microbik.ru
1 2




Тема: Парламент в зарубежных странах (США, Франция, Германия)

Содержание


1. Понятие, социальные функции парламента……………………….…

3

2. Общая характеристика компетенции парламента……………….…..

6

3. Структура парламента и организация его палат………………….….

14

4. Специальные парламентские процедуры…………………………….

21

Список использованных источников……………………………………

24


1. Понятие, социальные функции парламента
В большинстве стран законодательная власть осуществляется парламентом – общенациональным представительным выборным коллегиальным органом, работающим на профессиональной постоянной основе в системе разделения властей1. Термин «парламент» происходит от латинского «parlare», что значит «говорить, разговаривать». Понятие парламента в учебной и научной литературе достаточно определен учеными – это высший общенациональный представительный орган государства2; это высший законодательный и представительный орган государства3; это высший орган народного представительства, выражающий современную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц4. Родиной парламента считается средневековая Англия, хотя предшественником парламента были представительные органы в Древней Греции и в Древнем Риме. Происхождение современного парламента связывают с событиями XIII- XIV вв. в Англии, когда власть короля была ограничена собранием крупных феодалов, высшего духовенства, представителей городов и сельской местности (общин).

Парламент выполняет в государстве целый ряд функций. Социальные функции парламента – это основные направления его воздействия на управление обществом и государством. Важнейшими из них являются законотворчество, то есть принятие законов; представительство, или выражение интересов широких слоев населения, а в итоге и воли всего народа; контроль за деятельностью государственного аппарата, прежде всего правительства; участие в формировании государственных органов, принятие бюджета и некоторые другие. Парламент является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов5.

Сегодня практически всеми уже признано, что разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную необходимо для демократического общества, в котором единственным источником власти является народ. Разделение власти по своей сути призвано обеспечить наибольшую эффективность народовластия. В конституциях всех стран, даже тех, в которых и теоретически не признается разделение власти (Великобритания и некоторые страны Британского содружества), оно фактически существует. Разделены и самостоятельно функционируют законодательная, исполнительная и судебная власти. В подавляющем большинстве государств предусмотрены также меры, которые позволяют органам одной ветви государственной власти, прежде всего законодательной и исполнительной, сдерживать органы другой власти с тем, чтобы она ограничивалась собственными полномочиями и, в конечном счете, не нарушались бы полномочия каждого органа власти.

Чаще всего проблема разделения власти возникает в деятельности законодательных и исполнительных органов. Имея один общий объект, а именно управление (в широком смысле этого понятия), каждый из них нередко вторгается в сферу полномочий, относимых, как правило, к полномочиям другой ветви власти.

Общепринятым средством воздействия органов одной ветви государственной власти на органы другой ветви является предоставление права распускать орган либо отрешать от должности его должностное лицо. Но при этом приходится учитывать ряд принципиально важных обстоятельств.

Как правило, законодательный и исполнительный органы государственной власти вправе самостоятельно принять решение о самороспуске. Этот акт предполагает как бы обращение к избирателям, обязанным провести выборы лица или лиц, которые заменят тех, кто решил добровольно оставить свой пост. Роспуск органа или освобождение от исполнения обязанностей должностного лица, принадлежащих к одной ветви государственной власти, под влиянием или по решению органа, принадлежащего к другой, также будто бы преследует цель уяснения отношения избирателей к работе распущенного органа или отрешенного от должности лица. Но на деле нередко само наличие права роспуска является средством давления, удерживающим орган, который может быть распущен, или лицо, которое может быть отрешено от должности, от конфронтации с органом, обладающим правом роспуска или отрешения.

Однако последствия роспуска законодательного органа и отрешения от должности главы исполнительной власти далеко не одинаковы. Прекращение деятельности главы исполнительной власти по собственной его инициативе или по решению законодательного органа не прерывает самой этой деятельности, поскольку отрешенное от исполнения обязанностей лицо сразу же заменяется иным лицом, временно исполняющим его обязанности. Таким образом, деятельность органов исполнительной власти в целом продолжается. Досрочный же роспуск законодательного органа всегда приводит к перерыву его деятельности, по крайней мере, на время, необходимое для проведения новых или повторных выборов.

