агрессии, враждебности и, как следствие этого, обида, мстительность, стремление силой утвердить своё «Я». По мере взросления, у каждого из детей находили выражения разные свойства личности: вежливость-грубость, уверенность-неуверенность, любовь-нелюбовь.

Вот что удивительного я заметила: дети, чаще испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям, их низкий уровень поведения указывает на отсутствие духовных интересов.

На протяжении всей своей педагогической деятельности я стремилась к тому, чтобы общение и встречи детей друг с другом были радостными и желанными.

Показатели о свойствах личности и этических норм поведения всегда были в центре моего внимания. Невысокие показатели педагогической диагностика по социально – личностному развитию и формированию нравственных качеств у детей меня подвигло на поиск эффективных методов, средств, приемов образовательной деятельности. Изучив новые технология, методики, я разработали стратегию моей деятельности. Особое внимание я уделила этой проблеме последние три года работы с детьми старшего дошкольного возраста. Результатом моих педагогических поисков является творческая работа.

Гипотеза.

Я предположила, что сказки будут являться мощным средством формирования личности ребенка. Ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз, что хорошо быть лучшим, чем плохим.

  • Сказка – наиболее понятный и любимый детьми жанр, часть национальной культуры и, знакомясь со сказкой, ребёнок получает доступ к культурным ценностям прошлых поколений;

  • Русские народные сказки несут в себе, то тепло, которого так не хватает сейчас детям, а мелодия их языка пробуждает глубинные чувства, рождает эмоционально-душевный отклик;

  • Сказочные образы эмоциональны, насыщены, красочны и, в тоже время, просты, доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны;

  • Сказки не только развлекают, радуют детей, но и уму-разуму учат, закладывают нравственные основы личности;

  • Сказка учит успешно действовать в житейских ситуациях. В детстве человек накапливает некий символический «банк жизненных ситуаций» и ребёнок способен усвоить типичные образцы и модели поведения. Сказки о зверях и птицах долгие столетия были на Руси своего рода социальной, бытовой энциклопедией, на них выросло ни одно поколение людей.

Предполагаемые результаты.

Благодаря творческому погружению детей в мир сказок, картин, стихов, игр, музыки у детей появиться интерес к сказкам!

Дети научаться выражать своё эмоциональное отношение к добру и злу, любви и ненависти, горю и радости, хитрости, коварству.

Научаться понимать и оценивать характеры и поступки персонажей сказок и следовать положительным примерам своих героев.

Позитивно относиться к себе, оценивать свои поступки, станут более активными и уверенными в себе.

Дети станут более смелыми, общительными, терпимыми, радостными, доброжелательными, деликатными.

Хорошо овладеют этические нормы поведения и развили в себе способность к принятию и пониманию другого человека.

Приобретенные личностные качества этические нормы поведения помогут детям сотрудничать друг с другом и избегать конфликтных ситуаций.

Продукты проекта.

  • Банк конспектов по старшей, подготовительной группах.

  • Банк малых фольклорных форм по сказкам.

  • Картотеки: литературных загадок по сказкам, кроссвордов, ребусов, присказок, сказочных зачинов, концовок, игр.

  • Театры: пальчиковые, настольные, перчаточные, мягкой игрушки, би – ба – бо, фланелеграф, лошковый, семейный.

  • Альбомы иллюстраций известных художников, фотоальбомы.

  • Выставки детских работ и их родителей по сказкам.

  • Презентации русских народных сказок, CDC диски.

  • Итог проекта – праздник игр и сказок.

Объект исследования.

Дети старшей, подготовительной групп.

Предмет исследования.

Влияние сказки на формирование нравственно – этических норм поведения.

Цель исследования.

Социально – личностное и познавательное развитие ребенка через ознакомление детей со сказками.

Задачи исследования.

  • Закрепить понятия «устное народное творчество».

  • Учить видеть изобразительно – выразительные средства сказки, особенности стиля.

  • Формировать понятие о литературных героев сказок – положительных и отрицательных.

  • Формировать и развивать эмоционально чувственные отношения к художественным произведениям.

  • Активизировать творческие и коммуникативные способности детей, создавать условия для интеллектуального развития детей, для развития их индивидуального потенциала.

Методы исследования.

    • Диагностика.

    • Наблюдения.

    • Беседы.

    • Решение проблемных ситуаций.

    • Разные виды игр.

    • Физкультминутки

    • Пальчиковая гимнастика.

    • Обучающие и игровые ситуации

    • Моделирование

    • Коллаж

    • Пиктограммы.

Сроки реализации проекта.

С сентября 2009 года – май 2011 года.
Календарный план реализации проекта.



