microbik.ru
1
В помощь преподавателям

2011 МГУ, 2 курс д/о и в/о

М. ШОСТАК
СЖТ. ЖУРНАЛИСТИКА НОВОСТЕЙ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РАЗДЕЛ I. СООБЩЕНИЯ О СОБЫТИЯХ

Лекция 1. ЖУРНАЛИСТИКА НОВОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПРЕССЕ

КРАТКИЕ НОВОСТИ

Структура hard news. Суммирующий лид. Емкий абзац.

Лекция 2. НОВОСТЬ В ПОДРОБНОСТЯХ

Атрибуция, цифры и цитаты. Расширенная заметка. Новость «с двойным дном»

Лекция 3. НОВОСТИ С АКЦЕНТОМ НА ДЕТАЛЬ

Структура soft news. «Специальные» Лиды. Расширение «мягких» новостей

РАЗДЕЛ II НАГЛЯДНОЕ ИЗОБРАЖНЕНИЕ СОБЫТИЙ

Лекция 4.. ЗАРИСОВКИ – «картинки» репортера. Сенсорные детали. Варианты зарисовок

Лекция 5. РЕПОРТАЖИ («СОБЫТИЕ В ДВИЖЕНИИ»)

Репортаж «событийный» и «авторизованный». Ритм. Стиль. «Лица сквозь факты".

РАЗДЕЛ III. ИНТЕРВЬЮ. НАГЛЯДНОЕ ИЗОБРАЖНЕНИЕ СОСТОЯВШЕЙСЯ БЕСЕДЫ

Лекция 6. ИНТЕРВЬЮ: МЕТОД И ЖАНР

Специфика метода. Психологические аспекты профессионального общения. Задачи жанра.

Лекция 7 «ИНТЕРВЬЮ ПИШЕТСЯ ВО ВРЕМЯ ИНТЕРВЬЮ...»

Заготовки и импровизация. Процесс беседы.

Лекция.8. ИНТЕРВЬЮ НА ПОЛОСЕ

Литературная отделка интервью. Наглядность воссоздания. Творческие находки

Примечание По всем темам ведутся семинары в группах

ПРОГРАММА

Тема 1. ЖУРНАЛИСТИКА НОВОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПРЕССЕ

Роль и место новостей в продукции СМИ. Исторические этапы налаживания производства и распространения новостей. Первые информационные агентства и их продукция; пресса и коммерция; информационные войны ХХ века. Ротация новостей как условие осведомленности и информационной безопасности общества.

Особенности литературной работы репортера. Запрос аудитории: «Дайте факт!» и определяющая концепция подачи новостей – эффект самоочевидности факта.

Понятие «новость» как характеристика особого журналистского продукта в сопоставлении с понятием «информация» как содержательной его основы. Информативный и оперативный поводы к сообщению.

Факторы, влияющие на обработку и подачу новостей. Отбор фактов. Классические элементы новости, пригодной для прессы. Проблемы объективности («приемлемой правдивости») сообщения.

Ведущие литературные формы, в которых передаются новости прессы. Требования к качеству продукта для рынка информации.

Тема 2. КРАТКИЕ НОВОСТИ

Форма «жестких» новостей (hard news). Информативный и оперативный поводы к сообщению. Повышенная оперативность отклика в форме краткой новости, понятие «последней черты» (dead - line).

Источники информации, их сопоставление и перепроверка.

Принцип «перевернутой пирамиды». Суммирующий лид. Рейтинг шести элементов. Лид - затянутая идентификация и немедленная идентификация. Комбинированный лид. Структуры: «новость одного элемента» и «составной» вариант.

Краткость и компактность новостей. Упрощение терминов, борьба с «индюкословием». Емкий абзац и его варианты.

СЕМИНАР (по темам 1 и 2)

Вопросы для обсуждения в аудитории

  1. Особенности запросов аудитории к работе репортера.

  2. Критерии отбора фактов.

  3. Разновидности суммирующего лида (простой, составной, комбинированный).

  4. Варианты начала сообщения с «кто»: имя, должность, ситуативные характеристики.

