microbik.ru
1
Медико-профилактический факультет 4 курс питание
-расписание лекций в текущем семестре:

1 неделя

понедельник 10.20-12.05 гигиена питания – 4 курс

Тематический план лекций по гигиене питания


для студентов 4 курса медико-профилактического факультета

на осенний семестр 2011-2012 учебного года




Дата

Тема лекции

Лектор

1.

11.09.12.

Гигиена питания как наука и область практической деятельности. Теоретические основы рационального питания. Теория сбалансированного, адекватного питания.

доц. Т.А.Фатеева

проф. А.Г.Сетко

2.

25.09.12.

Белки, жиры, углеводы – основа полноценного питания.

доц. Т.А.Фатеева

проф. А.Г.Сетко


3.

09.10.12.

Сбалансированность витаминов в питании как одно из условий рационального питания и повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

доц. Е.А.Володина

доц. Т.А.Фатеева


4.

23.10.12.

Значение минеральных веществ в питании человека. Пищевых продукты – источники минеральных веществ.

доц. Е.А.Володина

доц. Т.А.Фатеева


5.

06.11.12.

Пищевая и биологическая ценность продуктов питания животного и растительного происхождения, их эколого-гигиеническая и эпидемиологическая характеристика.

доц. Т.А.Фатеева

проф. А.Г.Сетко

6.

20.11.12.

Особенности питания человека в современных условиях. Биологически активные добавки (БАД). Классификация, особенности биологического действия. Санитарно- гигиенический контроль за использованием БАД.

доц. Е.А.Володина

проф. А.Г.Сетко

7.

04.12.12.

Пищевые отравления, понятие, анализ, классификация. Пищевые отравления микробной природы.

доц. Т.А.Фатеева

проф. А.Г.Сетко

8.

18.12.12.

Пищевые отравления немикробной природы и их профилактика. Порядок санитарно-эпидемиологического расследования случаев пищевых отравлений.

доц. Т.А.Фатеева

проф. А.Г.Сетко


-расписание занятий по гигиене питания в текущем семестре:

40 группа – 4.10.12-22.10.12

41 группа – 22.11.12-10.12.12

42 группа – 20.10.12-8.11.12

43 группа – 19.12.12-13.01.13
- вопросы к занятиям по гигиене питания в текущем семестре:
Тема № 1: Гигиенические требования к организации рационального питания и методы определения потребности организма в пищевых веществах и энергии

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие рационального питания и его принципы. Требования к рациональному питанию человека. Понятие адекватного питания, его принципы.

2. Рекомендуемые величины физиологической потребности в пищевых веществах и энергии как основа построения рационального питания в организованных коллективах.

3. Роль фундаментального учения И.П.Павлова о закономерностях пищеварения в развитии науки о рациональном питании здорового и больного человека.

4. Энергетические затраты и энергетическая ценность пищи. Методы определения энергетической потребности людей и факторы, влияющие на нее.

5. Профилактика алиментарных заболеваний, связанных с нарушением принципов рационального питания.

Практические навыки:

Освоение методик санитарно-гигиенического контроля за питанием в организованных коллективах. Расчет и анализ суточных меню-раскладок.
Тема № 2: Белки, жиры и углеводы и их значение в питании населения

Вопросы для самоподготовки:

1. Белок как основа полноценности питания. Аминокислоты (незаменимые и заменимые) и их значение. Животные и растительные белки. Белковая ценность пищевых продуктов.

2. Болезни недостаточности и избыточности белкового питания (алиментарная дистрофия, маразм, квашиоркор).

3. Биологическая роль и пищевое значение жиров. Жирные кислоты и их определяющая роль в свойствах жира. Источники жира в питании. Связь избыточного потребления жира с развитием атеросклероза.

4. Углеводы как основной источник энергии. Гигиеническая характеристика отдельных видов углеводов пищевых продуктов. Волокнистые структуры пищи и их значение.

5. Источники простых и сложных углеводов в питании. Неблагоприятное влияние избытка сахара. Показания к повышению и снижению содержания углеводов в рационах питания.