Этапы проекта

Содержание

Сроки реализации

1.

Погружение в проект

Сбор материала: программы, учебники, журналы, методические пособия, разработка гипотезы.

Август – сентябрь 2009г.

2.

Организационный

Подборка диагностического материала, литературы для диагностики, составления плана, разработок, создание конспектов.

Сентябрь 20009г.

3.

Диагностический

Первичная диагностика (обследование знаний, умений, навыков на начальном этапе);

Промежуточная диагностика;

Итоговая диагностика.

Анкетирование родителей.

Сентябрь- октябрь 2009г.
Май 20010г.

Май 20011г.

Сентябрь2009г.;

Май 2011г.

4.

Практический

Два плана воспитательно – образовательной работы по старшей группе 2009- 20010год.; по подготовительной группе 20010- 2011год.

Серия конспектов занятий.

2009 – 2011год.

5.

Обобщающий

Выставка совместных работ детей взрослых, родителей на тему: «В мире сказок».

Обобщающее мероприятие на тему: «Тайна сказочного вечера».

Оформление картотек, игр, загадок по сказкам, физкультминуток, пальчиковых гимнастик, обобщение и оформление материала по данной работе и рекомендаций его для воспитателей.

Май 2011год.

6.

Внедренческий

Организация консультаций, совместные выставки, открытые занятия в течении учебного года.

Представления опыта работы по теме «Роль сказки в формировании у детей нравственно – этический норм поведения»

- на итоговом педсовете,

- на методическом объединении, на открытом занятия для воспитателей детских садов Ленинского района на тему «Путешествие колобка» и подготовила коллаж по данной теме.

Провела родительское собрания на тему «Папа, мама и я читающая семья».

Опыт работы был размещение на сайте.






II. Практическая реализация проекта.

В своей практике я применяла наиболее эффективные формы проведения занятий по сказкам:

  1. Комплексное занятие, которое я строила по сюжету одной сказки с использованием музыки, изобразительных средств, драматизации, спектаклей, дидактических и подвижных игр. Темы занятий: «Мудрость добра», «В гостях у Снегурочки», «Гадкий утёнок Г.Х.Андерсена» (см. приложение №3)

  2. Тематическое занятие: «Добро и зло в русских народных сказках», «Мудрость волшебника С.Я.Маршака», итоговые тематические занятия, викторины по сказкам Г.Х.Андерсена, К.И.Чуковского, А.С.Пушкина (см. приложение №3)

  3. Занятие-досуг: «Бабушка-загадушка в гостях у детей»; «Страшные сказки»; совместное занятие старших детей с детьми младшей группы «В гостях у дедушки Корнея». (см. приложение №3)

  4. Занятие-моделирование по русским народным сказкам: «Волк и Козёл», «Хаврошечка», по украинской народной сказке «Колосок» (см. приложение №3) По графическим изображениям дети охотно рассказывали сказки.

  5. Занятие-путешествие по сказкам: «Путешествие в страну математических сказок», «Путешествие по снежным сказкам» (приложение №3)

  6. Салат из сказок: русские народные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и козы» (приложение №3)

  7. Театрализованные занятия по сказкам: «В гостях у русской сказки» (старшая группа), «Интегрированное театрализованное занятие по сказке К.И.Чуковского «Муха-цокотуха» (подготовительная группа)

  8. Занятия-конкурсы знатоков сказок: «Любознайка», «Шкатулка со сказками», «Литературный калейдоскоп», занятие-соревнование «Радость – грусть», «Короб чудес» (приложение №3)

  9. Занятие – викторины.

  10. Интеллектуальные игры.


Остановлюсь подробнее на тех нетрадиционных методах и приёмах работы, которые я применяла на занятиях по сказкам для того, чтобы дети лучше понимали идею произведения, суть конкретных поступков сказочных персонажей, стремились понять их чувства, трудности, характер взаимоотношений друг с другом; испытать сочувствие и сострадание к героям сказок, уметь отождествлять себя с полюбившимся героем сказок, а также для того, чтобы сделать процесс обучения интересным и радостным:

  • В уголок сказок я помещала новую красочную книгу и обращала внимание детей на её обложку, помня слова Е.Долматовского о том, что «обложка – как маленькая дверца, приоткрывает вход и доступ в область сердца!»

  • В марте ко дню рождения К.И.Чуковского я организовала выставку на тему: «В гостях у дедушки Корнея», я выставила портрет писателя, его фотографии с детьми, детские рисунки по известным произведениям писателя, маски с изображением животных, которые приготовили родители; крылья бабочки, дидактическую игру «Чудо-дерево».

