microbik.ru
1
План занятия

Тема: Метод двойной записи

Слайд №1

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: Систематизация и закрепление знаний метода двойной записи или корреспонденции счетов бухгалтерского учёта, построения бухгалтерских проводок и воспроизведения хозяйственных операций, владение терминологией.

Развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, развивать быстроту мышления, способствовать в принятии самостоятельного решения.

Стремиться к воспитанию профессионально важных личностных качеств обучающихся, используя принцип профессиональной направленности – чувства ответственности, исполнительности, умения управлять эмоциями и работе в команде.
Внутрипредметные и межпредметные связи: методы учёта продукции, русский язык, деловая культура

Тип занятия: Комбинированный

Средства обучения: Карточки-задания;
рабочие тетради;

План счетов бухгалтерского учёта

ЦОР: - презентации;

Литература основная: Расторгуева Р.Н. «Бухгалтерский учёт в сельскохозяйственных организациях»

Дополнительная: Брыкова Н.В. «Основы бухучёта», Пошерстник Н.В. «Самоучитель по Б.У.»

Метод обучения: Информационно-сообщающий (объяснительно-иллюстративный), Репродуктивный;

Приёмы: словесные, работа с учебником, выполнение типовых упражнений по алгоритму.

Ход занятия:

1. Организационная часть: - наличие обучающихся в группе;

- внешний вид и проверка готовности к началу занятия;

- санитарное состояние кабинета.

2. Сообщение темы и цели занятия. Слайд № 2

Восстановить знания обучающихся по материалу предыдущих занятий. Проверка домашнего задания. Слайд № 3

Слабым обучающимся раздать карточки задания по теме: План счетов бухгалтерского учёта.

Вопросы для фронтальной проверки домашнего задания:

1. Что такое счёт? Что он из себя представляет? Изобразить графически.

2. Что значит открыть счёт?

3. Дебетовые и кредитовые обороты это ….?

4. Какова структура и характеристика активного счёта?

5. Какова структура и характеристика пассивного счёта?

6. Назначение, структура и характеристика активно- пассивного счёта?

3. Объяснение нового материала.
Для ведения бухгалтерского учёта на счетах используется правило двойной записи, которое заключается в следующем: любая хозяйственная операция отражается одновременно на двух счетах – в дебете одного и кредите другого счёта. Слайд № 4

Например:

Списаны материалы в производство на сумму 12000 руб. Слайд № 5

В данной операции участвуют два активных счёта: 10 «Материалы» и 20 «Основное производство». Так как материалы выбыли со склада, то сумма 12000 руб. отражается на кредите счёта 10. Эти материалы поступили в основное производство, поэтому та же сумма будет проходить по дебету счёта 20.

Счёт 10 «Материалы» Счёт 20 «основное производство»

ДЕБЕТ КРЕДИТ ДЕБЕТ КРЕДИТ

12000 12000

Для данной операции бухгалтерская проводка будет следующая: Д-т 20 К-т 10

Погашен краткосрочный кредит банка с расчётного счёта:

1) Определим, какие счета участвуют в операции, - это активный счёт 51 «Расчётный счёт» и пассивный счёт 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам»

2) сначала определимся с одним счётом, для этого следует выбрать активный или пассивный счёт (а не активно-пассивный) потому что именно на активных и пассивных счетах действуют строгие правила.

Так как деньги выбыли с расчётного счёта (уменьшение в кредите активного счёта), то активный 51 кредитуется, при этом уменьшается задолженность за краткосрочный кредит, значит, пассивный счёт 66 дебетуется. Проводка для этой хозяйственной операции будет следующая: Д-т 66 К-т 51.

Бухгалтерская проводка есть не что иное, как оформление корреспонденции счетов, когда одновременно делается запись по дебету и кредиту счетов на сумму хозяйственной операции, подлежащей регистрации. Слайд № 6

Взаимосвязь, возникающая между счетами при отражении хозяйственной операции (название дебетуемого и кредитуемого счёта) называется корреспонденцией, а сами счета корреспондирующими.Указание корреспонденции счетов – бухгалтерской проводкой. Слайд № 7

Например:

Поступили удобрения от поставщика на сумму 3000 руб.

Перечислено с расчётного счёта предприятия поставщику в погашение задолженности за удобрения 3000 руб.

