microbik.ru
1
Тема: «Строение и значение нервной системы»

Цель: обеспечить получение знаний о строении и значении нервной системы для сохранения здоровья.
Задачи:
образовательные:


развивающие:

  • развивать память, логическое мышление,

  • умение обобщать и делать выводы, выделять главное;


воспитательные:

  • воспитывать стремление к физическому здоровью, отрицательное отношение к алкоголю и наркомании и активной гражданской позиции.


Оборудование: таблицы с нервной системой, книга, муляжи с головным мозгом, карточки с нервной системой.

План урока
1. Организационный момент – 1 мин.

2. Опрос домашнего задания – 13 мин.

3. Объяснение нового материала – 15 мин.

4. Закрепление – 13 мин.

5. Рефлексия – 2 мин.

6. Домашнее задание – 1 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, сообщение темы урока, его цели и задач.
2. Опрос домашнего задания.
Карточка №1
Нарушение деятельности эндокринных желез.
Заполни таблицу.

Железа

Гормон

Гиперфункция

Гипофункция


?


Гормон

роста

1. ?

2.Акромегалия- ?

Карликовость- ?


Карточка №2
1.Гормоны (от греч. Hormao - побуждаю, привожу в действие)-это…

2.Перечислите железы внутренней секреции

а)гипоталамус г)

б) д)

в) щитовидная железа е)половые железы
Вопросы классу:

  1. Назовите железы внешней (эндокринные) секреции и их функцию

  2. Назовите железы внутренней (эндокринные) секреции и их функцию

  3. Назовите железы смешанной секреции

  4. Соотнесите гормоны и железы, которыми они вырабатываются.


Запись на доске

( показ через проектор и т.д.)
Гормоны Железы

1.Тироксин

2.Кальцитонин А) Гипофиз

3.Тропные гормоны Б) Поджелудочная

4.Инсулин В) Щитовидная

5.Гормон роста

6.Глюкагон



1

2

3

4

5

6

В

В

А

Б

А

Б

3. Объяснение нового материала
1. Нервная система – это совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой.
Значение нервной системы
1) Обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма.

2) Осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспособительные реакции на её изменение.

3) Составляет материальную основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение.
Строение нервной системы

(учитель делает запись на доске)
Нервная система

Центральная нервная система Периферическая нервная система

Головной Спинной Нервные Нервные Нервные

мозг мозг волокна узлы окончания

Нервы - скопление отростков нервных клеток вне ЦНС
Чувствительные нервы – образованы дендритами чувствительных нейронов.

Двигательные нервы – образованы аксонами двигательных нейронов.

Смешанные нервы – образованы и аксонами и дендритами.

Нервные узлы – скопление тел нейронов вне ЦНС.

Нервные окончания: рецепторные - воспринимают раздражение и преобразуют в нервный импульс.

Эффекторные – концевые образования аксонов в рабочих органах: мышцах, железах.

Нервный импульс - электрический сигнал, распространяющийся по клеточным мембранам.

2. Нейрон – нервная клетка


Синапс – место контакта нейронов или нейрона с другими клетками.
3.Фундаментальное деление нервной системы (запись на доске)
Нервная система



Соматическая Автономная (подчинена воле человека) (вегетативная)

Регулирует работу скелетных (не подчинена воле человека

мышц регулирует работу внутр.

органов, сосудов, желез)

Симпатическая Парасимпатическая

(включается во время (способствует восстановлению

интенсивного труда) запасов энергии во время отдыха

и сна)
Рассмотреть рисунок в книге стр.52

(Схема строения вегетативной нервной системы)
Рефлекс – ответная реакция организма на воздействие внешней среды или на изменение его внутреннего состояния.
Безусловные (врожденные) рефлексы передаются по наследству.

Пример: поворот головы на резкий звук, моргание, сосательный у новорожденных, пищевой, ориентировочный, поддержание гомеостаза.

Условные (приобретенные) - приобретается в результате жизненного опыта.

Пример: подъем по будильнику, нажатие на тормоз водителями при красном сигнале светофора, письмо и т.д.
Приведите примеры условных и безусловных рефлексов.
4. Рефлекторная дуга.

(рисунок выполняется на доске)
Рефлекторная дуга (рефлекторное кольцо) – путь по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса, с помощью рефлекса осуществляется распространение возбуждения по рефлекторным дугам и процесс торможения.


Инстинкты (по И.П. Павлову) - сложные безусловные рефлексы.
Рецептор – воспринимает и преобразует в нервный импульс раздражение.
Чувствительный нейрон – передает возбуждение к центру.
Нервный центр – возбуждение переключается с чувствительного нейрона на двигательный.
Двигательный нейрон – несет возбуждение от ЦНС к рабочему органу.
Рабочий орган реагирует на раздражение.
Принцип обратной связи.
Информация от рецепторов рабочего органа поступает в нервный центр, чтобы подтвердить эффективность реакции и, при необходимости, скоординировать ее.
4. Закрепление
1.Из каких частей состоит нервная система? (центральная и периферическая)

2.Чем образована ЦНС? (головным и спинным мозгом)

3.Чем образована периферическая нервная система? (нервы, нервные узлы, нервные окончания).

4.Что лежит в основе строения нервной системы? (нейрон).

5.Что лежит в основе деятельности нервной системы? (рефлекс)

6.Что такое рефлекторная дуга?

7.Запишите в таблицу по очереди звенья рефлекторной дуги (путь нервного импульса).

а) рецептор,

б) нервный центр,

в) двигательный нейрон,

г) рабочий орган,

д) чувствительный нейрон.


1

2

3

4

5

а

д

б

в

г


5. Рефлексия
Ребята, мы сегодня с Вами познакомились, с нервной системой и что она состоит из центральной и периферической частей.

ЦНС образована головным и спинным мозгом.

Периферическая нервная система образована нервами, нервными узлами и нервными окончаниями. В основе строения нервной системы лежит – нейрон, в основе деятельности – рефлекс.
6. Домашнее задание
Учебник: стр. 50-55.