microbik.ru
1
МОУ СОШ №3 г. Хвалынск

Методическое объединение

Тема: Разрешение конфликтных ситуаций»

Разработала

Учитель начальных классов
Галицкова Т.А.

Одна из важных задач в воспитании ребёнка – это разрешение конфликтных ситуаций. Тема методического объединения :

« От конфликта – к любви через доверие».

«Человек обладает способностью любить,

и если он не может найти применение своей способности любить,

он способен ненавидеть, проявляя агрессию, и жестокость.

Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли» (Э. Фромм)
Цель : распространение педагогического опыта по разрешению конфликтной ситуации между родителями и детьми классным руководителем с теоретическим обоснованием и практическим применением используемых методик.

Задачи:

  1. Обсудить возможность продуктивного разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в общении родителей с детьми

  2. Выявить способы устранения барьера непонимания между родителями и детьми

  3. Оказать помощь родителям в решении некоторых конфликтных ситуациях

Методы:

Беседа, анализ конфликтной ситуации , разрешение конфликтных ситуаций,

презентация педагогического опыта, тренинги, игры.

Ожидаемый результат:

формирование готовности родителей к разрешению и предупреждению конфликтных ситуаций.

Оборудование:

Фонограмма, карточки с ситуациями для решения, подбор литературы.

Столы расставлены так, чтобы можно распределиться на 3 группы: родители, дети и учителя.

Форма проведения: круглый стол.

Оформление доски:

«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» (О. Уайльд)

1. Подготовительный этап. Подбор изречений по теме собрания, подбор психолого-педагогической литературы для родителей – памятка для родителей.

2. Организационный этап. Оформление доски. Выставка литературы. Родители рассаживаются, на столах листы бумаги для записей, ручки.

Классный руководитель:

Дети – это самое дорогое, что есть у вас. Начиная с рождения - вы стараетесь воспитать их в любви и взаимопонимании, уберегая от неприятностей.

Наши дети взрослеют и становятся умнее, самостоятельнее. Это уже не малыш, который смотрит на вас с обожанием и доверием, но это ещё и не подросток. С одной стороны ему хочется, чтобы к нему относились как к взрослому. А с другой стороны - он становится более чувствительным к проявлениям родительской любви. И как бы хотелось родителям, чтобы конфликтов и проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше. Но так не происходит. Почему? Почему же родители, очень оберегая детей от инфекционных, простудных заболеваний, так жестоко относятся к состоянию их нервной системы? Как предостеречь ребёнка от неправильного поступка, как добиться того, чтобы ребёнок прислушался к нашим советам и требованиям, а не выполнял их с точностью «до наоборот»? Можно ли найти пути к бесконфликтной дисциплине ребёнка?

Сегодня мы попытаемся определить причины непослушания наших детей и обсудить возможности «мирного сосуществования» родителей и детей в сложных ситуациях, возникших в повседневной жизни в школе и дома.

Тема «От конфликта – к любви через понимание»

Задачи:

  1. Обсудить возможность продуктивного разрешения конфликтных

ситуаций, возникающих в общении родителей с детьми

  1. Выявить способы устранения барьера непонимания между родителями и детьми

  2. Оказать помощь родителям в решении некоторых конфликтных ситуациях

План разрешения конфликтных ситуаций:

  1. Реакция родителей на поступок детей

  2. Меры и способы воздействия на разрешение ситуации

  3. Результат

Для работы нам нужно создать 3 группы. Соответственно каждая из групп, сидящих за столом, получит роль. ( Расставляю таблички: «Дети», «Родители», «Учителя»). С этих позиций вы должны принять участие в обсуждении.

Прежде, чем перейти к практике, давайте обратимся к теории и выясним значение слов: конфликт и толерантность.

Теоретическое обоснование конфликта

- «конфликт» - столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьезное разногласие, острый спор (Толковый словарь С.И. Ожегова)

- «толерантность» – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам (Философская энциклопедия)

Каковы же причины нарушения поведения, вследствие которых возникают конфликты между родителями и детьми.

  • Борьба за внимание

  • Борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опёки

  • Желание мщения

  • Потеря веры в собственный успех.

Ситуации для обсуждения в группах:

Каждому родителю хочется иметь с детьми отношения сотрудничества.

задание для работы в группах:

Перед вами лежат листочки и ручки.

  1. Напишите, что служит началом конфликта с позиций: ребёнка, родителя и учителя.

( пользуются подсказками)

Дети: Непонимание, агрессивность, утверждение

Родители: непослушание

Учителя: агрессия, невыполнение, куда же смотрят родители.

( все слова на доске)

  1. Ситуация для обсуждения:

Девятилетний мальчик пришёл из школы в порванной рубашке с грязным лицом. Он объясняет это тем, что подрался в школе. Ваша позиция: обсуждение –

Дети: обиженный, ищет поддержки.