  • Вместе с детьми создавали обстановку, согласующуюся с характером занятий по сказкам: из любых перегородок делали «избушку», «замок», «горы», «поляну», обозначая, таким образом, место действия.

  • Понимая, какое большое значение имеет радость общения в сфере эмоционально-коммуникативного развития старших дошкольников, некоторые занятия я начинала с ритуального приветствия, включающего пожелания друг другу добра, любви, здоровья, открытого сердца. Дети, держась за руки, говорят друг другу добрые, ласковые слова, передавая с этими словами тепло своих рук – это сплачивает детей. Иногда начинала занятия с упражнений: «Улыбка», «Приветствие», «Давайте познакомимся», «Назови друга ласково» и др.

  • Дети любят чудеса, неожиданности, сюрпризные моменты, поэтому некоторые занятия я начинала так: «Много было здесь конфет, в каждой спрятан был секрет…» или «Посылаю тебе, друг, замечательный сундук!» (см. приложение №6)

  • Порой приходилось менять свою внешность, добавляя какую-нибудь «сказочную деталь», менять силу голоса. Иногда включала магнитофон с записью своего голоса, создавала необычные ситуации, например, под музыку входили дети, переодетые в персонажей сказки. Занятие я могла начать с пальчиковой гимнастики: «Замочек», «Дружба», «Семья» и др. (см. приложение №7)

  • Бурный восторг вызывал у детей приход «глашатая», который читал шутки, прибаутки, пел «Песенку про сказку» Ю.Мориц (приложение №3 конспект «Мудрость добра»)

  • Читая по главам произведения А.С.Пушкина, П.П.Ершова, я делала «пропуск» в сказку, который дети получали необычным способом: по жребию, по нитке воздушного шарика, пойманного каждым участником. Пропуск был индивидуальным и групповым.

  • Иногда я просила детей позвать сказку мелодичным, монотонным голосом, предлагала придумать эпитеты и ласковые слова для неё. Каждый ребёнок зовёт сказку про себя и добавляет вслух, какую сказку он ждёт: ласковую, увлекательную, мудрую, неизвестную, справедливую, чуть-чуть страшную, красивую, солнечную и т.п.

  • На занятиях я давала детям ключевые фразы начала сказки по своему усмотрению, например: «В неизвестном царстве…»; «Когда-то давно…»; «В одной стране, в прекрасном городе…»

  • Перед чтением русской народной сказки полезно предложить присказку. Я видела, как дети замирают, их глаза сверкают радостью, ожиданием, счастьем, когда они слышали: «А это было, голубчик, в старину, когда задумал дед Архип залезть на луну; тогда сказки по воздуху летали, друг друга за крылышки хватали. А я за ними на золотом коне скакал, да в мешок сказки собирал». Я собрала много интересных присказок, докучных сказок, стихов (см. приложение №6)

  • Знакомя детей с текстом (содержанием) сказок, я старалась не разрушать сказочную атмосферу, формировать у детей своё эмоциональное отношение к сказке, конкретному поступку сказочного персонажа.

  • До работы с основной сказкой, я выбирала другую небольшую, всем детям хорошо известную сказку, и они пробовали с ней поиграть. В качестве игры я применяла изложение сказки с другой точки зрения. Так, сказку «Репка» я просила рассказать с позиции внучки, мышки, самой репки. Иногда я даже заменяла персонажей сказки или добавляла новые, например, в «Путешествие Колобка по весеннему лесу».

  • На занятиях я использовала метод «ледокола» и «шаг назад, два шага вперёд», т.е. занятие по ознакомлению детей со сказкой начинала с повторения: «Сегодня мы познакомимся с новой сказкой К.И.Чуковского, а какие сказки этого писателя вам уже знакомы?»

  • Часто я проводила драматизацию отрывков из сказок. Во время драматизации или спектакля по сказкам большинство ребят умели чувствовать и понимать внутреннее состояние героев, легко выделяли положительных и отрицательных персонажей, но во время чтения сказки братьев Гримм «Заяц и ёж», дети не смогли правильно дать характеристику образов героев сказки. Так, зайца они считали лучшим, а это плохо. Я спросила детей: «Разве Заяц сам себя не наказал? Разве не надо перевоспитывать грубиянов и невеж?» Дети отвечали по-разному, и я повторно зачитала начало сказки и провела игру-драматизацию, тогда мнение детей о зайце-страдальце изменилось. Проигрывались эпизоды из сказок «Три медведя», «Лисичка-сестричка и серый волк», отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» (см. приложение №3 и №5)

  • Русскую народную сказку «Снегурочка» проигрывали как спектакль-экспромт.