  5. Употребление заходов «что» (прямо и с «подработкой», в варианте комбинированного лида).

  6. Емкость кратких новостей.


Упражнения в аудитории

  1. Рассмотреть информационные подборки ежедневной газеты; выделить в материалах «классические элементы новости», определить, какие именно преобладают.

  2. Сравнить два варианта подачи одной новости в разных газетах

  3. Написать суммирующую фразу (лид), основываясь на сведениях информационного агентства, либо телесообщения.

  4. Используя данную преподавателем информацию, составить «составной заход» к материалу («лид- дубль»), либо комбинированный заход («что- почему», «что- как».).

  5. Переписать предложенную заметку, сделать ее яснее. Возможно, изменить лид, сжать цитату, переиграть цифру, упростить язык, пояснить отдельные слова, названия, титулы.

  6. Существенно сократить новость, выбранную самостоятельно из текущей периодики. (Принцип отбора: ощутимая излишняя многословность автора, неумение придать материалу законченную форму). Обосновать необходимость сокращений


Тема 3. ССЫЛКИ, ЦИФРЫ, ЦИТАТЫ

Удостоверенная новость. Атрибутивный лид и его применение. Прямые ссылки на источник информации. Пояснение и сталкивание источников. «Ссылка - алиби». Ссылки на источник мнения, варианты атрибуции источника. Косвенные ссылки. Демонстрация недостаточно уточненных данных (ссылки на слухи, на обсуждение «в кулуарах» и пр.).

«Удостоверенность» (подчеркнутая фактографичность) событий с помощью цифрового материала. «Магия цифр» и эффект внушения.

Масштаб события. Работа с цифрами и данными статистики. Варианты обработки: сопоставление, пересчет, образная интерпретация. Цифра как акцент на время. Протяженность, временные рамки события. Time element в разных функциях; ориентирующий и комментирующий эффекты, уточняющие слова («всего лишь за сутки..» «целых пять дней…»).

Цитата как вспомогательный элемент и как ядро новости. Цитаты краткие и пространные («абзац-цитата»). Прерванная фраза. Косвенная цитата. Композиционные варианты: цитаты на открытии текста и закрывающие абзац. Облегчение цитат.
Тема 4. НОВОСТЬ В ПОДРОБНОСТЯХ

Расширенная заметка. Существенные подробности во второй части «емкого абзаца» и в завершении заметки («возврат к теме»). Развернутые мнения и свидетельства (расширение цитат эксперта и свидетельств очевидца). Расширенная новость как самостоятельное выступление и как повторное выступление по следам новости сигнального типа.

«Углубленная новость». Расширенная предыстория, разъясняющая без комментариев значимость факта, (события, заявления)

«Новость с двойным дном». Подробность как переосмысление факта. Происшествие как информативный повод для сообщения более важных фактов, встающих за оперативным событием. Расшифровка обстоятельств. Эффект: «комментарий без комментария».
СЕМИНАР (По темам 3 и 4)
Вопросы для обсуждения в аудитории

  1. Возможности и этические границы употребления «конфликтных» ссылок и ссылок на слухи и непроверенные данные.

  2. «Тайм – элемент» в спортивной и в криминальной хронике.

  3. Цифры и статистика в деловой новости.

  4. Новость-анонс. Акценты на «когда» и «где».

  5. Смысл расширения новостей. Сохранение требований емкости и компактности произведения.

  6. Форма «Расширенная новость».

  7. Форма «Новость с двойным дном».


Упражнения в аудитории

  1. Предложить новый вариант заметки, опубликованной в газете, изменив форму подачи статистики. (Выделить «ударные цифры», применить пересчет, образную обработку цифр).

  2. Сократить цитаты в предложенном сообщении, использовав разные приемы «облегчения цитат» (пересказ, сокращение по словам).

  3. Сопоставить ссылки на источник информации, приведенные в разных публикациях на одну тему.

  4. Найти в материалах фрагменты расширенного ответа на основные вопросы новости и фрагменты, которые, дополняя новость, помогают « углубить», переосмыслить ее.