Начало операции (откуда поступили удобрения) - от поставщика, поэтому счёт «Расчёты с поставщиками» кредитуется на сумму 3000 руб.; конец операции (что имеет организация в результате расчёта с поставщиками) – удобрения, поэтому счёт «удобрения» дебетуется на сумму 3000 руб.

Удобрения мы относим на счёт 10 «материалы», поэтому можно сделать следующую запись на счетах.

Проводки: Д-т 10 К-т 60; Д-т 60 К-т -51.

Корреспонденция имеет большое контрольное значение. По ней можно воспроизвести содержание хозяйственной операции. Слайд № 8

Например: Д – т 50 К-т – 51; Получены в кассу денежные средства с расчётного счёта.

Бухгалтерские проводки могут быть простые и сложные. Слайд № 9

Простой называется бухгалтерская проводка, в которой один счёт дебетуется и один кредитуется. Приведённые выше в качестве примера проводки – простые.

Сложной называют бухгалтерскую проводку, когда один счёт дебетуется и несколько счетов кредитуется, но сумма записи по всем кредитуемым счетам должна быть равна сумме записи на дебете, и наоборот, когда несколько счетов дебетуется и один кредитуется, сумма записи на дебетуемых счетах равна сумме на кредитуемом счёте.

Например:

1. Д-т счёта «удобрения» 10. - 1500 руб.

Д-т счёта «запасные части» - 2200 руб.

Д-т счёта «топливо» - 5000 руб.

Итого по дебету: 8700 руб.

Кредит счёта «расчёты с поставщиками» 8700 руб.

2. Дебет счёта «расчёты с поставщиками» - 8700 руб.

Кредит счёта «расчётный счёт» - 700 руб.

Кредит счёта «краткосрочные кредиты банка» - 8000 руб.

Итого по кредиту: 8700 руб.

Сложные проводки можно записывать несколькими простыми проводками.

Проводку 1 можно представить тремя простыми проводками:

1. Д-т «удобрения» - 1500 руб.

К-т «расчёты с поставщиками» - 1500 руб.

2. Д-т «запасные части» - 2200 руб.

К-т «расчёты с поставщиками» - 2200 руб.

3. Д-т «топливо» - 5000 руб.

К-т «расчёты с поставщиками» - 5000 руб.

А проводку 2 – двумя:

1. Д-т «расчёты с поставщиками» - 700 руб.

К-т «расчётный счёт» - 700 руб.

2. Д-т «расчёты с поставщиками» - 8000 руб.

К-т «краткосрочные кредиты банка» - 8000 руб.

Составление сложных проводок позволяет несколько сократить число записей в бухгалтерском учёте.

Таким образом, для того чтобы правильно определить корреспонденцию счетов и составить бухгалтерскую проводку по каждой хозяйственной операции, необходим её предварительный анализ, т.е. следует найти ответы на вопросы: что происходит в результате этой операции, какие объекты изменяются, на каких счетах они учитываются, т.е. установить корреспондирующие счета, затем определить начало операции (кредитуемый счёт) и её конец (дебетуемый счёт).



Главным правилом для составления бухгалтерских проводок является: Слайд № 10

  • Определить сущность происходящих в результате операции изменений в хозяйственных средствах предприятия;

  • По «Плану счетов» выбрать счета, по дебету и кредиту которых, должна быть записана сумма данной хозяйственной операции.



4. Закрепление знаний обучающихся. Слайд № 11

Что вы узнали сегодня на занятии?

1. Что такое « правило двойной записи» на бухгалтерских счетах?

2. Дайте понятие « корреспонденция счетов». Какие счета являются корреспондирующими?

3. Что значит составить бухгалтерскую проводку?

Предложить обучающимся разделиться на две группы, каждая из которых сначала составляет задания на составление бух. проводок и воспроизведение хозяйственных операций (пользуясь планом счетов), а затем отвечает на аналогичные задания.

(по 3 каждого вида вопросов)

Разделить группу на две подгруппы, предложить разработать задания:

1. Составить две простые проводки;

2. Составить две сложные проводки;

3. На воспроизведение хозяйственной операции.
Подведение итогов работы, выставление оценок.

5. Домашнее задание: Слайд № 12

Объясните, как составляются бухгалтерские проводки, если в операции участвуют только активные счета, приведите примеры.

Объясните, как составляются бухгалтерские проводки, если в операции участвуют только пассивные счета, приведите примеры.

Почему при составлении бухгалтерских проводок трудно ориентироваться на активно-пассивные счета? Слайд № 13