microbik.ru
1
Тема: Основные формы рельефа. Горы суши
Цель:

  1. Продолжить знакомство с понятием «рельеф» (выявить силы, формирующие рельеф), сформировать представления об основных формах рельефа (горы, равнины) и их классификации по высоте;

  2. Научить выделять, описывать и объяснять существенные признаки гор. Научить находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения гор, и анализировать ее.

  3. Научить составлять краткую географическую характеристику гор на основе разнообразных источников информации и форм ее представления.

  4. Развивать практические навыки работы с картой. Закрепить умение определять высоты точек, направления и расстояния по карте и умение использовать полученные знания для чтения физических карт.


Ожидаемые результаты:

Предметные: сформированность представлений об основных формах рельефа и их классификации по высоте

Коммуникативные: формирование умений работать в группах

Регулятивные: умение нести ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности

Личностные: мобильность, толерантность, самостоятельность

Познавательные: умение проводить рефлексию своей деятельности
Оборудование:

  • настенные карты (физическая и контурная) полушарий,

  • учебник, атласы, к/к

  • раздаточный материал,

  • презентация, мультимедийный проектор, экран, колонки,

  • электронный учебник «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 6 и 7 класс».

Смысловые блоки - модули урока

  1. Формы рельефа земной коры

  1. Горы.

  2. Классификация гор (различие по высоте, времени образования, строению и т.д.)

  3. Описание гор.


Ход урока:

  • Актуализация полученных знаний, мотивация на изучение нового материала.

- На прошлых занятиях мы с вами изучили особенности строения и движения земной коры.

- Из чего состоит земная кора? (минералов и горных пород)

- Как могут залегать горные породы? (горизонтально и наклонно)

- Какие процессы могут повлиять на характер залегания горных пород? (внутренние и внешние)

СЛАЙД 2

- Таким образом, под влиянием каких процессов формируются неровности земной поверхности? (заполнение схемы, переход к слайду 4)

СЛАЙД 4

– Внутренние процессы создают неровности земной поверхности. С чем это связано? (с движением земной коры)

- Какие виды движения земной коры вам известны? (вертикальные и горизонтальные)

- (после просмотра видеосюжета) Что является результатом вертикального движения земной коры? (горы, впадины, равнины)

- Горизонтального? (землетрясения, вулканизм)

- А что образуется, если вертикальные и горизонтальные движения накладываются друг на друга? (горст и грабен), (заполнение схемы)(возвращение к слайду 2)

СЛАЙД 2

- Таким образом, что создают внутренние процессы? (неровности земной поверхности)

- Какие виды внутренних процессов мы вспомнили?

- Кроме внутренних процессов на земную поверхность влияют внешние процессы (переход к слайду 5)

СЛАЙД 5

- Внешние процессы в отличие от внутренних выравнивают неровности земной поверхности, т.е. разрушают их.

- Как называется такой процесс? (выветривание)

- Выветривание представлено несколькими типами… (ребята называют, на слайде проявляются)

  • Деятельность воды,

  • Деятельность ветра,

  • Деятельность разности температур,

  • Деятельность живых организмов, (заполнение схемы) – (возвращение к слайду 2)

СЛАЙД 2

-Итак, внешние силы, формирующие облик земной поверхности представлены каким процессом? (выветриванием)

- Назовите составляющие процесса выветривания (заполнение схемы)

- Таким образом, с чем связано многообразие неровностей земной поверхности? (с внутренними и внешними процессами), (переход по гиперссылке к слайду5)


  • Изучение нового материала.

Смысловой блок 1. Формы рельефа суши.

Познавательная задача: выделить две крупные формы рельефа суши и определить существенные отличительные признаки каждой из них.

СЛАЙД 5

–Посмотрите внимательно на фотографию и скажите, какая (ровная или неровная) поверхность земли на ней изображена?

