microbik.ru
1
Тема: В некотором царстве, в государстве лишайников.

( биология 7 класс , 45 минут)
Цель: продолжить формирование знаний о многообразии живых организмов и явлении симбиоза в природе; познакомить с особенностями строения, способом питания лишайников и их практическим значением.

Оборудование: таблица « Лишайники», гербарные образцы лишайников; кусочки коры и побеги деревьев с лишайниками; таблица « Современная система органического мира»; плакат « Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека».

  1. Мотивация учащихся на изучение новой темы ( 2 мин)


Уроки биологии я часто начинаю словами Ф.Вольтера « Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека». Сегодня я предлагаю ребятам перелистнуть очередную страницу книги природы и познакомиться с удивительными живыми организмами - лишайниками. А тема нашего урока

« В некотором царстве, в государстве лишайников»( запись темы в тетрадь).
2. Изучение нового материала

Длительное время ученые пытались определить систематическое положение лишайников, а сделано это было лишь в конце 19 века. Обратите внимание на « Современную систему органического мира».

Какое место занимают в ней лишайники? Дайте характеристику их систематического положения. ( Уч-ся высказывают свои мысли, формулируется вывод)

Вывод1. Лишайники – ядерные организмы, относящиеся к Царству Грибы, но выделенные в особый отдел – Отдел Лишайники.

Предполагается, что учащиеся сделают вывод о родстве лишайников с грибами.

Впервые о лишайниках упоминает один из основоположников ботаники Теофраст, живший еще до нашей эры. Он различал лишь два вида лишайников, в то время как Карл Линней в 18 веке различал уже 80 видов этих организмов. Есть особый раздел биологии, изучающий только лишайники - лихенология . Лихенология - наука о лишайниках ( запись в тетрадь). В настоящее время насчитывается 25 тысяч видов лишайников.

Итак, я думаю, самое время познакомиться с этими загадочными существами. На ваших столах гербарии лишайников, кстати, все они изготовлены учениками нашей школы прошлых лет обучения.

« На свете чудеса рассеяны повсюду, но не везде их каждый примечал»
Учащиеся работают с гербариями. А кто уже видел лишайники?

Где вы их встречали?

Лишайники получили не совсем приятное название за их внешнее сходство с наростами, лишаями. Но, оказывается, за столь неблагозвучным названием скрывается удивительный по своеобразию мир. На редкость изящные, необычно устроенные, они окружают нас повсюду, стоит лишь появиться в лесу. Растут лишайники на стволах деревьев, свисают с веток, попадаются под ногами, покрывают коркой камни. Однако, есть сведения о том, что их встречали и на стекле, и на шифере, и на старых заборах, а самое удивительное, пожалуй, это их находки на линолеуме, фарфоре, фаянсе, полотняных и шелковых тканях и даже на старинных пушках.

Обратите внимание на форму лишайников, одинакова ли она? ( ответы уч-ся)
Выделяют три основные формы лишайников: листоватые, кустистые, накипные ( таблицы, гербарии)

Но встречаются лишайники в форме кубка, в виде булавы, бороды и даже в виде многоэтажных башен. ( демонстрация рисунков).

Я полагаю, что вы сейчас согласитесь со мной, что лишайники действительно удивительные существа, даже можно сказать, что сказочные. Так вот для знакомства с их строением я расскажу вам сказку, да-да, самую настоящую сказку. Но помните « Сказка ложь, да в ней намек …», а в нашей сказке содержится много важной информации. Будьте внимательны!

На доске вопросы, на них вы должны ответить?

( Как устроен лишайник? Как он питается? Можно ли лишайники считать симбиотическими организмами?
Читается первая часть сказки. Беседа по вопросам.

Сформулируйте понятие симбиоз применительно к лишайникам.

Вывод 2. Лишайник – единый организм, состоящий из грибницы гриба и одноклеточной водоросли, живущих в симбиозе.

Тело лишайника - таллом ( слоевище). ( запись в тетрадь)
Благодаря сочетанию в одном организме гриба и водоросли, лишайники обладают рядом уникальных свойств. Во-первых, это возможность расти там, где ни одно растение не может поселиться. Они легко переносят и 500 морозы в тундре, а в пустынях Азии – 600 жару. Легко переносят они и сильное высыхание, а вот без света жить не могут.

