microbik.ru
1




Тема: «Скелет конечностей»

Цели: изучить особенности скелета конечностей, исследовать взаимосвязь строения и выполняемых функций; развивать коммуникативные качества, навыки самостоятельной работы, развивать логическое мышление, умение выделять главное, сравнивать, анализировать; атмосфера доброжелательности и творческого поиска.

Задачи: Показать, что руки и ноги, которые у обезьян выполняют хватательную функцию, у человека изменились: верхние конечности стали органом труда, сохранив хватательную функцию, руки приспособились к тонким движениям, а ноги приобрели опорную функцию и приспособились к прямохождению.

Оборудование: скелет, череп человека; таблица с изображением млекопитающего и человека; таблица с изображением трубчатой кости и соединения костей; таблица с изображением позвоночника и позвонка; образовательный комплект от «1С» « Биология. Человек. 8 класс».

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель приветствует класс. Создаёт положительный настрой на работу. Отмечает достижения учащихся в познании скелета человека и высказывает надежду на новые успехи своих учеников.

  1. Проверка знаний.

Учитель. Давайте вспомним, что мы знаем о скелете человека?

Фронтальный опрос.

  1. Перечислите названия костей черепа. Какие из них относятся к лицевому скелету, а какие к мозговому?

  2. Почему у человека соотношение мозгового и лицевого скелета иное, чем у животных?

  3. Как называются отделы позвоночника?

  4. Каково строение позвонка?

Ответы у доски.

  1. Как на строении черепа отразились приспособления, связанные с развитием мозга, появлением речи и утратой функций захвата и обороны, свойственных челюстям животных?

  2. Какие особенности в строении скелета туловища связаны с прямохождением?

Индивидуальная работа.

Выполнение проверочного задания по теме «Скелет головы и туловища» (3 человека) – приложение 1.
3.Изучение нового материала.

А) Вступительное слово учителя. Эпиграфом к нашему уроку станут слова двух великих людей.

«ОРГАНИЗМ – ВЫСШЕЕ ЕДИНСТВО, СВЯЗЫВАЮЩЕЕ В СЕБЯ, В ОДНО ЦЕЛОЕ ФИЗИКУ, ХИМИЮ И БИОЛОГИЮ» Ф.ЭНГЕЛЬС

«ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ЖИЗНЬ» ВОЛЬТЕР

Как вы думаете, почему именно они стали эпиграфом к нашему уроку? Что вы думаете по этому поводу?

Попробуйте назвать тему нашего урока. Учащиеся называют тему урока: «Скелет конечностей». С какими проблемами мы сталкиваемся?

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: каким образом изменился скелет человека в связи с прямохождением и трудовой деятельностью?

Учитель. Для того, чтобы решить возникшие проблемы, мы посетим курсы массажа и создадим свои экспериментальные лаборатории. Но сначала мы прослушаем последние «Медицинские новости» ( «Самое интересное о костях», смотри приложение) – выступление учащихся.

Учитель. Любой массажист обязан хорошо знать особенности строения тела человека, его скелета. Поможет нам в этом видеоряд «Скелет руки и плечевого пояса». Дети находят и прочувствывают кости на себе. (Игра «Массажист»). Запоминание названия костей (работа с «немым» рисунком ). Ответ на вопросы: Каковы особенности строения этих костей? Почему по статистике 60% переломов приходится на конечности человека?

Выяснить роль особенностей строения скелета конечностей мы сможем в наших экспериментальных лабораториях: «Рентгенологи», «Ортопеды» и «Эволюционисты» (Как можно объяснить подобный выбор названия для лабораторий?).

Задание учащимся: выполнить практические работы по группам, пользуясь инструктивными карточками.

- «Выяснение роли плечевого пояса в движении руки» (Учебник – стр.45; ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

- «Выяснение функции лучевой и локтевой костей при вращении руки» (Учебник – стр.46; ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

- «Выяснение роли противопоставления большого пальца руки всем остальным». (См. приложение 4).

Перед началом работы учащиеся вспоминают правила работы в группе:

(совместное выполнение и обсуждение работы, составление и представление результатов работы).

Учитель. Сейчас самое время вернуться в массажный салон и изучить строение скелета нижних конечностей, прочувствывать их на себе (работа с видеорядом «Скелет нижних конечностей») – учебник стр.46-48, рис.25.

А) Строение тазового пояса. Отличие мужского таза от женского. Какое это имеет биологическое значение? Опорная функция таза вступает в противоречие с родовой деятельностью. Типы костей.

Б) Строение свободной конечности ноги. Функции тазобедренного сочленения. Типы костей. Какие функции они выполняют? Где находится красный костный мозг, а где – жёлтый?