- А как, на ваш взгляд, одним словом можно назвать неровности земной поверхности? (рельеф)

- Запишите определение в свои раздаточные листочки. (переход к слайду2)

Рельеф – это неровности земной поверхности

- Т.е., что формируется под воздействием внутренних и внешних сил Земли? (переход по гиперссылке к слайду6)

СЛАЙД 6

-Просмотрите на предложенный слайд и попробуйте сгруппировать неровности поверхности в две крупные формы. Они вам знакомы из курса природоведения 5 класса. (горы и равнины)

- Перечислите основные отличия этих форм. Что их объединяет? (переход к слайду2, заполнение схемы)

- Таким образом, какие основные формы рельефа суши мы с вами смогли выделить? (горы и равнины). Предметом изучения сегодня будет одна форма – горы.

Смысловой блок 2. Горы.

Познавательная задача: выделить характерные особенности строения горных систем.
СЛАЙД 2

- Вспомните и расскажите о холмах и горах, которые вы видели в природе или на картинках.

- Откройте свои учебники на стр. 71 и ознакомьтесь с пунктом 1. постарайтесь выделить сходства между горой и холмом. (особенности – возвышающиеся участки суши над окружающей местностью)

- Но есть и существенное различие между горами и холмами. Какое? (особенность – высокие, обширные)

- В природе редко встречается отдельно стоящая гора. Исключением являются вулканы. Обычно горы представляют большие по площади и сложные по строению участки земной коры.

- Так что же такое горы? (переход к слайду7)

СЛАЙД 7

–Посмотрите внимательно на фотографию, на ней изображены горы. Предложите свое определение этому термину, исходя из того, что мы с вами уже установили выше и знания о формулировке термина:

понятие = ключевое слово + существенные признаки (учащиеся совместно с учителем составляют определение)

- Давайте сравним наше определение с определением в учебнике, правы ли мы. (чтение определения в учебнике на стр.71, также определение появляется на слайде) Запишите его в листочки.

Горы - обширные участки земной поверхности,

высоко приподнятые над прилегающими равнинами

и имеющие сильно пересеченный рельеф

- Какие участки окружающей местности больше всего подходят под определение понятия «ГОРЫ»? (Большой Хехцир)

- Пользуясь нашим определением докажите, что Большой Хехцир – это горы. Т.е. надо найти существенные признаки, которые мы указали в определении (высокие, обширные, возвышающиеся над окружающей местностью)

- Вспомните курс природоведения 5 класс, где вы изучали строение холма и горы. Из каких частей состоит гора? (на слайде проявляются стрелки, дети называют составляющие горы, и они тоже постепенно проявляются)

- Что же такое вершина?.. Склон?.. Подошва?.. (выводятся определения)

Вершина – самая верхняя часть горы, макушка горы.

Склон – расстояние между вершиной и подошвой.

Подошва - переход склона (горы) в равнину.

- Подпишите составные части горы на рисунке в своих раздаточных листках.

- Кроме уже известных вам составляющих можно выделить также гребень (появляется на слайде) на ваш взгляд, какое определение можно дать этому термину? (выводится, если возникают сложности можно обратиться к учебнику)

Гребень – самая высокая часть хребта

- Все, что вы видите на фото можно назвать горным хребтом. Попробуйте объяснить, что это такое? (выводится, если возникают сложности можно обратиться к учебнику)

Горный хребет – линейно вытянутые поднятия с отдельными вершинами

- Найдите и подпишите на рисунке гребень и горный хребет.

- Итак, ребята, у нас получился схематический рисунок, демонстрирующий внешние отличительные особенности гор. Какие? (один из учащихся называет и показывает)
Смысловой блок 3. Классификация гор (различие по высоте, времени образования, строению и т.д.)

Познавательная задача: классифицировать горы по различным признакам (высоте, времени образования, строению)

- Откройте, пожалуйста, в атласе физическую карту полушарий.

- Найдите на карте объекты, которые подходят под наше определение.

- По каким показателям вы их нашли?

-Подтвердите свой ответ аргументацией установленных в определении понятия признаков. (называют горы и говорят о больших размерах и высоте)

-Ребята, а как вы узнали, о высоте этих участков суши на географической карте? (с помощью шкалы высот)

- Чтобы лучше запомнить название и расположение основных горных систем суши выполним практическую работу: перенесем их на свои контурные карты.