Подумайте, почему лишайники не могут жить без света? ( Беседа)
Лишайники поселяются в самых бесплодных местах. А более подробно об этом расскажет ученик – почвовед. ( Сообщение - 2 мин)
Дети, я хочу напомнить вам последние слова сказки « … Так прошло несколько лет. Семья у них стала большая и дружная»

Какая мысль заложена в этих строчках?
Да, лишайники, как и все живые существа способны размножаться. А вот как осуществляется этот процесс вы узнаете, прочитав текст учебника стр. ( работа с текстом учебника - 3 мин)
Вывод 3. Лишайники размножаются бесполым путем, кусочками слоевища или особыми группами клеток, созревающих внутри слоевища. ( запись в тетрадь)

Еще одна особенность лишайников – их крайне медленный рост. За год слоевище нарастает от 1 до 8мм. Необходимо оберегать лишайниковый покров тундры, хвойных боров.

Лишайниками питаются многие животные, такие как слизни, насекомые, маралы, косули, олени, лоси. Люди тоже употребляют в пищу некоторые виды лишайников. ( Сообщение « Манна небесная» - 2 мин)

Далее слушаем сообщения учеников- фармацевтов, парфюмеров – 3-4 мин)
Внимание, ребята! А сейчас вновь вернемся к сказке и прочтем её заключительную часть. ( Чтение сказки, беседа по вопросу - Что же погубило лишайники?)

Итак, лишайники не выносят загрязнения воздуха. Дополнительная информация от ученика – эколога ( 2 мин)

Лихеноиндикация – использование лишайников в качестве биоиндикаторов степени загрязненности воздуха. ( запись в тетрадь)
3. Закрепление знаний в форме игры « Ромашка» ( на лепестках вопросы) – 10 мин

Нет повести печальнее на свете… ( Сказка)


На краю соснового бора одиноко стоял дуб. Его крона высоко уходила в небо и защищала выступающие кое-где на поверхность земли корни от палящего солнца. И было этому дереву хорошо и спокойно, только очень тоскливо. Изредка на его ствол садились птицы, но вскоре улетали. А дубу так хотелось, чтобы кто-то был с ним постоянно.

И вот, как-то раз, пробудившись ото сна, дуб увидел, что на его коре сидит маленькое существо.

  • Ты кто? – спросил дуб.

  • Я - гриб, - гордо ответил незнакомец.

  • А где ты живёшь?

  • Пока нигде, - с грустью сказал гриб.

Дуб задумался на секунду.

  • А ты не причинишь мне вреда?

  • О, нет! Я ведь не трутовик и не разрушаю древесины.

Услышав такой ответ, дуб обрадовался и сразу же предложил незнакомцу поселиться на его коре. И стали они жить вместе. Так прошло несколько дней. И вот однажды на освещенной поверхности коры рядом с собой гриб увидел крошечное существо. Это была водоросль. Она была так прекрасна, что он предложил ей жить вместе. Водоросль согласилась. Водоросль и гриб так полюбили друг друга, что стали составлять как бы единое целое. Гриб оплел своими грибными нитями( гифами) водоросль и тем самым оберегал её от пересыхания и перегрева. Он доставлял ей достаточное количество воды и растворенные в ней соли, которые поглощал из коры дуба и из воздуха. Благодарная ему за это водоросль снабжала гриб пищей, ведь она была зеленой красавицей и могла производить её на свету. А вместе они образовывали вещества, защищающие дуб от трутовиков-разрушителей.

Так прошло несколько лет. Семья у них стала большая и дружная ( беседа по вопросам)

Как-то раз мимо дуба проходили два человека. Один из них, показывая на гриб и водоросль сказал своему спутнику : « Посмотри, какой красивый лишайник!» . так гриб и водоросль поняли, что не только они чувствуют себя единым целым, но даже люди называют их одним словом - лишайник.

Больше никто не нарушал спокойствие дуба и лишайников, пока на окраине бора не началось строительство завода, а когда завод начал работать, в сторону бора потянулись зловещие клубы копоти и газа. И гриб стал замечать, что его подруга водоросль бледнеет день ото дня. И в один из прекрасных летних дней она умерла. Этой разлуки гриб не смог пережить. С

С тех пор дуб снова стоит один, мрачно вдыхая запахи газа, копоти и дыма, а на его коре начинают расти трутовики. ( беседа, вывод, см. сценарий урока)