Практические навыки:

Оценка на примере решения ситуационных задач и на основе анализа меню-раскладок суточного потребления белков, жиров и углеводов.
Тема № 3: Витамины и минеральные вещества и их значение в питании населения

Вопросы для самоподготовки:

1. Значение витаминов в жизнедеятельности организма. Классификация витаминов. Государственные мероприятия по обеспечиванию населения достаточным уровнем витаминов.

2. Свойства, специфическая и неспецифическая роль, недостаточность, потребность и источники жирорастворимых (А, Д, Е, К) и водорастворимых витаминов (В1, В2, РР, пантотеновая кислота, В6, биотин, фолацин, В12, С, Р). Витаминоподобные вещества (витамин F, оротовая кислота, инозит, холин и др.).

3. Роль минеральных элементов в жизнедеятельности организма. Классификация минеральных элементов.

4. Заболевания, связанные с пониженным и повышенным поступлением в организм минеральных элементов. Нормирование минеральных элементов в питании.

Практические навыки:

Уметь определять содержание витамина С в пищевых продуктах, оценивать ранние признаки витаминной недостаточности и давать рекомендации по профилактике витаминной недостаточности. Решение ситуационных задач
Тема № 4: Изучение питания различных групп населения

Вопросы для самоподготовки:

1. Значение рационального питания для гармоничного физического и нервно-психического развития детей. Особенности питания детей младшего, дошкольного и школьного возраста, подростков.

2. Особенности питания лиц пожилого и старческого возраста. Энергетическая и качественная сторона питания.

3. Принципы построения питания при умственном и физическом труде.

4. Особенности организации питания спортсменов. Питание в период тренировок и соревнований.

5. Особенности питания в условиях крайних климатических зон.

Практические навыки:

Самостоятельная работа студентов по оценке организации питания различных групп населения путем анализа суточных меню-раскладок. Решение ситуационных задач.
Тема № 5: Оценка состояния здоровья населения в связи с характером питания и разработка мероприятий по его рационализации

Вопросы для самоподготовки:

1. Социально-экономические методы изучения питания населения (балансовый и бюджетный методы).

2. Социально-гигиенические методы изучения питания (анкетный метод, опросно-весовой метод, весовой метод, изучение питания по отчетам, меню-раскладкам, лабораторный метод и др.).

3. Изучение соответствия фактического питания потребностям организма. Установление пищевого статуса.

Практические навыки:

Уметь оценивать соответствие фактического питания потребностям организма, устанавливать пищевой статус и разрабатывать мероприятия, направленные на устранение выявленных дефектов питания.
Тема № 6: Пищевая и биологическая ценность, санитарная экспертиза качества зерновых продуктов

Вопросы для самоподготовки:

1. Санитарная экспертиза качества пищевых продуктов. Порядок проведения санитарной экспертизы и составление заключения о качестве исследованного пищевого продукта.

2. Понятие о доброкачественных, условногодных, недоброкачественных продуктах, продуктах-фальсификатах и продуктах-суррогатах.

3. Значение зерновых продуктов в питании. Структура зерна и питательная ценность его составных частей. Химический состав зерновых продуктов.

4. Продукты переработки зерна (мука, крупы), их пищевая и биологическая ценность. Влияние технологии получения на питательную и биологическую ценность продуктов переработки зерна.

5. Место и значение хлеба в питании населения различных стран мира. Пищевая и биологическая ценность хлеба, приготовленного из различных видов и сортов муки. Витаминизация хлеба.

6. Сорные и вредные растительные примеси зерна и муки. Контаминация зерна микотоксинами токсигенных грибов, пестицидами и другими химическими примесями. Амбарные вредители и меры борьбы. Болезни хлеба и их профилактика.

7. Требования к качеству и санитарная экспертиза зерна, крупы, муки и хлеба.

Практические навыки:

Уметь проводить санитарную экспертизу муки и хлеба и составлять заключение о качестве исследованного пищевого продукта. Решение ситуационных задач.
Тема № 7: Пищевая и биологическая ценность, санитарная экспертиза качества молока и молочных продуктов

Вопросы для самоподготовки:

1. Значение молока и молочных продуктов в питании населения. Особое значение молока в питании детей, людей пожилого возраста и больных.

2. Химический состав молока, его пищевая и биологическая ценность.

3. Кисломолочные продукты и их значение в питании. Кисломолочные продукты как нормализаторы кишечной микрофлоры.