  5. Рассмотреть примеры расширения новости за счет цитаты эксперта.

  6. Рассмотреть пример политической новости в существенных подробностях.


Тема 5. НОВОСТИ С АКЦЕНТОМ НА ДЕТАЛЬ

История возникновения и развития формы soft news. «Новости из портфеля» как сообщения пониженной оперативности. Особенности «фактуры»: наличие особенного, необычного момента происшествия, интересного обстоятельства, которое хочется подчеркнуть;

Переключение внимания с итогов события на деталь,

Основания для выбора именно этой формы в практике журналиста (поиск нового информационного повода для изображения продолжающегося события; необходимость «подогреть новость»; когда событие важно, но недостаточно самоочевидно; необходимость образного пересказа в научно-популярном сообщении и др.).

Развитие интриги в мягкой новости. «Специальные» лиды, их варианты и характеристики («сценический», «репортажный», «повествующий» и др.). Пути расширения мягких новостей

СЕМИНАР (По теме 5)

Вопросы для обсуждения в аудитории

  1. Особенности подготовки сообщений в «мягком» варианте. (Исходный материал, проблема оперативности)

  2. Задачи и возможности использования детали в «мягкой» новости

  3. «Затяжные» (интригующие) лиды и их разновидности

  4. «Авторские» лиды «мягких» новостей; основания для их применения

  5. Приемы репортерской подачи «факта – курьеза», занимательных сообщений (например, светской хроники)

  6. Особенности научно-популярных репортерских сообщений


Упражнения в аудитории

  1. Переписать новостное сообщение («мягкую» новость) изменив композицию и лид

  2. Придумать три разных специальных лида к одной и той же новости

  3. Изменить заход в опубликованном материале светской хроники

Тема 6. НАГЛЯДНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ СОБЫТИЙ («КАРТИНКИ» РЕПОРТЕРА)

Наглядный «показ» событий в зарисовках и репортажах. Особенности сбора информации. Впечатления как основной изобразительный материал. Сенсорные детали. Колорит: цвет и свет. Звучащее событие; «слуховая деталь».

Эффект внушения как результат работы репортера наглядных новостей.

Зарисовка как жанр современной прессы. Формы и варианты зарисовок в зависимости от характера материала и цели автора (портретные зарисовки, сезонные зарисовки, массовые увлечения и причуды, «социальный тип», приключения и путешествия и др.) Зарисовка – «коллективный портрет»: история литературной формы, современные варианты.

Общее и особенное в приемах создания разных зарисовок; сфера их применения (спортивные, научно-популярные, криминальные сообщения, катастрофы и военные события, путевые зарисовки, быт и нравы).

Тема 7. НОВОСТЬ В ДВИЖЕНИИ. РЕПОРТАЖ

Изменчивость процесса в качестве репортерской новости. Отличие репортажного стиля от других способов изложения факта.

«Настоящее репортажа», – воссоздание ситуации. Определение характера движения и возможности его литературной интерпретации. Наиболее важные этапы и подробности, смена ситуации. Ритмическая деталь. Метафоры движения. Событийный повод и особая тема, «мелодия» репортажа. От «эффекта присутствия» к «эффекту соучастия». Документальный образ и метафора. Происшествие в разных ракурсах (напр. «Репортаж двумя перьями»).

Варианты сюжета репортажа: событийный («стиль песочных часов», «хроника») и «авторский» («Я» действующее»). Реплики и поступки как свидетельства эмоциональной обстановки. Условные «роли» людей в репортажном сюжете («герой», «очевидец», «жертва» и пр.). Обмен репликами, сценка, речевой эпизод в воссозданном наблюдении.

Приемы композиции («крупный план», «панорама», «мелькающие подробности»). Наблюдение за наблюдателем; отражение в тексте репортажа поведения и реакций самого репортера.

