microbik.ru
1
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5

Тема: ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Цель: сформировать представление об органах мочевыделения как единой функциональной системы.

Задачи:

  1. Изучить анатомическое строение органов мочевыделения.

  2. Изучить функциональные особенности процесса мочеобразования.

  3. Научиться топографически сопоставлять расположение органов выделительной системы с собственной схемой тела.

  4. Научиться анализировать состояние мочевыделительной системы по результатам различных методов исследования мочевыделительной системы.

План:

  1. Контроль самостоятельной подготовки студентов (экспресс-тест по вопросам самоконтроля).

  2. Диалоговое обсуждение ключевых вопросов темы.

  3. Выполнение практических заданий.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Общая схема строения выделительной системы.

  2. Макроскопическое строение почки.

  3. Микроскопическое строение почки. Нефрон как структурно-функциональная единица почки.

  4. Анатомо-физиологические особенности мочеточников, мочевого пузыря и мочевыводящего канала.

  5. Процесс мочеобразования: фильтрация, реабсорбция и секреция почек.

  6. Характеристика и состав первичной мочи.

  7. Характеристика и состав вторичной мочи.

  8. Регуляция процесса мочеобразования.

  9. Профилактика воспалительных заболеваний выделительной системы.

  10. Методы исследования мочевыделительной системы и их результаты.

Вопросы для обсуждения:

  1. Анатомо-физиологические особенности почки.

  2. Функционирование нефрона, система двойного кровоснабжения почки.

  3. Процесс мочеобразования: фильтрация, реабсорбция и секреция почек.

  4. Пороговые и надпороговые вещества. Анализ состояния мочевыделительной системы по результатам различных методов исследования мочевыделительной системы.

  5. Процесс образования камней в почках, почечная недостаточность.

Практические задания:

  1. Зарисовать схему макроскопического строения почки.

  2. Сопоставить расположение органов мочевыделительной системы с собственной схемой тела.

  3. Зарисовать схему строения нефрона.

  4. Составить сравнительную таблицу состава и свойств первичной и вторичной мочи:




Состав:

Свойства:

1. Первичная моча







2. Вторичная моча








Вопросы для самоконтроля:

1.

Размер почки в длиннике 8-10 см

2.

Почки расположены в брюшной полости

3.

Максимальная вместимость мочевого пузыря – 3 литра

4.

Процесс фильтрации происходит в капсуле нефрона

5.

Мозговой слой почки – наружный слой почки

6.

Жировая капсула почки выполняет амортизационную функцию

7.

Фильтрация – это удаление из 1-й мочи излишков воды

8.

Ренин – это мочерегулирующий гормон гипофиза

9.

Первичной мочи образуется до 180 литров в сутки

10.

Реабсорбция – процесс обратного всасывания компонентов первичной мочи

11.

Глюкоза всасывается обратно в проксимальном канальце нефрона

12.

В норме вторичная моча не содержит глюкозу

13.

Мужские мочеточники длиннее женских

14.

Конечный сбор вторичной мочи в почке происходит в лоханке

15.

Вторичная моча образуется в количестве 1,5-2 литров в сутки


Темы рефератов:

  1. Особенности гигиены девочек как профилактика воспалительных заболеваний мочеполовой системы.

  2. Современные аспекты трансплантации почек.

  3. Проблема развития почечной недостаточности как осложнения синдрома сдавления при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях.

  4. Аномалии развития мочеполовой системы при внутриутробной патологии.

  5. Проблема развития воспалительных заболеваний мочевыделительной системы в походных условиях.

Литература по теме занятия (основная):

  1. М. Р. Сапин, З. Г. Брыськина «Анатомия человека» с 182-208.

  2. Эвелин Пирс «Анатомия и физиология» с 294-304.

Литература по теме занятия (дополнительная):

  1. Н. И. Обреимова, А. С. Петрухин «Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков» с 170-177.

  2. М. П. Сапин, В. И. Сивоглазов «Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма» с 182-208.