  • «Сказку о глупом мышонке» С.Я.Маршака и «Тараканище» К.И.Чуковского читала по цепочке, детям особенно полюбился этот приём.

  • В подготовительной группе сказку С.Я.Маршака «Кошкин дом» читали по ролям.

  • Понять образ героев сказки, испытывать к ним сострадание, сочувствие, отождествлять себя с полюбившимися персонажами сказки помогают и образные литературные загадки по темам: «Узнай нас»; «Узнай героя»; «Доскажи словечко» (см. приложение №3 конспект «Короб чудес»)

Наблюдая за детьми, я видела, как они радовались, когда угадывали своего любимого героя и как хмурились, сердились, печалились, ворчали, когда речь шла об отрицательных персонажах.

  • Особенно много радости доставляет детям динамическая пауза, которую проводит сам герой сказки, например Буратино:


Буратино потянулся, Чтобы ключ ему достать

Руки в стороны развёл, Надо на носочки встать

Низко над землёй нагнулся – Крепче, Буратино, стой,

Видно ключик не нашёл. Вот он ключик золотой!

  • Очень эффективными приёмами являются здоровьесберегающие технологии, психоритмические упражнения, пантомимические этюды, пиктограммы. Они помогают понять внутреннее состояние героев, очеловечить их чувства, вжиться в образ персонажей. Так на занятии по теме: «Доброта – злобность» я предлагала детям как можно точнее передать позу, мимику, жесты, эмоциональное состояние Алёнушки с картины В.Васнецова «Алёнушка». На том же занятии предлагала детям упражнение на ритмизацию: дети кладут руки на стол и в такт со мной тихо отстукивают пальцами, как капают горькие слёзы Алёнушки, сидящей у воды.

  • К месту и времени вспоминала с детьми русские народные пословицы и поговорки, учила детей применять их адекватно ситуации. (см. приложение №6)

  • Использовала блиц-опрос (см. приложение №3 конспект «Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена»)

  • Приём выборочное чтение также использовался на моих занятиях. Предлагала подумать, о каком герое дети хотели бы послушать сказку, читала сказку по заявкам детей, иногда напоминала один из эпизодов сказки и просила рассказать о нём подробнее, а затем зачитывала текст. Предлагала рассказать о самом смелом, добром поступке героя.

  • Занятия по сказкам я старалась оканчивать нетрадиционно:


Вот и сказка отзвучала, А теперь мы улыбнёмся,

Или мы начнём сначала, Крепко за руки возьмёмся,

Или новую начнём, И какие же слова

Но сначала отдохнём. Говорим мы, уходя?

/ В.Берестов/ (дети сами называют слова прощания)
Порой в заключение занятия, я читала детям стихи, навеянные сказочными образами, например стихотворение И.Сурикова «Детство»:

… И начну у бабки

Сказки я просить.

И начнёт мне бабка

Сказки говорить…

А во сне мне снятся

Чудные края,

И Иван-царевич –

Это будто я…

  • Я повторяла для детей ритуал выхода из сказки: «Мы берём с собой важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились» Ребёнок протягивает руки в круг, совершает действие, как, будто что-то берёт из круга и прикладывает руки к груди.

  • В конце занятия часто звучала музыка П.И.Чайковского, отрывок из «Метели» Г.В.Свиридова, аудиозаписи В.Шаинского: «Улыбка», «Вместе весело шагать». В конце тематического занятия «Секрет дружбы» дети хором пели песню «Настоящий друг» (музыка В.Савельева, слова М.Пляцковского)

  • Часто я проводила с детьми дидактические игры: «Любимый сказочный герой», «Цветик-семицветик», «Шаги правды», «Царевна Несмеяна», «Снежная королева»; подвижные игры: «Три поросёнка», «Сивка – Бурка», «Два волшебника», «Острова», «Маша и медведь».

В играх дети учились анализировать свои поступки, переносить правила поведения из игровой ситуации в жизнь.

  • На занятиях предлагала детям решать кроссворды, головоломки, разгадывать ребусы к сказкам «Морозко», «Конёк – Горбунок».

  • Своими руками я изготовила пособия: «Я – домик», «Волшебная корзина», «Дерево добрых дел».

  • Очень нравилось детям, когда я заканчивала русские народные сказки традиционной для русского фольклора концовкой: «Стали они в добре поживать и горя не знать»; «Так они живут, и пряники жуют, мёдом запивают, нас в гости поджидают».