СЕМИНАР (По темам 6 и 7)
Вопросы для обсуждения в аудитории


  1. Зарисовки-«картинки» в современной прессе

  2. Драматизация с помощью деталей и фрагментов «картинки» трагических происшествий, криминальной хроники

  3. Стиль и ритм репортажа

  4. Ритмические детали и ритмические метафоры

  5. «Эффект присутствия» и «эффект соучастия»

  6. Лица сквозь факты (поступок, реплика, сценка)


Упражнения в аудитории


  1. Описать по памяти свои ощущения в связи с каким-то знаменательным событием, обратив внимание на выразительные «сенсорные» детали (цвет, свет, звук)

  2. Написать зарисовку «Станция метро» (впечатления от определенной станции, ее оформления, ее особой «атмосферы»)

  3. Предложить (письменно) несколько способов, как можно передать замедленный ритм, ритм «хаоса», «марша» и т.п. (Подобрать соответствующие глаголы, ритмические детали, метафоры).

  4. Продолжить работу над картинкой: «Станция метро», добавив ритмически различающиеся фрагменты: «Прибытие поезда», «Отправление поезда», «Эскалатор».


Тема 8. ИНТЕРВЬЮ: МЕТОД И ЖАНР

Специфика метода. Психологические аспекты профессионального общения. Модели интервью

Профессиональное общение и задачи интервью. Метод и жанр. Воссоздание ситуации общения как живого процесса. Интервью в современной прессе.

Освоение темы и психологическая подготовка. Необходимые заготовки («хворост» для беседы). Проблема вопросника - рабочей гипотезы.

Функциональные группы вопросов; (вопросы с концом «открытым» и «закрытым»; с вводной частью, «накат вопросов» и др.).

Модели профессионального общения. «Свободное плавание».

Тема 9. «ИНТЕРВЬЮ ПИШЕТСЯ ВО ВРЕМЯ ИНТЕРВЬЮ..»

Заготовки и импровизация. Процесс беседы

Практика интервьюирования: умение слушать и слышать. Наглядная непрерывность беседы. Импровизация подлинная и мнимая. Варианты ответов. Ответ как зацепка для вопроса.

Варианты работы со звучащим материалом (его фиксация, приемы немедленной обработки, “заметки на полях” во время беседы).

Основы тактики «дирижирования» течением профессиональной беседы. Стимулирование повторения ответа. Умолчания и недоговоренности. Уклонение от ответа (профилактика, преодоление сопротивления, выравнивание ситуации). Перехват инициативы: приемлемые «перебивки» и возвращения в русло темы. Уточнения по ходу беседы. Варианты «подсказок», договаривание. Временная передача инициативы партнеру. Конфликтные и разоблачающие вопросы. «Роли» и «маски» интервьюера.

Тема 10. ИНТЕРВЬЮ НА ПОЛОСЕ

Воссоздание беседы. Подработка. Литературная отделка

Типы интервью и их особенности. Экспертные интервью. Проблемная дискуссия. Беседы с очевидцами: импровизационные возможности, этические проблемы. «Звездные» интервью: игровая обстановка, интонации, эффект «фехтования». Разоблачительные интервью; приемы «маски». Психологический портрет.

Особенности литературной обработки интервью. Коррекция вопросов. Допустимая коррекция ответов. Информационные заходы и «врезы». Прием: «открытое забрало» в процессе интервью и его отражение в тексте. Фрагменты зарисовок в тексте интервью. Концовка и заголовок.

СЕМИНАР (По темам 8-10)
Вопросы для обсуждения в аудитории

  1. Психологические аспекты интервьюирования

  2. Модели интервью и структура вопросов

  3. Ответы собеседника

  4. Общие проблемы композиции интервью как литературной формы

  5. Разновидности интервью в современной прессе

  6. Типы интервьюеров


Упражнения в аудитории

  1. «Вопрос из ответа». В интервью из текущей прессы указать возможности зацепок за ответы.

  2. «Измените течение беседы» (Предлагается текст, в котором есть «уводящий» ответ, либо слишком пространный, расплывчатый. Надо найти место для «личного вопроса»).

  3. Найти место для «подсказок» в помощь собеседнику.