- Что это означает – перенести горы? Мы обозначим линиями местоположение основных хребтов и правильно подпишем их название.

- Инструкция в ваших раздаточных листочках поможет нам в этом. Ознакомьтесь с ней, пожалуйста.

- Предлагаю начать с западного полушария. Давайте начнем с самых протяженных гор суши (почти 9 тыс.км). Они расположены на материке Южная Америка. Какие это горы? (ученики называют Анды, учитель работает на доске, а дети в к/к, рисование сопровождается пояснениями)

  • Где эту линию рисовать;

  • В какой части материка они расположены;

  • Как протянулись относительно сторон горизонта;

  • Береговой линии;

  • Ближайших рек, морей;

  • Параллелей и меридианов или вдоль параллелей и меридианов;

- А как правильно подписать горы на к/к? (образец подписи – это географическая карта – горы подписываются по линии протяжения)

- Назовите горы Северной Америки, где они располагаются? Давайте обозначим их на к/к – Кордильеры, Аппалачи.

- Восточное полушарие: материк Евразия – Кавказ, Гималаи, Альпы, Уральские, Скандинавские, Сихоте-Алинь.

- В Африке – Атлаские, Драконовы.

- В Австралии – Большой Водораздельный хребет.

- Ребята, а что еще о горах (кроме расположения и направления) может рассказать карта? (если возникнут сложности, обратить внимание на шкалу высот – в результате должны придти к классификации по высоте) - (переход к слайду9)

СЛАЙД 9

- Ребята, на данной схеме показано деление гор на группы в зависимости от высоты.

-Рассмотрите ее внимательно. Так какие группы мы можем выделить? (ребята называют); (переход к слайду 10)

СЛАЙД 10

– Вы можете привести примеры гор, относящихся к разным группам по высоте? (переход к слайду2)

СЛАЙД 2

- Таким образом, с каким типом классификации гор мы познакомились? (при работе с этим слайдом ребята заполняют схемы у себя на листочках) (переход к слайду15)

- Какие горы суши являются самыми высокими на Земле?

- Какова их высота и где они находятся?

- Как называется наивысшая вершина этих гор? Кто-нибудь покорил ее?

- Ребята, на территории Хабаровского края есть высокие горы? (на севере хребет Сихоте-Алиня)

- А Большой Хехцир относится к какой группе гор по высоте? (к низким)

СЛАЙД 15

– Посмотрите внимательно на фотографии. И на одной, и на другой изображены горы. Чем они отличаются друг от друга? (высотой, характером вершин, крутизной склонов, растительным покровом и т.д.)

- В чем причина названных вами различий? Как вы думаете, почему они различаются?

- На ваш взгляд, на какие две группы по возрасту можно разделить горы суши? (должны придти к возрасту – старые и молодые)

- К старым горам, давно появившимся на суше, относятся уже разрушенные горы: Уральские, Аппалачи, Хибины.

- Какой еще признак для классификации гор мы обнаружили вместе с вами? (по возрасту) (переход к слайду2, заполнение схемы в листочках)

- Но и среди высоких гор, с остроконечными вершинами есть старые горы – например, Тянь-Шань, Алтай, Скалистые горы, которые получили свое второе рождение относительно недавно.

- Их еще называют омоложенными горами. А установили это просто. Изучили внутреннее строение гор – характер залегания горных пород.

Дальше работа ведется с диском «Кирилл и Мефодий 6 класс»

Урок 27 «Рельеф суши. Горы» слайды 13, 16, 17

-Просмотрев несколько фрагментов фильма, установите какую классификацию гор можно еще выделить? Предложите свою группировку (горы можно разделить сгруппировать в зависимости от их строения).

- (слайд 13 урока 27)

1 группа Складчатые горы образуются в результате смятия пород земной коры в крупные и сложные складки.

- В рельефе складчатых гор выпуклые складки представлены горными хребтами, а вогнутые – межгорными впадинами.