4. Сливки и пахта, их биологическое значение как источника высокоценного белково-лецитинового комплекса.

5. Творог, его пищевые и биологические свойства. Творог как источник метионина. Сыры и их значение в питании.

6. Санитарно-эпидемиологическая роль молока и молочных продуктов.

7. Гигиенические требования к технологическому процессу и к качеству молока и молочных продуктов. Гигиеническая экспертиза молока и молочных продуктов.

Практические навыки:

Уметь проводить санитарную экспертизу молока и составлять заключение о качестве исследованного пищевого продукта. Решение ситуационных задач.
Тема № 8: Пищевая и биологическая ценность, санитарная экспертиза качества мяса и мясных продуктов.

Вопросы для самоподготовки:

1. Значение и роль мяса и мясных продуктов в питании человека.

2. Пищевая и биологическая ценность различных видов мяса. Мясо и мясные продукты как источник полноценных белков и высокоактивных экстрактивных веществ. Жиры мяса, их жирокислотный состав.

3. Мясо птицы и особая его ценность в питании детей и пожилых.

4. Колбасные изделия, пищевая и биологическая ценность. Виды колбас. Скоропортящиеся виды колбасных изделий. Дымовое копчение, использование коптильной жидкости, применение нитритов и других добавок при производстве колбасных изделий.

5. Санитарно-эпидемиологическая роль мяса и мясных продуктов.

6. Гигиенические требования к технологическому процессу и к качеству мяса и мясных продуктов. Гигиеническая экспертиза мяса и мясных продуктов.

Практические навыки:

Уметь проводить санитарную экспертизу мяса и мясных продуктов и составлять заключение о качестве исследованного пищевого продукта. Решение ситуационных задач.
Тема № 9: Пищевая и биологическая ценность, санитарная экспертиза качества рыбы и рыбных продуктов, яиц и яичных продуктов.

Вопросы для самоподготовки:

1. Значение рыбы и рыбных продуктов в питании. Пищевая и биологическая ценность рыб.

2. Основные болезни человека, связанные с потреблением рыбы и рыбных продуктов: бактериальные, паразитарные, отравления химическими ядами, интоксикация биотоксинами и др.

3. Гигиенические требования к технологическому процессу и к качеству рыбы и рыбных продуктов. Гигиеническая экспертиза рыбы и рыбных продуктов.

4. Значение яиц и яичных продуктов в питании. Строение яйца. Яйца и яичные продукты (порошок, меланж), их пищевая и биологическая ценность.

5. Санитарно-эпидемическая роль яиц и яичных продуктов. Эпидемическая роль яиц водоплавающей птицы.

6. Гигиенические требования к качеству яиц и яичных продуктов. Гигиеническая экспертиза качества яичных продуктов.

Практические навыки:

Уметь проводить санитарную экспертизу рыбы и яиц и составлять заключение о качестве исследованного пищевого продукта. Решение ситуационных задач.
Тема № 10: Пищевая и биологическая ценность, санитарная экспертиза качества пищевых жиров, кондитерских изделий, овощей и плодов

Вопросы для самоподготовки:

1. Современная классификация жиров. Пищевая и биологическая ценность различных жиров и жировых продуктов.

2. Санитарно-эпидемическая роль жиров. Контаминация жиров пестицидами. Изменения в жирах в процессе хранения. Защита пищевых жиров от окисления. Изменения, наступающие в жирах при их перегревании.

3. Кондитерские изделия, их пищевая ценность. Санитарные требования к производству кондитерских изделий.

4. Значение овощей и плодов в питании. Грибы и их значение в питании. Санитарно-эпидемическое значение овощей, плодов и грибов.

5. Гигиенические требования к технологическому процессу и к качеству пищевых жиров. Гигиеническая экспертиза пищевых жиров.

6. Гигиенические требования к качеству овощей и плодов. Методы сохранения биологической ценности плодов и овощей.

Практические навыки:

Уметь проводить санитарную экспертизу различных жиров, овощей и плодов и составлять заключение о качестве исследованного пищевого продукта. Решение ситуационных задач.
Тема № 11: Консервирование пищевых продуктов. Пищевая и биологическая ценность, санитарная экспертиза качества пищевых концентратов, баночных консервов, напитков

Вопросы для самоподготовки:

1. Значение консервирования пищевых продуктов в питании. Классификация методов консервирования пищевых продуктов и их гигиеническая оценка.