Возможность досрочного прекращения деятельности органа государства, законодательного или исполнительного, в принципе не противоречит правилу о разделении власти и самостоятельности ее органов, ибо вытекает из действия правила сдержек и противовесов. Более того, оно как бы обеспечивает невмешательство самостоятельных государственных органов в дела друг друга. Однако самостоятельность органов государственной власти - законодательных и исполнительных - должна содержать гарантии того, что роспуск всегда будет направлен на совершенствование их работы, и прежде всего распускаемого органа. При этом необходимо исключить возможность какой-то перекачки его полномочий к инициировавшему роспуск органу.

Вместе с тем действие принципа разделения власти вовсе не обязательно предполагает возможность какого-то принудительного воздействия органов одной ветви государственной власти на органы, принадлежащие к другой ветви. Напротив, оно обязательно предполагает невмешательство органов в дела друг друга. Призыв или решение о роспуске какого-либо органа государственной власти является как бы знаком тревоги и проявлением ответственности за точное исполнение всеми органами власти принадлежащих им полномочий.
2. Общая характеристика компетенции парламента
Юридическим выражением функций парламента является его компетенция. Компетенция парламента – это совокупность его полномочий по определенным предметам ведения. Такая компетенция по-разному формулируется в конституциях зарубежных стран. Она может быть неограниченной, при которой круг вопросов ведения парламента точно не очерчен (Великобритания); относительно ограниченной, предполагающей существование лишь некоторых ограничений, как правило, со стороны субъектов федерации или автономных единиц (США, Германия), и абсолютно ограниченной, означающей существование строго определенного круга вопросов компетенции, выйти за пределы которого парламент не вправе (Франция).

При этом, конечно, следует учитывать, что соотношение между полномочиями органов всех ветвей государственной власти устанавливаются в конституциях и иных основных законах каждого государства в соответствии с господствующим в нем пониманием сущности демократии и народоправства6.

Компетенция зависит от формы правления, формы государственного устройства, исторических условий, степени демократичности страны, соотношения в ней политических сил и ряда иных факторов. Так, в президентских республиках парламенты не принимают участия в формировании правительства, ограничен их контроль за деятельностью исполнительной власти. В федеративных государствах компетенция представительных органов поделена между федерацией и ее субъектами. В государствах с тоталитарным режимом конституции могут закреплять за парламентом значительные права, но на практике большинство их полномочий оказываются фиктивными. Изменение соотношения политических сил во Франции в 50-х гг. привело к принятию Конституции 1958 г., которая существенно урезала права Национального собрания в сфере законодательства и контроля.

Во многих странах компетенция парламента недостаточно четко регламентируется конституционными актами. Тем не менее, все они предоставляют право высшему представительному органу страны издавать законы самостоятельно или совместно с главой государства, устанавливать налоги, принимать государственный бюджет. Многие конституции закрепляют некоторые формы парламентского контроля за исполнительной властью и участия парламента во внешнеполитическом процессе. В некоторых странах парламент наделен правом формирования или участия в формировании других органов. Так, парламенты Скандинавских стран выбирают из своей среды определенное число депутатов в консультативный орган северных стран – Северный совет. В тех государствах, где имеются специальные органы конституционного контроля, парламенты, как правило, принимают участие в назначении их членов (Австрия, Франция, Португалия и др.), либо назначают всех членов такого органа. (ФРГ).

В странах с двухпалатной системой парламентов конституции обычно наделяют нижнюю и верхнюю палаты разным объемом полномочий, но законодательными правами обладают при этом они обе. Так, только Сенат Конгресса США рассматривает и решает такие вопросы, как ратификация и денонсация международных договоров, дает согласие на назначение высших лиц американской администрации. В парламентарных республиках и монархиях вопрос о назначении премьер-министра или одобрении состава сформированного правительства, о вынесении вотума недоверия правительству относится к ведению нижней палаты. Так, Бундестаг ФРГ вправе выносить конструктивный вотум недоверия: одновременно с выдвигаемым вотумом предлагается кандидатура нового федерального канцлера. Если вотум принимается, то назначается одновременно новый федеральный канцлер.

