microbik.ru
1
Интегрированное занятие

внеклассного чтения и окружающего мира
Тема: К тайнам творчества Е.И.Чарушина

Цели: - познакомить учащихся с творчеством Е.И.Чарушина;

- развивать способность учащихся к поисковой работе;

- воспитывать любовь к природе;

Оборудование:

  1. Электронная презентация;

  2. Выставка книг Евгения Ивановича Чарушина – писателя;

  3. Выставка книг Евгения Ивановича Чарушина – художника-иллюстратора.

Ход занятия:

1. Постановка вопросов для выяснения темы урока.

-Чей это портрет? (Е.И.Чарушина).

- Когда и где родился Чарушин? (11ноября 1901года в городе Вятке).

- Каким был Евгений Иванович? (любознательным, он очень любил природу).

- Кто научил его наблюдать, видеть и любить природу? (родители).

- Кем были его родители? (Отец – архитектором, мать - садовод).

- Что ещё вы можете добавить о Чарушине? (Дети рассказывают о том, что узнали об авторе).

- Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Творчество Е.И.Чарушина).

- Сегодня мы попытаемся разгадать тайны творчества Е.И.Чарушина.

2. Дополнительные сведения об авторе.

Родился писатель в 1901 году в губернском городе Вятке.

Отец писателя был архитектором-художником. Он любил своё дело и сумел заинтересовать им маленького сына и научил его рисовать.

Архитектор Чарушин часто выезжал по служебным делам за город, и всегда брал с собой сына.

Маленький мальчик любил далёкие поездки по лесным дорогам Вятского края. «Выезжали мы и днём, и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду, - вспоминает писатель. – И волки за нами гнались, и выезжали мы токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен. Случалось, что и в болоте тонули».

Многое о родной природе Чарушин узнал от матери. Она была искусным садоводом и огородником. Мальчик принимал участие во всех её работах. Помогал собирать семена цветов, приносил из лесу редкие растения и сажал их в саду возле дома.

Самые яркие воспоминания о детстве связаны у писателя с животными, которых он «сам ловил, воспитывал, наблюдал за ними или просто читал о них».

«Я приучился с детства, - пишет Чарушин, - понимать животное – понимать его движения и мимику. Мне и сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное».В 1918 году Чарушин окончил школу в Вятке и был взят на военную службу в Красную Армию. Через два года его Послали учиться на живописный факультет Академии художеств в Петроград.

В 1927 году молодого, недавно окончившего Академию художника пригласили работать в Государственное издательство. Ему предложили иллюстрировать книги для детей.

В детском отделе Государственного издательства Чарушин встречался с молодыми писателями и художниками. Он был сам полон увлекательными наблюдениями над жизнью животных и охотничьими впечатлениями. Ему хотелось поделиться своими знаниями с маленькими читателями.

Поэт С.Маршак предложил Чарушину начать писать, его первый рассказ «Щур» - о небольшой певчей птице, о коте, собаке и волчонке.

Вскоре появились новые книжки «Волчишко и другие», «Облава», «Джунгли – птичий рай», «Мохнатый ребята». Так Е.И.Чарушин стал писать свои незабываемые рассказы, которые любят не только дети, но и большим интересом читают взрослые.

3. Подведение итогов этого этапа.

- Что нового узнали об авторе? (Высказывания детей).

4.Работа с выставкой книг.

Подборка книг, которые написал Чарушин.

- Что общего у всех этих книг? (Их автор Е.И.Чарушин).

- Кто главные герои? (Животные).

- Разбейте на группы книги, стоящие на выставке. По какому принципу можно это сделать? (1группа – книги о животных, живущих в зоопарке; 2группа – книги о животных, живущих в природе; 3группа – книги о животных, живущих рядом с человеком).

- Найти на выставке книгу – произведение, книгу – сборник.

- Почему вы так решили? (Это - книга-произведение, потому что в ней один рассказ. А это – книга-сборник, потому что в ней несколько рассказов).

- В какой из этих книг должно быть оглавление? Почему? (В книге-сборнике, потому что в ней несколько рассказов).

- Дополните выставку своими книгами. (Учащиеся ставят на выставку книги, принесённые к уроку, которых нет на выставке).

5. Работа по прочитанным произведениям.

1) Работа с рисунками. На доске рисунки котов: 1 рисунок – рыжий кот, 2 рисунок – белый, 3 рисунок – пёстрая кошка.