-Все складчатые горы молодые – их складки, хребты и впадины образовались относительно недавно, еще не успели разрушиться и продолжают расти.

- Они, как правило, высокие, с крутыми склонами и острыми вершинами.

- (слайд 16 урока 27, мультимедиа)

2 группа Глыбовые

- Глыбовые горы не старые, а возрожденные. Просто они сложены старыми породами.

- Они могут быть низкими и средневысотными с округлыми плоскими вершинами.

- (слайд 17 урока 27)

3 группа Складчато-глыбовые

- Таким образом, что является причиной разделения гор на группы по внутреннему строению? (движение земной коры)

- Как вы думаете, какое строение имеет горный хребет Большой Хехцир? (складчато- глыбовые) Почему вы так решили? Ответ поясните.

- Какие группы в результате мы можем выделить? (складчатые, глыбовые, складчато-глыбовые), (заполнение схемы).

- Т.о., классифицировать горы можно и еще по одному признаку: по внутреннему строению – складчатые и глыбовые. Иногда выделяют переходный тип – складчато-глыбовые.

- Посмотрите пожалуйста на профиль Большого Хехцира. Как вы думаете, к каким горам по внутреннему строению он относится? Почему вы так решили.

- Таким образом, мы с вами выяснили несколько классификаций гор суши в зависимости от следующих признаков… Каких? (высоты, возраста, строения)

- Есть и другие классификации, с которыми мы познакомимся в старших классах.
Смысловой блок 4. Описание гор.

Познавательная задача: составить описание географического положения одной из горных систем.

- Мы с вами не случайно так подробно знакомились с некоторыми особенностями гор. Для чего, как вы думаете?

- Представьте, что вы собираетесь отдохнуть в горах, и у вас есть только карта. Какие сведения можно из нее почерпнуть? (выясняет вместе с учениками)

- Т.е. мы можем найти географическое положение объекта – его адрес.

- Откройте учебники на стр.75, таблица 4. Перед вами примерный план определения географического положения гор.

-Давайте, действуя в соответствии с этим планом, попробуем определить географическое положение Анд. (совместная работа)

- Дома выберите любую горную систему и дайте ее характеристику.


  • Закрепление нового материала.

1. Работа в группах.

- А сейчас предлагаю провести конкурс загадок.

- В этом конкурсе у вас будет возможность показать на сколько хорошо вы усвоили материал сегодняшнего урока, а так же свои умения добывать новые знания из различных источников информации.

- Сейчас мы разделимся на группы, для каждой из групп на мониторе компьютера есть задание, прочитайте его внимательно, на выполнение отводится 5 мин.

- (после проверки) Какая загадка оказалась для вас самой интересной?

- Самой трудной?


  1. Найти соответствие между горами и материком, показать его стрелками.

Гималаи

Кордильеры

Анды Северная Америка

Уральские Австралия

Драконовы Евразия

Большой Водораздельный хребет Африка

Кавказ Южная Америка

Атлас


  1. Найти соответствие между горами и вершиной, показать его стрелками.

Гималаи Народная

Кордильеры Косцюшко

Анды Мак-Кинли

Уральские Эльбрус

Большой Водораздельный хребет Аконкагуа

Кавказ Эверест


  1. Найти лишнее в перечне гор и обосновать:

А) Гималаи, Кавказ, Аппалачи, Кордильеры;

Б) Альпы, Уральские, Драконовы, Аппалачи;

В) Алтай, Гималаи, Тянь-Шань, Скалистые.


  1. Напишите название гор, одна из точек которых имеет координаты:

А) 430с.ш 800в.д.

Б) 400с.ш. 1100з.д.

В) 460с.ш. 100в.д.


  • Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- С какими признаками для классификации гор вы сегодня познакомились? И.т.д.



  • Объяснение домашнего задания.

  1. Используя рабочий лист урока, составить рассказ о горах;

  2. Письменно выполнить задание по описанию географического положения гор (по выбору)

  3. На к/к нанести горы, которые не успели нанести на уроке.