По характеру закрепленной в конституциях законодательной компетенции парламенты принято делить на три группы: с абсолютно неограниченной, абсолютно ограниченной и относительно ограниченной законодательной компетенцией. К первой группе относятся парламенты, юридически обладающие правом принимать законы по любым вопросам (Великобритания, Италия, Ирландия, Греция, Япония). Ни в основных законах, ни в других актах не дается перечня вопросов, которые должны рассматриваться парламентами и решаться в принимаемых ими законах. Перечисление в конституции Швеции вопросов, которые решаются только путем принятия законов Риксдагом, не является ограничением его законодательной компетенции: конституция определяет его исключительные права, но одновременно устанавливает, что Риксдаг может принимать законы и по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства.

Во вторую группу входят парламенты преимущественно федеративных государств, чьи конституции четко разграничивают права федерации и ее субъектов. Так, при определении компетенции Конгресса США Конституция закрепила за ним не законодательную власть вообще, а только предоставленную ею. Более того, в разделе 9 ст. I установлен круг вопросов, по которым Конгресс не может принимать законов. На современном этапе эта вторая группа пополнилась парламентами некоторых унитарных государств. К их числу относится Франция. Конституция Франции жестко ограничила перечень вопросов, по которым может законодательствовать парламент (ст. 34). Причем даже в этих ограниченных областях по одним вопросам он может принимать законы, а по другим – лишь устанавливать общие принципы (например, в социально-экономической сфере).

Третью группу составляют парламенты, рамки ограниченной законодательной компетенции которых довольно подвижны. Это парламенты некоторых федераций (ФРГ, Индия, Малайзия), где имеется совместная законодательная компетенция федерации и ее субъектов. В тех унитарных государствах, в которых созданы автономные образования, объем законодательных прав парламента, как правило, не определен. Однако в законе установлен перечень вопросов, входящих в компетенцию этих автономных образований (Дания, Испания, Финляндия). По ним не может законодательствовать парламент государства.

Полномочия парламента США

У Конгресса есть общие полномочия, которые могут быть реализованы при согласованном решении обеих палат: только так может быть принят закон, поскольку обе палаты равноправны и институт преодоления вето верхней палаты нижней палатой с США отсутствует. С другой стороны, у каждой палаты есть свои, специальные полномочия: например, Палата Представителей может возбудить импичмент против федеральных должностных лиц (разд. 2 ст. I), а Сенат имеет исключительное право осуществления суда в порядке импичмента (разд. 3 ст. I), ратифицирует международные договоры.

Каждая палата решает вопросы, касающиеся результатов выборов, полномочий и правомерности избрания ее членов, ведет протокол своих заседаний (разд. 5 ст. I).

К числу общих полномочий Конгресса относятся (разд. 8 ст. I):

  1. финансовые (установление и взимание налогов, пошлин, сборов на территории США, решения о займах, об уплате государственного долга, чеканка монеты, т.е. регулирование денежного обращения, определение стоимости денежных знаков США, установление наказаний за подделку ценных бумаг и монеты);

  2. в области экономики (обеспечение благосостояния США, регулирование вопросов банкротства, торговли с иностранными государствами и между штатами, установление единицы мер и весов, регулирование почтовых служб, содействие развитию науки и ремесел и др.);

  3. в области обороны (обеспечение обороны США, объявление войны, набор армии и флота и установление правил управления ими);

  4. в области охраны общественного порядка (создание милиции (“национальной гвардии”) для исполнения федеральных законов, отражения вторжений и подавления мятежей);

  5. издание законов о приеме в гражданство (натурализации);

  6. создание подчиненных Верховному суду федеральных судов и др.;

  7. принятие в Союз новых штатов (разд. 3 ст. IV);

  8. распоряжение территорией и иной собственностью, принадлежащей Соединенным Штатам (разд. 3 ст. IV).

