microbik.ru
1
ТЕМА: ИСКУССТВО СПОРА
ПЛАН:

  1. Общая характеристика спора.

  2. Спор, дискуссия, полемика – что это такое?

  3. Основные факторы спора.

  4. Стратегия и тактика спора.

  5. Логические аспекты спора:

а) вопросно-ответный комплекс,

б) аргументация

  1. Уловки в споре.


Умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, агрументированно отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, то есть владение полемическим мастерством должно стать обязательным качеством каждого образовательного человека. В содержание понятия «полемическое мастерство» включается знание предмета спора, понимание сущности публичного спора, соблюдение основных требований культуры спора, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника.
Общая характеристика спора.

Спор – это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в споре сторон, при этом каждая из них стремится аргументировано утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны. Редкий спор заканчивается безусловной победой одной из сторон, но это не умаляет ценности данного коммуникативного акта. Во-первых, поскольку в споре соревнуются идеи, то его участки обогащаются идейно: обмен идеями, в отличие от обмена вещами, более эффективен. Во-вторых, осуществив процесс спора, стороны приходят к более глубокому уяснению как своей собственной позиции, так и позиции своего оппонента. В-третьих, в споре всегда можно узнать нечто новое и тем самым пополнить свой багаж знаний и расширить кругозор.

Искусство ведения спора известно с древности и называется эристика. Это интегральное искусство на стыке знаний и умений, вырабатываемых логикой, психологией, этикой, риторикой. При этом подходе искусство спора характеризуется двумя основными признаками: доказательностью (это логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения) и убедительностью это психологическое воздействие на оппонента, направленное на восприятие той или иной идеи). В рамках спора доказательность и убедительность относительно независимы. Возможны следующие их комбинации:

а) доказательно и убедительно,

б) доказательно, но не убедительно,

в) не доказательно, но убедительно,

г) и не убедительно, и не доказательно.

Идеальный вариант – первый, к нему надо стремиться в любом споре. За более чем двухсот тысячелетнюю историю своего существования эристика выработала общие рекомендации, выполнение которых способствуют повышению плодотворности спора …

  1. Если есть возможность достичь согласия без спора, лучше ею воспользоваться.

  2. Не спорьте по мелочам, если уж спорить, то по принципиальным вещам.

  3. Почву для спора образует наличие несовместимых позиций относительно одного и того же предмета; если же позиции совместимы, нужда в споре отпадает.

  4. Спор должен быть предметным, а предмет спора – достаточно ясным и неизменным, неизменным на всем его протяжении.

  5. Спор возможен только при наличии определенной общности исходных позиции, она должен стать источником начального взаимопонимания спорящих, а также известной суммы знаний о предмете спора.

  6. Спор предполагает следование определенным законам и правилам логики, этики и психологии.

  7. Спор не должен быть самоцелью, в споре недоступны выпады личного характера; помните, что спор должен быть средством достижения истины, выработки оптимального решения.

  8. В споре следует использовать только корректные приемы, которые могут содержать в себе элементы хитрости, внезапности, атаки, но не лжи, очернения и унижения достоинства противника, подмены предмета спора и так далее.

  9. Стремитесь излагать свои мысли кратко, связно и красиво.

Виды спора весьма многообразны. Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), организованным и стихийным, основательным или поверхностным, содержательным или формальным.

Спор, дискуссия, полемика – что это такое?

Обратимся к словарю С.И. Ожегова:

Спор 1. Словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение, свою правоту. 2. Взаимное притязание на владение чем-нибудь, разрешаемое судом (Спор о наследстве. Судебный спор).

В современной, научной, методической, справочной литературе слово спор служит для обозначения процесса обмен противоположными мнениями. (Но единого определения данного понятия нет). В русском языке есть и другие слова для определения данного понятия: дискуссия, полемика, диспут, дебаты, прения. Часто они употребляются как синонимы к слову спор, но иногда служат и наименованиями отдельных разновидностей спора.

Дискуссия (латин. – исследование, разбор) – такой публичный спор, где целью является выяснение с сопоставление различных точек зрения, поиск и нахождения правильного решения.

Диспут – (лат. - рассуждать) – это публичный спор, на научную и общественно важную тему.

Другой характер носит полемика (др. греч. – воинственный). Это на просто спор, а такой при котором имеется конфронтация, противоборство сторон, идей, речей. Это публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Полемика от дискуссии или диспута отличается целевой направленностью. Цель дискуссии: прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики иная: надо одержать победу над противником, утвердить собственную позицию. Полемика – это наука убеждать, она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Полемика особенно необходима, когда вырабатываются новые взгляды, складывается общественное мнение.