2. Значение пищевых концентратов в питании населения. Классификация пищевых концентратов. Концентраты первых и вторых обеденных блюд; детского и диетического питания; сухие завтраки, их значение в питании.

3. Баночные консервы и их значение в питании. Роль баночных консервов в возникновении ботулизма и отравлении солями тяжелых металлов.

4. Безалкогольные и алкогольные напитки, классификация. Роль напитков в передаче кишечных инфекций.

5. Гигиенические требования к технологическому процессу и к качеству пищевых концентратов, баночных консервов, напитков. Гигиеническая экспертиза пищевых концентратов, баночных консервов, напитков.

Практические навыки:

Уметь проводить санитарную экспертизу баночных консервов и напитков и составлять заключение о качестве исследованного пищевого продукта. Решение ситуационных задач.
Тема № 12: Пищевые отравления микробной природы и их профилактика

Вопросы для самоподготовки:

1. Определение и содержание понятия "пищевые отравления". Классификация пищевых отравлений.

2. Пищевые токсикоинфекции. Определение понятия. Возбудители и их жизнеспособность в пищевых продуктах. Клинико-эпидемиологические особенности вспышек. Порядок санитарно-эпидемиологического расследования. Профилактика.

3. Пищевые бактериальные токсикозы. Возбудители и их характеристика. Источники и пути обсеменения пищевых продуктов. Клинико-эпидемиологические особенности. Порядок санитарно-эпидемиологического расследования. Профилактика.

4. Пищевые микотоксикозы (фузариозы, эрготизм, афлотоксикоз). Определение понятия. Этиология и патогенез. Распространенность. Клинические проявления. Порядок санитарно-эпидемиологического расследования. Профилактика.

5. Уровская болезнь. Различная трактовка этиологии уровской болезни. Клинические проявления. Порядок санитарно-эпидемиологическогорасследования. Профилактика.

6. Пищевые отравления смешанной этиологии (миксты).

Практические навыки:

Уметь расследовать случаи пищевого отравления микробной природы, разработать профилактические мероприятия по его предупреждению. Решение ситуационных задач.
Тема № 13: Пищевые отравления немикробной природы и неуточненной этиологии и их профилактика

Вопросы для самоподготовки:

1. Отравления ядовитыми грибами, условно-съедобными грибами, ядовитыми растениями и сорными растениями злаковых культур. Клинические проявления. Порядок санитарно-эпидемиологического расследования. Профилактика.

2. Отравления ядовитыми тканями животных. Распространенность. Клинические проявления. Порядок санитарно-эпидемиологического расследования. Профилактика.

3. Отравления горькими ядрами косточковых плодов, отравления орешками (семенами) и бобами. Распространенность. Клинические проявления. Порядок санитарно-эпидемиологического раследования. Профилактика.

4. Отравления продуктами животного происхождения, ядовитыми при определенных условиях. Распространенность. Клинические проявления. Порядок санитарно-эпидемиологического расследования. Профилактика.

5. Пищевые отравления неуточненной этиологии (Гаффская болезнь). Распространенность. Этиология. Клинические проявления. Порядок санитарно-эпидемиологического расследования. Профилактика.

Практические навыки:

Уметь расследовать случаи пищевого отравления немикробной природы, разработать профилактические мероприятия по его предупреждению. Решение ситуационных задач.
Тема № 14: Санитарно-гигиенический контроль за применением пестицидов и остаточными количествами их в пищевых продуктах

Вопросы для самоподготовки:

1. Пестициды. Общие сведения. Классификация.

2. Гигиеническая оценка пестицидов.

3. Краткая характеристика основных групп пестицидов (хлорорганические соединения, фосфорорганические соединения, карбаматы, ртутьорганические соединения).

4. Профилактика отравлений пестицидами. Этапы гигиенической экспертизы пищевых продуктов, подвергнутых воздействию ядохимикатами.

5. Пути реализации пищевых продуктов, содержащих пестициды в количествах, превышающих допустимые концентрации.

Практические навыки:

Изучение основных методов лабораторного контроля за остаточным количеством пестицидов в сельскохозяйственной продукции.