Конституцией (разд. 9 ст. I) Конгрессу запрещается выдавать деньги из казны без соответствующего закона, присваивать дворянские титулы, принимать законы об опале (смертная казнь без суда и следствия) и с обратной силой - ex post facto - закон, принятый после совершения какого-либо факта или деяния с имеющими обратную силу правовыми последствиями; приостанавливать действие правил habeas corpus (приказы, призванные доставлять одну из сторон процесса в суд или к судье) в мирное время; не могут вводиться налоги на предметы, вывозимые из штата, не могут учреждаться новые штаты в пределах юрисдикции другого штата (разд. 3 ст. IV) и др.

Полномочия парламента Франции

Полномочия парламента Франции перечислены в разделе V Конституции Франции 1958 года. В соответствии со ст. 34 парламент принимает законы, которые устанавливают нормы, касающиеся:

- гражданских прав и основных гарантий, предоставляемых гражданам для осуществления публичных свобод; обязанностей, налагаемых национальной обороной на граждан лично и на их имущество;

- гражданства, гражданского состояния и правоспособности лиц, имущественных отношений супругов, наследования и дарения;

- определения преступлений и деликтов, и мер наказания за них, уголовного судопроизводства; амнистии;

- ставок и способов взимания всякого рода налогов; порядка эмиссии денег.

Закон устанавливает также нормы, касающиеся:

- порядка выборов в палаты Парламента и в органы местного самоуправления;

- установления категорий публичных учреждений

- основных гарантий, предоставляемых гражданским и военным государственным служащим;

- национализации предприятий и перевода имущества предприятий из публичного сектора в частный.

Закон определяет основные принципы:

- общей организации национальной обороны;

- свободного управления местных коллективов, их компетенции и доходов

- образования

- режима собственности, вещных прав, гражданских и торговых обязательств

- трудового права, профсоюзного права и социального обеспечения.

Финансовые законы определяют доходы и расходы государства с учетом условий и оговорок, предусмотренных органическим законом.

Кроме того, весьма важными полномочиями обладает парламент в сфере внешней политики и обороны. Но только наоснове парламентского закона осущестлвяется ратификаця наиболее важных международных договоров соглашений. Парламент продлевает при необходимости на срок свыше 12 дней осадное положение, декретированное в Совете Министров. В соответствии со статьей 35 Конституции Франции именно Парламенту принадлежит право объявления войны.

Парламент Франции, и прежде всего его нижняя палата – Национальное Собрание – призван осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти. Такими традиционными способами контроля за деятельностью правительства является устный и письменный вопрос, создание при необходимости контрольных и следственных комиссий и, наконец, постановка на голосование резолюции порицания Правительству, если его политика встречает неодобрение со стороны парламентариев.
Полномочия парламента ФРГ

В соответствии со статьёй 73 Основного закона Федеративной Республики Германии Федерация обладает исключительной законодательной компетенцией по следующим законам:

1) иностранные дела, а также оборона, включая защиту гражданского населения;

2) гражданство в Федерации;

3) свобода передвижения, паспортный режим, иммиграция и эмиграция, выдача;

4) валюта, денежное обращение и чеканка монеты, режим мер и весов, а также установление точного времени;

5) таможенное и торговое единство территории, договоры о торговле и судоходстве, свобода товарного обращения, оборот товаров и платежей с заграницей, включая таможенную и пограничную охрану;

6) федеральные железные дороги и воздушное сообщение;

7) почта, телесвязь;

8) правовое положение лиц, находящихся на службе Федерации и непосредственно федеральных корпораций публичного права;

9) правовая охрана промышленной собственности, авторское право и право издания;

10) сотрудничество Федерации и земель

а) в области уголовной полиции;

б) для охраны основ свободного демократического строя, существования и безопасности Федерации или земли(конституционная охрана)

в) для защиты от устремлений на территорию Федерации, которые применением силы или направленными на это подготовительными действиями угрожают внешним интересам Федеративной Республики Германии, а также учреждение федерального ведомства уголовной полиции и международная борьба с преступностью;

11) статистика для целей Федерации7.

Статья 74 Основного закона Германии закрепляет конкурирующую законодательную компетенцию Федерации.

В современный период ограничение законодательных прав парламентов происходит и в связи с вступлением многих стран в различные союзы и блоки, особенно такие, которые имеют тенденцию к преобразованию или преобразованы в конфедеративные межгосударственные союзы, например Европейский Союз.


следующая страница >>