Дебаты (фран. – спор, прение) – это споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях.

Классификация споров.

Как видим, существуют разные виды споров. В научной и методической литературе делаются попытки систематизировать их. В качестве оснований берутся самые различные основания, признаки. Однако единая классификация споров на сегодняшний день отсутствуют. Приблизительной может быть следующая:
Основные факторы спора


Цель спора

Социальная значимость предмета спора

Количество участков

Форма проведения споров

1. Спор из-за истины

1. Общечеловеческие интересы.

1. Спор – монолог внутренний спор

1. Устные и письменные споры.

2. для убеждения кого-либо

2.национально-социальные.

2. спор-диалог

2.Организованные и неорганизованные споры.

3. для победы.

3. групповые

3. спор-полилог




4. спор ради спора.

4. семейные или личные интересы.








Стратегия и тактика спора.

Стратегия спора – это общий план его ведения. На сегодняшний день нет единой и неизменной стратегии спора, потому что ситуация в споре не статична она вечно меняется и предусмотреть заранее все нюансы спора нельзя. Кроме того, каждая из спорящих сторон придерживается своей стратегии. Но общую стратегию спора наметить все-таки можно.

Пропонент – тот, кто выдвигает и отстаивает некоторый тезис – должен позаботиться о том, чтобы обеспечить максимальную возможность его обосновать.

Оппонент – это тот, кто оспаривает тезис. Чаще всего оппонент ознакомлен заранее с содержанием тезиса или с темой предстоящего обслуживания, ему можно порекомендовать заранее пар продумать слабые места тезиса и подобрать опровергающие доводы или сосредоточить свое внимание на проблемных моментах темы обсуждения и по возможности выработать проекты решения проблемных ситуаций.

Споры по принципиальным вопросам редко бывают стихийными. Поэтому должна организация процедуры спора является необходимым элементом стратегии спора. Организационные вопросы: предварительные наметки круга лиц, компетентных в обсуждаемых проблемах, последовательность выступлений. В случае несовпадения точек зрения нужно отобрать круг лиц, которые могли бы обеспечить наиболее интересное и полезное обсуждение.

Тактика спора – это подбор и использование в споре определенной суммы логических и психологических приемов.

В любом споре тактически верным будет корректное поведение его участников. Спокойствие, уравновешенность, способность удерживать эмоции, рассудительность – вот те черты, которые улучшают имидж каждой из сторон.

В случае всплеска эмоций демонстрация одной из спорящих сторон названных качеств будут способствовать затуханию эмоциональных волн и уменьшит возможность трансформации спора в свару рыночных отношений.

Беспроигрышным тактичным приемов является внимательное и доброжелательное отношение к высказываниям другой стороны. Эффект этого приема модно усилить такими выражениями: «Мне нравится ваша мысль, над ней надо хорошо подумать» . «Это свежий взгляд на проблему, неплохо бы обсудить перспективы, которые он открывает».

Вариант тактики спора составляет открытость (восприимчивость) одной стороны для убедительных доводов другой. Демонстрируя это качество, вы воздействуете на психологический настрой противоположной стороны, заставляя ее быть более «сговорчивой», как бы подготавливая ее к принятию ваших доводов, а в конечном итоге и вашей точки зрения.

Очень распространенный тактичный ход называется «условное принятие доводов противника». Он позволяет избежать прямого опровержения точки зрения в споре соперника. Условно соглашаясь с ним, мы как бы вместе с ним посредствам дедукции выводим из его посылок сомнительные следствия, тем самым подводя к нужному окончательному выводу. Так противник превращается в соучастника, опровергающего свои собственные рассуждения. У этого тактического приема есть и другая вариация. Часто оказывается, что контрдовод соперника совместим с нашей позицией. Отпадает необходимость его опровержения. Этот ход позволяет избежать траты сил, энергии, времени. Стратегия и тактика спора две стороны одной медали. Только их взаимная увязка, сплавленность позволяет достичь успеха в споре, пусть не абсолютно, но все же успеха.
Логические аспекты спора.

Вопросно-ответный комплекс – это необходимый элемент общения и мышления людей. Отсюда его две важнейшие функции – познавательная и коммуникативная. Вопрос и ответ, взятые вместе, образуют единство противоположностей.

Вопрос – это просьба или требование какой-либо информации. Ответ – это такое высказывание, которое должно содержать требуемую информацию.

