microbik.ru
1
Окружающий мир

4 класс

ТЕМА: Тундра.

ЦЕЛИ: сформировать у учащихся представления о природной зоне тундры, ознакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека, развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с помощью карты и атласа.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта природных зон, картинки и слайды с изображением изучаемых объектов, компьютер, мультимедиа проектор, презентация к уроку.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

В путешествиях можно много узнать

И друзьям об этом потом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас

И опять в экспедицию отправляется класс

А чтобы тему урока узнать,

Кроссворд надо нам разгадать.

ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ

1.Короткое название ледяной зоны.
















 5










 1




 3




 










 




 

4

 










 

 2

 

 

 

 6







 

 

 

 

 

 







 

 

 

 

 

 







 

 

 




 

 







 

 

 




 

 













 




 























































2.Птица с необычным красным клювом.

3.Название острова, на котором расположен заповедник.

4.Арктика- царство снега и …

5.Растение, живущее в толще воды.

6.Вид рыбы, обитающий в северных морях.

(Арктика, Тупик, Врангеля, льда, водоросли, Сайка)

Ключевое слово ТУНДРА

2.РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ.

- Слово «ТУНДРА» в переводе с финского значит «бесплодная», или «враждебная». Южнее ледяной зоны вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. Зима там долгая, температура достигает -50.(слайд2)

-Что вы можете о ней рассказать, глядя на карту?

(Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Это зона находится южнее арктических пустынь. Тундра расположена на материке Евразия в холодном поясе, значит там холодно. Туда попадают косые солнечные лучи, а это значит, что зима должна быть суровой, там должно быть много снега. СЛАЙД 3

- Молодцы! У нас получилось неплохое коллективное описание.

- А как же выглядит тундра на самом деле?

- с помощью современной техники отправимся исследовать тундру.

Слайд 4,5,6

-Суров климат тундры: зима продолжается дольше , чем учебный год в школе, а лето очень холодное и короткое. Круглый год дуют холодные ветры, а зимой свирепствует пурга. Под снегом замёрзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-50см., а ниже сохраняется вечная мерзлота. Ещё говорят, что год в тундре делится на две части: снежную и мокрую.

-Что такое снежная часть года – это, понятно всем. А почему вторая часть года мокрая? Ваши предложения?

(Снег и лёд оттаяв, превращаются в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота, и воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испарятся, вот она и остаётся.)

- Действительно, по этим двум причинам в тундре много болот и озёр. Почва влажная или просто мокрая.

- А сейчас включаются в работу наши ботаники, зоологи, экологи. Им предстоит выяснить: ЧТО РАСТЁТ? КТО ЖИВЁТ? КАК ЖИВУТ?

РАССКАЗЫ СОПРОВОЖДАЮТСЯ ПОКАЗОМ

СЛАЙДОВ 8, 9, 10

РАССКАЗ БОТАНИКОВ: В тундре растут мох , ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая берёза, карликовая ива. Все растения низкорослые. Мох-ягель пища северных олений. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустарники. Клюква стелющийся кустарничек, имеет короткие корни, разветвленные листочки, красные ягоды. Ягоды и листья, остаются на зиму. Карликовая берёза имеет небольшой изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью, защитит от мороза.

РАССКАЗ ЗООЛОГОВ: Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек. Белая куропатка – растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода. Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками. Песец – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется подшёрсток. Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшёрсток и, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из под снега.

Слайд 11, 12, 13.

РАССКАЗ ЭКОЛОГОВ: основное занятие населения тундры – оленеводство. Ведётся добыча полезных ископаемых – нефти и газ.

В тундре возникли экологические проблемы:

1.Нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов,

гибнут растения.

2.Местность загрязняется нефтью.

3.Незаконная охота браконьерство.

4.Оленьи пастбища вытаптываются, оленей не всегда перегоняют на другие места. Природные богатства тундры взяты под охрану.

5.Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет.

3.ЗАКРЕПЛЕНИЕ

- Какие природные условия в тундре?

- Какие в тундре растения?

- Как приспособились к жизни представители животного мира?

- Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?

- Почему растительный и животный мир тундры богаче, чем в зоне арктических пустынь?

4.Подведение итогов.

Выставление оценок.