  4. «Поменяйте задачу интервью» (Предлагается текст интервью со «звездой». Предположив, что собеседник может быть интересен аудитории как «эксперт», или «неординарная личность», изменить содержание, форму, тон вопросов.)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Копперуд Р, Нильсен Р. Как преподносить новости - М.,1998

  2. Лукина М.. Технология интервью, УП - М., Аспект-Пресс, 2003

  3. Шумилина Т. Не могли бы вы рассказать... – М.,1976

  4. Шостак М. Журналист и его произведение - М.,1998

  5. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика – М, 2002

  6. Шостак М. Краткие новости (Лекционные материалы к курсу)- М.2002

  7. Шостак М. Работа репортера, УП ­ М, ИМПЭ, 2007

  8. Шостак М. Работа интервьюера, УП ­ М, ИМПЭ, 2010

Дополнительная литература

  1. Killenberg G. Pablic Covering the News.- New York, 1992

  2. Mencher M. News Reporting and Writing. Dubuque, Iowa, 1991

  3. Шостак М. Журналистика новостей. /Журналист, 1997, №9

  4. Шостак М. Картинки репортера. /Журналист,1997, №10

  5. Шостак М. Интервью /Журналист. - 1997, №11

  6. Шостак М. «Маски» и «роли» журналиста. /Журналист,1998, № 11-12

  7. Шостак М. Факт и новость /Профессия- журналист, 2002 №2

  8. Шостак М. Самоочевидный факт /Профессия- журналист, 2002 №3

  9. Шостак М. Ссылки и цифры в новостях /Профес.- журналист, 2002 №4

  10. Шостак М. Как расширяется новость /Профессия- журналист, 2002 №7-

  11. Шостак М. Оживший факт или наброски с натуры /Профессия – журналист, 2002 №9

  12. Шостак М. Факт состоявшейся беседы /Профессия- журналист, 2002 №10

  13. Шостак М.. Десять масок репортера /Журналистика и медиарынок, 2003, № 1

  14. Шостак М.. Несколько строчек в газете /Журналистика и медиарынок, 2003, №3


Примечание: Зачет принимает лектор (возможно – вместе с преподавателем). Студентам раздаются "памятки" с перечнем контрольных вопросов, заданий по "досье" и обязательных контрольных работ.

Памятка 1

КРАТКИЕ НОВОСТИ

Контрольные вопросы

  1. Требования к качеству кратких новостей; проблема объективности

  2. Критерии отбора фактов («классические элементы новости»)

  3. Хроника, «емкий абзац» и заметка «в стиле hard»

  4. Когда применяют и как оформляют «жесткую» новость?

  5. Структура: «перевернутая пирамида»

  6. С чего начинать сообщение? Варианты суммирующих лидов

  7. Краткость и ясность. (Резервы сокращений и необходимые расширения «жестких» новостей)


Подготовка «досье» (вырезок из текущей прессы)

  1. Подберите краткие сообщения в форме «жесткой» новости с заходами «кто» и «что».

  2. Найдите в текущей прессе сообщения с акцентом на» «где» и «когда» в лиде новости (возможно, это будут «новости на завтра»).

  3. Приобщите к «досье» публикации с комбинированным заходом (напр. «кто –почему», «что – как, каким образом»).

  4. Найдите для «досье» заметку с «составным» («складным») лидом, в котором объединены сообщения о двух и более новостях.


Контрольные работы

  1. Подготовьте заметку о текущем событии «в стиле hard» (краткое емкое сообщение, подчеркивающее итог события).

  2. Приведите «жесткую» заметку недостаточно компактную, изобилующую повторами, но неплохую по фактуре. Припишите свой вариант.


Памятка 2

МЯГКИЙ” ВАРИАНТ КРАТКОГО СООБЩЕНИЯ И НОВОСТЬ В ПОДРОБНОСТЯХ

Контрольные вопросы

  1. В каких случаях рекомендуется форма «мягкой» новости?

  2. Общие задачи и разные варианты «специальных» лидов мягких новостей.

  3. Как расширяется «жесткая» новость и как – «мягкая»?

  4. С какими целями упоминается источник информации, какими бывают ссылки?

  5. Цифры и статистика в новостях.

  6. Фрагменты цитат в новостях в качестве основного и вспомогательного материала.