ВЫВОД.ПРИКРЕПЛЕНИЕ БОЛЬШЕБЕРЦОВОЙ КОСТИ К БЕДРЕННОЙ КОСТИ, И К СТУПНЕ УВЕЛИЧИВАЕТ ПРОЧНОСТЬ ОПОРЫ, НО СНИЖАЕТ ПОДВИЖНОСТЬ СТУПНИ. (Тазовый пояс и ноги приобретают большую прочность благодаря ограничению подвижности).

В) Своды ступни и их значение для прямохождения.

Что общего и различного в строении скелета ноги и скелета руки? (3 отдела; типы костей: круглые – трубчатые, плоские, короткие). ФУНКЦИИ: верхние конечности – трудовые операции и множество движений, а нижние конечности – опора и передвижение.

4.Закрепление.

А) Биологический диктант (РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ).

Б) Решение биологических задач.

ЗАДАЧА 1. Один педиатр-ортопед утверждает, что младенцы должны быть босыми до тех пор, пока не начнут ходить. Люди ещё не придумали обуви, которая развивала бы ногу лучше, чем её отсутствие.

ЗАДАЧА 2. Танцовщицы гораздо чаще повреждают колени, чем танцоры. (Бёдра женщины в отношении к величине конечности больше бёдер мужчины, поэтому и давление на коленные суставы у них больше).

В) Учащиеся вырабатывают принципы правильного движения (гигиенических правил работы скелета конечностей - обсуждаются в классе и записываются на доске).

Вывод. «СЛАБЫЕ ЗВЕНЬЯ» В СТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕКА ( ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ЕГО ОРГАНИЗМА К НОВЫМ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ АБСОЛЮТНЫМ).

Учитель.На следующем уроке мы познакомимся с первой помощью при травмах. Научимся облегчать боль пострадавшему и доставлять его с наименьшими повреждениями к врачу-травматологу. Для этого нам понадобятся бинты, рейки (прямые палки), шины, небольшое полотенце, косынка.

5.Рефлексия.

Что нового вы узнали на уроке?

Полезна ли для вас полученная информация?

Какие трудности вы испытали на уроке? Как вы их собираетесь преодолевать?

Что больше понравилось в работе на уроке и почему?
Оценка работы класса на уроке учителем.

6.Домашнее задание.

Изучить параграф 8.

Ответить на вопросы в конце параграфа.

Составить гигиенические правила работы скелета конечностей.

Принести бинты, косынку, шины (рейки, палки), небольшое полотенце.

Подготовить сообщение о Николае Ивановиче Пирогове (1810-1881).

Приложение 1.ПРОВЕРОЧНОЕ ЗАДАНИЕ «СКЕЛЕТ КОНЕЧНОСТЕЙ»

  1. Функции скелета - ……………

  2. Плечевой пояс образуют …………………

  3. Три отдела скелета верхних конечностей - ………………….

  4. Три отдела нижней конечности - ………………….

  5. Голень состоит из …………………..

  6. Плотная, сросшаяся с костью оболочка, - ……………………..

  7. Полости трубчатых костей заполнены ……………………..

  8. Виды соединения костей - ……………………..

  9. Стопа имеет три отдела - ……………………..

  10. Три отдела кисти - …………………..


Приложение2. Выяснение роли плечевого пояса в движении руки.

В том, что плечевой пояс не только прикрепляет руки к туловищу, но и участвует в движении, можно убедиться так. Положите левую руку на правую ключицу и начните медленно поднимать правую руку. Ключица правой руки неподвижна до тех пор, пока движение происходит за счёт плечевого сустава и пока не дойдёт до горизонтального положения. Попробуйте двигать руку дальше, поднимая её над головой, - ключица, а вместе с ней и лопатка придут в движение, так как теперь перемещение руки идёт за счёт грудинно-ключичного сустава. Этот сустав работает и при движении руки вперёд и назад.

Чтобы проследить за движением лопатки, надо нащупать её нижний угол. Когда лопатка неподвижна, этот угол не двигается с места. Но стоит ей прийти в движение, как он тут же меняет положение.
Приложение3. Выяснение функции лучевой и локтевой костей при вращении руки.

Вращение лучевой кости доказать нетрудно. Положите предплечье на стол ладонью вниз. Теперь попробуйте повернуть её ладонью вверх: если сначала приподнять большой палец, то мизинец становится осью вращения и поворот легко удаётся. Если же попробовать приподнять мизинец, вам придётся оторвать предплечье от плоскости стола, поскольку это движение возможно лишь за счёт плечевого сустава.


Учитель биологии и экономики
Тюнькова Елена Николаевна