  • Метод сказочной ситуации. В новогоднюю ночь сказочные герои так плясали, что многие попали не в свои, а в чужие сказки. Например, медведь, волк, кот в сапогах, баба Яга, три поросенка оказались вместе. Что им делать? Помоги этим героям, придумай новую сказочную историю, в которой он уживаются вместе.

Много в сказочной стране неведомых дорожек и одна из них привела в сказку «Царевна - лягушка», расскажите, как по-другому, может закончиться сказку.

  • Метод опорных слов. К содержанию знакомой сказки добавляются другие слова. Дети вспоминают сказку и находят лишние слова. Например, в сказку «Кот, петух, лиса» по опорным словам: петушок, курочка, цыплята, двор, баба, дед, лиса; дети вспоминают героев сказки, определяют какие лишние слова. На их основе нужно придумать новые интересные действия к сказке.

  • Игровые приемы. Они учат детей группировать персонажей по заданным признакам. Предлагается вспомнить персонажей из сказок, которые выполняли такие же действия (или часть из них) как в исходной сказке.

  • Волшебные слова. Учить подбирать слова и словосочетания по заданным признакам. Вспомнить заклинания известные детям из сказок; словосочетания, с которых начинается сказка «В некотором царстве, в некотором государстве…».

  • Добрым молодцам урок. Учить детей выявлять в сказочных текстах мораль, жизненные правила. Педагог называет пословицу или поговорку дети должны вспомнить сказку, в которой это подтверждается. Например, сказка «Пых» - пуганая ворона и куста боится. У страха глаза велики.

  • Сказку можно нарисовать, сложить из ткани, переодеться в героев сказок, станцевать, создать сказочные звуки.

  • Запомнить цепь событий происходящих в сказках, помогают кубики времени. Изготовить кубики, на которых представлены эпизоды из сказок. Каждая сторона кубика представляет собой своеобразный кадр из сказки, эпизод. С помощью этих эпизодов дети восстанавливают цепь событий происходящих в сказке.


План работы Уколовой Татьяны Ивановны реализован полностью, принес огромное удовлетворение от проделанной работы и педагогу, и родителям, и детям. (Отзывы родителей). Работа по данной теме продолжается во второй младшей группе с сентября 2011 года. Разработан проект «Ждет нас сказка» и серия занятий с использованием исследовательского опыта и экспериментов по сказкам: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Снегурушка и лиса», «Заюшкина избушка» (опубликована в газете «Портфолио» №7 6 апрель 2012 год стр. 22-23). Проведено открытое занятие для воспитателей детского сада февраль 2012года. Составлен мини – проект и занятие «Да здравствует мыла душистое…».

Приложение:


Приложение №1. Диагностика.

Приложение №2. Перспективный план.

Приложение №3. Конспекты занятий.

Приложение №4. Таблица: «Формы работы с родителями».

Приложение №5. Анкета для родителей. Советы родителям: «Книга в доме». Викторина: «Папа, мама, я – читающая семья»

Приложение №6. Фольклорный, игровой, дидактический материал для работы с детьми.

Приложение №7. Здоровьесберегающие технологии: психоритмические упражнения, пантомимические этюды, пиктограммы, динамические паузы.

Приложение №8. Литературная страничка, загадки
Список литературы .
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г.В., Володарский И. А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителей/ Под ред. Асмолов А. Г. – М.: 2008.

2. Белоусова И. Е. Добрые досуги по произведению детских писателей.

3. Буре Р. С., Година Г.Н., Шаталова А. Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников – М.: Просвещение, 1982г. – С. 5 – 21.

4. Быстрова М. Д. Зимняя сказка// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2007 – №6. – С.76 – 79.

5. Гатанов Ю. Б. Развиваю воображение. – СПб: 2000.

6. Гриценко Л. Ты детям сказку расскажи. – М.: Пресс. – 2008.

7. Дьяченко О. М. Возможности умственного развития способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой// Дошкольное воспитание. - 1993– №11. – С.43 – 47.

8. Зинкевич – Евстегнееева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб: 2000.

9. Кирьянова И. Н. Досуг путешествие по русским народным сказкам

( для детей 6 – 7 лет)// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2007 – №1. – С.71 – 75.

10. Лесных А. А. Модель работы по сказкам// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2007 – №5. – С.63 – 75.

11. Сидорчук Т. А., Хоменко И. Н., Лелюх С. В. Развитие творческого воображения методами ТРИЗ и РТВ// Ребенок в детском саду. -2006– №5. – С.10 – 15.

12. Сушкова И. В. Как объяснить дошкольнику, что такое добро и зло// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2008 – №11.

13. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерепия. – М.: Класс. – 2008.

14. Погосова М. Н. Погружение в сказку. – СПб Речь: 2000.