- Из каких рассказов к нам пришли эти герои? («Кот Епифан», «Кот и рыбки», «Кошка Маруська»).

- Откуда взялся кот Епифан?(Сам пришёл к бакенщику домой, когда бакенщик был на рыбалке)

- Какую работу он помогал выполнять бакенщику? (Он помогал ловить рыбу и зажигать бакены).

- Что интересного узнали о коте Епифане? (Он научился сам ловить рыбу).

- Как вы думаете, почему? (Ему надоело ждать, когда бакенщик поймает для него маленькую рыбку. Или ему хотелось крупной рыбки, а бакенщик давал ему только мелочь).

- Как звали кота, который точно также ловил рыб?(Кот Васька).

- Где происходили эти события? (В детском саду).

- Что узнали о последней героине? (Кошка Маруська очень голодала и по этому ушла в лес. Там она научилась охотиться на диких животных и перестала голодать).

- Какой вывод нужно сделать после прочтения рассказа «Кошка Маруська»? (Нужно любить своё животное и заботится о нём).

- Как надо заботиться о своих животных? (Надо их кормить, поить, расчёсывать им шерсть, лечить, когда они заболеют. Не обижать их).

2) - А эти герои из каких рассказов? (рисунки медвежат).

(«Медвежонок», «Медвежата».)

- Как попали в зоопарк маленькие медвежата? (Охотники убили их матерей и медвежата остались одни. Медвежат нашли в лесу и принесли в зоопарк).

- Кто кормил самого большого медвежонка?(Его кормила служительница зоопарка из бутылочки.)

- Как он вёл себя во время еды?(Обхватит бутылку лапами и сосёт, никого не подпускает к себе).

- Что узнали о самом маленьком медвежонке?(Он всё время ворчал и сидел в углу, в стороне от всех).

- Чем кормили остальных медвежат?(Манной кашей).

- Какие стали медвежата после еды. Почему? (Грязные. Они неаккуратно ели).

- О каком ещё медвежонке вы прочитали в этом рассказе? (О медвежонке, который везде лазал и всё время падал и начинал кричать).

- Как его успокаивали?(Ему давали соску).

- Какая разница между этими медвежатами и теми, которые описаны в рассказе «Медвежата?(Медвежата, описанные в рассказе «Медвежата» были свободны и жили в доме охотника).

- Почему их поселили в доме у Прасковьи Ивановны?(Их поселили в доме Прасковьи Ивановны, потому что её муж убил мать медвежат).

- Что случилось в доме, когда в сильный мороз туда перенесли кур?(Петух наскочил на одного медвежонка и стал трепать его. Медвежонок испугался и заорал во всё горло. Еле спасли медвежонка).

- Как хулиганили медвежата?(Пока в доме жили, то горшок со стола опрокинут, то подушки растреплют. Хозяйка стала выгонять их днём на улицу. А на улице они цыплят у соседки разогнали, трубу на крыше по кирпичику разобрали. (Медвежата нам очень понравились. Хочется с ними поиграть. Они кажутся беспомощными, хочется им помочь. Когда мы читали эти рассказы, всё время улыбались).

- Что решила сделать с медвежатами Прасковья Ивановна?(Она отдала их автору, который гостил у неё, чтобы отвёз их в город и сдал в зоопарк).

- Почему нельзя было выпустить медвежат на волю?(Они не умели добывать себе пищу и не выжили бы в лесу).

- Кто должен был научить медвежат жизни в лесу?(Медведица, их мать. Мать медвежат убил охотник и научить жизни их было некому, поэтому их отдали в зоопарк).

- Кто виноват в том, что медвежата обоих рассказов должны были жить в зоопарке?(Охотники, которые убили их матерей).

- Что бы вы хотели сказать этим охотникам?(Нельзя убивать животных, они наши друзья. Особенно нельзя убивать тех животных, у которых есть детёныши, потому что погибнет не только мать, но и детёныши).

3) Работа в группах. Выявление особенностей творчества Чарушина, как писателя. Работа проводится по рассказу «Медвежонок».

1 группа – Найти в рассказе отрывок о том, как человек относился к медвежатам.

2 группа – Найти описание внешнего вида медвежат и служительницы зоопарка.

3 группа – Найти описание поведения медвежонка, который не умел есть.

Выводы:

А) Рассказы Чарушина об отношении человека и животных.