Уметь расследовать случаи пищевых отравлений пестицидами, разработать профилактические мероприятия по их предупреждению. Решение ситуационных задач.
Тема № 15: Санитарно-гигиенический контроль за содержанием в пище металлов, металлосоединений и других химических примесей

Вопросы для самоподготовки:

1. Источники загрязнения пищевых продуктов металлами и металлосоединениями. Клинические признаки отравления свинцом, мышьяком, ртутью, кадмием, медью, цинком.

2. Методы определения в пищевых продуктах солей тяжелых металлов. Предупредительные меры и пути реализации пищевых продуктов, содержащих металлы и их соединения в количествах, превышающих МДУ.

3. Химические соединения синтетических полимерных материалов. Пути попадания в пищу. Клинические признаки отравления. Профилактика.

4. Санитарно-гигиенический контроль за использованием в питании сельскохозяйственных культур, выращенных при орошении стоками животноводческих комплексов и промышленных предприятий.

5. Санитарно-гигиенический контроль за использованием в питании сельскохозяйственных культур, выращенных при использовании минеральных удобрений.

Практические навыки:

Ознакомиться с основными методами определения в пищевых продуктах солей тяжелых металлов; научиться практически решать вопрос о возможностях и путях реализации пищевых продуктов, содержащих соли тяжелых металлов и сельскохозяйственных культур, выращенных при использовании минеральных удобрений и орошении различными стоками на примере решения ситуационных задач.
Тема № 16: Санитарно-гигиенический контроль за применением пищевых и кормовых добавок в пищевой промышленности и животноводстве и содержанием их в продуктах питания

Вопросы для самоподготовки:

1. Определение понятия "пищевые добавки". Классификация пищевых добавок. Основные гигиенические принципы (критерии), лежащие в основе использования и применения пищевых добавок в связи с их возможным патогенным влиянием на организм.

2. Характеристика группы пищевых добавок, используемых для улучшения консистенции и органолептических свойств пищевых продуктов.

3. Характеристика группы пищевых добавок-консервантов.

4. Характеристика пищевых добавок, используемых для ускорения технологического процесса и производства пищевых продуктов.

5. Санитарно-гигиенический контроль за правильным использованием пищевых добавок и содержанием их в пищевых продуктах.

6. Санитарно-гигиенический контроль за использованием в питании продуктов животноводства, полученных с использованием кормовых добавок.

Практические навыки:

Уметь определять нитриты в колбасных изделиях; давать заключения по результатам гигиенической экспертизы пищевых продуктов, полученных при использовании пищевых и кормовых добавок на примере решения ситуационных задач.
Тема № 17: Санитарно-гигиенический контроль за использованием биологически активных добавок к пище (БАД)

Вопросы для самоподготовки:

1. Особенности питания человека в современных условиях и возможные пути его оптимизации.

2. Биологически активные добавки к пище (БАД), их роль в питании современного человека. Классификация БАД.

3. БАД - нутрицевтики, особенности их биологического действия, клиническая роль.

4. БАД – парафармацевтики, особенности их биологического действия. Основные отличия БАД – парафармацевтиков от лекарств.

5. Порядок экспертизы и гигиенической сертификации БАД. Основные гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД). Вопросы рекламы БАД. Официальная нормативная документация о БАД к пище.

Практические навыки:

Ознакомиться с основными нормативными и правовыми вопросами оборота биологически активных добавок к пище. Научиться практически решать вопрос о возможностях и путях реализации БАД к пище при выявлении нарушений требований к технической документации, этикирования БАД, условий хранения, транспортировки и реализации БАД на примере решения ситуационных задач.

Тема № 18: Санитарно-гигиенический контроль за содержанием в пищевых продуктах примесей посторонних химических веществ

Занятие проводится на базе лаборатории Территориального управления Роспотребнадзора по Оренбургской области и предусматривает ознакомление студентов с современными методиками определения в продуктах питания примесей посторонних химических веществ:

- нитратов и нитритов

- пестицидов

- солей тяжелых металлов
Тема № 19: Санитарно-гигиенический контроль за микробиологическими показателями пищевых продуктов

Занятие проводится на базе лаборатории Территориального управления Роспотребнадзора по Оренбургской области и предусматривает ознакомление студентов с современными методиками микробиологических исследований пищевых продуктов.