microbik.ru
1
Троцай В.М.
Творчий потенціал вчителя – важливий чинник навчально-виховного процесу

 

Матеріал із досвіду роботи

вчителя російської мови та літератури,

світової літератури

Троцай В.М.

Обучение в школе нельзя сводить к простому восприятию готовых истин (это как письмо «вилами по воде»), а воспитание не должно ограничивается лишь усвоением правил поведения.

Мысль и чувство, ум и сердце ученика следует направить на достижение главной цели – формирование из него успешной личности, которая идет по пути самообразования, саморазвития, самовоспитания.

Недостаточно только приобщать учащихся к знаниям, необходимо создавать атмосферу сопричастности школьника к процессу становления собственной личности. Именно в таких условиях формируется преобразующее отношение к изучаемым предметам, объектам, явлениям, которое, будучи активным началом, послужит средством развития школьников, а творческий потенциал ученика будет оказывать влияние на процесс обучения.

Слово «творчество» происходит от слова «творить», т.е. искать, изобретать, создавать новое. В аспекте учебной деятельности мы говорим о творчестве в познавательной сфере.

Творческая учебно-познавательная деятельность учащихся – это самостоятельный поиск, создание или конструирование нового, неизвестного ранее научного знания, продукта деятельности на основе мысленного или практического преобразования существующего. При этом ведущую роль играет генерирование идей, комбинирование вариантов, уход от стереотипов и т.д.

В школе чаще наблюдается пассивный уровень усвоения знаний. Это безынициативное принятие того, что задано.

Вторым считается эвристический уровень, для которого характерно отсутствие стимула, созданного средой или учителем, но есть степень интеллектуальной инициативы самого ребенка. Ученик, умеющий сопоставлять, неминуемо при анализе учебного материала придет к новому витку на древе познания. Логическим завершением деятельности учащихся на этом уровне является слово «нашел!».

Высшим уровнем интеллектуальной активности считается креативный (творческий).

В идеале для творческой личности характерны следующие черты: интуиция, самокритичность, упорство в доведении дела до конца, гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность мышления, любознательность, увлеченность деятельностью, чувствительность к новизне, всему необычному.

Творческая деятельность школьников не реализуется на уроке спонтанно. В задачу учителя входит не только создание творческой атмосферы на уроке, но и прогнозирование точек соприкосновения мыслительной деятельности учащихся. Тормозом творческой деятельности является авторитарная позиция учителя, которая на сегодняшний день обречена.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что уже на школьной скамье ребенок начинает понимать, что ни мама, ни папа, а он сам зодчий своего будущего, и время безбедного и безмятежного существования недорослей прошло.

Мы, учителя, видим, что сейчас в школьной шеренге шагают не только пассивные созерцатели, а люди, начинающие осознавать цену знаний. Если в нашу задачу войдет оттачивание граней детских способностей, то мы будем причастны к формированию будущих ярких личностей в нашем Отечестве.

Однако необходимо решить вопрос: все ли школьники могут стать творцами урока? Однозначно могу сказать, что труд, потерявший черты принуждения, приносящий радость, создает необходимые предпосылки повышения интеллектуальной активности всех учащихся. Учитель, создав творческую атмосферу на уроке вправе рассчитывать на успех каждого ребенка как сотрудника в процессе рождения урока.

Диалог и творческая атмосфера не могут возникнуть на уроке сразу, к ним нужно готовить школьников.

Не всем легко раскрыться на встречу новому и мыслить творчески. Иногда на пути встают «невидимые преграды», тормозящие мысли.

Чаще всего они бывают такими:

- страх совершить ошибку;

- страх подвернуться критике;

- страх показаться смешным;

- страх потерять друзей.

Только позитивное мышление может помочь их (страхи) преодолеть.

Вместо того, чтобы думать: «не хочу совершить ошибку», думайте: «на ошибках учатся».

Вместо того, чтобы думать: «хорошо, если бы обошлось без критики», думайте: «постараюсь принять критику и извлечь из неё пользу».

Вместо того, чтобы думать: «не хочу, чтобы надо мной смеялись», думайте: «смеётся тот, кто смеётся последним».

Вместо того, чтобы думать: «надеюсь, что не потеряю друзей», думайте: «настоящие друзья всегда меня поддержат, даже если не поймут, что я делаю».

Творческий потенциал учителя – важная составная учебно-воспитательного процесса.

В основе творческого потенциала учителя лежит комплексный подход, который реализуется через:

- единство цели, задач и методов обучения и воспитания;

- единство и скоординированость усилий всех участников учебно-воспитательного процесса;

- единство методической грамотности и педагогического такта;

- систематическое целесообразное воспитательное влияние на школьника;

- единство обучения и воспитания, самообразования и самовоспитания всех участников воспитательного процесса.

Готовясь к уроку, желая научить детей пользоваться полученной информацией, использую интерактивные методы обучения: эвристическую беседу, дискуссию, «мозговую атаку», «диалог на рабочем месте», метод «круглого стола», семинар – кроссворд, «мозаика», «Поделись мыслью…», диалог и др. Эти методы дополняются методическими приемами (эмпатия, рецензирование) и реализуются в целом ряде особых форм уроков – урок – диспут, урок – деловая игра.

Для того, чтобы преодолеть трудности применения отдельных интерактивных технологий, нужно помнить:

  1. Начинать нужно с постепенного включения моделей. Уместно создать план.

  2. Вначале следует использовать простейшие формы: работа в парах, в малых группах.

  3. Использование метода не самоцель, а способ достижения атмосферы сотрудничества.

Например, перед проведением дискуссии следует напомнить правила её проведения:

- Учащиеся должны иметь определённые знания по обсуждаемой проблеме.

- Участники должны вести себя в соответствии с полученной ролью.

- Характер роли отражается только в поведении: это тайна, которую не раскрывают до конца дискуссии.

Так, например, учащимся предлагается определить своё отношение к теме «Печорин – настоящий герой нашего времени», исходя из следующих позиций:

1)           абсолютно согласен; 2) согласен; 3) не могу определиться; 4)не согласен, абсолютно не согласен – и обосновать выбранную позицию.

Интересны учащимся дискуссии: «Что лучше и что  важнее: «природная» красота Наташи Ростовой или духовный аристократизм Марии Болконской?»; «Согласны ли вы со словами Пьера Безухова: «Если люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое.  Ведь это так просто…» Просто ли это?»; «Есть ли связь между героями (героинями) романа Л.Н. Толстого «Война и мир» и девочкой из стихотворения Н. Заболоцкого «Некрасивая девочка?»;  «Логіка чи інтуїція повинні керувати поетом? Доведіть свою думку на прикладі відомих вам поезій Шарля Бодлера, Поля Верлена, Артюра Рембо, Стефана Малларме».

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются такие виды занятий, которые стимулируют не только творческую активность, но и поисково-исследовательскую деятельность школьников, а также их самообразование. К ним относятся литературная викторина, составление сказок, басен, кроссвордов и т.п. (5-8 кл.); защита творческих работ, тестирование, диспут, визитка, семинар, зачёт и другие (9-11 кл.).

«Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного развития личности», успешной личности – главное направление работы современного учителя.