В споре ведущая роль принадлежит вопросу, именно он задает общее направление спора. Любой вопрос основан на каком-либо знании. Информация, на которой основан вопрос и которая так или иначе в нем содержится, называется матрицей (предпосылка) вопроса. Информация, на отсутствие которой указывается в вопросе, называется неизвестной переменной вопроса. Только наличие этих двух факторов делает возможным сам вопрос, а также предопределяет характер ответа.

Вопросы бывают: (по характеру информации) 1) Есть ли жизнь на Марсе? Предполагаемые ответы: да, нет, не знаю. Науке это неизвестно. 2) что – для построения вопросов нужны вопросные слова – что, где, когда, почему, а как, какой, сколько, для чего. По своему построению вопросы могут быть простыми и сложными. Простыми (элементарными) являются вопросы, которые содержат одну матрицу и одну неизвестную переменную: Каковы финансовые активы вашей компании? Сложный вопрос – это совокупность простых вопросов, связанных союзами и, или, либо в единое целое.

Среди простых вопросов выделяют открытые и закрытые. Смысл открытого вопроса неоднозначен, поэтому ответы на них не ограничены строгими рамками и даются в свободной форме. Закрытый вопрос заключает в себе однозначность и определенность.
Критерии правильности вопросов.

  1. Вопрос должен быть разумным, заключать в себе определенный смысл.

  2. Ясность вопроса.

  3. Истинность его матриц (предпосылок).

Естественно, что каждый вопрос предполагает ответ. Ответ – это высказывание, содержание недостающую в вопросе информацию. На один и тот вопрос можно ответить по-разному. Вид ответа зависит от ситуации, от вопроса и его корректности. Истинные (правильные) ответы соответствуют действительности, ложные (неверные) – не соответствуют действительности.
Критерии правильности ответа.

  1. Ответ должен быть информативнее вопроса.

  2. Ответ следует давать на языке вопроса. Вряд ли непрофессионал что-либо поймет из ответа специалиста, если тот на вопрос основных причинах кризиса российской информации будет отвечать, используя слова «клиринговые операции» и т.д.

Подавляющее большинство речевых актов содержит в себе аргументацию. Это логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции одного человека с целью последующего ее понимания и принятие другим человеком. Тот, кто обосновывает свою позицию, называется аргументатором. Тот, кому адресована обосновываемая позиция, называется реципиентом. В споре аргементатора называют пропонентом, а реципиента – оппонентом.

Тезис – это положение, позиция, которая подлежит обоснованию. Именно ему должен уделить особое внимание аргументатор или оппонент. Это означает, что в процессе аргументации любая информация должна концентрироваться вокруг тезиса и служить его дедетательному анализ. Тезис при организованном споре формируется заранее. В споре и пропонент и оппонент придерживаются, как правило, своего тезиса.

Аргументы – это известные, заранее добытые положения, с помощью которых достигаются обоснованность и убедительность. Отбор аргументов – дело творческое здесь и образованность, и мировоззрение, и обстоятельства спора и многое другое.

Поэтому аргументы, принятые в одной аудитории, могут быть несостоятельными в другой.

Чтобы аргументация была сильной, убедительной и приводила к желаемым результатам, надо выполнять следующие правила:

  1. тезис должен быть сформулирован четко и ясно.

  2. тезис должен быть тождественным в течение всего рассуждения.

  3. аргументы, приводимые в подтверждение тезиса, должны быть истинными и не противоречить друг другу.

  4. аргументы должны быть достаточными.

  5. источники аргументов должны быть известными и достоверными.

  6. Демонстрация аргументов должна представлять собой правильное рассуждение.

Софизмы – это намеренные ошибки в доказательстве, в его логике. Это распространенные уловки. Любой софизм маскируется под правильное рассуждение, преследуя цель ввести противника в заблуждение.

Уловка – это всякий прием, с помощью которого участника спора хотят облегчить его для себя или затруднить для оппонента.

Умение выявить уловки в споре – залог того, что вы в крайней мере не проиграет спор. Способы нейтрализации уловок столь же многообразны, как и сами уловки. Главное – разоблачить уловку. Крайне важно делать это грамотно, т.е. выявить сущность и указать предназначение уловки. Если вы сумеете это сделать, то можете ожидать, что дальнейшее течение спора поймут, что их использование может свести к нулю шансы выиграть спор или достойно его завершить.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Русский язык и культура речи» под редакцией В.И. Максимова, М., 2000.

  2. «Культура русской речи» под редакцией Л.К. Граудиной, М., 1999г.

  3. Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова «Культура и искусство речи», Ростов-на-Дону, 1999г.