Родители: кто обидел?

Учителя: Мог избежать конфликта.
Конфликт? Как разрешить этот конфликт? Пользуясь подсказками на листочках выберите нужное слово. Первыми выбирают дети.

Дети:

Родители:

Учителя:

( на доске появляются слова от групп)

Вывод – все эти нюансы, которые чувствует ребёнок в вашем отношении к нему, для него очень важны. Из них складывается сопереживание и любовь к нему. Психологи советуют – успокоится, выслушать и принять решение совместно. Разрешение конфликта зависит от степени мастерства и правильного реагирования и понимания родителей в конфликтной ситуации.

  1. Ситуация для обсуждения:

Ребёнок получил плохую отметку в тетради, разнервничался и вырвал листок с нежелательной отметкой. Родителям сказал о том, что учитель был не прав, поставив ему оценку ниже, чем он заслуживает. Ваша позиция на возникновение этой ситуации. Первыми даём слово детям

Дети: Как она могла, ведь ребёнок старался.

Родители: Как же ты мог?....

Учителя: Нужно правильно и аккуратно выполнять задание.

Ваша позиция на разрешение этого конфликта.

Дети:

Родители:

Учителя:

( на доске появляются слова)

Вывод: Спокойно и без крика, и унижения найти выход из создавшегося положения. Помните, он ищет в вас поддержку и любовь.

Пожалуй, чаще всего дело не только в том, что взрослые не осознают вреда, который их грубость наносит здоровью и воспитанию характера детей, но и в том, что у них не хватает выдержки, а потому бестактное, оскорбительное слово становится безобразной привычной манерой учить детей уму-разуму. Грубые слова и бесконечные окрики плохо воспитывают. Задевая самолюбие, унижая человеческое достоинство, они только усложняют отношения взрослых и детей в семье, вызывают ответную реакцию – грубость, внутреннее сопротивление требованиям старших, а значит, новые конфликты, которые ещё больше расшатывают нервную систему и детей, и взрослых, омрачают жизнь тех и других.

Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения не формирует у детей нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

Давайте обратимся к доске и выясним: что же поможет в разрешении конфликта?

Что ждёт ребёнок от вас?

Спокойствие, внимание, сопереживание, умение выслушать, поддержку и любовь.

Позиция родителей:

Спокойствие, сопереживание, стремление помочь, любовь

Позиция учителя:

Регулировать отношения между родителями и детьми

Проведём тренинг:

На столе у вас есть листочки. Обратите на них внимание. На одной стороне пустой дом . На другой стороне пусто – там вы расположите семью.

Ваша задача – в доме нарисовать только 3 предмета, на второй половине листа – семью из трёх человек. ( Рисуют)

Затем рисунки вывешиваются на доску и сравнивают. Почти все в доме изобразили стол- это сбор семьи, телевизор – занятие детей в свободное время и многое родители изобразили кровать – отдых.

Вывод: в отличие от детей, которые нарисовали в доме стол, телевизор и игры, родители уходят от воспитания детей, от занятий непосредственно с ними они променяли на телевизор и отдых.

Во второй половине родители нарисовали семью, взявшись за руки. В середине – ребёнок. Вот это правильно.
Обратимся к высказыванию Д.Локка

«Ребёнок рождается чистый, как восковая доска, а жизнь выводит на ней свои письмена»

Мы, взрослые, допускаем ошибки при воспитании и пожинаем плоды в виде непослушания и отчуждения.

Берегите своих детей

Их за шалости не ругайте

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте

Памятка для родителей” – каждый родитель получает памятку, где знакомится с правилами поведения.

  • Относитесь к ребёнку с уважением, любовью, добротой.

  • Не позволяйте себе резкие, безапелляционные суждения.

  • Будьте тактичны общении c детьми .

  • В любой конфликтной ситуации умейте находить разумное решение.

  • Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям.

  • Стремитесь к тому, чтобы были ваши дети единомышленниками.

  • Никогда не выясняйте ни с кем отношений в присутствии посторонних.

  • Ничего не начинайте в гневе.

  • Помните золотое правило этики: относитесь к ребёнку так, как вы бы хотели, чтобы он относился к вам

  • -Умейте слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью.

  • -Умейте говорить с ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность.

  • -Наказывайте, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.

  • -Признавайте свои ошибки, просите прощения за неправильные действия и поступки,

  • будьте справедливым в оценке себя и других.

Итог:

Подведём итог методического объединения на тему: « От конфликта – к любви через доверие»

Жизнь по-разному можно прожить.

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить

И вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете вставать

И помышляя о чуде,

Рукой обнаженной до солнца достать

И подарить его людям.

Я уверена, каждый из нас будет доставать свое солнце и дарить его близким людям.