Б) В рассказах часто описывается внешний вид животных.

В) Е.И.чарушин не описывает внешний вид людей.

Г) в рассказах маленькое животное ведёт себя как ребёнок.

6. Знакомство с Чарушиным, как художником.

1) Выставка книг, которые иллюстрировал чарушин.

- Книги каких писателей иллюстрировал Евгений Иванович?(Виталия Валентиновича Бианки, Самуила Яковлевича Маршака, Алексея Максимовича Горького, Корнея Ивановича Чуковского и др.).

2) Сведения о Чарушине-художнике. Первой книгой, которую поручили иллюстрировать молодому художнику, недавно окончившему Академию художника, была книга Виталия Бианки о рысёнке. Вот бегает среди травы большеголовый котёночек. «Хвост короткий – не хвост, а хвостишка, мордочка пучеглазая, глаза глупые…» Но это не безобидный маленький зверёк, а рысёнок, и поблизости где-то таится мать, хищница-рысь.

Он иллюстрировал сборники русских народных сказок и сказок народов Севера, сказки Горького, рассказы и повести В.Бианки, книги путешественника Арсеньева, стихи поэтов С.Маршака и К.Чуковского.

В дни Великой Отечественной войны Чарушин писал картины о партизанах. Рисовал оборонные плакаты.

Труд талантливого художника и писателя высоко оценён, - в 1945 году Евгению Ивановичу Чарушину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств.

«Радует меня то обстоятельство, что я работаю для миллионов наших ребят», - говорил Чарушин

3) Подведение итогов этого этапа урока.

- Что нового узнали об авторе, как о художнике?(Высказывание детей).

4) Чтение и рассматривание книжки К.И.Чуковского «Цыплёнок».

5) Е.И.Чарушин – художник.

Выводы:

А) Рисунки созданы кончиком кисточки.

Б) С чем-то всегда сравнивает величину зверя.

В) Звери у Чарушина всегда добрые.

В) Чарушин в рисунке умеет передавать внутреннее состояние животного.

4.Итогзанятия.

-С творчеством какого писателя познакомились сегодня на уроке?

- Что узнали о том, как писал Чарушин?

Выводы на доске:

А) Рассказы Чарушина об отношении человека и животных.

Б) В рассказах часто описывается внешний вид животных.

В) Е.И.чарушин не описывает внешний вид людей.

Г) в рассказах маленькое животное ведёт себя как ребёнок.

- Что узнали о Чарушине, как о художнике-иллюстраторе?

А) Рисунки созданы кончиком кисти.

Б) Звери на рисунках добрые, неопасные.

В) В рисунках передаётся внутреннее состояние животного.


Источники:

1.Герасимова Д. Чарушин Евгений Иванович. Волшебный мир зверей и птиц. Москва.

2.Евгений Иванович Чарушин «Рассказы о животных» детская литература.

3.Е.И.Чарушин «Тюпа, Томка и Сорока» библиотека школьника.

4. Мир Чарушина: Евгений Иванович Чарушин художник и писатель. – Л.: Художник РСФСР, 1980.

5. Чарушин Е. Почему я стал художником // Костёр. — 1946. — № 4. — С. 28.
6. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В.Глоцер. — М.: Книга, 1987. — С. 290.
7. Чарушин Е. О себе: [Автобиогр. заметка] // Детская литература. — 1937. — № 23. — С. С. 43.
8. Гродненский Г. Чарушин — писатель // Мир Чарушина. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 25.
9. Костров Н. [Воспоминания о Е.Чарушине] // Мир Чарушина. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 153.
10. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов. художник, 1983. — С. 50.
11. Курдов В. [Воспоминания о Е.Чарушине] // Мир Чарушина. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 155.
12. Любые издания книг Е. Чарушина с его иллюстрациями.
13. Анималист// http://art.gramotey.com/
14. Особенности рассказов Е.И. Чарушина//http://tmn.fio.ru/works/99x/308/index.htm
15. Е.И. Чарушин: История графики//http://graphic.org.ru/
16. Иллюстратор// http://www.tomsk.fio.ru/works/120/smolonskay/index.htm
17. Чарушин Е. Мишки//http://www.brotherbear.aniworld.ru/
18. . Из фонда редких изданий Государственной библиотеки Украины: Художник Евгений Чарушин// http://chl.kiev.ua/default.htm