  7. Задачи новости «с двойным дном»; структура такого сообщения; эффект «комментария без комментария».

Подготовка «досье» (вырезок из текущей прессы)

  1. Подберите заметки с лидом – «интригой» (описательным, драматическим и пр.)

  2. Найдите расширенные заметки (на основе «жесткой» и «мягкой» формы сообщения)

  3. Найдите заметку, в которой удачно обыграны цифры.

  4. Приобщите к «досье» примеры употребления разных ссылок на источник информации: прямой, косвенной, на «затемненный источник» и на «слухи», а также сопоставительных ссылок.

  5. Подыщите удачные примеры цитирования (в лиде заметки, и в концовке –«возврат к теме»).

Контрольные работы

  1. Подготовьте заметку о новостях науки или курьезном происшествии «в стиле soft» (c опорой на какую-то деталь события, что позволяет начинать сообщение с интриги, с оттягивания знакомства с фактом).

  2. Перепишите «мягкое» сообщение, взятое из текущей прессы (Возможно, придется изменить лид, убрать повторы, сделать заметку компактнее).

Памятка 3

НАГЛЯДНЫЕ НОВОСТИ (“КАРТИНКИ”):

ЗАРИСОВКИ И РЕПОРТАЖ

Контрольные вопросы

  1. Какими способами достигается наглядность новости?

  2. Что такое колорит события?

  3. Как передается ритм события?

  4. Что означают «эффект присутствия» и «эффект соучастия»?

  5. Как складывается репортажный сюжет?

  6. «Что говорят» и «как говорят», - условные роли участников событий.

  7. С какими целями используют «картинки» репортера?


Подготовка «досье» (вырезок из текущей прессы)

  1. Приобщите к досье образец спортивного репортажа, или спортивного отчета с фрагментами репортажа (наглядная ситуация, ее неповторимые черты)

  2. Найдите фрагмент репортерской работы, передающий особую обстановку трагического события в жанре зарисовки.

  3. Приведите фрагмент репортажа из «командировки на войну» (автор – свидетель, или участник событий).

  4. Найдите фрагменты «картинок» с ярко выраженным ритмом события (замедленный ритм, событие «в ритме хаоса», ощущение четкого ритма – «марша» и т.п.) Подчеркните в тексте соответствующие глаголы действия, ритмические детали, метафоры.

Контрольные работы

  1. Опишите одну из станций метро в жанре зарисовки, свои ощущения от ее архитектурного и светового оформления; включите фрагменты наблюдений.

  2. Подготовьте сообщение – зарисовку в виде сценки («коллективный портрет»), изображая «перекличку голосов», обмен репликами и пытаясь свести к минимуму попутные описания. (Например: «Нервная очередь»).

  3. Подготовьте событийный репортаж («происшествие в движении»), обращая особое внимание на изображение ритма и эмоциональной атмосферы события.

Памятка 4
ИНТЕРВЬЮ

Контрольные вопросы

  1. Какие заготовки журналиста могут понадобиться в беседе?

  2. Какие варианты вопросов вы знаете?

  3. Когда нужны “перебивки” собеседника? Как это делается?

  4. Обоснуйте употребление “личных” и конфликтных вопросов.

  5. Как в процессе беседы происходит работа с ответами?

  6. Как бороться с уклонением от ответа?

  7. Когда и как возможна «подсказка» собеседнику?


Подготовка «досье» (вырезок из текущей прессы)

  1. Найдите удачный фрагмент интервью, построенного по принципу “свободное плавание” (“вопросы из ответов”).

  2. Подберите фрагмент азартного диалога - обмена колкими репликами.

  3. Подберите фрагмент с аккуратными «перебивками» и конфликтным вопросом журналиста.

  4. Найдите примеры подсказок для уточнения мысли собеседника.

  5. Присоедините к своему досье интервью, в котором видны реакции собеседников и есть фрагменты “картинок”.


Контрольные работы

Напишите интервью. Поговорите с человеком: как с экспертом, либо как с человеком интересной биографии, или как со “звездой” (выбор темы, собеседников, – произвольны).