microbik.ru
1 2 3 4
Поурочное планирование

№ урока

Дата

Тема, содержание урока

Тип урока

Домашнее задание







  1. Введение







1.




Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России.

Образная природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни, особенности литературного процесса. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Творческая работа: «отличие литературы от других видов искусства» (самостоятельное определение параметров сравнения)

С.8 №5 (письменно); с.10№1-3 (устно)







  1. Из древнерусской литературы







2.




Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник ДРЛ. История открытия памятника. Русская история в «Слове…».

Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). Историческая основа памятника, его сюжет.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С. 33-34 №1-7, в6*;

С 29-30 или с23-27 (наизусть: «Плач Ярославны» или «Золотое слово Святослава»)

3.




Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Идейный центр поэмы – «Золотое слово» Святослава. Проблема авторства «Слова…».

Подготовка к домашнему сочинению Жанр и композиция "Слова…".

Образы русских князей. Характер князя Игоря. Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины.

Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.

Темы сочинений: «Какую обложку к книге «Слово о полку Игореве» я бы нарисовал»; «Чем интересно «Слово…» современному читателю»; «Образ русской земли на страницах «Слова…»

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков

С.34 РДС

План сочинений, подготовка материала на одну из предложенных тем.







  1. Из русской литературы XVIII века







4.




Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. Особенности русского классицизма

Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

Презентация по вопросам: с 40-41 №1-8;

в 9 –устно.

5.




М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения

Факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности его поэзии.

Выявление авторской позиции, определение смысловые части произведения, композиции, нахождение средств художественной выразительности.


Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С49,50 (вопросы 4,6 письменно); с 58 – вопросы.

6.




М.В. Ломоносов. «Ода на восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова

Особенности жанра оды. Средства создания образа идеального монарха. Картина мира в одах Ломоносова

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 58-РДС (письменно), отрывок из оды наизусть (в.3)

7.




Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р. Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения

Жанры поэзии Державина.

Урок внеклассного чтения

С 67 - вопросы

8.




Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина

Особенности жанра оды. Новаторство. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 67 – РДС , наизусть (в2)

9.




А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведений. Черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева. Определение темы, идеи, выявление авторской позиции, особенности произведения.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 74 в.6 (письменно)

10.




Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение

Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 74, в 8 (письменно)

11.




Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей

Основные факты жизни писателя, содержание повести «Бедная Лиза», признаки сентиментализма.

Определение темы, идеи, выявление авторской позиции, особенности произведения.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

C 85 – вопросы, сс85-102 – чтение, определение черт сентиментализма в прочитанных произведениях., с 103 – вопросы 2,3

12.




«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы

Черты жанра сентиментальной повести, сюжет произведения.

Характеристику персонажа, выявление отличительных признаков персонажа сентиментального произведения, способов проявления авторской позиции, развернутое обоснование своих суждений.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 103-104 9, 5,6*,8вопросы,

РДС (письменно)

13.




Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)

Особенности литературы XVIII века.

Урок развития речи

С 74, в 9 (письменно)







IV.Из русской литературы XIX века







14.




Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия. Проза и драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература

Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Общая характеристика развития русской литературы. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.


Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С. 112, 113 – вопросы, подготовка презентаций по теме.

15.




Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения

Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 124 – определения выучить.

С 140 – в 1 (устно или презентация*)

16.




В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный выбор героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы

Жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 140, вопросы 2-8

Сравнение сюжетов баллад «Людмила» и «Светлана». Объяснить причину их различия.*

РДС

17.




А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга

Основные факты жизни и творчества А.С.Грибоедова, история создания комедии «Горе от ума».


Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

С 164, в опрос1, чтение комедии. Анализ афиши.

«Крылатые» фразы (составление словарика) – с 166 (РДС)

18.




А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии

Специфика жанра комедии. Литературоведческие понятия (комедия, конфликт, интрига, сюжет), текст комедии, действующие лица.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

I действие комедии, анализ


19-20.




Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

Понятия (экспозиция, завязка, кульминация, конфликт), внесценические персонажи, их роль в развитии конфликта. Анализ эпизода произведения

Выявление типических черт, присущих представителям «века нынешнего» и «века минувшего».

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

II –III действия. Монолог Фамусова наизусть.

Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» Словесные зарисовки гостей Фамусова. Развитие сплетни о сумасшествии Чацкого.


21-22.




Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей

Определение развязки действия, открытого финала; смысл названия комедии. Определять основных конфликтов.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний

IVдействие – анализ

Монолог Чацкого наизусть.

Таблицы:

1.Чацкий-фамусовское общество.

2.Ум в понимании Чацкого-ум в понимании Фамусова

3.Молчалин в представлении Софьи-Молчалин в реальности.

23.




Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)

Специфика комедии: традиционные и новаторские черты, признаки классицизма и романтизма.


Урок развития речи

Черты комедии и трагедии.

24.




И.А.Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»

Текст статьи Гончарова, ее концепция.

Составление тезисного плана и конспекта статьи.

Урок развития речи

Тезисный план

С 164,166 – вопросы, сочинение по предложенным темам.


следующая страница >>