microbik.ru
1
8 класс Ринглер В.А.

Родительское собрание.

Тема: Профилактика суицида подростков

Цели: Информировать родителей о существовании проблемы подросткового суицида.
Дать понятие о подростковом суициде, причинах, признаках готовящегося самоубийства.
Рассмотреть меры профилактики и предупреждения  детского суицида, связанные с социально - психологической поддержкой  детей в школе и в семье.

Оборудование: компьютер, проектор для демонстрации презентации, презентация.
Содержание выступления:


Суицид - это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда  собственная жизнь утрачивает для него смысл.

Статистика суицида в подростковой среде:

  • За последнее десятилетие  число самоубийств среди молодежи  выросло в 3 раза.

  • Среди причин смерти детей и подростков суицид занимает второе место.

  • Ежегодно каждый двенадцатый  подросток в возрасте 15-19 лет   пытается совершить  попытку самоубийства.

  • Число законченных суицидов  среди юношей  в среднем в 3 раза больше,  чем  среди девушек.

  • С другой стороны - девушки пытаются покончить с собой  в 4 раза чаще, чем юноши,  но выбирают «щадящие» способы,  которые реже приводят к смерти.

   Чаще подвержены:

  • подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;

  • девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;

  • подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения;

  • подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей.

    

  Причины суицида:

  • Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился).

  • Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду).

  • Конфликты с друзьями, проблемы в  школе. Ребенок – изгой в школе. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду.

  • Несчастная любовь, одиночество.

  • Страх перед будущим.

  • Потеря смысла жизни.

  • Подражание кумирам.  В  Челябинске 15- летние школьницы спрыгнули с крыши многоэтажного дома.  В предсмертных записках написали, что совершают самоубийство в память Игоря Сорина, солиста группы, который ровно в Москве выбросился из окна шестого этажа. Родителям следует насторожиться в отношении суицидальной активности своего ребенка,  если он фанат погибшего кумира.

  • Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым.

  • Прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников.

Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания - напряжение, которое не всякому взрослому по плечу.

 Мотивы:

  • Призыв. Способ попросить помощи.

  • Уход от проблем, потерял надежду изменить жизнь к лучшему.

  • Месть. Попытка сделать больно другому человеку:

  • «Они еще пожалеют»

  • Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье.

  • Бегство от наказания. Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому уйти из жизни.

Признаки готовящегося самоубийства:

80 % задумавших совершить самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях окружающим.
Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их понять!

Словесные признаки:

  • Часто говорит о своем душевном   состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении.

  • Шутит на тему самоубийства.

  • Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.

Поведенческие признаки:

  • Раздача ценных вещей.  Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Подросток может начать раздавать свои любимые компакт-диски, видеокассеты, плакаты. Это должно насторожить окружающих, особенно, если это преподносится со словами: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память».

  • Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики письменного стола. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен. Однако в сочетании с другими «предупреждающими знаками» такая вдруг возникшая тяга к порядку может означать, что подросток  долго задерживаться в этом мире не собирается.

  • Прощание.

  • Демонстрируют радикальные  перемены. Вдруг начинают вести себя непривычно.

Ситуационные признаки.

  • Социально изолирован.

  • Живет в нестабильном состоянии.

  • Ощущает себя жертвой насилия.

  • Перенес тяжелую потерю.

Как предотвратить суицид?

Ощущение ценности жизни невозможно без осознания двух очень важных вещей:

• нам нужно хорошо к себе относиться;
• нам нужно, чтобы нас любили.

Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе. 
Потребность любви — это: 
— потребность быть любимым; 
— потребность любить;
— потребность быть частью чего-то.

  Если эти три «потребности» присутствуют в жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы. Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям,  которые чувствуют себя чужими  дома,  в школе, во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, отверженность. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы.

 
Родители, помогите своим детям!


Сформировать у подростка четкую установку: «Из любой трудной жизненной ситуации можно найти выход». 
Приучить с малых лет, что неудач не стоит бояться, они неотъемлемая часть пути к главной победе. «Упал - встань и продолжай идти!»

Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни.

Ребятам нужно объяснить, что когда настроение хорошее, человек терпимее относится к тому, что, быть может, ему не  совсем по душе. Положительный заряд энергии   помогает хорошо учиться, в полную силу работать, находить контакт со сверстниками и  взрослыми.

Вовлекать  подростков в полезные виды деятельности. 


Подросток должен помнить о  том, что в трудной жизненной ситуации он может обратиться к людям, которым доверяет: родителям, классному руководителю, психологу. 
Гармоничные отношения в семье, предполагающие создание и сохранение теплых и   доверительных отношений с ребенком.
Правила: 
 «Глаза в  глаза» Контакт глаз – разговор двух душ, возможность передать невыразимое словами. 
«Чудо прикосновения» 
Дотронуться до руки, похлопать по плечу, приобнять. Не менее 9 объятий необходимо для поддержания нормального душевного состояния ребенка в любом возрасте. 
«Безраздельное внимание»
Это 20-30 минут, которые родитель посвящает своему ребенку каждый день, ни на что не отвлекаясь. Чем заняться в такие минуты, не имеет значения. Можно прогуляться, почитать, поговорить. Главное, чтобы ребенок почувствовал: «Я один на один с мамой (папой). Она (он) в моем полном распоряжении. Я для неё (него) сейчас самый главный».

Родители, какими вырастут ваши дети, во многом зависит от Вас! Учитесь слушать и слышать их! Учитесь подмечать малейшие изменения в состоянии своих детей, обращать внимание на каждую мелочь!

Каждому родителю необходимо знать, что при первом подозрении на суицидальные намерения ребенка необходимо проконсультировать у детского или подросткового психиатра или психоневролога.

Жизнь – это шанс,  не упусти   его!
Жизнь – это мечта,  осуществи её! 
Жизнь – это любовь, так люби!
Жизнь – это долг,  исполни его! 
Жизнь – это счастье,  сотвори его сам! 
Жизнь  прекрасна… Не разрушай её!